Программа экспериментальной работы по теме: «Формирование валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста»
рабочая программа (подготовительная группа) по теме
Тема исследования: «Формирование валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа экспериментальной работы по теме:
«Формирование валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста»
Воспитатель: Липейко Е.А
г. Москва
Тема исследования: «Формирование валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста»
Пояснительная записка
Актуальность проблемы заключается в том, что в современных условиях наблюдается резкое ухудшение здоровья детей. Так как фундамент активного здорового долголетия закладывается в период дошкольного возраста, растет необходимость в разнообразии средств физического воспитания, пропаганды здорового образа жизни. Большое значение приобретает приобщение детей старшего дошкольного возраста к осмысленному желанию заняться здоровым образом жизни. Занятия физической культурой и ЗОЖ всегда будет являться надежной психологической защитой молодежи, которая в дальнейшем поможет детям стать конкурентными во всем: в учебе, устройстве на работу, карьерном росте и т.д.
Объект экспериментальной работы: формирование мотивации детей
к здоровому образу жизни.
Предмет: педагогические условия формирования основ здорового образа жизни у старших дошкольников.
Цель: формирование у детей дошкольного возраста мотивации здорового образа жизни и расширения резервных возможностей организма.
Гипотеза. На основе изучения теоретических источников и собственного педагогического опыта была выведена следующая гипотеза:
- полученные детьми знания, умения и навыки позволят найти наиболее эффективные способы укрепления и сохранения детьми собственного здоровья.
- благотворное влияние занятий по валеологии на развитие речи детей, расширение их кругозора, физических и нравственных качеств, сохранение и укрепление здоровья.
Исходя из предмета, цели и гипотезы нами поставлены следующие задачи экспериментальной работы:
- Произвести анализ научной литературы по теме экспериментальной работы.
- Осуществить подбор методического материала для исследования валеологических знаний детей старшего дошкольного возраста.
- Разработать и провести комплекс занятий по формированию валеологической культуры.
- Проверить эффективность проведенных занятий путём диагностики.
- Разработать методические рекомендации по созданию условий для валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач нами были использованы комплекс следующих методов исследования: теоретические (анализ и синтез литературы по теме исследования); эмпирические (наблюдение, анкетирование, беседы с детьми, тестирование), метод количественной обработки данных.
Содержание этапов.
Первый этап:
. Анализ научной литературы, освещающей вопросы валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста;
. Подбор методик и проведение диагностики для выявления представлений детей старшего дошкольного возраста о валеологической «компетенции»;
. Обсуждение результатов диагностики с методистом, психологом и медицинским работником детского сада;
. На основе полученных данных подбор развивающих материалов и разработка программы комплексных занятий.
Второй этап:
. Проведение групповых занятий по приобщению детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни.
Третий этап:
. Проведение повторной диагностики для выявления динамики развития валеологических знаний каждого ребенка участвующего в данной экспериментальной работе;
. Обсуждение результатов повторной диагностики с методистом психологом и медицинским работником детского сада;
. Анализ полученных данных и результатов проведенной работы; . Проведение консультаций для родителей (как индивидуальных так и групповых) по результатам проведения занятий, выдача им практических рекомендаций по формированию валеологической культуры детей;
. Разработка практических рекомендаций для педагогов детского сада по методам и приемам эффективного развития валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость работы:
- Выявление условий для эффективного формирования валеологической культуры дошкольника;
- Разработка практических рекомендаций для родителей с целью закрепления у детей полученных знаний и навыков на занятиях;
- Разработка и дальнейшее внедрение методических рекомендаций для воспитателей и приобщению к здоровому образу жизни детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения комплексных занятий по валеологической культуре.
Теоретические основы валеологической культуры детей дошкольного возраста.
По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека – это полное физическое, психическое и социальное благополучие при отсутствии заболевания. Такое благополучие в свою очередь обеспечивается комплексом внешних и внутренних факторов. Последние характеризуются, в частности, особенностями морфофункционального и психологического развития ребёнка. Одним из главных признаков здоровья считают способность организма надёжно приспосабливаться к условиям внешней среды и возможность осуществления полноценной деятельности в различной обстановке. По данным НИИ гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения РФ, здоровье детей базируется на четырёх основных критериях:
- уровень физиологических систем организма;
- уровень физического развития и его гармоничность;
- степень сопротивляемости организма воздействию вредных факторов;
- отсутствие заболеваний в момент обследования.
Процесс развития детского организма – это процесс качественных и количественных изменений, которые приводят к новому более высокому уровню организации всех физиологических систем организма. Он включает в себя три основных взаимосвязанных фактора: рост, дифференцировку органов и тканей, формообразование.
Организм ребёнка отличается от организма взрослого человека рядом особенностей:
- незавершенностью морфофункционального развития всех физиологических систем;
- непрерывностью процессов роста, развития и дифференцировки органов и тканей;
- меньшей устойчивостью к воздействию факторов внешней среды;
- высокой степенью реактивности организма на внешние воздействия;
- неравномерностью процесса роста и развития в разные возрастные периоды;
- разные сроки созревания различных функциональных систем, органов и тканей.
Перечисленные особенности детского организма определяют в жизни ребёнка возрастные периоды, считающиеся критическими, узловыми. Это первый год жизни, 3 – 4 года, 6 -7 лет. В эти периоды жизни организм ребёнка наиболее чувствителен и уязвим, так как особенно резко реагирует на внешнее, в том числе и неблагоприятные воздействия среды.
Некоторые ученые считают, что здоровье человека в целом на 50% определяется его образом жизни, который, в свою очередь, включает три категории:
- качество жизни, характеризующееся степенью комфорта и удовлетворения потребностей;
- уровень жизни, в сочетании удовлетворения материальных, культурных и духовных потребностей;
- стиль жизни, который зависит от поведенческих особенностей индивидуума.
В современном обществе должен быть создан приоритет здоровья, который формируется в сознании людей, начиная с дошкольного возраста. В то же время условия жизни в современном обществе, особенно в больших городах, стали значительно менее комфортными. Это обусловлено многими причинами - прежде всего оборотной стороной научно- технического развития, урбанизацией населённых пунктов, ухудшением экологии, усилением вредного влияния на здоровье человека отходов промышленного производства и др. Всё это не может не сказываться отрицательно на состоянии здоровья детей. Особенно высокая заболеваемость детей, нередко переходящая в хронические болезни, наблюдаются в дошкольных учреждениях, расположенных вблизи промышленных зон, - там, она в 1,5 – 2 раза выше, чем в районах с относительно чистой воздушной средой; у сельских дошкольников заболеваемость, как правило, в 2 -2,5 раза ниже, чем у городских.
Сохранение и укрепление здоровья детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях, помимо внешних влияний определяется рядом условий, среди которых основными являются:
- использование современных прогрессивных методов и приёмов обучения, способствующих сокращению количества и длительности образовательных занятий;
- индивидуальный подход к ребёнку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту;
- соблюдениям рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха;
- созданию условий для удовлетворения биологической потребности детей в движении;
- наличие в дошкольном учреждении специалистов высокой квалификации по физической культуре, обучению плаванию и др.;
- реализация различных форм систематической работы с родителями и формирование у детей навыков здорового образа жизни на основе гигиенического воспитания и обучения.
Эффективность используемых мер по охране физического и психологического здоровья и предупреждения утомления детей зависят, прежде всего, от того, насколько правильно воспитатель строит деятельность и отдых детей в течение дня, регулирует их взаимоотношения в коллективе, умеет организовывать игру.
Среди перечисленных выше условий, важнейшим является обеспечение индивидуального подхода к ребёнку, который должен реализовываться при организации всех видов работы воспитателя с детьми.
Практическая часть
Создав в группе предметно – развивающую среду, соответствующую возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста, мы уделили большое внимание формированию здорового образа жизни у детей.
В начале года по данной проблеме была проведена диагностика (см. Приложение), в ходе которой обследовано 25 детей. В результате выявлен высокий уровень сформированности валеологических знаний у 4 детей (15%), средний у 10 (40%), а низкий у 11 детей (45%).
Дети с низким уровнем не смогли рассказать о строение своего тела, в частности не ответили на следующие вопросы:
Исходя из результатов диагностики, мы разработали на учебный год перспективный план по формированию валеологических знаний у детей 6-7 лет (См. Приложение).
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с человеческим организмом включает в себя следующие компоненты:
ценностный – формирование ценностного отношения к человеческой жизни, ответственности за свою жизнь, уважения к чужой жизни и здоровью:
гностический – специально отобранный и адаптированный к восприятию старшими дошкольниками объем медицинских знаний; анатома – физиологических, санитарно – гигиенических;
развивающий – формирование у ребенка активной позиции, направленной на саморазвитие;
практический – практическое осуществление и применение познанного.
В процессе ознакомления с человеческим организмом мы поставили перед собой следующие задачи:
- сформировать у детей адекватные представления об организме человека (о строении собственного тела);
- помочь ребенку создать целостное представление о своем теле;
- научить «слушать» и «слышать» свой организм;
- осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека;
- формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни;
- прививать навыки гигиены, первой медицинской помощи, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников;
- воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать сопереживать чужой боли.
В оздоровительную и воспитательную направленность образовательного процесса в старшем дошкольном возрасте мы включили следующие мероприятия:
- занятия по ознакомлению детей с человеческим организмом:
- дидактические игры:
- самомассаж, водные процедуры, специальные оздоровительные игры;
- работа с природным материалом:
- музыкальную терапию;
- закаливающие мероприятия;
- работа с родителями
- работа со специалистами.
Нами разработаны конспекты занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с основами здорового образа жизни
Мы поставили перед собой следующие задачи:
- Закреплять полученные знания; развивать представления, воображение, воспитывать любовь к собственному организму.
- Вызывать у детей желание следить за собой, чистотой своего тела. Воспитывать у детей положительное отношение к чистоте.
- Воспитывать трудолюбие, негативное отношение к беспорядку в помещении.
- Знакомить детей с правилами безопасности в различных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью.
- Обобщать, систематизировать и закреплять полученные знания о правильном здоровом образе жизни.
В течение года мы проводили с детьми дидактические игры, которые помогали им на занятиях лучше освоить учебный материал.
Мы разработали планирование работы с родителями на год (см. Приложение). В феврале 2011 года проведено родительское собрание в группе на тему: «Создание в семье благоприятных условий для формирования здорового образа жизни у детей предшкольного возраста». На собрании было проведено анкетирование родителей по вопросам формирования валеологической культуры у детей в семье.
В группе создан информационный уголок, с папками передвижками, где родители могут получить нужную им информацию по вопросам здорового образа жизни.
В результате проведенной работы, в конце года мы пришли к следующим результатам: проведена повторная диагностика, которая показала положительную динамику в знаниях детей, касающихся основ валеологии.
(высокий уровень – у 50% детей, средний – у 50%, низкий -0%).
Таким образом, проведение цикла занятий по формированию валеологической культуры у детей 6-7 лет, позволило нам сделать следующие выводы:
1. Данный вид работы направлен на формирование позитивного самосознания у детей, ценностного отношения к собственной жизни и жизни другого человека, на развитее свободной, здоровой личности, обладающей мышлением, чувством собственного достоинства и уважения к людям, на воспитание потребности в здоровом образе жизни.
2. Предлагаемые знания о человеческом организме соответствуют интеллектуальным возможностям детей старшего дошкольного возраста, конкретности их мышления, опоре при изучении нового на наглядность, чувства, ощущения.
3. Реализация данной программы может органично включаться в педагогический процесс: в занятия познавательного цикла, физкультурные занятия и физические упражнения, игры, труд, режимные процессы, свободную деятельность, развлечения, досуг, экскурсии и т. д.
4. Воспитание интереса у детей к здоровому образу жизни является важной задачей, от решения которой зависит всестороннее гармоничное развитие ребенка.
Заключение
Процесс воспитания и обучения в дошкольном учреждении предусматривает формирование у детей некоторых, постепенно усложняющихся с возрастом знаний и представлений профилактической направленности. Например, детям, помимо знаний о способах предупреждения некоторых заболеваний и причин их возникновения, необходимо понимать позитивную роль хорошего самочувствия и настроения, научиться управлять своими эмоциями, противостоять стрессовым ситуациям. Знание ребенком основ гигиены и элементарных медицинских сведений составляет фундамент формирования здорового образа жизни, способствующий, в свою очередь, эффективности всех оздоровительных мероприятий, проводимых в дошкольном учреждении и в семье.
Помимо общепринятых рекомендаций по выполнению гигиенических норм, здоровый образ жизни предполагает воспитание у детей активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья. Здоровый образ жизни - один из важнейших факторов сохранения здоровья и благополучия ребенка, он определяет качество жизни, способствует лучшей адаптации организма к социально-педагогическим требованиям в дошкольном учреждении, к меняющимся жизненным бытовым ситуациям.
Здоровый образ жизни определяется комплексом медико-гигиенических, социально-гигиенических, экологических условий. Реализация основ здорового образа жизни, помимо выполнения рационального жизненного распорядка и усвоения детьми правил гигиены, включает и полноценное питание, достаточную двигательную активность в течение дня, необходимый объем гигиенической грамотности в целом. По тому, как ребенок относится к своему здоровью и здоровью окружающих, можно судить о его гигиенической и общей культуре, ценностях и привычках. Развитие навыков здорового жизни ребенка происходит, как правило, не самопроизвольно, а в процессе систематического, целенаправленного воспитания и образования.
Как и многие привычки, навыки здорового образа жизни формируются при соответствующих условиях в раннем и дошкольном детстве. По мере роста и развития ребенка они постепенно совершенствуются, их круг расширяется. Для прочного усвоения детьми элементарных принципов, составляющих основу здорового образа жизни, важно проводить с ними беседы и игры соответствующей тематики и использовать с этой целью разнообразные виды детской деятельности в течение дня. Так, например, собираясь в детский сад, ребенок 5-7 лет самостоятельно или с помощью взрослого выбирает для себя ту одежду, которая является наиболее подходящей. Желательно тут же предоставить ему возможность определить правильность и последовательность надевания разных предметов одежды. При подготовке к дневному сну ребенок постепенно привыкает аккуратно складывать снятую рубашку, шорты, платье, колготы, ставить на место обувь.
Усваивая элементы здорового образа жизни, ребенок лучше понимает правила поведения на прогулке, и ему, легче выбирать игру; он узнает о пользе здоровой пищи, дневного сна, режима дня.
Недостаточная теоретическая разработанность ряда психофизиологических и медико-педагогических проблем в их взаимосвязи и недостаточная реализация существующих рекомендаций на практике нередко приводит к издержкам в области охраны здоровья детей, поэтому необходимо широко внедрять основы здорового образа жизни в повседневную оздоровительно-образовательную работу с детьми. Реализация принципов здорового образа жизни должна опираться на существующие и апробированные медико-педагогические установки, которые до сего времени полностью не используются. Только комплексный подход к успешному решению задач этой важнейшей сферы образования и обучения детей, их тесная связь с общими воспитательными и образовательными задачами способствуют достижению позитивных результатов в воспитании, обучении и оздоровлении детей.
Важным компонентом здорового образа жизни можно считать и умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместные игры, быть доброжелательным. Демократический стиль воспитания, основанный на уважении к личности ребенка и доверии, развивает его активность, инициативу, общительность, способность самостоятельно принимать решения, психоэмоциональную устойчивость. И, наоборот, при авторитарном стиле воспитания, когда используются преимущественно приемы подчинения, вызывающие у ребенка реакцию отторжения, у них развиваются безынициативность, угнетенное состояние, негативизм, нередко-повышенная возбудимость, агрессивность. Формирование здорового образа жизни - это воспитание комплекса разнообразных навыков, правил, умений и знаний, которые дети могут применять на практике. Такой образ жизни создает у них мотивацию и стремление быть здоровыми, ценить хорошее самочувствие, уметь защитить себя и своих сверстников от вредных влияний среды и нежелательных контактов.
Сформированные в раннем детстве навыки здорового образа жизни сохраняются и в дальнейшем. Ребенок, взрослея, будет всегда защищен от разнообразных вредных воздействий, с которыми ему неизбежно придется сталкиваться.
Список использованной литературы:
- Т.А. Тарасова «Я и мое здоровье».
- Е.А. Бабенко «Игры, которые лечат»
- Т.А. Шарыгина «Беседы о здоровье»
- С.Е. Шукшина «Я и моё тело»
- «Здоровый малыш» (Программа оздоровления детей в ДОУ)
- Журналы «Дошкольное образование».
- "Здоровый дошкольник 21 века" Антонов Ю.Е., Кузнецова М
- Л.В. Гаврючина «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опытно-экспериментальное исследование по теме: «Формирование просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста в условиях коррекционного детского дома».
В данной работе, представлена система логопедической работы по формированию просодической стороны речи детей дошкольников в условиях детского дома. Для проведения данной раб...
Опыт работы по теме :"Формирование фонетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста"
Статья...
Опыт работы по теме: «Формирование фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста через игру»
В данном опыте работы рассматриваются проблемы, возникющие при формировании фонематического слуха, пути их решения. Предложены игры для формирования фонематического слуха у дошкольников....
Опыт работы на тему: «Формирование основ патриотизма, у детей старшего дошкольного возраста, через познание своей малой Родины»
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь...
Описание опыта работы по теме «Формирование правового сознания у детей старшего дошкольного возраста»
Сегодняшние дети – это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цив...
Программа по самообразованию на тему " Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста методом сказкотерапии"
Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром....
План по самообразованию в старшей группе №14 на 2021 – 2022 учебный год Тема: «Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»
Актуальность:Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёно...
Комментарии
Программа экспериментальной работы по теме: «Формирование валеол