Хороводная игра, как форма организации физкультурно-оздоровительного пространства
учебно-методический материал по физкультуре
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Благодаря знакомству с русскими народными играми в детском саду, мы сохраняем свои традиции, передаем будущему поколению, тем самым обеспечиваем духовное здоровье наших детей. Русские народные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.
Актуальность проведения хороводных игр: Развитие эмоций и чувств дошкольника, его раскрепощение, создание максимальной ситуации общения детей друг с другом и с педагогами – приоритетная задача каждого воспитателя детского сада. Хороводные игры, хорошо знакомые с детства, являются интегративной деятельностью, органично сочетающей в себе игру и эмоциональное общение детей, побуждающей их к индивидуальным музыкально – ритмическим и творческим проявлениям. Хороводные игры действие – коллективное. Каждый ребёнок может найти место в соответствии со своими возможностями – стать зрителем этих игр, участником, исполнителем главной роли, или сочинителем игровых сюжетов.
Задачи. Хороводные игры помогают создать хорошее настроение, способствуют проявлению двигательной активности, учат выполнять слаженные движения, снижают импульсивность, развлекают детей на детском утреннике, вносят положительные эмоции, дают хороший настрой на весь день. Это целый комплекс игровых упражнений, включающий в себя музыку, пение, свободное движение, декларацию чтение стихов, пантомиму.
Хороводные игры в детском саду просто необходимы, несмотря на внешнюю простоту и основной игровой момент, значение хороводов сложно переоценить. Они: * Развивают чувство ритма и музыкального слуха. * Способствуют совершенствованию двигательных навыков. * Облегчают процесс адаптации. * Способствуют развитию речевой активности детей. * Учат действовать вместе, сотрудничать. * Знакомят детей с лучшими традициями и обычаями.
Хороводные игры доступны ребенку, потому что они: * просты по содержанию при относительной краткости и многократности повторности одного и того же действия; * музыкальны; * имеют установку на забаву, развлечение. В освоении хороводных игр используются следующие приёмы: * целостный показ игры; * частичное разучивание; * совместный анализ игровых образов; * сочинение игровых образов. a
Условия для проведения хороводных игр: * Воспитатель осуществляет отбор хороводных игр с учетом возраста и эмоционального состояния своих воспитанников. * Хороводные игры используются воспитателем как «моменты радости», стабилизирующие и оптимизирующие эмоциональное состояние детей в течение дня. * Развивающий потенциал игры направлен на совместное «раскодирование» педагогом и ребенком эмоций и чувств, их выражение и импровизацию.
Применение методики, способствующей развитию у детей умения творчески воспринимать и исполнять игровые образы и хороводную игру в целом как художественно-игровое произведение; * Участие ребёнка в хороводной игре как субъекта игровой деятельности, а не пассивного объекта педагогического воздействия.
Критерии отбора хороводных игр: * возраст детей; * учет эмоционального опыта детей; опыт художественной деятельности детей; * динамичность хороводных игр; * интерес к хороводной игре, желание играть.
Детские хороводные игры бывают не только круговыми . Построение фигур заимствовано из народного танца: «Стенка на стенку», «Воротца» : участники выстраиваются в две линии и становятся напротив друг друга. На одну музыкальную фразу стенка «находит» на стенку и возвращается на место, затем находит вторая линия. Движение навстречу возможно для обеих линий. Чтобы получились воротца, первые участники линий берутся за руки, под ними пройдут цепочки хоровода.
«Круг» бывает единичный. Для русских народных хороводов характерно движение по солнцу, т. е. по часовой стрелке. Но в игровых танцах возможно и обратное направление. Например, в игре «Карусель» участники закручивают ленты сначала в одном направлении, затем разворачиваются и раскручивают карусель. В играх возможно построение двух отдельных кругов или круга внутри круга.
«Улитка», « Капустка »: закручивание хороводной цепочки в спираль. Эта фигура получается, когда один из участников разрывает круг и начинает движение таким образом, чтобы цепочка обвивалась вокруг импровизированного центра. Такая игра предполагает и возвращение в круг: ведущий пробегает из центра капустки (улитки) и начинает движение по большому кругу . «Змейка»: ведущий направляет хоровод, чтобы образовался зигзагообразный узор. .
Хороводные игры в детском саду можно разделить по тематике. На самом деле, под любую тему можно подобрать игру или придумать ее. Достаточно правильно подобрать музыку, придумать смысл игры, а слова сами лягут на музыку или их подскажут дети .
Cписок самых популярных среди детей хороводных игр Овощи : «Зайка шёл» Фрукты : «Грушка» Игрушки : «Матрёшка», «Подарки», «Флажок» Рыбы : «На реке камыши» Животные : «Мы по лесу идём», «Зайка шёл», «Зайка», «Веселись, детвора», «Медведь» Осень : «Круг», «Овёс» Одежда и обувь : «Колпачок и палочка», «Колпачок», «Каблучок» В гостях у сказки : «Аленький цветочек», «Где был, Иванушка?», «Дедушка Водяной» Птицы : «Горошина», «Огородник и воробей»
Зима : «Медведь» Деревья и кусты : «На реке камыши», «Тишина» Части тела : «Большие и маленькие ножки», «По ровненькой дорожке», «Зайка», «Мы топаем ногами» Продукты питания : «Каравай», «Горошина» Растения : «Аленький цветочек», «Как на нашем на лугу» Моя семья : «Каравай»
Профессии : «Иголка, нитка и узелок» Праздник мам: «Аленький цветочек», «Каравай» Весна : «Солнышко и дождик» Мой дом : «Бабушкин двор», «Вокруг домика хожу» Новый год : «Подарки» Труд человека : «Овёс», «Иголка, нитка и узелок»
Домашние животные : «Водят пчёлы хоровод», «Кошки-мышки», «Конь-огонь», «Бабушкин двор», «Где был, Иванушка?» Дикие птицы : «Жаворонок» Лето : «Карусели», «Тишина», «Солнышко и дождик», «Хоровод» Насекомые : «Водят пчёлы хоровод»
«У оленя дом большой » У оленя дом большой Он глядит в своё окошко Зайчик по лесу бежит В дверь к нему стучит Стук, стук- дверь открой Там в лесу охотник злой. Зайка, зайка, забегай. Лапу мне давай. Привет!
Воспитатели МАДОУ "ЦРР д /с №54«Малыш» Малышкина Е.И. , Николаева И.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Прогулка-эффективная форма организации физкультурно-оздоровительной работы
Правильная организация и проведение прогулки является хорошим залогом здорового образа жизни дошкольника....
Мини-поход - одна из форм организации физкультурно- оздоровительной работы
Мини-поход - одна из форм организации физкультурно- оздоровительной работы. 1 слайдМини-поход - одна из форм организации физкультурно-оздоровительнойработы. 2 слайдТуризм:n массо...
Обобщение опыта работы по теме «Нетрадиционные формы организации физкультурно – оздоровительной работы с детьми и родителями»
В методическом материале представлен опыт работы по организации физкультурно - оздоровительной работы с детьми и родителями. Для нормального физического, психического и интеллектуального развития...
Подвижная игра - как форма организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в дошкольном образовательном учреждении
Видеть красивого, умного, здорового ребёнка - желание каждого, кто находится рядом с ним, кого волнует и заботит его будущее. Необходимым условием гармоничного развития личности дошкольника является д...
«Квест - игра как форма организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ"
Сообщение из опыта работы на тему "Квест-игра как форма организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ"...
Презентация "Сохранение и укрепление здоровья детей через традиционные и нетрадиционные формы организации физкультурно - оздоровительной работы"
Презентация"Сохранение и укрепление здоровья детей через традиционные и нетрадиционные формы организации фтзкультурно - оздоровительной работы"...
Видео "Динамический час как форма организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ"
http://cloud.mail.ru/public/kWBf/r1Yfj9VXh...