Работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата. Воспитатель Байбара Е.Н.
учебно-методический материал (средняя группа) на тему
Работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата. Воспитатель Байбара Е.Н.
Работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата
В последнее время проблема сохранения здоровья детей занимает значительное место в жизни общества, становится приоритетной национальной проблемой. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что формирование здоровья – не только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая проблема. Не последнюю роль в этом процессе играет дошкольное образование, одной из главных задач которого является психо-речевое развитие дошкольников. Работа с ребенком должна быть динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов в работе с детьми, поэтому комплексы включают в себя ряд нетрадиционных упражнений для развития слухового внимания, речевого дыхания, общей координации движений, дыхательные упражнения. При этом необходимо отметить, что регулярное выполнение дыхательных упражнений является профилактикой острых респираторных заболеваний. Оздоровление детей – это целенаправленная, спланированная и систематическая работа всего коллектива образовательного учреждения с целью сохранения и укрепления здоровья детей, формирование у воспитанников ответственного отношения к сохранению собственного здоровья и здоровью окружающих на длительный период. В.А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Работая в коррекционной группе для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, считаю главной задачей: создание условий для оптимального физического и психологического развития и эмоционального благополучия каждого ребенка, а также для повышения его познавательной активности, функциональных и адаптивных возможностей. В нашей группе задачи воспитания, обучения, развития и оздоровления детей взаимосвязаны и ориентированы на каждого ребенка с учетом его состояния здоровья и уровня развития. Деятельность занятий гибко варьируется в зависимости от уровня умственной работы детей. Форма занятий также гибка и разнообразна: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные; на воздухе, в группе, в залах. Задачи профилактики заболеваний физического и интеллектуального развития интегрируются в работе всего коллектива. Так инструктор физкультуры, учитывая специфику группы, большое внимание уделяет дыхательной гимнастике, что способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки, диафрагмы, улучшению лимфо- и кровообращения в легких. В ход занятий включены элементы корригирующей гимнастики, профилактики нарушения осанки и плоскостопия. Музыкальный руководитель обязательно включает в занятия музыкально-ритмичные упражнения для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, этюды и упражнения, способствующие развитию и коррекции психо-эмоциональной сферы. Коррекционная работа начинается с самого утра: проводится утренняя зарядка, коррекционные упражнения, подвижные игры. В утренние часы большая часть времени отводится воспитательно-образовательной работе, но воспитательно-образовательный процесс строится так, что становится возможным проведение оздоровительных мероприятий. Массаж способствует укреплению мышечной системы ребенка, улучшается кровообращение, восстанавливаются сниженные функции организма. Лечебная физкультура дает возможность получать реабилитационный эффект при различных заболеваниях и показана всем детям, имеющим по-стоянные или временные отклонения в состоянии здоровья. Большую роль в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения ОДА, имеют целесообразно подобранные подвижные игры. Подвижные игры способствуют образованию у детей таких жизненно важных качеств личности, как инициатива, целенаправленность, настойчивость в преодолении трудностей, а также быстрота реакции, координация движений, ловкость. Игра важна сама по себе, в первую очередь для больных, так как восполняет дефицит положительных эмоций, вызванный болезнью, отвлекает ребенка от «ухода» в болезнь. Подвижные игры способствуют укреплению и закаливанию организма. Большое значение имеют прикладные упражнения, которые также спо-собствуют развитию основных движений: ходьба, бег, лазанье, ползание, метанье. При проведении всех видов коррекционной работы по развитию движений следует избегать переутомления детей. Для этого используем индивидуальный подход к дозировке физической нагрузки на каждом занятии. Организуя режим, мы стараемся не загружать детей ни физически, ни эмоционально, но в то же время, чтобы ребенок получал необходимое количество движений. Регулярно осуществляется контроль со стороны врачей за состоянием здоровья детей с нарушением ОДА. Важная роль в физическом воспитании детей с нарушениями ОДА принадлежит родителям, семье. Только тесный контакт с родителями, воспитателями, врачом ЛФК и другими врачами помогает обеспечить успех в развитии и коррекции нарушенных двигательных функций у детей с нарушением ОДА. Поэтому мы проводим большую работу с родителями, даем советы, рекомендации. Родителям надо продолжать начатое последовательно. Для охраны нервной системы детей с нарушением ОДА очень важно, что сохранялась спокойная обстановка. Поэтому я, общаясь с детьми, организовывая игры, направляю их в нужное русло, стараюсь устанавливать доброжелательное отношение между детьми в их совместных играх, не допускать конфликтных ситуаций – от этого зависит благополучие детей, их хорошее настроение. Врачи отмечают положительные результаты в улучшении здоровья всех детей. Хорошо овладели навыками самообслуживания – самостоятельно одеваются и снимают обувь; самостоятельно берут мыло, намыливают руки; хорошо поднимают руки вверх; выполняют упражнения с палкой и другими предметами; хорошо поднимаются по лестнице, спускаются с нее, хорошо держатся руками; снимают кольца с пирамиды, стараются их нанизывать. Разучиваем комплексы пальчиковой гимнастики. Особое внимание уделяется фиксации положения пальчиков, чтобы они почувствовали напряжение, затем расслабились. В работе с данной категорией детей наиболее эффективными оказались следующие методы и приемы: 1. Показ взрослого, совместное выполнение действий; 2. «Оживление» пальчиков путем подключения различных персонажей; 3. Рисование пальчиками; 4. Игры с сыпучими продуктами (мелкие камешки, песок); 5. Пальчиковые игры с речевым сопровождением, самомассаж. Таким образом, систематическая работа по развитию мелкой моторики рук и координации движений привела к следующим результатам: 1. Дети научились понимать словесные инструкции и выполнять со-ответствующие действия; 2. Улучшилась согласованность движений руки ребенка с речевым сопровождением; 3. Наметился сдвиг в выполнении техники разнообразных движений; 4. Кисти рук стали боле подвижными, гибкими, почти исчезла ско-ванность движений; 5. Значительно улучшилась бытовая адаптация детей (самообслуживание); 6. Появился интерес к познавательной деятельности, что в целом отразилось на изменении личностных качеств ребенка: внимание стало более устойчивым, дети с большим удовлетворением зани-маются на занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narushenieopornodvigat_appaprata.docx | 16.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата. Воспитатель Байбара Е.Н.
Работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата
В последнее время проблема сохранения здоровья детей занимает значительное место в жизни общества, становится приоритетной национальной проблемой. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что формирование здоровья – не только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая проблема. Не последнюю роль в этом процессе играет дошкольное образование, одной из главных задач которого является психо-речевое развитие дошкольников. Работа с ребенком должна быть динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов в работе с детьми, поэтому комплексы включают в себя ряд нетрадиционных упражнений для развития слухового внимания, речевого дыхания, общей координации движений, дыхательные упражнения. При этом необходимо отметить, что регулярное выполнение дыхательных упражнений является профилактикой острых респираторных заболеваний. Оздоровление детей – это целенаправленная, спланированная и систематическая работа всего коллектива образовательного учреждения с целью сохранения и укрепления здоровья детей, формирование у воспитанников ответственного отношения к сохранению собственного здоровья и здоровью окружающих на длительный период. В.А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Работая в коррекционной группе для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, считаю главной задачей: создание условий для оптимального физического и психологического развития и эмоционального благополучия каждого ребенка, а также для повышения его познавательной активности, функциональных и адаптивных возможностей. В нашей группе задачи воспитания, обучения, развития и оздоровления детей взаимосвязаны и ориентированы на каждого ребенка с учетом его состояния здоровья и уровня развития. Деятельность занятий гибко варьируется в зависимости от уровня умственной работы детей. Форма занятий также гибка и разнообразна: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные; на воздухе, в группе, в залах. Задачи профилактики заболеваний физического и интеллектуального развития интегрируются в работе всего коллектива. Так инструктор физкультуры, учитывая специфику группы, большое внимание уделяет дыхательной гимнастике, что способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки, диафрагмы, улучшению лимфо- и кровообращения в легких. В ход занятий включены элементы корригирующей гимнастики, профилактики нарушения осанки и плоскостопия. Музыкальный руководитель обязательно включает в занятия музыкально-ритмичные упражнения для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, этюды и упражнения, способствующие развитию и коррекции психо-эмоциональной сферы. Коррекционная работа начинается с самого утра: проводится утренняя зарядка, коррекционные упражнения, подвижные игры. В утренние часы большая часть времени отводится воспитательно-образовательной работе, но воспитательно-образовательный процесс строится так, что становится возможным проведение оздоровительных мероприятий. Массаж способствует укреплению мышечной системы ребенка, улучшается кровообращение, восстанавливаются сниженные функции организма. Лечебная физкультура дает возможность получать реабилитационный эффект при различных заболеваниях и показана всем детям, имеющим по-стоянные или временные отклонения в состоянии здоровья. Большую роль в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения ОДА, имеют целесообразно подобранные подвижные игры. Подвижные игры способствуют образованию у детей таких жизненно важных качеств личности, как инициатива, целенаправленность, настойчивость в преодолении трудностей, а также быстрота реакции, координация движений, ловкость. Игра важна сама по себе, в первую очередь для больных, так как восполняет дефицит положительных эмоций, вызванный болезнью, отвлекает ребенка от «ухода» в болезнь. Подвижные игры способствуют укреплению и закаливанию организма. Большое значение имеют прикладные упражнения, которые также спо-собствуют развитию основных движений: ходьба, бег, лазанье, ползание, метанье. При проведении всех видов коррекционной работы по развитию движений следует избегать переутомления детей. Для этого используем индивидуальный подход к дозировке физической нагрузки на каждом занятии. Организуя режим, мы стараемся не загружать детей ни физически, ни эмоционально, но в то же время, чтобы ребенок получал необходимое количество движений. Регулярно осуществляется контроль со стороны врачей за состоянием здоровья детей с нарушением ОДА. Важная роль в физическом воспитании детей с нарушениями ОДА принадлежит родителям, семье. Только тесный контакт с родителями, воспитателями, врачом ЛФК и другими врачами помогает обеспечить успех в развитии и коррекции нарушенных двигательных функций у детей с нарушением ОДА. Поэтому мы проводим большую работу с родителями, даем советы, рекомендации. Родителям надо продолжать начатое последовательно. Для охраны нервной системы детей с нарушением ОДА очень важно, что сохранялась спокойная обстановка. Поэтому я, общаясь с детьми, организовывая игры, направляю их в нужное русло, стараюсь устанавливать доброжелательное отношение между детьми в их совместных играх, не допускать конфликтных ситуаций – от этого зависит благополучие детей, их хорошее настроение. Врачи отмечают положительные результаты в улучшении здоровья всех детей. Хорошо овладели навыками самообслуживания – самостоятельно одеваются и снимают обувь; самостоятельно берут мыло, намыливают руки; хорошо поднимают руки вверх; выполняют упражнения с палкой и другими предметами; хорошо поднимаются по лестнице, спускаются с нее, хорошо держатся руками; снимают кольца с пирамиды, стараются их нанизывать. Разучиваем комплексы пальчиковой гимнастики. Особое внимание уделяется фиксации положения пальчиков, чтобы они почувствовали напряжение, затем расслабились. В работе с данной категорией детей наиболее эффективными оказались следующие методы и приемы: 1. Показ взрослого, совместное выполнение действий; 2. «Оживление» пальчиков путем подключения различных персонажей; 3. Рисование пальчиками; 4. Игры с сыпучими продуктами (мелкие камешки, песок); 5. Пальчиковые игры с речевым сопровождением, самомассаж. Таким образом, систематическая работа по развитию мелкой моторики рук и координации движений привела к следующим результатам: 1. Дети научились понимать словесные инструкции и выполнять со-ответствующие действия; 2. Улучшилась согласованность движений руки ребенка с речевым сопровождением; 3. Наметился сдвиг в выполнении техники разнообразных движений; 4. Кисти рук стали боле подвижными, гибкими, почти исчезла ско-ванность движений; 5. Значительно улучшилась бытовая адаптация детей (самообслуживание); 6. Появился интерес к познавательной деятельности, что в целом отразилось на изменении личностных качеств ребенка: внимание стало более устойчивым, дети с большим удовлетворением зани-маются на занятиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры с клейстером: методика работы с дошкольниками, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата и (или) отклонения в поведении.
Методика «Игры с клейстером» адресована учителям-дефектологам, педагогам-психологам, родителям. Рекомендуется для работы с дошкольниками с двигательными нарушениями и (или) отклонениями в поведении (т...
Индивидуальная программа работы с воспитанником, имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата.
Психологическая помощь является одной из составных частей комплексного психолого-медико-педагогического и социального сопровождения дошкольников с ДЦП. Цель программы: коррекция и развитие оптико-про...
Коррекционно-профилактическая работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата
В презентацию включены слайды по теории ФГОС, требования к спортивному уголку, консультация для родителей....
презентация " Технологии коррекционно-развивающей работы с воспитанниками,имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата"
В презентации представлен материал. который может быть интересен специалистам, работающим с детьми. имеющими НОДА...
Консультация для родителей Тема: Особенности проведения артикуляторных упражнений с детьми ,имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата.
Представлены рекомендации и игровые упражнения,которые помогут родителям проводить дома артикуляционную гимнастику с ребенком легко и интересно....
Презентация «Особенности организации комплексной коррекционно-развивающей работы с детьми имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата»
Инклюзивное образование («inclusion» – включение, добавление, прибавление, присоединение), общим словом - включенное образование, термин, используемый для описания процес...
Индивидуальная программа работы с воспитанником, имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата.
Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата....