«Применение современных образовательных технологий в развитии звуковой культуры речи детей раннего возраста».
материал

Половинко Кристина Александровна

Важное приобретение ребенка в дошкольном возрасте - это овладение родным языком. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития. Именно в дошкольном возрасте ребенок активно усваивает разговорный язык, речь развивается и становится - фонетической, лексической, грамматической. Сензитивный  период развития происходит в дошкольном детстве, а значит полноценное овладение родным языком и является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей. Чем раньше мы будем обучать родному языку, тем легче ребенку будет им пользоваться в дальнейшем.

Особенно продуктивным и важным является период раннего дошкольного возраста. Ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты. К трем годам словарь ребенка состоит из 500-800 слов. В последние годы отмечается тревожная тенденция роста количества детей, имеющих различные нарушения речи. Их причиной могут быть экологические, социально - психологические, биологическкие и другие факторы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №15» города Смоленска

Подготовила: Половинко К.А.

Воспитатель

«Применение современных образовательных технологий в развитии звуковой культуры речи детей раннего возраста».

Важное приобретение ребенка в дошкольном возрасте - это овладение родным языком. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития. Именно в дошкольном возрасте ребенок активно усваивает разговорный язык, речь развивается и становится - фонетической, лексической, грамматической. Сензитивный период развития происходит в дошкольном детстве, а значит полноценное овладение родным языком и является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей. Чем раньше мы будем обучать родному языку, тем легче ребенку будет им пользоваться в дальнейшем.

Особенно продуктивным и важным является период раннего дошкольного возраста. Ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты. К трем годам словарь ребенка состоит из 500-800 слов. В последние годы отмечается тревожная тенденция роста количества детей, имеющих различные нарушения речи. Их причиной могут быть экологические, социально - психологические, биологическкие и другие факторы.

Развитие речевой деятельности ребенка зависит от складывающегося в начале его жизни чувственного познания: зрительного, слухового, тактильного. Определяющим моментом в успешном решении задач развития речи является правильный выбор педагогических технологий, которые были бы не только адекватны возрастным возможностям детей, но и обеспечивали возможность легко решать речевые задачи в разных формах работы с детьми. Поэтому в своей работе мы применяем современные технологии, которые позволяют всесторонне развивать ребенка, включая в работу все органы чувств, оказывая положительное воздействие на развитие речи детей.

Современные технологии - это система способов, методов, приемов, направленных на достижение позитивного результата за счет динамичных изменений в личностном развитии ребенка. При выборе технологии необходимо ориентироваться на следующие требования:

- ориентация технологии не на обучение, а на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения речи

-технология должна носить здоровьесберегающий характер

-основу технологии составляет личностно - ориентированное взаимодействие с детьми

- реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей

-организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности

-учет индивидуальных и возрастных особенностей детей

Современные образовательные технологии и методики, применяемые с детьми раннего возраста, направленные на развитие речи:

1. Здоровьесберегающие технологии.

а) артикуляционнаяя гимнастика

Большое место в развитии речи детей занимает использование артикуляционной гимнастики. Это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление, развитие силы, подвижности мышц артикулярного аппарата. Она является основой формирования речевых звуков.

б) пальчиковая гимнастика

Очень важно с самого раннего возраста развивать у ребенка мелкую моторику. Без развития мелкой моторики невозможно нормальное развитие интеллекта ребенка. Чем быстрее ребенок работает пальчиками, тем быстрее он развивается, лучше говорит и думает. К пальчиковой гимнастике относят:

-пальчиковые игры

-рисование пальчиками на манной крупе

-работа с тестом, пластилином

-использование массажных мячиков

-использование пальчикового театра

-рисование пальчиками

в) логоритмические упражнения

Это двигательные упражнения, в которых движения сопровождаются произнесением специального языкового материала с использованием музыкального сопровождения. Движения в сочетании с музыкой и речью оказывают положительное воздействие на развитие речи и мышления. Логоритмические упражнения включают в себя:

-упражнения на развитие чувства ритма

-логопедическую гимнастику

-упражнения на развитие общей моторики

-разные виды ходьбы

-упражнения на развитие внимания

-дыхательные упражнения

-упражнения на развитие мелкой моторики

В работе используются ежедневно. Организуются как индивидуально, так и в подгруппе, ив группе детей.

2. ИКТ

Мультимедийная презентация

Позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей, задействовать все виды памяти. Презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, формирует у детей систему мыслеобразов. Ребенку с наглядно - образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действия объекта.

#1058;ехнология обучения образной речи (технология обучения составлению сравнений)

Обучение по этой технологии начинают с трех лет. В группах раннего возраста ее можно использовать со второй половины года. Упражнения проводят как на занятиях, так и в свободное время. В младшем возрасте сравнения составляют по признаку цвета, формы, вкуса, звука. Например: Мячик по форме такой же круглый, как яблоко

Цыпленок по цвету такой же желтый, как солнышко.

#1058;ехнология обучения составлению загадок

Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции, ребенок получает радость от речевого творчества.

В группах раннего возраста можно использовать со второй половины года. В этом возрасте это будет коллективный речевой продукт, сочиненный совместно со взрослым.

#1048;спользование элементов сказкотерапии

В группах раннего возраста можно использовать со второй половины года. Развитие речи сказкотерапией - наиболее эффективный и доступный способ совершенствования речи. Для детей трех лет рекомендуется делать главными героями сказки игрушки, животных. Это будет коллективный речевой продукт, сочиненный совместно со взрослым.

6. «Технология активизирующего обучения речи как средства общения»

Автор: О. А. Белобрыкина

Нацелена на формирование качественной стороны речевой деятельности детей в процессе общения. Представленные игры направлены на развитие различных видов речевой активности.

#1058;ехнология « Азбука общения»

Автор: Л. М. Шипицына

Предназначена для детей от трех лет. Содержит разные виды игр, которые направлены на речевое общение и взаимодействие детей.

Используя в работе современные технологии, сочетая их с традиционными формами обучения, мы имеем возможность решать речевые задачи, обогащать, развивать, улучшать речь детей, и делать это интересно, весело и увлекательно для детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Развитие звуковой культуры речи детей дошкольного возраста через дидактические игры"

В ходе игры выстраивается целая система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развивает психические функции, среди которых речь занимает основное место....

Выступление на районном семинаре " Звуковая культура речи детей раннего возраста"

Выступление на районном семинаре " Звуковая культура речи детей раннего возраста"...

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

рекомендации для родителей по развитию звуковой культуры речи....

Диагностика первоначального уровня сформированности звуковой культуры речи детей раннего возраста по методике по методике Серебряковой Н.В. и Максакова А.И.

Общение ребенка со взрослыми и сверстниками наиболее успешно осуществляется тогда, когда говорящий внятно и чисто произносит слова. Нечеткое или неправильное произношение слов может быть причиной их н...

Картотека игр на развитие звуковой культуры речи в раннем возрасте

Картотека игр на развитие звуковой культуры речи...

Формирование звуковой культуры речи детей раннего возраста (от одного до двух лет)

Вторая группа детей раннего возраста (от одного до двух лет)В этот период у ребенка резко возрастает способность к подражанию речи взрослых, интенсивно развивается ее понимание, активная речь. С первы...