Подвижная игра - как форма организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в дошкольном образовательном учреждении
статья на тему
Видеть красивого, умного, здорового ребёнка - желание каждого, кто находится рядом с ним, кого волнует и заботит его будущее. Необходимым условием гармоничного развития личности дошкольника является достаточная двигательная активность. В этом отношении трудно переоценить значение в системе физического воспитания детей целесообразно подобранных подвижных игр. Данная работа включает себя теоретическое обоснование "подвижных игр" и опыт работы ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
теоретическая основа и опыт работы | 84.5 КБ |
классификация подвижных игр | 281 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
СЛАЙД №1
Видеть красивого, умного, здорового ребенка - желание каждого, кто находится рядом с ним, кого волнует и заботит его будущее.
Как внешне выглядит здоровый ребенок? Активный, веселый, с хорошим настроением, он легко просыпается утром, умеет достаточно быстро сосредоточиться. В понятие здоровья входит и оценка его поведения, эмоциональная настроенность и соответствие его физического и психического развития возрасту.
Необходимым условием гармоничного развития личности дошкольника является достаточная двигательная активность.
СЛАЙД №2.
Двигательная активность – одна из основных, генетически обусловленных биологических потребностей человеческого организма, которую дает человеку сама жизнь.
Дети, приходя в образовательное учреждение, сталкиваются с одним из первых неприятных сюрпризов, - это… «запрет на движение». Такую ситуацию Н.А. Амосов обозначил как явное противоречие условий социальной жизни законам биологии. Природа дала ребенку врожденное стремление к движению, снабдив его ценнейшим чувством – чувством «мышечной радости». Работая мышцами, ребенок не только расходует, но и копит энергию, которая дает ему возможность строить тело, мозг, интеллект. Чем активнее работают мышцы, тем более жизнеспособен человек. В период интенсивного роста и развития ребенка ведущей для развивающегося организма является костно-мышечная система, а все остальные развиваются в прямой зависимости от нее, в том числе – головной мозг.
СЛАЙД №3
Активная двигательная деятельность (систематические занятия физическими упражнениями) способствует:
- росту и развитию костей и мышечной ткани;
- стимуляции обменных процессов в организме;
- повышению защитных свойств организма.
К числу внешних условий, обеспечивающих бодрость от двигательной активности относятся:
- «свободные движения» в форме игр (мышечная работа);
- возбуждение сердца и дыхания (удовольствием и движением);
- влияние холода на кожу (игры и прогулки на открытом воздухе).
Очень важно физически тренировать детей с раннего возраста. В этом отношении трудно переоценить значение в системе физического воспитания детей целесообразно подобранных подвижных игр.
Этот термин используется для обозначения большой группы игр, СЛАЙД №4 ведущая цель которых – физическое развитие и оздоровление детей. Я.А. Коменский называл семь основных правил подвижной игры: СЛАЙД №5
- движение;
- физическая раскованность и свобода;
- общественный характер;
- состязательность, которая приводит к «колебанию духа между надеждой и страхом»;
- наличие правил, т.к. без них «игроки разбегаются или пускаются в ссоры и драки»;
- легкость, которую приобретает каждый ее участник;
- ограниченность во времени – «у каждой игры должен быть свой конец, так как чрезмерно затянувшаяся игра надоедает».
Запас двигательной энергии ребенка, особенно ребенка младшего возраста, настолько велик, что он сам реализует потребность в движении естественным путем – в игре, и это было хорошо известно с древних времен.
- Определение подвижной игры.
Игра была спутником человека с незапамятных времен. Прогрессивные русские ученые – педагоги, гигиенисты (П.Ф.Лесгафт, А.П.Усова и многие другие) раскрыли роль игры как деятельности, способствующей качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка, оказывающей разностороннее влияние на формирование его личности.
Основатель российской системы физического воспитания. Ф.Лесгафт отводил игре большое место. Определяя игру как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни. СЛАЙД №6 «Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами». Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др.
По мнению М.Н.Жукова, «подвижная игра – относительно самостоятельная деятельность детей, которая удовлетворяет потребность в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил».
А В.Л. Страковская считает, что «подвижная игра – это средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых качеств».
СЛАЙД №7
Подвижные игры способствуют формированию жизненно важных качеств личности как:
- инициатива,
- целенаправленность,
- ответственность,
- критичность мысли,
- настойчивость в преодолении трудностей,
- быстроту реакции,
- координации движений,
- ловкости.
- Значение подвижных игр
Но, несомненно, то, что в формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает разностороннее воздействие на организм ребенка. Давайте вместе вспомним какое…
СЛАЙД №8 Оздоровительное: игра является незаменимым средством совершенствования движений; развивая их, способствует формированию быстроты, выносливости, координации движений. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность.
Велика роль подвижной игры и в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.
Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Совместные действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу.
В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Они овладевают поэтической образной речью.
В игре происходит:
- Формирование дружного детского коллектива;
- Самостоятельности;
- Положительного отношения к труду;
- Становление личности ребенка;
- Формирование здоровья.
Таким образом, подвижные игры оказывают комплексное разностороннее влияние на ребенка.
3. Классификация подвижных игр
Подвижные игры делят на элементарные и сложные. СЛАЙД №9
Элементарные в свою очередь делят на сюжетные и бессюжетные, игры-забавы, аттракционы.
Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни (трудовые действия людей, движение транспорта, движения и повадки животных, птиц и т. д.), игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Правила обусловливают начало и прекращение движения, определяют поведение и взаимоотношения играющих, уточняют ход игры. Подчинение правилам обязательно для всех.
Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные (небольшими группами и всей группой). Игры этого вида используются во всех возрастных группах, но особенно они популярны в младшем дошкольном возрасте.
Бессюжетные подвижные игры «Ловишки», «Перебежки» не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве.
В дошкольном возрасте используются подвижные игры с элементами соревнования (индивидуального и группового), например: «Чье звено скорее соберется», «Кто первый через обруч к флажку» и др. Элементы соревнования побуждают к большей активности в выполнении двигательных заданий. В некоторых играх («Перемени предмет», «Кто скорее до флажка») каждый ребенок играет сам за себя и старается выполнить задание как можно лучше. Если эти игры проводятся с разделением на команды (игры-эстафеты), то ребенок стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды.
К бессюжетным относятся также игры с использованием предметов (кегли, кольцеброс, «Школа мяча» и др.). Двигательные задания в этих играх требуют определенных условий, поэтому они проводятся с небольшими группами детей (двое, трое и т. д.). Правила в таких играх направлены на порядок расстановки предметов, пользования ими, очередность действий играющих. В этих играх наблюдаются элементы соревнования с целью достижения лучших результатов.
В играх-забавах, аттракционах двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования, при этом несколько детей выполняют двигательные задания (бег в мешках и др.), остальные дети являются зрителями. Игры-забавы, аттракционы доставляют зрителям много радости.
К сложным играм относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей). В дошкольном возрасте используются элементы этих игр и дети играют по упрощенным правилам.
Подвижные игры различаются и по их двигательному содержанию: СЛАЙД №10
- игры с бегом, прыжками, метанием и др.
По степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий, различают игры большой, средней и малой подвижности. СЛАЙД №11
К играм большой подвижности относятся те, в которых одновременно участвует вся группа детей и построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки.
Играми средней подвижности называют такие, в которых тоже активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движение выполняется подгруппами.
В играх малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна.
Также существует классификация подвижных игр по преимущественному формированию физических качеств (Е.Н. Вавилова). СЛАЙД №12. И классификация подвижных игр по использовании пособий и снарядов (Н.Н.Кильто) СЛАЙД №13.
Игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила. Живое общение воспитателя с детьми во время игры, эмоциональное ее проведение, объективный анализ результатов помогают более сознательному отношению детей к своему поведению в игре, благоприятно влияют на воспитание дружного коллектива.
4. Опыт работы.
Исходя из всего выше сказанного в нашей дошкольной группе Крыжинской о/о школы уделяется особое внимание подвижным играм.
Подвижные игры проводятся с детьми ежедневно. В утренние часы, до завтрака, даем детям возможность поиграть самостоятельно. Для этого выносим различные игрушки, помогаем малышам найти себе занятие, подбадриваем, шуткой способствуем созданию у них бодрого, радостного настроения.
Проводим игровые упражнения с несложными заданиями, простые игры спокойного характера с небольшими группами детей или с некоторыми детьми индивидуально. Подвижной игрой, организованной со всей группой детей, иногда заменяем утреннюю гимнастику. Такая игровая форма проведения утренней гимнастики используется нами чаще в начале года, когда в коллективе много новых детей, впервые пришедших в детский сад. Игра привлекает их своей эмоциональностью, возможностью активно действовать, выполнять движения в меру своих способностей.
Нецелесообразна активная двигательная деятельность и сразу после завтрака.
Перед занятиями уместны игры средней подвижности, для малышей это игры чаще всего индивидуального порядка. СЛАЙД №14,15
Наиболее полезны и целесообразны подвижные игры на свежем воздухе, во время прогулки. Лишь в ненастную погоду (сильный дождь, ветер, холод) игры организуем в помещении спортивного зала школы, так как в групповой комнате не всегда возможно полноценно провести подвижную игру с большим количеством детей.
На утренней прогулке мы проводим одну подвижную игру, общую для всех детей, и 1-2 игры с подгруппами детей.
Выбор времени проведения интенсивных подвижных игр на прогулке зависит от предшествующей работы в группе. Если в этот день проводилось физкультурное или музыкальное занятие, то мы организовываем игры и спортивные эстафеты в середине или в конце прогулки, а в самом ее начале предоставляем детям возможность самостоятельно поиграть, поупражняться с различными пособиями.
Перед прогулкой мы интересуемся у детей, в какие игры они хотели бы поиграть, и создаем необходимые условия для игр детей по желанию.
На спортивной площадке (СЛАЙД № 16) около нашего участка мы проводим игры большей подвижности с бегом врассыпную, с метанием больших и маленьких мячей, с элементами спортивных игр.
Большинство подвижных игр имеет широкий вековой диапазон: они доступны детям разного возраста. Направляя игровую деятельность, помогаем выбрать способ решения игровой задачи, добиваясь двигательной активности, самостоятельности и творческой инициативы детей. Игровая деятельность своей эмоциональностью захватывает детей и они не ощущают усталости. Во избежание переутомления детей своевременно прекращаем игру или изменяем ее интенсивность.
Мы планируем подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности и сложности, так как у нас разновозрастная группа. Общая длительность игры составляет 10-12 минут. (СЛАЙД №17,18)
Значительное место на прогулке мы отводим подвижным играм с прыжками, таких как «Охотники и зайцы», «Птички и кошка», «Лиса в курятнике» и др., так как они являются действенным средством для повышения двигательной активности детей.
Скакалки дети используют и в подвижных играх «Змейка», «Лошадки».
Наряду с подвижными играми с бегом и прыжками используем игровые упражнения в метании, бросании и ловле мяча, в метании и раскручивании колец кольцеброса с целью подготовки детей к спортивным играм (футбол, баскетбол, бадминтон, кольцеброс).
На вечерней прогулке можно проводить подвижные игры, как со всей группой детей, так и с небольшими подгруппами, но желательны игры малой подвижности. Для этого времени хороши игры с текстом, с пением, хороводные. Их длительность от 5 до 10 мин.
С детьми старшего дошкольного возраста длительность подвижных игр и физических упражнений на прогулке составляет 8- 12 мин. В остальные дни, когда занятия по физической культуре не проводятся, время для проведения подвижных игр увеличивается до 20 – 25 мин.
Среди детей на прогулке большой популярностью пользуются игровые упражнения с использованием природного материала, которые также способствуют развитию двигательной активности. Например: «Не промахнись!», «Попади в цель» (летом используются шишки и картонная мишень, зимой – снежки). «Брось копье», «Кто дальше прыгнет с пенька или кочки», «Пройди по следу» (сохраняя равновесие пройти след в след зимой по снегу, летом – по песку).
Важным моментом является распределение игр и упражнений с учетом их интенсивности и сложности. Мы чередуем физическую нагрузку с отдыхом, более интенсивные, сложные игры и упражнения с менее трудными, знакомые с новыми.
В теплый период года обязательно включаем игры с бегом наперегонки, с элементами соревнований, игры – эстафеты.
Во время подвижной игры дети могут достаточно полно реализовать свои возрастные и индивидуальные двигательные потребности. И здесь велика роль целенаправленного руководства со стороны воспитателя. Как в организованных, так и в самостоятельных играх необходимо своевременное переключение дошкольников с одного вида занятий на другой при рациональном сочетании их по степени подвижности. Поэтому важно, чтобы двигательная активность детей на прогулке регулировалась воспитателем и каждый ребенок находился в поле его зрения.
Дети младшего возраста, общаясь и играя со старшими детьми, нередко сами стремятся организовать подвижную игру, зазывая на участке всех желающих. У детей формируется самостоятельность и активность в подвижных играх и спортивных упражнениях.
Эффективность подвижных игр в дошкольном учреждении во многом определяется пониманием их значимости, которое состоит в том, чтобы:
- удовлетворить естественную биологическую потребность ребенка в движении;
- обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованную для данного возраста двигательную активность и физические нагрузки;
- сформировать навыки в разных видах движений;
- способствовать развитию двигательных качеств и способностей ребенка;
- стимулировать функциональные возможности каждого ребенка и активизировать детскую самостоятельность;
- создать оптимальные условия для разностороннего развития детей: активизации мыслительной деятельности, поиска адекватных форм поведения, формирования положительных эмоциональных и нравственно-волевых проявлений детей.
Таким образом, мы выяснили, что двигательная активность – один из главных механизмов, обеспечивающих полноценное развертывание генетической программы.
Чем больше двигательных действий совершает ребенок, тем быстрее он развивается. За первые 7 лет жизни ребенок проходит огромный и важный путь в развитии движений — от хаотичных элементарных движений до сложных двигательных действий.
Двигательная активность ребенка является одним из показателей его здоровья. СЛАЙД № 19. По словам профессора Т. Сигериста: «Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека».
СЛАЙД №20
Предварительный просмотр:
Мышеловка.
Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая группа детей, взявшись за руки, образует круг. Они изображают мышеловку. Остальные дети (мыши) находятся вне круга. Изображающие мышеловку начинают ходить по кругу, приговаривая:
Ах, как мыши надоели,
Всё погрызли, всё поели,
Берегитесь же, плутовки,
Доберёмся мы до вас.
Вот поставим мышеловки,
Переловим всех сейчас!
Дети останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из неё. По сигналу воспитателя «Хлоп» стоящие по кругу дети опускают руки, приседают – мышеловка захлопывается. Мыши, не успевшие выбежать из круга (мышеловки), считаются пойманными. Пойманные становятся в круг, мышеловка увеличивается. Когда большая часть детей поймана, дети меняются ролями, и игра возобновляется. Игра повторяется 4-5 раз.
Гуси-лебеди.
На одном краю площадки чертой обозначается дом, в котором находятся гуси. На противоположном краю стоит пастух. Сбоку от дома логово, в котором находится волк. Остальное место луг. Дети, исполняющие роль волка и пастуха, назначаются воспитателем, остальные изображают гусей. Пастух выгоняет гусей на луг, они пасутся на лугу, летают.
Пастух. Гуси, гуси!
Гуси. (останавливаются и отвечают хором). Га, га, га!
Пастух. Есть хотите?
Гуси. Да, да, да!
Пастух. Так летите!
Гуси. Нам нельзя,
Серый волк под горой
Не пускает нас домой.
Пастух. Так летите, как хотите,
Только крылья берегите!
Гуси, расправив крылья (вытянув руки в стороны), летят через луг домой, а волк, выбежав из логова, старается их поймать (коснуться рукой). Пойманные гуси идут в логово.
Мы весёлые ребята.
Дети стоят по одной стороне площадки, за чертой. На противоположной стороне площадки также проведена черта. Сбоку от детей, примерно на середине между двумя линиями, находится ловишка. Ловишка назначается воспитателем или выбирается детьми. Дети хором произносят:
Мы весёлые ребята,
Любим бегать и скакать.
Ну, попробуй нас догнать.
Раз, два, три – лови!
После слова «лови» дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет бегущих, ловит их. Тот, до кого ловишка сумеет дотронуться, прежде чем убегающий пересечёт черту, считается пойманным. Он отходит в сторону. После 2-3 перебежек производится подсчёт пойманных и выбирается новый ловишка. Игра повторяется 4-5 раз.
Караси и щука.
Половина играющих, становясь друг от друга на расстоянии трёх шагов, образуют круг. Это пруд, на берегу которого лежат камешки. Одни из играющих, назначенный воспитателем, изображает щуку, он находится вне круга. Остальные играющие – караси, они плавают (бегают0 внутри круга, в пруду. По сигналу воспитателя «Щука!» щука быстро выплывает в пруд, стараясь поймать карасей. Караси спешат спрятаться за кем-нибудь из играющих, стоящих по кругу и изображающих камешки. Щука ловит тех карасей ,которые не успели спрятаться за камешки, и уводит к себе в дом. Игра проводится 2-3 раза, после чего подсчитывается число пойманных щукой карасей. Затем на роль щуки назначается другой играющий. Игры повторяется 3-4 раза.
Указания. При повторении игры, когда выбирают новую щуку, дети, изображающие карасей и камешки, меняются ролями.
Игра малой подвижности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Прогулка-эффективная форма организации физкультурно-оздоровительной работы
Правильная организация и проведение прогулки является хорошим залогом здорового образа жизни дошкольника....
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В статье представлены основные подходы к управлению физкультурно-оздоровительной деятельностью детей в дошкольной образовательной организации. С целью выявления основных подходов в управлении физкульт...
План физкультурно – оздоровительной работы Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №4 «Рябинушка»
Тематическое планирование занятий для воспитанников 3-7 лет...
Мини-поход - одна из форм организации физкультурно- оздоровительной работы
Мини-поход - одна из форм организации физкультурно- оздоровительной работы. 1 слайдМини-поход - одна из форм организации физкультурно-оздоровительнойработы. 2 слайдТуризм:n массо...
Хороводная игра, как форма организации физкультурно-оздоровительного пространства
Презентация для педагогов и родителей...
«Квест - игра как форма организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ"
Сообщение из опыта работы на тему "Квест-игра как форма организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ"...
СОЗДАНИЕ ДЕТСКОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, КАК ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЭКОВОЛОНТЁРСКИХ ДВИЖЕНИЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
В статье описана деятельность дошкольной образовательной организации по созданию новой педагогической модели экологического образования, основанной на объединении детских эковолонтёрски...