ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
статья по теме
В статье представлены основные подходы к управлению физкультурно-оздоровительной деятельностью детей в дошкольной образовательной организации. С целью выявления основных подходов в управлении физкультурно-оздоровительной деятельностью в современном дошкольном образовании проведен анализ сущности категории «управления»; представлены основные принципы и функции управления; в ходе анализа научной литературы выявлены проблемы управления физкультурно-оздоровительной деятельностью в дошкольных учреждениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 27.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Ручко И.С.,
воспитатель
МБДОУ детский сад
комбинированного вида № 64
г. Белгород, Российская Федерация
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В статье представлены основные подходы к управлению физкультурно-оздоровительной деятельностью детей в дошкольной образовательной организации. С целью выявления основных подходов в управлении физкультурно-оздоровительной деятельностью в современном дошкольном образовании проведен анализ сущности категории «управления»; представлены основные принципы и функции управления; в ходе анализа научной литературы выявлены проблемы управления физкультурно-оздоровительной деятельностью в дошкольных учреждениях.
Ключевые слова: физкультурно-оздоровительная деятельность, дошкольная образовательная организация, подходы к управлению физкультурно-оздоровительной деятельностью
THE MAIN APPROACHES TO THE MANAGEMENT OF A SPORTS AND RECREATION ACTIVITY OF CHILDREN IN PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
The article presents the main approaches to the management of a sports and recreation activity of children in preschool educational organizations. To identify the main approaches in the management of health and fitness activities in the modern preschool education an analysis of the essence of the category "management"; the main principles and functions of management; the analysis of scientific literature revealed problems of management of a sports and recreation activity in the preschool institutions.
Key words: sport and recreation activities, pre-school educational organisation approaches to the management of health and fitness activities
В науке термин «управление» трактуется с разных позиций: как воздействие одной системы на другую, одного человека на другого или группу (В.Г. Афанасьев, Н.С. Сунцов и др.); как деятельность (В.С. Лазарев, Г.Х. Попов, М.М. Поташник и др.); как взаимодействие субъектов (Т.И. Шамова и др.).
В своих научных трудах Л.А. Бурганова говорит о том, что в теории управления сущность управления раскрывается, с одной стороны, через понятие «деятельность» и «процесс», с другой - с помощью категории «воздействие». В первом случае управление сводится к действиям и процессу по подготовке и исполнению управленческих решений и по реализации их в практике. Во втором - к воздействию на сознание, поведение и деятельность людей. Управление проявляется в виде влияния субъекта на объект, в ходе которого происходит движение и преобразование последнего, переход из одного состояния в другое, его развитие. [2, с. 4]. Автор отмечает, что обе трактовки представляют собой отражение механистического взгляда на процессы, связывающие управляющих и управляемых. Восприятие управления как одностороннего процесса влияния руководителя на подчиненного является существенным недостатком, хотя и существует наличие обратной связи между субъектом и объектом управления.
В своих работах П.В. Худоминский определяет управление системой образования как систематическое, планомерное, сознательное и целенаправленное воздействие субъектов управления различного уровня на все ее звенья в целях обеспечения воспитания подрастающего поколения [15, с. 43].
В нашем исследовании мы придерживаемся точки зрения А.А. Майер, и под управлением будем понимать специально организованную деятельность управляющей системы (субъекта управления) по воздействию на управляемую систему (объект управления), направленную на обеспечение единства и взаимосвязи целеполагания, целедостижения и целеизмерения в образовании [9, с. 26]. В данном случае мы рассматриваем управление в дошкольном образовании. Так же стоит отметить, что базовыми понятиями здесь так же будут являться субъект управления и объект управления.
При рассмотрении теоретического обоснования управления важную роль играют принципы управления. Остановимся подробнее на содержании принципов.
Принципы управления - основные исходные положения теории управления, учитывающие его закономерности и позволяющие осуществлять эффективное управление и достичь результатов с минимальными затратами ресурсов.
По свойствам все принципы универсальны, воздействуют на все сферы управления, тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, реализуются масштабно и повседневно в методах управления [11, с. 75].
В литературе нет единого подхода к классификации принципов управления, нет единства мнений по поводу содержания основных принципов управления. Некоторые из провозглашаемых принципов, по существу, являются правилами поведения руководителей или органов управления, некоторые вытекают из основных принципов, то есть являются производными.
Принципы управления весьма разнообразны. Классификация принципов должна основываться на отражении каждым из выделенных принципов различных сторон отношений управления. Принципы должны соответствовать как частичным, так и общей цели повышения эффективности производства, социально-экономического развития. Принципы управления служат не только построению умозрительных схем. Они достаточно жестко определяют характер связей в системе, структуру органов управления, принятие и реализацию управленческих решений.
Практически у каждого исследователя, изучающего проблемы управления, имеются свои разработки в этой области. Наиболее оптимальной классификацией для нас является классификация, данная Е.П. Егоршиным, Н.Д. Никандровым. Авторы предлагают разделение принципов управления на 3 основные группы: общие (принцип научной обоснованности управления, принцип системного подхода, принцип оптимальности управления, принцип регламентации, принцип формализации), частные (принципы приоритета цели, принципы соответствия поставленной цели выделенным ресурсам, распорядительства и подчинения; эффективности производства и экономичности, принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации производства и управления, принципы построения процесса организации, принципы организации и осуществления управленческого учета, принципы формирования системы управления персоналом), специальные принципы управления (принципы управления инвестированием, принципы риск-менеджмента, принципы управления технологией, принципы создания эффективных организационных структур) [5, с. 128].
Принципы управления с течением времени развиваются, совершенствуются, конкретизируются. Их эволюция обусловлена кардинальными изменениями в концепции управления, которой придерживались в том или ином обществе в определенный момент времени.
В общем виде по управлением понимают целенаправленную деятельность субъектов различного уровня, обеспечивающую оптимальное функционирование и развитие управляемой системой, перевод ее на новый качественно более высокий уровень, по фактическому достижению целей с помощью оперативного создания оптимальных педагогических условий, способов, средств и воздействий [13, с. 36].
Общие функции управления были сформулированы в 1916 г. А. Файолем. В качестве таковых он выделил организацию, планирование, координацию, контроль и распорядительство.
В современной литературе классификация предложенных функций различна. Так ряд авторов (М.М. Поташник, В.С.Лазарева) определяют следующие функции: планирование (анализ, прогнозирование, целеполагание, и оценка эффективности); организация (анализ, распределение полномочий и ответственности); руководство (анализ, постановка заданий и их мотивация); контроль (анализ, корректировка хода работы).
Стоит отметить, что реформирование образования в России оказало непосредственное влияние на управленческую деятельность дошкольного учреждения. Демократическое администрирование вытесняет авторитарное управление, к управлению, в том числе и физкультурно-оздоровительная деятельность, привлекают педагогов, родителей, общественность. Результат управленческой деятельности в первую очередь обращен на качество дошкольного образования. А так как здоровье является важным показателем качества дошкольного образования, большое внимание уделяется созданию условий для физкультурно-оздоровительной деятельности, реализации личностно-ориентированного подхода в укреплении здоровья детей.
В исследованиях С.И. Филимоновой, Л.В. Новоточиной рассматриваются аспекты формирования инновационной системы управления физкультурно-оздоровительной деятельностью в Центре образования. Они выделяют следующие недостатки в управлении физкультурно-оздоровительной деятельностью в образовательных учреждениях традиционного типа: отсутствие преемственности физкультурно-оздоровительных программ на всех уровнях образовательного процесса, исключение из объекта управления родителей, трудности с конкретизацией сущности физкультурно-оздоровительной деятельности [14, с. 28]. В названных трудах отмечается, что не используются промежуточные организационные структуры при управлении. Разделяя мнение исследователей, на основе анализа, мы бы дополнили, что существенными недостатками являются низкая субъектная позиция всех участников образовательного процесса (воспитанников, родителей и педагогов), снижение ответственности субъектов образовательного процесса за свое здоровье и здоровье ребенка, отсутствие технологии многоуровневого управления физкультурно-оздоровительной деятельностью, что затрудняет процесс управления.
Анализируя проблему управления физкультурно-оздоровительной деятельностью в дошкольных учреждениях, мы пришли к выводу, что данная тематика изучена недостаточно, о чем свидетельствуют единичные работы по данной проблеме.
Анализ научной литературы показывает, что на современном этапе в теории управления образованием в области физкультурно-оздоровительной деятельности выделяют несколько основных подходов.
Это функциональный (процессный), который представлен в работах Т.М. Давыденко [4, с 25], М.М. Поташник [12, с. 93], П.И. Третьякова [13, с. 64], В.С. Лазарева [8, с.79], В.А. Якунина [16, с. 52] и др. Данный подход сложился как развитие основной идеи административной школы о существовании некоторых основных и универсальных функций управления, которые с точки зрения процессного подхода рассматриваются как взаимосвязанные и образующие единый процесс управления. Для успешного управления необходимы как эффективность самих управленческих функций, так и правильная их соорганизация. Основной вопрос теории управления заключается в том, какие из этих функций считать главными и универсальными.
Системный подход, отражен в исследованиях В.П. Беспалько [1, с. 49], А.Г. Кузнецовой [7, с. 38] и др. Согласно которому любая организация — это система, под которой следует понимать определенную целостность, состоящую из взаимозависимых частей, вносящих свой вклад в функционирование целого. Руководитель должен видеть всю организацию, все ее части, взаимодействующие друг с другом и с внешним миром. Надо учитывать, что любое управленческое воздействие на какой-либо компонент организации приводит к многочисленным и зачастую непредсказуемым последствиям. Основная трудность практики управления заключается в том, что современные организации внутренне неоднородны, являясь так называемыми социотехническими системами.
Следующий - ситуационный подход освещен в работах Ю.Ю. Екатеринославского [6, с. 77], Ю.В. Васильева [3, с. 128], М.Х. Мексона, Ф.М. Хедоури [10, с. 284] и др. Данный подход, возникший в конце 60-х годов, представляет собой общую методологию, способ разрешения организационных проблем. Он развивает главный тезис системного подхода: организация — открытая система, постоянно взаимодействующая с внешней средой. Поэтому причины того, что происходит внутри организации, надо искать вне ее, в той ситуации, где она реально функционирует. Это ключевое понятие в данном подходе. В 20-е годы уже был сформулирован «закон ситуации»: «Различные типы ситуаций требуют различных типов знания». Значит, необходим комплекс знаний и умение их выбирать в зависимости от конкретных условий для эффективного поведения в различных жизненных ситуациях.
Довольно часто в научной литературе по данной проблеме исследования встречаются ссылки на технократический и гуманистический подходы. При технократическом подходе все управленческие решения подчинены интересам производства. подход гуманистический отличается содержанием и условиями труда, мотивацией работников, учетом их интересов. Физкультурно-оздоровительная деятельность в дошкольном учреждении, на наш взгляд будет эффективной при реализации и гуманистического, и технократического подходов в управлении. Так как она ориентирована на гармоничное развитие личности, то востребованным становится личностно-ориентированный подход. Но, для того чтобы получить желаемые результаты, необходима технологизация физкультурно-оздоровительной деятельности.
Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что результативность физкультурно-оздоровительной деятельности во многом определяется реализацией научных подходов к ее управлению. Уровень физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольном образовании можно повысить, если изменить характер управленческой деятельности.
Список использованной литературы
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. -М. : Педагогика, 1989. - 190 с.
2. Бурганова Л.А. Теория управления: уч. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 4 с.
3. Васильева О.С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установка: учеб. пособие. - М.: Академия, 2001. - 343 с.
4. Давыденко Т.М. Рефлексивное управление школой: теория и практика: моногр.: Белгород: БелГУ, 1995. - 251 с.
5. Егоршин Е.П., Никандров Н.Д. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: уч. пособие. - Н.Новгород: НИМБ, 2004. - 128 с.
6. Екатеринославский Ю.Ю. Управленческие ситуации: анализ и решения. - М. : Экономика, 1988. 191 с.
7. Кузнецова А.Г. Развитие методологии системного подхода в отечественной педагогике: моногр. - Хабаровск: Изд-во ХК ИППК ПК, 2001. - 152 с.
8. Лазарев В.С. Управление инновациями в школе: учеб. пособие. - М. : Центр пед. образования, 2008. - 351 с.
9. Майер А. А. Интеграция основных компонентов дошкольного образования: уч. пособие. - М.: Сфера, 2013. - 26 с.
10. Мескон М, Альберт М., Хедоури М.Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. - М.: Дело, 2000. - 704 с.
11. Митин А.Н. Механизмы управления: уч. пособие. - М.: Проспект, 2014. - 75с.
12. Поташник М. М., Моисеев А.М. Управление современной школой: М.: Новая шк., 1997. - 352 с.
13. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам: М.: Перспектива, 2010. - 36 с.
14. Филимонова С.И., Новоточина JI.В. Управление физкультурно-оздоровительной деятельностью в Центре образования // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2009. -№ 5. -С. 28-33.
15. Худоминский П.В. Государственно-общественная система управления народным образованием: метод. рекомендации. - М.: Класс-сервис, 1991. - 43 с.
16. Якунин В.А. Обучение как процесс управления: психол. аспекты. - Ленингр. гос. ун-т. Л. : ЛГУ, 1988. - 160 с.
© Ручко И.С., 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная услуга физкультурно-оздоровительной направленности для детей старшего дошкольного возраста "Весёлая ракетка"
Основным направлением работы МАДОУ города Нижневартовска ДС №46 «Кот в сапогах» является организация единого коррекционно-развивающего пространства. В ДОУ функционирует целостная система, создающая оп...
Управление процессом развития профессиональных компетенций воспитателей дошкольной образовательной организации
Одной из основных проблем современного этапа развития российского дошкольного образования, от которой, в свою очередь, зависит и решение всех последующих, является формирование профессиональной компет...
«Использование технологии «Час игры» как способ создания условий для свободной самостоятельной игровой деятельности детей в дошкольной образовательной организации»
Игровые технологии стали неотъемлемой частью современных образовательных тенденций. Умелое их применение педагогом дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) делает занятие интересным для воспитанн...
Консультация для родителей в старшей группе «Организация физкультурно-оздоровительной работы для детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи»
повышение компетентности родителей в организации физкультурно-оздоровительной работы в условиях семьи...
Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)
Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...
Парциальная образовательная программа физкультурно-оздоровительной направленности для детей старшего дошкольного возраста "Здоровячок"
Программа разработана в силу особой актуальности проблемы укрепления и охранения здоровья детей, нправлена на профилактику и коррекцию функциональных отклонений со стороны опорно-двигательного аппарат...
Проектная работа "Парциальная образовательная программа физкультурно-оздоровительной направленности для детей старшего дошкольного возраста "Здоровячок"
Проект отражает совместный запрос педагогов, родителей и общества на сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста....