КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ По формированию валеологической культуры ребёнка, основ валеологического сознания. (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Валеология - наука и сфера человеческой деятельности, изучающая возможности наилучшей адаптации человека к условиям окружающей среды путем ведения здорового образа жизни. Мы обязаны воспитать у детей потребность быть здоровым. Ребенок должен знать: зачем нужно быть здоровым, что нужно сделать для этого, как справиться с болезнью. Для решения этой проблемы нужны валеологические занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
По формированию валеологической культуры ребёнка, основ валеологического сознания.
(ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)
Провела воспитатель
Комарова С. Б.
Тема:
«ВОЛШЕБНЫЙ КУБИК ГНОМИКА ЗДОРОВЯЧКА»
Программное содержание:
- Воспитывать культуру здоровья; дать понять детям, насколько совершенен и уникален человеческий организм и что он заслуживает к себе самого внимательного и бережного отношения.
- Закрепить знания детей о функциях основных человеческих органов.
- Познакомить детей с четырьмя правилами здоровья.
- Формировать навыки осторожного поведения: выработка правила – то, что опасно для человека, не может быть ни интересным, ни вкусным, ни полезным.
Материалы к занятию:
- Куб с заданиями;
- Овощи: капуста, лук;
- Таблица для выполнения газодвигательных упражнений;
- Вещества в коробке: витамины, мыло, зубная паста, крем в тюбике, таблетки, флакон с жидкостью, приправа, тальк;
- Карточки с изображением улыбки, слёз, знака вопроса.
Предшествующая работа:
С сентября дети знакомятся с циклом знаний по курсу: «Гномик Здоровячёк и его друзья».
К полученным сведениям периодически возвращаются в любой детской деятельности, если затрагивается тема здоровья и здорового образа жизни.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Дети стоят вокруг воспитателя. Воспитатель (интригующе):
- В нашу группу почтальон принёс письмо. Вот что там написано:
«Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут гномик Здоровячёк. Я очень часто приходил на ваши занятия и убедился, что вы много знаете и умеете. Поэтому я приготовил для вас сюрприз, который спрятан на гранях кубика здоровья. Попробуйте отгадать, какие тайны хранит этот волшебный кубик. А чтобы грань открылась, скажите такие слова: «Крутись, вертись, на бочок ложись!»
Желаю вам удачи! Будьте всегда здоровы!
Ваш друг Здоровячёк.
2. – А вот и кубик! Давайте посмотрим, что спрятано на первой грани!
(Дети читают слово «Чудо»)
- Ребята, а бывают ли на свете чудеса?
- А какое самое главное чудо на Земле, как вы думаете?
(в помощь детям – загадка о человеке)
- Итак самое главное чудо на Земле – это человек.
Вас всех можно назвать самым волшебным-преволшебным, чудесным – пречудесным Творением! Подумайте, почему человека можно назвать самым удивительным чудом на планете?
(ответы детей)
- Вы только подумайте, как много умеет делать каждый из нас: бегать и прыгать, танцевать, смеяться, петь, рисовать! Мы можем радоваться и огорчаться, чувствовать запах цветов и тепло солнечных лучей, видеть радугу и облака на голубом небе!
А чтобы человек мог делать всё это, он должен быть, прежде всего, ЗДОРОВЫМ.
При рождении каждый из нас получает замечательный подарок – здоровье. КАЖДЫЙ! Но потом многие, к сожалению, его теряют. Вот о том, что надо делать, чтобы не потерять этот бесценный дар, который не купишь ни за какие деньги – мы сегодня поговорим.
- А когда человека можно называть здоровым, как вы считаете?
(рассуждения детей)
- Верно (подводится итог рассуждения детей):
* у здорового человека ничего не болит. Поэтому он часто улыбается, даря окружающим частичку своей радости;
* здоровому человеку по плечу любая работа, поэтому он всегда сделает всё для себя и поможет своим друзьям;
* здорового человека легко узнать по внешнему виду: у него красивая осанка и стройная фигура, белозубая улыбка, блестящие глаза, лёгкая походка.
3. – Вот как мы много знаем о себе! Но все ли? Давайте приоткроем вторую тайну и заглянем в следующую грань нашего волшебного кубика!
(открывает грань «Части тела человека»)
- Какие части тела человека вы знаете?
(ответы детей)
- Правильно, у каждого из нас есть две ноги, две руки, голова, спина, живот. Всё это – части тела, а внутри нашего тела трудится дружная семейка органов: сердце, лёгкие, желудок, почки, печень.
(проводиться блицтурнир):
- При помощи лёгких мы…(дышим);
- Благодаря сердцу…(кровь движется по сосудам и разносит по всему организму кислород, питательные вещества);
- Желудок…(извлекает из пищи всё нужное и полезное);
- Печень и почки…(очищают организм от вредных веществ).
- А теперь давайте посмотрим, как слаженно, дружно работает здоровый организм, как день и ночь трудятся органы, помогая друг другу, (проводится игра «Дружная семейка»: дети вместе с воспитателем, встав в круг и взявшись за руки, приседают в одном ритме. Затем взрослый специально нарушает ритм движения.)
- В каком случае было легче приседать: когда соблюдался ритм и все приседали одновременно, или когда один человек сбился? (рассуждения детей).
Вывод: если один из органов перестает справляться со своими задачами, отстаёт от других, сбивается с ритма, это сразу сказывается на работе ВСЕГО организма. Такие сбои происходят в организме БОЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА. Вот почему когда простужено горло, состояние всего организма ужасное! А какое? Вспомните! А если заболела голова, что хочется делать?
4. Вот мы и подошли к разгадке третьей тайны кубика. Приоткроем следующую грань! («Больной человек»).
- Что же здесь изображено?
- Как вы определили, что человек больной?
- Расскажите, как выглядит больной человек? (вялый, лицо бледное, глаза грустные, печальные, ему хочется полежать, т.к. нет сил).
- А что же делать, если вы почувствовали себя плохо?
(рассуждения детей)
Итак, есть 4 правила здоровья (ВОТ ОНА – ЗАГАДОЧНАЯ ЦИФРА «4» НА ГРАНИ НАШЕГО КУБА!):
- Сразу сообщи о своём состоянии взрослым;
- Прислушайся внимательно к себе и покажи взрослому то место, где больно или неприятно;
- Расскажи взрослому, что ты чувствуешь (например, болит голова, живот, тошнит и т.д.);
- Никогда не пытайся справиться с болезнью в одиночку – не бери никакие лекарства без разрешения взрослого! ЗНАЙТЕ И ЗАПОМНИТЕ НАВСЕГДА: ЛЕКАРСТВО ПОМОЖЕТ ЛИШЬ ТОМУ, КТО ЗНАЕТ, КАК ЕГО ПРИМЕНЯТЬ!
- Интересно, а что скрывает четвёртая грань кубика здоровья?
(открывается грань с изображением овощей).
- Странно, а причем здесь овощи? Давайте вместе попробуем угадать, о чём сейчас пойдёт речь. И как все эти овощи связаны со здоровьем?
(рассуждения детей).
- Все верно. Для того, чтобы расти, быть сильным и здоровым, человек должен употреблять все эти овощи, т.к. в них много витаминов и полезных веществ.
Но они, оказывается, не только нас кормят, но и лечат! Может быть, кто-то знает, как используют овощи в качестве лекарства?
(рассуждения детей).
- А теперь попробуйте отгадать загадки о таких чудо – овощах:
* Уродилась я на славу: голова бела, кудрява.
Кто любит щи – меня ищи!
(воспитатель показывает капусту)
- Представляете ребята, если у вас заболит голова, то попросите, пусть мама вам приложит к больному месту капустный лист, и боль уйдёт! А сушеная капуста исцеляет раны!
* Послушайте ещё одну загадку:
Сарафан на сарафан, платьице на платьице.
А как станешь раздевать – досыта наплачешься!
(Воспитатель показывает лук)
- Интересно, а кто из вас знает, какие болезни может вылечить не любимый вами, но очень ценный лук?
Оказывается, свежий сок лука употребляют при ангинах, при кашле. И лучшего средства просто нет!
6. Вернемся к нашему кубику здоровья и посмотрим, что за тайну скрывает он от нас на этот раз. Мне кажется, что там нас ждёт что-то интересное и весёлое!
(открывает пятую грань с изображением ребёнка, делающего зарядку).
- А кто скажет нам, чем так полезна зарядка для человека? Если человек не делает зарядку, он что – обязательно заболеет?
(рассуждения детей).
- Но наша зарядка необычная, а весёлая: она не только даёт здоровье, но и поднимает настроение и очень развивает мозг!
(Элементы кинезиологии):
- «Чебурашка»: «лепим» уши для Чебурашки, поглаживаем ушные раковины, растираем за ушами, «примазываем» глину, чтобы ушки не отклеились.
- «Чайничек»: одновременное проговаривание в быстром темпе выполняемых движений.
- Глазодвигательные упражнения: движение глаз по четырём основным направлениям.
7. – И вот, наконец, последняя грань кубика. На ней изображена какая-то коробка. Посмотрите, действительно на столе есть незнакомая коробочка! Давайте посмотрим, что в ней?! О, да тут различные вещества! Какие-то из них очень полезны для нашего организма, какие-то вредны и даже опасны, а какие-то просто совсем незнакомы.
- Как вы думаете, что нужно делать с незнакомыми веществами?
(ответы детей)
- Можно ли их попробовать на вкус, чтобы понять, что это? Чем это грозит?
(ответы детей)
- Давайте распределим все эти вещества: полезные и не вредные для здоровья будут располагаться в коробочке с карточкой «УЛЫБКА», опасные – в коробочке с карточкой «СЛЁЗЫ», а незнакомые нам вещества мы поместим в коробку со знаком вопроса.
(предлагаются следующие вещества: витамины, мыло, зубная паста, снег (сосулька), крем в похожем на зубную пасту тюбике, таблетки, флакон с жидкостью, приправа, тальк).
- Почему именно ЭТИ вещества так полезны для нашего здоровья?
- Почему ЭТИ вещества вы отнесли к разряду опасных для здоровья?
- А почему ЭТИ вещества оказались в коробочке под знаком вопроса?
Что может случиться, если мы откроем флакон с незнакомой жидкостью или почистим зубы пастой из непонятного тюбика?
(рассуждения детей).
8. Грани кубика здоровья раскрыты, тайны разгаданы!
- Чему же научил нас сегодня гном Здоровячёк? Что помог вспомнить?
- Что же нужно делать и о чём надо знать, чтобы быть здоровым?
- А каким человеком лучше быть – Больным или здоровым? Ведь больному человеку очень хорошо: все его жалеют, вокруг него бегают, предлагают все лучшее?! Замечательная жизнь!
(ответы и размышления детей)
- Ну, а кубик здоровья мы оставим в нашей группе для того, чтобы напоминал нам о том, как важно беречь здоровье и что нужно делать, чтобы не болеть!
- Теперь я знаю, почему гномик Здоровячёк спрятал витамины в загадочную коробку! А вы догадались? Ведь он всегда желает всем здоровья, а витамины- это такие вещества, которые нужны нашему организму: они повышают работоспособность, сопротивляемость к различным заболеваниям, помогают росту нашего тела. Поэтому Здоровячёк решил угостить вас витаминами!
Доброго всем здоровья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: «Формирование валеологической культуры ребёнка»
Сформировать у детей правильное представление о здоровье и здоровом образе жизни...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА.
В статье представлены формы с дошкольниками по формированию экологической культуры личности и здорового образа жизни....

Использование территории детского сада для формирования экологической культуры и основ природоведческих знаний у детей дошкольного возраста
Дошкольное детство – это тот возраст, когда закладываются основы формирования ценностей, культуры личности, в том числе и экологической. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружаю...

«Формирование валеологической культуры ребёнка»
laquo;Формирование валеологической культуры ребёнка» Цель: Сформировать у детей представление о здоровье и здоровом образе жизни, овладение средствами сохранения и укрепления своего ...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО И СЕМЬИ
данная статья посвящена вопросам взаимодействия ДОО и семьи как эффективного средства формирования основ валеологической культуры дошкольников, представлен анализ работ по теме, предложены формы работ...

Консультация для педагогов «Педагогическое просвещение родителей с целью формирования у дошкольников основ валеологической культуры»
Технология валеологического просвещения родителей позволяет не только на деле осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку, но и привлечь родителей к совместным систематическим усилиям по оздор...
Конспект "Формирование речевой культуры ребёнка посредством театрализованной деятельности"
Этот материал был представлен педагогическому коллективу нашего ДОУ на педагогическом совете на тему: "Развитие творческо-речевой активности дошкольников"...