«Развитие звуковой культуры речи с применением нетрадиционных методов и элементов логоритмики у детей с ТНР».
статья (старшая группа) на тему
То, что музыка благотворно действует не только на душу, но и на тело, заметили еще в древности. Музыка как один из видов искусства оказывает огромное эмоциональное воздействие на человека, воспринимающего ее. Она как наиболее доступный детскому восприятию вид искусства, способна не только привлекать внимание детей, заинтересовать и доставлять удовольствие, возбуждать эстетическую эмоцию, но и значительно обогатить, эмоционально окрасить даже самые первоначальные представления ребенка о сложном материальном и социальном мире, который его окружает. Таким образом, музыка, музыкальное воздействие может оказать большую помощь в коррекционной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie-logoritmika.docx | 25.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление-практикум
«Развитие звуковой культуры речи с применением нетрадиционных методов и элементов логоритмики у детей с ТНР».
Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое благополучие. Поэтому оздоровление детей в последние годы становится приоритетным направлением в работе многих дошкольных учреждений. Мы все желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми.
Всё, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека.
То, что музыка благотворно действует не только на душу, но и на тело, заметили еще в древности. Музыка как один из видов искусства оказывает огромное эмоциональное воздействие на человека, воспринимающего ее. Она как наиболее доступный детскому восприятию вид искусства, способна не только привлекать внимание детей, заинтересовать и доставлять удовольствие, возбуждать эстетическую эмоцию, но и значительно обогатить, эмоционально окрасить даже самые первоначальные представления ребенка о сложном материальном и социальном мире, который его окружает. Таким образом, музыка, музыкальное воздействие может оказать большую помощь в коррекционной работе.
Работая с детьми, имеющими нарушения речевой функции, мы используем различные методы и приёмы. Используем такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логопедическая ритмика.
Логоритмика – это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения.
Использование элементов и методов логоритмики помогает в доступной и интересной форме развивать общие речевые навыки, отрабатывать артикуляционные, мимические, голосовые упражнения, постепенно формировать координацию движения и рефлекс сосредоточения.
В ходе логоритмических занятий мы используем следующие средства:
- ходьба и маршировка в различных направлениях;
- упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
- упражнения, регулирующие мышечный тонус;
- упражнения, активизирующие внимание;
- речевые упражнения без музыкального сопровождения;
- ритмические упражнения;
- пение;
- импровизация на детских музыкальных инструментах;
- игровая деятельность;
- заключительные упражнения на расслабление (релаксация).
В логоритмические занятия обязательно включаем коммуникативные игры и танцы. Большая их часть построена на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение друг к другу, что даёт детям положительные и радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, ещё больше способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и тем самым нормализации социального климата в детской группе. Игры с выбором участника или приглашением позволяют задействовать малоактивных детей. В коммуникативных танцах и играх не оценивается качество выполнения движений, что позволяет ребёнку раскрепоститься и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.
На занятиях активно используем компьютер, DVD-центр, магнитофон, музыкальные инструменты. Дети выполняют движения под музыкальное сопровождение с четко выраженным ритмом. В итоге у детей развивается речевой слух, речевая память, чувство ритма.
Игра на элементарных музыкальных детских инструментах – любимый детьми вид деятельности. Интерес детей к инструментам неиссякаем. Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии используем изготовленные совместно с детьми самодельные инструменты – «шумелки» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелки» из металлических трубочек, «стучалки» из деревянных палочек, «шуршалки» из мятой бумаги и целлофана. Мы их изготавливаем с помощью родителей, в ход идут и скорлупки, и коробочки от киндер-сюрпризов, и крышечки от пластиковых бутылочек, баночки с крупами и т.д. Детей очень радует, что они могут сами извлекать красивые звуки.
Также дети с удовольствием принимают участие в театрализации песен, сказок. Данный прием развивает творческое воображение, фантазию и доставляет огромное удовольствие. Это опять-таки материал из русского фольклора, песни с ярко выраженным игровым началом, разыгрыванием сюжета, танцем, пляской, шуткой.
Упражнения на релаксацию снимают эмоциональное и физическое напряжение. Задачей этих упражнений является сохранение полученного положительного заряда и состояния внутреннего комфорта.
Занятия по логопедической ритмике мы проводим в виде занятий-развлечений один раз в неделю. Их продолжительность составляет 20 – 35 минут в зависимости от возраста детей и этапа логопедической коррекции.
Увлекательный сюжетный ход, игровая форма в сочетании с широким использованием наглядного материала стимулируют потребность в общении. Как правило, в одном занятии сочетаются игры разнообразной направленности, частая смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес детей к происходящему.
Занятия логоритмики составлены с опорой на лексические темы. В сюжете занятий используются рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей, что позволяет решать коррекционные задачи в игровой форме.
В планировании логоритмических занятий мы руководствуемся принципом концентрического наращивания материала по всем разделам изучаемых ежегодно лексических тем, что положительно сказывается на расширении словарного запаса дошкольников. Как известно, отклонения в развитии детей стихийно не преодолеваются, требуется специально организованная систематическая работа.
Безусловно, лучшим способом организации работы является сотрудничество. В нашем детском саду работа по логоритмике ведется комплексно творческой группой педагогов, в которую входят — учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель и родителями. Все специалисты активно взаимодействуют друг с другом, координируют свои действия: планируют совместную деятельность с целью решения определённых задач, обсуждают составленные планы, вырабатывают единую стратегию и тактику. У каждого специалиста свой вид деятельности, но цель у всех общая – развитие и воспитание ребёнка. Учитель-логопед составляет конспект занятия, задаёт лексическую тему, организует остальных специалистов, проводит занятие. Музыкальный руководитель подбирает музыкальное сопровождение, рекомендует музыкально-дидактические игры, упражнения, танцы, песни, участвует в проведении занятий. Воспитатели проводят подготовительную работу по заданию логопеда, разучивают стихи и движения, оказывают помощь в проведении занятия.
Комплекс логоритмических разминок назван «Разноцветная полянка». Это то место, где времена года сменяют друг друга, где всегда весело и интересно, где дети познают мир, себя в этом мире, делают открытия, учатся преодолевать трудности.
У утренней логоритмической разминки есть свои особенности:
- Она несет положительный эмоциональный настрой на весь предстоящий день.
- Включает в себя игры и упражнения, обеспечивающие детям двигательную активность.
- Включает средства логопедического воздействия (упражнения и игры на развитие артикуляции, мелкой моторики, дыхания).
- Упражнения и игры на развитие музыкальных способностей.
Схема построения разминок:
1 часть - вводная. Подготовительная к занятию (песенка-приветствие).
2 часть - основная. Игры и упражнения на развитие внимания, памяти, мышления, координации движений, речи с движением, ориентировки в пространстве, общей и мелкой моторики, дыхания, чувства ритма, музыкальных способностей.
3 часть - заключительная. Возвращает детей к уравновешенному, спокойному состоянию.
Каждая разминка начинается с песенки-приветствия. Она поднимает настроение, задает позитивный настрой к предстоящей деятельности, способствует воспитанию коммуникативных качеств. Попадают дети на Разноцветную полянку с помощью маршировки и ходьбы разного вида, которая укрепляет мышцы, вырабатывает правильную осанку, способствует развитию ориентировки в пространстве.
Использование на логоритмических разминках игрушек, музыкальных инструментов, игровых атрибутов, аудиозаписей заинтересовывает детей, активизирует их и вызывает желание принять участие в том или ином виде деятельности. Создать обстановку, соответствующую теме разминки, помогает оформление музыкального зала. Постоянным атрибутом оформления являются макеты деревьев (осенью – с желтой листвой, зимой – «заснеженные»), обозначающие границы «Разноцветной полянки». К занятию «Листопад» можно «разбросать» по шторам разноцветные осенние листья, к занятию «Осенний дождик» добавить тучки с капельками, к занятию «Урожай собирай» оформить мини-огород или натюрморт из овощей и фруктов и т.д.
Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нём родителей, которые принимают участие в логоритмических развлечениях, помогают в изготовлении атрибутов и костюмов.
Считаю, что логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции. В результате использования логоритмики к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого развития. У дошкольников увеличивается словарь, воспитывается грамматически правильная речь, развивается фонетическое восприятие и связная речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по развитию речи на тему: «Воспитание звуковой культуры речи с помощью современных методов и приемов обучения» в старшей группе
Цели:• Формирование умения правильно произносить звуки, производить звуковой анализ слова.• Развитие речевого дыхания, тем...
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...
Занятие по развитию звуковой культуры речи "Звуки Т и ть, Д и дь" для детей подготовительной группы
В данном документе представлена технологическая карта занятия и конспект к нему. Данное занятие проводилось с ребенком подготовительной группы в дистанционном формате. Данный материал был разработан в...
Дидактическая игра с применением коллажа, как средство развития звуковой культуры речи
Дидактическая игра с применением коллажа, как средство развития звуковой культуры речи...
Дидактическая игра с применением коллажа, как средство развития звуковой культуры речи
Дидактическая игра с применением коллажа, как средство развития звуковой культуры речи...
Развитие звуковой культуры речи с применением чистоговорок.
В статье освещается вопрос применения чистоговорок с детьми дошкольного возраста. Суть их использования заключается в самом названии – чисто говорить....
«Применение современных образовательных технологий в развитии звуковой культуры речи детей раннего возраста».
Важное приобретение ребенка в дошкольном возрасте - это овладение родным языком. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития. Име...