Индивидуальная программа работы с воспитанником, имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата.
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_plan_raboty.doc | 188 КБ |
Предварительный просмотр:
Белоярский район
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района
«Детский сад «Алёнушка» п. Сосновка»
Индивидуальная программа работы с воспитанником,
имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата
Составитель:
Кириллова Р. А., педагог-психолог,
учитель-логопед
Структура программы:
Пояснительная записка
Содержание программы
Литература
Приложения к программе
Пояснительная записка
Нарушения функций опорно-двигательного аппарата (ОДА) могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Созревание психической деятельности таких детей задерживается. На этом фоне выявляются различные формы нарушений психики, и прежде всего познавательной активности.
У детей с врожденной патологией опорно-двигательного аппарата так же, как и у детей с нарушениями ЦНС, замедлено формирование пространственных представлений.
Многолетний опыт отечественных и зарубежных специалистов, работающих с детьми с церебральным параличом, показал, что чем раньше начата медико-психолого-педагогическая реабилитация этих детей, тем она эффективнее и лучше ее результаты.
Поэтому своевременно начатая коррекционная работа с больными детьми имеет важное значение в ликвидации дефектов речи, зрительно-пространственных функций, личностного развития.
Трудно переоценить значение развитого пространственного восприятия, умения ориентироваться в окружающем, сформированности пространственных, временных и квазипространственных (языковых) представлений. Их нормальный уровень говорит о гармоничном общем развитии дошкольника и его готовности к обучению в школе, т. е. успешному овладению чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности.
Но, зачастую многие дети с ограниченными возможностями здоровья, особенно в сельской местности, лишены возможности посещать ДОУ компенсирующего вида и реабилитационные центры по причине их отсутствия. Дети с церебральным параличом (при незначительных нарушениях психо-моторных функций) попадают в детские сады общеразвивающего вида.
Психологическая помощь является одной из составных частей комплексного психолого-медико-педагогического и социального сопровождения дошкольников с ДЦП. Индивидуальная психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с ДЦП.
Планирование и определение задач для индивидуальной коррекции осуществляется после комплексной диагностики с участием разных специалистов: врачей, учителя-логопеда, педагога-психолога. В частности психологическое обследование направлено на изучение личности ребенка, определение уровня развития сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов и анализа мотивационно-потребностной сферы.
По окончании обследования составляется заключение, в котором детально описываются особенности поведения ребенка в процессе обследования, эмоционально-волевая сфера, особенности развития высших психических функций, общей и мелкой моторики, уровень развития деятельности; составляются рекомендации родителям и воспитателям, разрабатываются групповые и индивидуальные (при необходимости) коррекционно-развивающие программы.
Цель программы: коррекция и развитие оптико-пространственных и познавательных процессов у дошкольника с ДЦП.
Задачи программы:
Развивать пространственно-временные представления;
Развивать познавательные процессы: восприятие, память, мыслительные операции, коррекция внимания;
Развивать общую и мелкую моторику.
Срок реализации программы:
Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение одного учебного года с сентября по май, продолжительность от 15 минут (в начале учебного года) до 20 минут (в конце учебного года), общее количество занятий – 26
Форма работы: индивидуальная.
Основные методы:
творческие задания;
логические задания;
задания на зрительное восприятие;
упражнения на развитие пространственных ориентировок и представлений.
Эффективность использования программы
В результате реализации программы у ребенка формируются пространственные, временные и квазипространственные (языковые) представления, умение ориентироваться в окружающем, развивается познавательная активность, интерес к совместной деятельности со взрослым. Предполагаемые результаты:
1. Повышение познавательной активности и работоспособности.
2. Умение ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
3. Возможность использовать полученные знания в групповой работе.
Содержание программы.
Каждое занятие состоит из двух частей:
I. формирование пространственных представлений;
II. формирование психических процессов.
I – я часть условно делится на 4 этапа формирования пространственных представлений:
- Освоение телесного пространства.
- Освоение внешнего пространства.
- Пространственные схемы и диктанты (ориентирование по схеме и на листе бумаги)
- Конструирование и копирование.
Освоение телесного пространства.
Для формирования у ребёнка пространственных представлений нужно использовать весь богатый арсенал внешних опор, маркеров, которые заставили бы его буквально убедиться в том, что существует правая и левая стороны, верх и низ – и это неизменно.
Далее происходит постепенное «сворачивание» движения, смещение внимания с внешнего на внутренний план, а также переход от совместного к самостоятельному выполнению. Так, по инструкции ребенок начинает вместо движений всем телом показывать названное направление рукой или поворотом головы, а затем – только взглядом.
Упражнения на освоение внешнего пространства
Следующий этап – освоение ребенком пространства, в котором он находится. При этом важно, чтобы он осознал двигательные возможности и расширил диапазон своих движений.
Пространственные схемы и диктанты
Понимание пространственных схем начинается с формирования ориентировки «на местности», затем – на листе бумаги: путем графического воспроизведения направлений.
Конструирование и копирование
Неотъемлемой частью формирования пространственных представлений являются упражнения, выполняя которые ребенок может творчески манипулировать разнообразными объектами. Ими могут быть предметы, конструкторы, кубики, «лего», пазлы, разрезные картинки, мозаики и т.п. Так, в частности, ребенку важно при усвоении букв и цифр самому «сваять» их из пластилина или проволоки.
II. Формирование психических процессов.
Основной задачей данной части является развитие: внимания, памяти, восприятия, мышления. На индивидуальных коррекционных занятиях уделяю большое внимание развитию зрительно-предметного восприятия, использую такие упражнения как: «Подбери по контуру», «Пиктограммы», «Лабиринты». Совершенствую произвольную память ребёнка через упражнения на запоминание, сохранение и воспроизведение материала: «Запомни-повтори», «Что изменилось?», «Отгадай по описанию» и т. д. Для развития у дошкольника способности к зрительному, слуховому непроизвольному и произвольному сосредоточению, способности к распределению, переключению, концентрации и устойчивости внимания использую игры и упражнения: «Будь внимателен», «Найди отличия». А также на индивидуальных коррекционных занятиях формирую первичные представления о причинных связях и постепенно под влиянием усложнения практической деятельности развиваю не только наглядно-действенное, но и наглядно-образное мышление. Для этого использую дидактические игры: «Парные картинки», «Какой игрушки не стало», «Продолжи узор», «Что сначала, что потом» и т. п.
Требования к помещению:
Помещение должно быть постоянным (одним и тем же на всех занятиях), светлым, проветриваемым и эстетически оформленным.
Литература
- Журнал «Логопед в детском саду» №2, 2009 год.
- Журнал «Справочник педагога-психолога» № 4, 20013 год.
- Рябцева С. В., Спиридонова И. В. Формирование психологической готовности к школе. Тренинговые занятия для детей старшего дошкольного возраста. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
- Филатова И. А. Развитие пространственных представлений у дошкольников с нарушениями речи. – М.; Национальный книжный центр, 2013. – 48 с. (- Развитие и коррекция.)
- Наглядно-дидактическое пособие «Найди различие» - материал для развития внимания, восприятия, речи.
- Наглядно-дидактическое пособие «Развиваем внимание».
- Наглядно-дидактическое пособие «Развиваем память».
Приложения к программе
«Индивидуальная программа работы с воспитанником,
имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата»
Приложение 1.
Календарный план индивидуальной работы.
Период | Этап | № зан. | Дидактические игры для формирования пространственных представлений | Дидактические игры для формирования психических процессов |
сентябрь, октябрь | Освоение телесного пространства | 1. | «Посвящение» | «Что изменилось?», «Чего не стало?» - игры с предметными картинками. |
2. | «Над – под» «Выше – ниже» | «Какое слово лишнее?» - «4-й лишний» | ||
3. | «Спереди - сзади» | Найди два одинаковых предмета. Отгадай по описанию. | ||
4. | «Дальше - ближе» | «Какая картинка исчезла?», «Что прибавилось?» - игры с предметными картинками. | ||
5. | «Право - лево» | «Разложи геометрические фигуры в таком же порядке» | ||
6. | «Путаница» | «Найди отличия?» | ||
декабрь, ноябрь | Упражнения на освоение внешнего пространства | 7. | «Моя комната» «Капризный фотограф» | «Запомни и положи», «Отгадай по описанию» - игры с предметными картинками. |
8. | «Собираем урожай» «Веселые картинки» | «Овощной магазин. 1-2-5» - согласование существительных с числительными | ||
9. | «Моя рука, твоя рука» «Назови часть тела» | «Выложи фигуру из палочек по памяти» | ||
10. | «Найди свою правую руку» «Найди свой правый рукав» | «4-й лишний», «Запомни и положи» - игры с предметными картинками. | ||
11. | «Правильное зеркало» «Запрещенные движения» | Загадки - смекалки. | ||
12. | «Неправильное зеркало» | «Что перепутал художник ?» | ||
13. | «Царство зверей и птиц» | «Запрещенные движения» | ||
14. | «Робот» «Полоса препятствий» | «Чего не стало?», «Придумай загадку» - игры с предметными картинками. | ||
Январь, февраль | Пространственные схемы и диктанты | 15. | «Двигательный диктант» | «Угадай предмет по части», «Дорисуй фигуру» |
16. | «Поставь фигуру в угол» | Разложи геометрические фигуры в таком же порядке. | ||
17. | «Покажи направление» | «Что сначала, что потом?» | ||
18. | «Покажи направление» | «Угадай предмет по части», «Дорисуй фигуру» | ||
19. | «Куда указывает стрелка» | Разрезные картинки. | ||
20. | «Проведи линию» | «Что изменилось?», «Чего не стало?» - игры с предметными картинками. | ||
Март, апрель, май | Логико-грамматические речевые конструкции | 21. | «Положи ручку» | «Найди сходства и отличия» |
22. | «Где лежит карандаш» | «Выбери из ряда картинок только те, которые я назову» | ||
23. | «Скажи, где» | «Какие предметы спрятаны в рисунке» - зашумлённые предметы. | ||
24. | Зашифрованное послание (обозначение предлогов при помощи схем) | Проблемные сюжеты | ||
25. | «Теремок» | «Подбери по контуру» | ||
26. | «Новоселье» | «4-й лишний», «Запомни и положи» - игры с предметными картинками. |
Приложение 2.
Дидактические игры по формированию пространственных представлений у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Упражнения на освоение телесного пространства
1. «Посвящение» Ребенка торжественно принимают в почетные члены тайного клуба «Пространство, что сопровождается подвязыванием на его левую руку ленточки (браслетика), или прикрепляется значок у сердца. Таким образом, вы даете ребенку прекрасную опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством — ведь представление о нем строится вначале от его собственного тела, а уже потом превращается в абстрактные пространственные представления. Теперь он знает, что «слева» — это «там, где ленточка (значок)». Знак не должен сниматься ни днем, ни ночью. Родитель время от времени спрашивает у ребенка: «Где твоя левая рука?»
2.«Над - под». Ребенок и психолог встают рядом лицом к зеркалу и с проговариванием (если это необходимо) выполняют одни и те же действия: «над головой», «под носом», «за ухом», «перед глазами», «на груди», «под подбородком», «между ногами» и т.д.
3.«Выше - ниже». Стоя перед зеркалом, ребенок и взрослый вместе анализируют расположение отдельных частей тела по отношению друг к другу с точки зрения вертикальной оси, не забывая о маркерах. Находят, показывают и называют то, что «выше всего» (голова, макушка); что «ниже всего» (ноги, стопы); «выше, чем...»; «ниже, чем...». Затем ребенок повторяет все это без зеркала и наконец с закрытыми глазами.
Аналогично отрабатывается взаимное расположение отдельных частей лица (лоб, глаза, нос, уши, рот, щеки) и других частей тела (рук — плечо, локоть, предплечье, запястье, ладонь, пальцы; собственно тела — шея, плечи, грудь, спина, живот; ног — бедро, колено, голень, стопа) относительно друг друга.
4.«Спереди - сзади». Глядя в зеркало и ощупывая части тела спереди, ребенок называет их (нос, грудь, бровь и т.д.). Аналогично — сзади (затылок, спина, пятки и т.д.). Затем он с закрытыми глазами по инструкции последовательно дотрагивается до передней (задней) поверхности своего тела и называет соответствующие части тела.
- «Дальше - ближе». Ребенку предлагается назвать у себя (относительно, например, головы) части тела, расположенные «ближе, чем...», «дальше, чем...», «ближе, чем..., но дальше, чем...».
- «Право - лево». Следует заметить, что для ребенка вовсе не является очевидным тот факт, что правая нога, глаз, щека и т.д. находятся с той же стороны, что и правая рука. К пониманию этого его надо привести путем специальных упражнений по соотнесению частей тела с правой и левой рукой. Это лучше делать по следующей схеме: соотнести части тела с правой рукой (правый глаз, щека и т.д.), затем — с левой рукой, после этого — в перекрестном варианте (например, показать правую бровь и левый локоть). Наиболее занимательным является выполнение этих упражнений следующим образом: «Потри левой рукой правый локоть, почеши правой пяткой левую коленку, пощекочи правым указательным пальцем левую подошву, постучи правым локтем по правому боку, укуси себя за средний палец левой руки и т.д.».
- «Путаница». Психолог намеренно показывает не те движения или места на теле, которые называет. Ребенок должен исправить ошибки взрослого. Затем инструктором и исполнителем упражнения становится сам ребенок; он показывает упражнения другим (взрослому, ребенку) и контролирует их выполнение.
Упражнения на освоение внешнего пространства
- «Мама, поверни направо...». Эта игра может предназначаться и для работы родителей с детьми. Играть можно на детской площадке, по дороге в школу, в квартире (путешествуя по комнатам). Ребенок говорит: «Мама, поверни направо». Мама: «Поворачиваю, иду». — «Теперь налево». — «Слушаюсь, поворачиваю». Если он еще не сообразил, как скомандовать, то должен остановить маму командой: «Стой!». Если поворачивать не надо, а на пути какое-либо препятствие, то дается команда: «Возьми правее (левее)».
- «Моя комната». В знакомом ребенку пространстве следует обсудить, что где стоит: «Если встать лицом к окну, то справа будет что?., а слева?., (и т.д.)». Ему дается инструкция: «Покажи верхний правый угол впереди» и т.д.
3.«Капризный фотограф». Психолог-фотограф, желая сделать снимок зверей, ищет кадр. Его помощнику (ребенку) надо рассадить: корову — справа от зайца, мишку — слева от мышки и т.д. Фотограф все время недоволен и просит помощника каждый раз по-новому пересаживать зверей.
Усложненная задача выполняется по двухступенчатой инструкции: «Посади утку справа от медведя, а птицу — слева от лисы». Модификация задания — ребенок сам говорит: «Я посадил льва справа от медведя». Остальные дети или взрослый его проверяют. Затем один из детей становится фотографом, дает инструкцию остальным и проверяет ее выполнение.
4. «Собираем урожай». Разложите перед ребенком ряд картинок с любыми изображениями. Он должен отобрать только те, например, овощи, которые «лежат правее, чем капуста»; «левее, чем морковь».
5. «Моя рука, твоя рука». Ребенок, стоя лицом к психологу или сидя напротив куклы, определяет по указанию взрослого сначала у себя, потом у партнера (куклы) левую руку, правое плечо, левое колено и т.д. Поменяться ролями: инструкцию дает ребенок.
6.«Назови часть тела». Дети стоят лицом друг к другу. Один из двоих молча показывает на себе отдельные части тела, а другой называет: «Это твое правое колено, это твой левый глаз (и т.д.)».
7.«Найди свою правую руку». Сидя напротив ребенка, дать инструкцию: «Делай своей правой рукой (кстати, где она?) то же, что и я делаю правой». Интересно делать по очереди одинаковые жесты одноименными частями тела (вытянуть правую руку, потом левую ногу, а обратно — согнуть сначала левую ногу, а потом правую руку и т.д.).
8.«Найди правый рукав». Попросите ребенка определить правый и левый ботинок, рукав, карман, штанину на одежде, лежащей в различных положениях; найти левый и правый отпечаток босой ноги.
9.«Веселые картинки». Ребенок определяет на картинках, какой рукой действует герой; с какой стороны относительно других находится каждый персонаж, в какой руке и что он держит и т. п. Эту работу рекомендуется проводить длительное время одновременно с любой другой работой по картинкам.
Устойчивый навык можно выработать только при участии родителей, например, дав им задание постоянно обращать внимание детей на детали одежды, вещи в руках у людей, идущих навстречу по улице, а также проводить указанную выше работу по картинкам в книгах, журналах и т. п.
10.«Правильное зеркало». Стоя или сидя с ребенком друг напротив друга, вы отрабатываете схему «зеркало» на движениях сначала одной рукой, потом другой, затем двумя вместе. Так, если психолог переносит свою правую руку вправо, то ребенок свою левую — влево. Ясно, что движения вверх, вниз, к себе и от себя будут идентичными.
11. «Неправильное зеркало». И.п. то же, но инструкция изменяется: «То, что я буду делать левой рукой, ты делаешь своей левой рукой (оба поднимают левые руки), а то, что я буду делать правой рукой, ты — правой (поднимаются правые руки)». Таким образом, если психолог переносит свою правую руку вправо относительно себя, то ребенок тоже переносит свою правую руку вправо относительно себя и т.д.
12. «Царство зверей и птиц»
Взрослый разговаривает с ребенком о том, кто живет наверху(птички, бабочки, облака, солнышко), кто живет внизу, под землей (кузнечики, змеи, ящерицы, скорпионы, мышки), кто – посередине, на земле (зайцы, тигры, медведи, собаки и т. д.). Пусть ребенок покажет какое-нибудь животное каждого из этих трёх «царств», расскажет о нем, покажет, где это – внизу, наверху, посередине.
13. «Кто где стоит?». В эту игру могут играть не менее трех детей. Ставится задача — обозначить место человека, стоящего в колонне (впереди или сзади) или в шеренге (справа и слева). Например: «Где стоит Петя относительно тебя?» Затем дети в произвольном порядке меняются местами, и игра продолжается.
14. «Робот». Ребенок изображает робота, точно и правильно выполняющего команды человека: «Один шаг вперед, два шага направо, прыжок вверх, три шага налево, вниз (присесть) и т.д.». Затем дети играют в непослушного робота, который выполняет все команды наоборот: идет не вперед, а назад; вместо того чтобы подпрыгнуть вверх, приседает; поворачивает не направо, а налево.
- «Машина». Несколько вариантов.
- Ребенок представляет, что он находится в машине за рулем. Взрослый спрашивает его, где находятся по отношению к нему фары, капот, багажник, дверцы (правая и левая), руль, сиденье, пассажиры и т. д. Затем взрослый просит ребенка выйти из машины и сказать, где она относительно ребенка. После этого он предлагает ему встать сзади машины, спереди – и спрашивает, где она находится.
- Взрослый «садится в машину», а ребенок рассказывает, где располагаются части машины относительно взрослого.
- «Полоса препятствий»
По комнате разбрасываются вещи (игрушки), расставляются стулья и т. д. Один ребенок закрывает глаза, а другой руководит его действиями, говоря ему, куда идти. Задача – добраться из одного конца комнаты в другой, ни разу не задев препятствия. Даются чёткие инструкции. Например: «Сделай два шага влево, стоп, теперь один шаг вправо, стоп, возьми еще правее (повернись еще больше направо) и т. д.».
- «Запрещенные движения»
Ребенок повторяет за взрослым движения, кроме одного – запретного.
Пространственные схемы и диктанты
1. «Двигательный диктант» (по шагам), например: один шаг вперед, два шага направо, повернуться на 180°, один шаг назад и т.д.
Психолог диктует траекторию, по которой нужно найти предмет в комнате или здании. Далее осуществляется совместное, а затем самостоятельное составление планов (комнаты, класса, улицы и т.д.). На следующих этапах нужно научить ребенка работе с картой города, мира, Вселенной.
2.«Поставь фигуру в угол». Предложите ребенку поместить в комнате или нарисовать определенные фигуры в правом нижнем углу, левом верхнем и т.д. Определить, какие углы еще не заполнены. Пусть он сам заполняет их с комментарием: «Нарисую месяц в правом верхнем углу».
3.«Покажи направление». Научите ребенка показывать направления рукой (потом — только поворотом головы, взглядом) в воздухе сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево, затем —* по диагональным направлениям (направо вверх, налево вниз и т.д.).
4.«Куда указывает стрелка?». Предложите ребенку расположить карточку со стрелкой, ориентируя ее последовательно во всех называемых вами направлениях, и назвать их. Аналогично — нарисовать стрелки на листе бумаги с какими-то рисунками или планом.
5.«Проведи линию». По инструкции психолога ребенок проводит определенные линии (прямые, пунктирные, волнистые, цветные и т.д.) в определенном направлении, не отрывая карандаш от бумаги. Например: «Из центра листа (ставим точку) проводим волнистую линию вверх, затем —'прямую линию в левый нижний угол» и т. д.
«Графические диктанты»
- «Расставь знаки». Инструкция: «Обозначь на строке четыре точки. Поставь знак «+» от первой точки снизу, от второй — сверху, от третьей — справа, от четвертой — слева». Аналогично — с двумя разными знаками.
- «Стрелки». Инструкция: «Обозначь на строке четыре точки. От первой проведи стрелку в направлении вниз, от второй — вправо, от третьей — влево, от четвертой — вверх». Проверка: от какой точки стрелка смотрит вправо? Прочитать направления стрелок во всех выполненных заданиях.
- «Соедини точки». Инструкция: «На двух строчках отметь по 8 точек так, чтобы можно было сгруппировать их в квадраты; обведи пальцем каждый из них».
В первом квадрате надо выделить карандашом первую верхнюю точку, потом — первую нижнюю точку, после чего соединить их стрелкой в направлении сверху вниз. Выделить вторую нижнюю точку и соединить ее стрелкой со второй верхней точкой в направлении снизу вверх.
Во втором квадрате выделить первую верхнюю точку, затем — вторую верхнюю точку и соединить их стрелкой в направлении слева направо. Нижние точки соединить стрелкой в направлении справа налево.
В третьем квадрате выделить первую верхнюю точку и вторую нижнюю, соединить их стрелкой, направленной одновременно слева направо и сверху вниз (в правый нижний угол).
В четвертом квадрате выделить первую нижнюю точку и вторую верхнюю. Соединить их стрелкой, направленной одновременно слева направо и снизу вверх (в правый верхний угол).
Прочитать направления стрелок во всех выполненных заданиях.
4. «Графические диктанты». Взрослый диктует: «Начиная с третьей клетки: одну клетку вправо, ...две — вниз, ...одну — влево» и т.д. Более сложный вариант — движение по диагональным направлениям, например: «Одну клетку направо вверх, две клетки направо, одну — налево вниз». Фигуры для диктантов, вначале простые, должны постепенно усложняться.
Обязательно предложите ребенку самому подиктовать графический диктант вам или другим детям, а потом проверить работу.
Конструирование и копирование
- «Конструирование предметов из заданных частей».
Ребенку дается основная деталь, свойственная всем предметам данного класса, например: для посуды — это емкость, для животных — туловище, для растений — стебель, и, кроме того, различные фрагменты, благодаря которым основная деталь постепенно дополняется, преобразуясь в самые различные объекты. Ребенку предлагают пофантазировать и сложить несколько фигур с одной и той же основой; например, на базе основной детали, характерной для посуды, могут быть (с помощью разных соответствующих фрагментов) сконструированы: чайник, сахарница, чашка и т. п. То же — с фигурой человека или животного, растения и т.п. Каждый раз ребенка спрашивают: «Что это? На что (кого) похож этот предмет?». Потом он зарисовывает сложенные из деталей предметы и делает к ним подписи.
- «Я — конструктор». Ребенку предлагается из спичек, счетных палочек или мозаики сконструировать какое-либо предметное изображение или выложить печатную букву. Пусть он проделает это с открытыми и закрытыми глазами. Затем путем перекладывания элементов можно превратить их в другие предметы, букву, цифру или орнаменты.
«Квазипространственные» (логико-грамматические) речевые конструкции
Формирование «квазипространственных» представлений начинается с введения в работу предлогов посредством сопоставления их с отработанными выше пространственными представлениями. Например, ребенку предлагается выполнить следующее: «Встать (или присесть) перед, за, слева, справа, на, под предмет», «Поставить или положить предмет перед, за, слева, справа, над, под собой» и т.п. Постепенно через вербальное обозначение соответствующих пространственных представлений осуществляется переход от понятий «выше», «ниже» к понятиям «над», «под» и т.д.
- «Положи ручку». Дайте ребенку два разных предмета, например ручку и пенал. Предложите ему положить ручку в, на, под, над, перед, за, слева, справа от пенала.
- «Где лежит карандаш?». Положите карандаш на тетрадь и предложите ребенку определить его положение относительно тетради («Карандаш лежит на тетради, а тетрадь..., а стол...»). Так поиграйте, перекладывая карандаш под, в, слева от тетради, поднимая его над, пряча за или помещая перед тетрадью. Каждый раз просите ребенка составить предложение про тетрадь и карандаш, обращая его внимание на то, что в предложении меняется предлог. Затем поменяйте эти предметы местами («Тетрадь лежит под карандашом»).
Когда ребенок освоит задание, проделайте его заново, но на этот раз попросите называть только соответствующий предлог.
- «Нарисуй предлог». Предложите (с вашей помощью) ребенку нарисовать (не написать) предлоги любым удобным для него способом, например как на рис. 4.
Рисунок 4
- «Зашифрованное послание». Ребенок должен прочитать послание, содержание которого ясно из рисунка (см. рис. 4), и записать его прямо под картинками.
Нарисуйте несколько подобных фраз с разными предлогами. Предложите ребенку самому придумать и написать вам аналогичные послания с известными ему предлогами.
- «Теремок». Стоит в поле теремок в четыре этажа: бабочка живет над волком, улитка — под волком, а выше всех — лев. Ребенок расселяет жильцов, потом сам дает задание другим детям и контролирует правильность выполнения.
- «Новоселье». Освоив предыдущее упражнение, ребенок по представлению решает такие задачки:
«В теремке поселились: лягушка — под мышкой, зайчик — над лисичкой, а мышка — под лисичкой. Кто на каком этаже живет?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры с клейстером: методика работы с дошкольниками, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата и (или) отклонения в поведении.
Методика «Игры с клейстером» адресована учителям-дефектологам, педагогам-психологам, родителям. Рекомендуется для работы с дошкольниками с двигательными нарушениями и (или) отклонениями в поведении (т...
Коррекционно-профилактическая работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата
В презентацию включены слайды по теории ФГОС, требования к спортивному уголку, консультация для родителей....
презентация " Технологии коррекционно-развивающей работы с воспитанниками,имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата"
В презентации представлен материал. который может быть интересен специалистам, работающим с детьми. имеющими НОДА...
Работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата. Воспитатель Байбара Е.Н.
Работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата. Воспитатель Байбара Е.Н.Работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппаратаВ последнее время проблема сохранения здоров...
Презентация «Особенности организации комплексной коррекционно-развивающей работы с детьми имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата»
Инклюзивное образование («inclusion» – включение, добавление, прибавление, присоединение), общим словом - включенное образование, термин, используемый для описания процес...
Индивидуальная программа работы с воспитанником, имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата.
Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата....
Использование элементов образовательной кинезиологии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата
Польза, которую приносят эти упражнения колоссальная. Ребёнок становится не только сообразительным, активным и контролирующим себя, но у него улучшается речь, координация пальцев, память, внимание, пр...