Программа воспитателя по саморазвитию «Формирование валеологической культуры детей дошкольного возраста, как средство формирования основ здорового образа жизни»
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Мелехина Елена Алексеевна

Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей. Способствует снижению заболеваемости, повышению уровня физической подготовленности, сформированности осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.

Актуальность здоровьесберегающего направления, тем не менее, порождает ряд противоречий:
•Между возросшей потребностью в педагоге, обладающим глубокими знаниями о здоровьесберегающих подходах, технологиях и недостаточной разработанностью научных основ проблемы здоровьесбережения;
•Большим резервом здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе, с одной стороны, и недостаточной реализацией этих возможностей – с другой;

•Высоким уровнем требований к здоровью детей и зачастую ограниченными возможностями педагогических кадров создавать здоровьесохраняющую среду, использовать в своей деятельности программы, методики и технологии, отвечающие принципам здоровьесберегающего обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_samoobrazovaniyu_na_2014-2015_god.docx63.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад №35» присмотра и оздоровления

606044, Нижегородская обл.,  

г. Дзержинск, п. Желнино,  

ул. Кооперативная, 40

Телефон: (8313)  39-01-52

ИНН 5249054500/КПП 524901001                  

ОГРН 1025201765830

Адрес сайта        http://www.mdoy.ru/dz/35

Электронный адрес        ds35@uddudzr.ru 

Исх.№ ____ от _____________

Рисунок1.jpgПрограмма самообразования педагога

Принято

на Совете педагогов МКДОУ

«Детский сад №35»

от 29.08.2013 г.

протокол № 1

Утверждаю:

Заведующий МКДОУ

 «Детский  сад №35»

_______________ Белова Е.Н.

Мелехиной Елены Алексеевны  на 2014-2015 год

Тема:

«Формирование валеологической культуры детей дошкольного возраста, как средство формирования основ здорового образа жизни»

Пояснительная записка

Программа предназначена для систематизации работы по самообучению, повышению квалификации и профессиональной компетнции педагога в вопросах  воспитания и обучения дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Актуальность

Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей. Способствует снижению заболеваемости, повышению уровня физической подготовленности, сформированности осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.

Актуальность здоровьесберегающего направления, тем не менее, порождает ряд противоречий:
•Между возросшей потребностью в педагоге, обладающим глубокими знаниями о здоровьесберегающих подходах, технологиях и недостаточной разработанностью научных основ проблемы здоровьесбережения;
•Большим резервом здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе, с одной стороны, и недостаточной реализацией этих возможностей – с другой;

•Высоким уровнем требований к здоровью детей и зачастую ограниченными возможностями педагогических кадров создавать здоровьесохраняющую среду, использовать в своей деятельности программы, методики и технологии, отвечающие принципам здоровьесберегающего обучения.

Цель профессионально – личностной программы

1.Повышение своего уровня компетентности и профессионализма в изучении здоровьесберегающих технологий;

2.Внедрение и применение технологий в работе с детьми, педагогами и родителями, пропаганда здорового образа жизни.

Задачи программы профессионально – личностного саморазвития

1.Определить дефицит компетентности, диагностика профессиональных барьеров.
2.Изучить учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме. 

3.Осмыслить и проанализировать системные основания, обеспечивающие современную профессионально-педагогическую деятельность.
4.Поиск инновационных  форм взаимодействия между субъектами педагогического процесса ДОУ по вопросам формирования основ здорового образа жизни.

5. Модифицировать  традиционные методики, технологии и программы по здоровьесбережению и адаптировать в соответствии с имеющимися условиями ДОУ .

6.Обобщить педагогический опыт работы по теме «Формирование валеологической культуры детей дошкольного возраста, как средство формирования основ здорового образа жизни»

Направления саморазвития

1.Изучение нормативно – правовых документов

2.Изучение методической литарутуры

3.Знакомство с передовым педагогическим опытом

4.Участие в сисиеме методической работы(педсовет, консультации, семинары, творчкеские группы, открытые просмотры, взаимопосещения, выставки, стенды)

5.Работа с детьми

6.Повышение квалификации

7.Работа с семьей, социумом

8.Обогащение развивающей предметно – пространственной среды

9.Аттестация

Ожидаемые результаты:

  • Оформление собственных методических разработок в форме информационно педагогических модулей (обобщение опыта работы)
  • Повышение уровеня компетентности всех субъектов педагогического процесса ДОУ в формировании у детей привычки к ЗОЖ;
  • Совершенствование педагогического мастерства, повышение профессиональной активности

Формы работы

Содержание работы

Срок

1.Изучение нормативно – правовых документов

1.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015)

2.Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" 

3.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 (с изм. от 04.04.2014) "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

В течение года

2.Изучение методической литарутуры

1.Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
2.Лазарева Н. Е. Программа по валеологии для детей старшего дошкольного возраста. Ярославль, 2006.
3.Муравьев А. В., Зайцев Л. Г. Введение в валеологию: учебно-методическое пособие. – Ярославль, 1997
4.Новикова И. М. Формирование представлений о ЗОЖ у дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2009.
5.Терпугова Е. А. Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста: методическое пособие для педагогов. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
6.Фролова Е. С., Цветкова Е. Э. Познай себя: учебно-методическое пособие по формированию у детей дошкольного возраста теоретических знаний и практических навыков ЗОЖ. – Ярославль.

В течение года

3.Знакомство с передовым педагогическим опытом

  1. «Формирование валеологической культуры детей дошкольного возраста» Липейко Екатерина Александровна, воспитатель первой квалификационной категории ГБОУ ЦО №109 г. Москва

2. «Взаимодействие семьи и ДОУ в формировании валеологической культуры детей среднего дошкольного возраста» воспитатель высшей квалификационной категории Шлюндина Наталья Константиновна

МБДОУ «Детский сад №101» г.Дзержинск

3. «Здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья» Старший воспитатель  МБДОУ детский сад №27» Семенова Светлана Григорьевна,  ст. Новоминская

4. «Опыт использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

с детьми дошкольного возраста»

Воспитатель МБДОУ «Детский сад №98 «Загадка»  Овтина Валентина Владимировна г. Норильск

5.«Организация здоровьесберегающей деятельности в  формирование навыков здорового образа жизни детей младшего  дошкольного возраста» воспитатель высшей квалификационной категории Ушакова Юлия Анатольевна

МБДОУ «Детский сад №101» г.Дзержинск

В течение года

4.Участие в сисиеме методической работы(педсовет, консультации, семинары, творчкеские группы, открытые просмотры, взаимопосещения, выставки, стенды)

1.Выступление  на педагогическом совете ДОУ :

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

2.Мастер – класс «Использование нестандартного физкультурного оборудования в самостоятельной деятельности детей»

3.Творческая мастерская «Самоделкин» обучение приемам работы по изготовлению нетрадиционного оборудования для  профилактики нарушений зрения у детей .

4.Взаимопосещение групп ДОУ с целью просмотров организации центров здоровья и зон двигательной активности.

5.Открытый показ  НОД в подготовительной группе по направлению познавательного развития детей  «Путешествие в страну здоровья»

6. Презентация  программы здоровьесберегающей направленности  «Будь здоров, малыш»

7.Мастер – класс «Технология сохранения и формирования эмоционального здоровья дошкольников»         

8. Круглый стол «Укрепление традиций детского сада и семьи в формировании здорового образа жизни».

9.Выступление на итоговом педагогическом совете ДОУ «Взаимодействие семьи и ДОУ в формировании валеологической культуры детей среднего дошкольного возраста»

Сентябрь 2014

Октябрь 2014

Ноябрь 2014

Декабрь 2014

Январь 2015

Февраль 2015

Март 2015

Апрель 2015

Май 2015

5.Работа с детьми

1.Городской конкурс семейной фотографии в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании» номинация «Любимое блюдо моей семьи»

2. Организация и проведение НОД в форме:

  1. Урока здоровья,
  2. Бесед,
  3. Экспериментов,
  4. Решения проблемных ситуаций

Использование:

  • физкультминуток,
  • различных  видов гимнастик (дыхательной, пальчиковой, артикуляционной, эмоционально-стимулирующей,  гимнастики пробуждения)
  •  самомассажа, точечного массажа,
  • закаливания,

Проигрывание этюдов на тренировку:

  • отдельных групп мышц (психомышечная тренировка, игры на развитие моторно-слуховой памяти, игровые тренинги, упражнения на релаксацию),

Занимательные игры по формированию основ ЗОЖ:

  • подвижные,
  • сюжетно-ролевые, коммуникативные,
  • дидактические игры,
  • игры – ситуации

Аутотренинги «Волшебный сон»,

Витаминотерапия,

Музыкотерапия,

Финтонцидотерапия,

Мимические упражнения (театр масок, использование здоровьесберегающих атрибутов,

Чтение художественной литературы (стихи, рассказы, пословицы и поговорки о ЗОЖ, загадки и валеологические сказки)

Февраль –апрель 2015

6.Повышение квалификации

  1. Курсовая переподготовка по ФГОС.
  2. Изучение периодической печати, знакомство со средствами массовой информации по данной педагогической проблематике;

7.Работа с семьей, социумом

Организация семейного клуба

«Неболей-ка» (приложение)

Тематика мероприятий:

  1. «О здоровье – всерьёз!»
  2. «Если хочешь быть здоровым!»
  3. «Гимнастика вдвоём»
  4. «Прямые спинки»
  5. «Кроме знаний и умений всем необходимо зрение»
  6. «Зимние забавы»
  7. «Ушки звуки различают, деткам слушать помогают»
  8. «Топотушки»
  9. «Роль подвижных игр в развитии и воспитании ребёнка»
  10. «Правильно питаемся  - здоровья набираемся»

8.Обогащение развивающей предметно – пространственной среды

Изготовление нестандартного оборудования для профилактики плоскостопия и нарушения осанки, зрения

Подбор картотек.

Разработка отдельных оздоровительных комплексов.

9.Аттестация

Обобщение  педагогического  опыта работы по теме «Формирование валеологической культуры детей дошкольного возраста, как средство формирования основ здорового образа жизни» и распространение собственных  профессиональных достижений в сетевом педагогическом сообществе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ТЕМА: формирование экологической культуры детей дошкольного возраста по средствам игры (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ»)

Методическая разработка по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Включает в себя: цели и задачи разработки, принцип интеграции образовательных областей, использование технологии ТРИЗ и...

Методическая разработка раздела программы "Познавательное развитие" по теме "Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста по средствам игры"

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей ...

Презентация: "Формирование валеологической культуры детей дошкольного возраста"

Из опыта работы по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста....

Художественная литература как эффективное средство формирования правовой культуры детей дошкольного возраста

Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность. ...

Проект «Дневник здоровья как средство формирования физической культуры детей дошкольного возраста».

Одним из средств мотивации может стать «Дневник здоровья» - личный дневник ребенка, который ориентирован на достижение осознанного понимания и отношения детей к своему здоровью....