Перспективно-тематический план по формированию валеологической культуры для детей от 2 до 7 лет.
календарно-тематическое планирование на тему
Предварительный просмотр:
Перспективно-тематический план по формированию валеологической культуры для детей от 2 до 7 лет.
Перспективно-тематический план направлен на воспитание у детей основ культуры здоровья, чувства собственного достоинства и гуманного отношения к людям; формирование представлений о здоровом образе жизни, основ рационального питания, правилах гигиены, охране здоровья; развитие умений и навыков безопасной жизнедеятельности как средства личной защиты.
Цель: Воспитание системы отношений к своему здоровью, как главной ценности
жизни.
Задачи:
- Формировать навыки ухода за телом.
- Формировать знания о правильном - рациональном, сбалансированном питании.
- Формировать осознанную потребность в физическом здоровье, понимании сущности здорового образа жизни.
- Формировать у детей представление о своей принадлежности к человеческому роду.
- Дать основные представления о строении и функции тела.
- Познакомить с элементарными научными знаниями об органах человека, т.е. теми которые доступны для изучения и наблюдения.
- Познакомить с правилами ухода за больными (выполнять просьбы и поручения, заботиться, не шуметь); с элементарными приемами первой медицинской помощи в случае травмы (ушиба, пореза, ссадины).
- Развивать умения анализировать свои поступки, чувства.
- Развивать умения и навыки безопасной жизнедеятельности, как средства личной защиты и здорового образа жизни.
- Воспитывать чувство собственного достоинства, гуманного отношения к людям.
Перспективно-тематический план предусматривает интеграцию образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие»», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Перспективно-тематическое планирование с детьми 2-3 лет
Тема Цель, задачи | Организованная образовательная деятельность | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов |
«Культурно-гигиенические навыки» Цель: Познакомить детей с правилами личной гигиены; предметами и действиями при выполнении гигиенических процессов (мыть руки, вытирать нос, пользоваться индивидуальными предметами.). Побуждать к самостоятельному их выполнению. Воспитывать культурно – гигиенические навыки. | Тема : «Подружимся с водой» Цель: Познакомить детей со свойствами воды (льется, теплая, холодная, умывается, стираем) Активизировать речь детей новыми словами: теплая, холодная. Воспитывать умение выполнять элементарные культурно- гигиенические навыки. Тема : «Купание куклы Кати» Цель: Формировать правильное запоминание и употребление в речи названий предметов, действий, качеств. Активизировать речь детей новыми словами: полотенце, ванночка, мыло, мыльница, намыливать, вытирать. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, аккуратность. Тема: «Мама купает Колю» Цель: Учить различать и называть части тела (руки, ноги, лицо, шея, спина). Формировать элементарные представления об уходе за телом. Ввести в словарь детей: намыливает, скупывает, вытирает. |
|
Перспективно-тематическое планирование с детьми 3-4 лет
Тема Цель, задачи | Организованная образовательная деятельность | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов |
«Культурно-гигиенические навыки» Цель:
Продолжать знакомить детей с основными правилами личной гигиены. Воспитывать желание быть опрятным и аккуратным. | Цель: Формировать у детей представления о правилах личной гигиены. Познакомить детей с тремя «золотыми» правилами по уходу за руками: мыть руки после туалета, после прогулки, перед едой. Расширять и активизировать словарь: мыло, мыльная пена, душистое, розовое, белое, вода- чистая, теплая, холодная, прозрачная. Развивать коммуникативные навыки. Воспитывать желание быть опрятным и аккуратным. Тема: «Надо, надо по утрам и вечерам…» Цель: Продолжать формировать у детей навыки личной гигиены (умываться, чистить зубы, расчесывать волосы, вытирать лицо только своим чистым полотенцем). Закрепить знания о том, что у полотенца разное назначение - для рук, ног, тела. Развивать мелкую моторику, сенсорные ощущения, словотворчество. Воспитывать желание быть опрятным и аккуратным. | • Чтение: А Ремизов «Пальцы», К.И.Чуковский «Мойдодыр», Н.Пикулева «Умывалочка», И. Токмакова «Тили-Тили», Н.Саконская «Где мой пальчик?», Е.Чарушин «Утка», С.Капутикян «И меня!», Г.Лагздынь «В кране булькает вода» М.Газеев «Утром», потешки «Водичка, водичка, умой мое личико!», «Расти ,коса, до пояса..» и др. • Общение на тему: «Зачем человеку зубы», «Что полезно, что вредно для зубов», «Чем я моюсь». • Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Детский сад», «Парикмахерская». • Игры-экспериментирования с водой, мылом: «Веселые путешественники», «Веселые кораблики», «Нырки», «Вот какая пена», игры с губками, переливание воды, игры с резиновыми игрушками в воде. • Пальчиковые игры с названием пальцев. • Дидактическая игра: «Собери лицо», «Что нужно, для того чтобы быть чистым?» • Ситуации: «Завяжем куклам бантики», «Расчешем куклам волосы», «Сделаем кукле прическу» • Психогимнастика: «Как умываются животные» • Практические упражнения на формирование и закрепление навыка полоскания рта после еды, чистки зубов. |
«Школа питания» Цель: Обогащать знание об овощах и фруктах; об их пользе. Формировать навыки еды. Закреплять представление о культуре этикета при приеме пищи. | Тема «Овощи и фрукты – полезные продукты» Интегрированное (аппликация) Цель: Уточнять и закреплять понятия овощи, фрукты. Развивать умение различать овощи и фрукты зрительно, на ощупь, на вкус, выделяя характерные признаки: цвет, форму, размер, вкусовые характеристики. Уточнить знания о пользе овощей и фруктов для организма человека. Развивать умение наклеивать готовые форы. Закрепить величину: большой, маленький. Развивать внимание, перцептивные действия, мыслительные процессы. Развивать положительные эмоциональные реакции. |
|
«Я узнаю о себе» Цель:
Дать детям элементарные знания об анатомическом строении человека. Познакомить с назначением глаз, ушей, носа, рта. Формировать понятие «Мы – мальчики», «Мы - девочки». Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, обоняние; эмоциональную сферу детей. Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью; доброжелательное отношение к людям. | Тема: «Знакомимся со своим телом» Цель: Учить детей понимать значение отдельных частей своего тела: руки, ноги, голова, туловище. Помочь ребенку осознать, что физические упражнения вызывают хорошее настроение. Формировать интерес к физическим упражнениям. Тема: « Кто мы ?» Цель: Формировать понятие «Мы – мальчики», «Мы- девочки». Закреплять названия частей тела, одежды. Развивать умение устанавливать простейшие связи между собой и игрушками. Формировать представления о дружбе. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, вещам. Тема: «Пять помощников моих» Цель: Учить детей понимать значение отдельных частей своего тела: глаз, ушей, носа, рта. Упражнять в различении детей по одежде, прическе и др. особенностях. Развивать зрительное и слуховое внимание, обоняние и вкусовые качества. Тема: «Моя улыбка» Цель: Учить детей определять состояние человека по лицу, голосу. Упражнять детей в умении проявлять и различать радость, удовольствие. |
|
«Безопасный стиль поведения» Цель: Дать знания об источниках опасности в квартире и групповой комнате. Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью. | Тема: «Опасность подстерегает» Цель: Расширять представления о предметах, которые могут служить источником опасности в доме. Познакомить с правилом «Нельзя». -Нельзя брать спички, трогать газовую плиту, вставлять пальцы в электророзетки, трогать работающие электроприборы. -Брать иголки, ножницы, лезвия, режущие и колющие предметы, лекарства из аптечки, пить их. -Выходить без взрослого на балкон, подходить к открытому окну. Способствовать осознанному выполнению правил безопасного поведения. Тема : «Кошкин Дом» Цель: Познакомить с опасностью, происходящей от огня; правилам поведения при угрозе пожара. Дать знания о причинах пожара. Воспитывать осторожность в обращении с огнеопасными предметами на примере литературных героев. |
С.Маршак «Пожар», «Кошкин Дом», К.Чуковский «Путаница»
«Что может испортить Новогодний праздник?», «Беседа о работе пожарных», «Этого бы не случилось…», «Предметы, требующие особого обращения», «Спички в вашем доме»
|
Перспективно-тематическое планирование с детьми 4-5 лет
Тема Цель, задачи | Организованная образовательная деятельность | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов |
«Культурно-гигиенические навыки» Цель: Формировать представление о правилах личной гигиены. Дать сведения о зубах человека, о важности здоровых зубов, об уходе и поддержании их в здоровом состоянии. Воспитывать осознанное желание быть опрятным и аккуратным. | Тема: «Чтобы зубы были крепкими» Цель: Формировать у детей навыки личной гигиены. Закрепить знания о назначении зубов, об уходе и поддержании их в здоровом состоянии. Развивать умения делать простейшие выводы. Расширять и активизировать словарь. Воспитывать культуру общения и поведения. Тема: «Встреча с Незнайкой» Цель: Продолжать закреплять культурно-гигиенические навыки: -нельзя пользоваться общим полотенцем, зубной щеткой, расческой, носовым платком; нельзя пить из общих стаканов; при чихании и кашле следует закрывать рот платком. Развивать умение наблюдать, делать простейшие выводы. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; желание быть опрятным и аккуратным |
|
«Школа питания» Цель: Обогащать знания детей о продуктах питания. Формировать представление, что здоровье человека зависит от правильного питания. Прививать детям культуру поведения за столом. | Тема: «Приятного аппетита !» Интегрированное (рисование) Цель: Формировать понятие, что здоровье зависит от правильного питания: еда должна быть не только вкусной, но и полезной. Развивать самостоятельность при выборе содержания рисунка, материалов (карандаши, краски, бумага разного формата, оттенка). Расширять и активизировать словарь. Воспитывать заботливое отношение к себе (следить за тем, чем питаешься). |
|
«Я узнаю о себе» Цель: Дать детям знания о необходимости ежедневных занятий спортом. Формировать понятия «Я - человек», «Мы –люди»: потребность в ежедневной двигательной активности. Развивать интерес к изучению строения организма человека; эмоциональную сферу детей. Воспитывать интерес к здоровому образу жизни; чувство собственного достоинства, уважение к сверстникам. | Тема: «Кто мы» Цель: Продолжать формировать у детей понятия «Я- человек», «Мы –люди». Продолжать учить видеть сходство и различие друг с другом, между человеком и животным. Воспитывать чувство уважения к сверстникам. Тема: «Дружим со спортом» Цель: Дать элементарные знания о назначении и работе сердца. Закрепить знания о том, зачем нужны ноги, руки. Продолжать знакомить со способами тренировки этих органов. Воспитывать желание заниматься физическими упражнениями. Тема: «Как я дышу» Цель: Познакомить детей с ролью воздуха и органов дыхания в жизни человека; с правилами охраны органов дыхания: -не дышать ртом; -не кричать на морозе; вдыхать воздух носом. Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью. Тема : «И хорошее настроение не покинет больше нас» Цель: Дать детям понятие, что такое настроение. Упражнять детей в определении своего настроения. Формировать способность регулировать свои чувства, умение преодолевать негативное эмоциональное состояние. Развивать эмоционально-волевую сферу детей. |
|
«Заботливое отношение к себе и другим» Цель: Дать знания о том, что человек может болеть. Познакомить с элементарными знаниями по профилактике заболеваний. Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью, лечению. | Тема: «Здоровье и болезнь» Цель: Научить детей заботится о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью. Обогащать словарь детей: прививки, микробы, витамины, болезнь, лекарства, здоровье. Воспитывать положительное отношение к выполнению правил гигиены, осознанное отношение к своему здоровью. |
Обведение рук и ступней для игры «Как я расту»; Рисование «Мой друг» , «Нарисуй свой портрет», «Мое настроение», и др. Прослушивание пьесы П.Чайковского «Новая кукла», «Болезнь куклы» и др.
(с использованием иллюстраций)
«Почему заболели ребята»
|
«Безопасный стиль поведения» Цель: Познакомить детей с правилами поведения в ситуациях, в которых может возникнуть угроза жизни и здоровью. Формировать навыки осторожного поведения. Воспитывать осознанное отношение детей к своей жизни, здоровью. | Тема: «Будь осторожен» Цель: Учить детей определять ситуации, в которых может возникнуть угроза жизни и здоровью; правильно вести себя при встречи с незнакомыми людьми. Формировать навыки осторожного поведения. |
|
Перспективно-тематическое планирование с детьми 5-6 лет
Тема Цель, задачи | Организованная образовательная деятельность | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов |
Культурно-гигиенические навыки Цель: Учить осознанному отношению к своему здоровью. Воспитывать положительное отношение к выполнению правил гигиены. | Тема: «Чистота залог здоровья» Цель: Расширять знания о том, почему нужно содержать в чистоте кожу. Развивать умения делать простейшие выводы. Воспитывать желание быть здоровым и знать, что здоровье надо укреплять. |
|
Школа питания Цель: Дать элементарные знания о витаминах. Развивать познавательный интерес, творческий подход к своему питанию у детей. Формировать представление о влияние разнообразной пищи на здоровье. Закрепить знания о культуре и гигиене питания.
Воспитывать сознательную установку на здоровый образ жизни, желание заботиться о своем здоровье. | Тема: «Живые витамины» Цель: Формировать знания о влиянии пищи на здоровье. Дать элементарные представления о витаминах. Обогащать словарный запас новыми словами. Закреплять знание этикета во время еды за столом. Воспитывать культуру питания, чувства меры. |
|
«Я узнаю о себе» Цель: Познакомить детей с такими понятиями как, день рождения, День ангела. Дать элементарные знания о костной системе. Развивать умение выражать свои чувства. Воспитывать гордость за свое имя; бережное отношение к своему здоровью; осознанное отношение к занятиям спортом. | Тема: «Мое имя» Цель: Продолжать знакомить с собой; сделать значимыми для ребенка понятия: -день рождения; День Ангела (именины) Расширять и активизировать словарь. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми: доброту, внимание к другим детям и взрослым. Тема «Красивая осанка» Цель: Формировать знания о том, как важно иметь красивую осанку. Побуждать детей следить за своим здоровьем, выполнять физические упражнения. Тема: «Мимика и жесты» Цель: Упражнять детей в умении определять у сверстников их эмоциональное состояние и выражать свои чувства с помощью мимики и жестов. Развивать умение чувствовать настроение другого; память, воображение, умение наблюдать, анализировать. Расширять и активизировать словарь детей. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми: доброту, внимание к другим. |
|
«Заботливое отношение к себе и другим» Цель: Дать детям понятие, как важно следить за своим состоянием и здоровьем. Разъяснить значение занятий спортом, закаливания для здоровья. Познакомить с правилами поведения во время болезни. Воспитывать интерес к здоровому образу жизни. Воспитывать чувство сострадания, милосердия по отношению к больным людям.
| Тема: «Где прячется здоровье ?» Цель: Формировать представления детей о зависимости здоровья от двигательной активности и закаливания. Закрепить знания о полезных свойствах воздуха с опорой на исследовательские действия. Воспитывать у детей желание заботится о своем здоровье. Тема: «Если ты заболел» Цель: Формировать понятие, как важно следить за своим состоянием здоровья; учить внимательно прислушиваться к нему, распознавать симптомы заболевания. Побуждать детей, чтобы они о своих подозрениях своевременно сообщали взрослым. Дать элементарные знания о правилах поведения во время болезни. |
|
«Безопасный стиль поведения» Цель: Расширять знания о профилактике травматизма на улице, проезжей части дороги. Учить детей правилам поведения на улице. Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью. | Тема: «Я на улице» Интегрированное Цель: Расширять знания детей о правилах дорожного движения, дорожных знаках. Учить избегать опасных ситуаций на дороге. Продолжать учить составлять последовательные рассказы по сюжетным картинкам и из личного опыта. Развивать навыки коллективной работы. Формировать навыки осторожного поведения. |
|
Перспективно-тематическое планирование с детьми 6-7 лет
Тема Цель, задачи | Организованная образовательная деятельность | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов |
«Школа питания» Цель:
Формировать Знания о правильном- рациональном, сбалансированном питании. Упражнять детей в приготовлении пищи. Воспитывать культуру питания. | Тема: «Здоровая пища» Интегрированное Цель: Учить осознанно подходить к своему питанию; избирательно относится к рекламе; понимать значение пословиц и поговорок о питании; уточнить знания о витаминной ценности продуктов. Упражнять в приготовлении салата, в сервировке стола. Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение. Воспитывать культуру питания. |
(по выбору) |
«Я узнаю о себе» Цель: Дать элементарные знания о сердечно - сосудистой системе человека, работе мозга. Закреплять знания о значении для человека органов чувств. Развивать эмоциональную сферу детей. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. | Тема: «Как работает сердце» Цель: Расширять знания о назначении сердца в жизни человека и животных; о тренировке сердца, о роли спорта и физкультуры в тренировке сердечной мышцы. Формировать у детей основы правильного образа жизни. Тема: «Мой мозг» Цель: Дать знания о назначении мозга и его роли в жизни человека; о роли органов чувств в работе мозга. Познакомить со способами развития мозга. Тема: «Мои чувства» Цель: Расширять знания о назначении для человека слуха, зрения, вкуса, обоняния, осязания в познании мира. Закреплять понятия детей о чувствах, эмоциях. Обогащать словарный запас детей новыми словами, входящими в пословицы (зрачок, зеница, око и др.) Воспитывать бережное отношение к своим органам чувств. |
|
«Заботливое отношение к себе и другим» Цель: Дать детям знания об оказании первой помощи больным.
Учить детей первоначальным навыкам ухода за больными. Побуждать к проявлению заботы о больных. Формировать представление о милосердии, сострадании, доброте. Воспитывать чувство сострадания к недугам других людей. | Тема: «Оказание первой помощи. Уход за больными» Цель: Дать детям сведения о службе «Скорой помощи». Познакомить с номером «03», научить вызывать скорую помощь. Расширять знания о правилах первой помощи в некоторых случаях. Упражнять детей в первоначальных навыках ухода за больными. Тема: «Не радуйся чужой беде, ищите лишь добро везде» Цель: Развивать умение наблюдать, анализировать настроение других; формировать представления об общечеловеческих ценностях. Расширять словарь детей словами: сопереживание, сострадание, равнодушие, доброжелательность, гнев. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми через умения управлять своими эмоциями, поступками. |
«Спорт-это здоровье», «Что такое доброта», «Почему инвалидам тяжело в пути…», «Полезные привычки»
|
«Безопасный стиль поведения» Цель: Дать элементарные знания и учить оказывать помощь при травмах, и ушибах, ранах и др. Расширять знания об опасностях, которых могут быть причиной травматизма. Воспитывать бережное отношение своему здоровью. | Тема: « Будь здоров!» Цель: Закрепить знания о возможных опасностях среди предметов быта, растений, грибов, бродячих животных, жалящих насекомых. Формировать навыки безопасного поведения. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа экспериментальной работы по теме: «Формирование валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста»
Тема исследования: «Формирование валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста»...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ По формированию валеологической культуры ребёнка, основ валеологического сознания. (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)
Валеология - наука и сфера человеческой деятельности, изучающая возможности наилучшей адаптации человека к условиям окружающей среды путем ведения здорового образа жизни. Мы обязаны воспитать у детей ...
Семинар "Формирование валеологической культуры детей дошкольного возраста"
Семинар проводится в форме деловой игры...
Перспективный план по формированию экологической культуры у детей 6-7 лет
Перспективный план работы разработан в соответствии с программой С.Н. Николаевой "Юный эколог". Поможет воспитателям, которые работают по этой программе....
«Формирование валеологической культуры детей младшего дошкольного возраста»
В перспективном плане по теме "Формирование валеологической культуры детей младшего дошкольного возраста" подробно описаны цели, основные задачи, предпологаемые резельтаты, содержание и формы работы с...
Программа воспитателя по саморазвитию «Формирование валеологической культуры детей дошкольного возраста, как средство формирования основ здорового образа жизни»
Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и з...
Программа самообразования на 2015-2017 год по теме «Здоровьесберегающие игровые технологии как средство формирования валеологической культуры детей»
Содержит план работы по самообразованию. Актуальность выбранной темы. Этапы работы....