Развитие звуковой культуры речи с применением чистоговорок.
статья по развитию речи
В статье освещается вопрос применения чистоговорок с детьми дошкольного возраста. Суть их использования заключается в самом названии – чисто говорить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_chistogovorki.docx | 17.74 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие звуковой культуры речи у детей через чистоговорки»
Одним из важнейших условий полноценного развития ребенка является хорошая речь. Богатая развитая речь ребенка позволяет ему с легкостью высказывать собственные мысли, без труда выстраивать отношения со сверстниками, общаться со взрослыми. Чем более развитая у ребенка речь, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Именно по этой причине очень важно уделять формированию речи детей достаточно времени, заботиться о ее чистоте и правильности, своевременно предупреждать и исправлять имеющиеся нарушения, к которым относятся любые отклонения от общепринятых норм языка.
Звуковая культура речи – компонент речи, охватывающий все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произнесение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение.
Для ее воспитания в ДОУ может быть использован разнообразный речевой материал: звукоподражание, потешки, считалки, загадки, пословицы, чисто- и скороговорки.
В данной статье хочется осветить вопрос применения чистоговорок в дошкольном возрасте. Суть их заключается в самом названии – чисто говорить.
Если говорить более детально, чистоговорки представляют собой небольшой по объёму речевой материал, который сочетает в себе сложные звуки, слоги, слова, произношение которых вызывает у детей затруднения. Следует отметить, что это очень удобный речевой материал.
Систематическое использование их в практике работы с детьми способствует развитию у дошкольников восприятия темпа, ритма, речевого дыхания, навыков управления силой голоса. Кроме того, благодаря чистоговоркам, с легкостью отрабатывается четкость дикции, сила и координация воздушной струи, модуляция голоса, правильный темп речи, ее интонационная выразительность. При этом происходит и обогащение словарного запаса, что играет немаловажную роль в развитии познавательных процессов и мыслительных операций.
Помимо общего речевого развития детей чистоговорки применяются не только для становления речи ребенка, но и для автоматизации некоторых звуков. При этом повторять чистоговорки следует начинать именно тогда, когда ребенок уже научился произносить вызывающий трудности звук в словах.
Произносить чистоговорки рекомендовано в течение 2 – 3 раз в день, в течение 3 – 4 минут.
После того, как ребенок усвоил правильное произношение определенной чистоговорки, можно переходить к заданиям: постепенному ускорению или замедлению темпа ее произношения, попросить ребенка выделить закрепляемый слог при помощи ударения или пауз.
Целесообразно применение чистоговорок и для закрепления знаний по изученным лексическим темам. Таким образом, можно добиться активизации словаря по теме, усовершенствовать некоторые лексико – грамматические категорий, помочь детям усвоить чувство рифмы.
При введении новых чистоговорок следует обращать внимание детей на еще незнакомые ребенку слова и объяснять их смысловое значение.
Можно предложить детям самим придумать чистоговорки, что прекрасно способствует развитию их творческого воображения.
Чистоговорки по лексическим темам можно произносить: меняя силу голоса, интонацию или темп.
Таким образом, систематическое применение чистоговорок в ДОУ обеспечивает ребенку четкость дикции, способствует формированию выразительности его речи, в то же время обогащая его новыми интересными знаниями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...
«Развитие звуковой культуры речи с применением нетрадиционных методов и элементов логоритмики у детей с ТНР».
То, что музыка благотворно действует не только на душу, но и на тело, заметили еще в древности. Музыка как один из видов искусства оказывает огромное эмоциональное воздействие...
ТЕМА: «ЗВУКОВОЙ ГОРОДОК» Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в старшей группе
Развивать у детей звуковую культуру речи...
Дидактическая игра с применением коллажа, как средство развития звуковой культуры речи
Дидактическая игра с применением коллажа, как средство развития звуковой культуры речи...
Дидактическая игра с применением коллажа, как средство развития звуковой культуры речи
Дидактическая игра с применением коллажа, как средство развития звуковой культуры речи...
Тематическая Программа по формированию функциональной грамотности посредством развития звуковой культуры речи с детьми «Наши друзья - Звуковички»
Тематическая Программапо формированию функциональной грамотности посредством развития звуковой культуры речи с детьми «Наши друзья - Звуковички»...
«Применение современных образовательных технологий в развитии звуковой культуры речи детей раннего возраста».
Важное приобретение ребенка в дошкольном возрасте - это овладение родным языком. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития. Име...