Игры с клейстером: методика работы с дошкольниками, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата и (или) отклонения в поведении.
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Владимирова Светлана Геннадьевна

Методика «Игры с клейстером» адресована учителям-дефектологам, педагогам-психологам, родителям. Рекомендуется для работы с дошкольниками с двигательными нарушениями и (или) отклонениями в поведении (тревожность, аутизм, расторможенность, агрессивность и др.), а так же взрослым для релаксации.

Полный текст методики можно найти пройдя по этой ссылке: «Методика работы с дошкольниками, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата и (или) отклонения в проведении «Игры с клейстером» - Титойкина Е.А., педагог-психолог ГБДОУ детский сад №5, Владимирова С.Г., учитель-дефектолог. Приложение 3.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_kleysterom_rm.docx16.4 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с клейстером: методика работы с дошкольниками,
имеющими нарушения опорно-двигательного
аппарата и (или) отклонения в поведении.

Авторы: учитель-дефектолог С.Г Владимирова

педагог-психолог Е. А. Титойкина

23.03.2013

На протяжении двух лет в ГБДОУ д. /с. № 5 комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга в группах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА), учителем-дефектологом С.Г. Владимировой и педагогом-психологом Е.А. Титойкиной проводились игры с клейстером. В процессе работы была разработана оригинальная методика «Игры с клейстером» для коррекции психомоторных нарушений у детей.

Коррекция психомоторных нарушений у детей происходит за счет расширения тактильного опыта, возможности самовыражения и развития мелкой моторики во время игр с клейстером.

Применяемые на практике методики, среди которых можно выделить игры с песком, с водой, с природным материалом, лепку из теста или замазки, занятия в «Сухих бассейнах» не позволяют работать одновременно по трем направлениям, а в некоторых случаях оказываются малоэффективными.

Клейстер имеет преимущества перед другими материалами: разрешен СанПиНом для работы с дошкольниками; теплый клейстер производит расслабляющий эффект; жидкий клейстер хорошо  сохраняет рисунок; густой тягучий  клейстер заставляет детей прикладывать усилия, тренирует мышцы; клейстер долго не высыхает на руках.

Методика «Игры с клейстером» не только успешно дополняет перечень коррекционных мероприятий для детей с НОДА и (или) нарушениями в поведении, но и позволяет решать некоторые задачи, недоступные для решения иными средствами. Немаловажно, что данная методика имеет валеологическую направленность.

Методика адресована учителям-дефектологам, педагогам-психологам, родителям. Рекомендуется для работы с дошкольниками с двигательными нарушениями и (или) отклонениями в поведении (тревожность, аутизм, расторможенность, агрессивность и др.), а также взрослым для релаксации.

«Игры с клейстером» доставляют удовольствие детям, вызывают интерес у родителей ДОУ, оказывают положительное влияние на развитие детей. 

Примечание: В случае отрицательной реакции со стороны ребенка на игры с клейстером необходимо провести анализ ситуации и попытаться понять ее причины. Причинами негативного отношения к клейстеру могут быть: недостаточная зрелость тактильных анализаторов, тактильная защита, индивидуальная температурная чувствительность, травмирующая ситуация в прошлом. Причины выясняются через наблюдение за ребенком и беседы с родителями. В случае задержанного развития необходимо отложить использование клея в работе, а для тактильной стимуляции использовать шершавые материалы. В случае тактильной защиты осторожно приучать ребенка к работе с незнакомым материалом. Если ребенку клей кажется горячим, надо подобрать оптимальную, комфортную температуру. В случае негативного опыта у ребенка работа с клейстером продолжается с согласия родителей.

Краткое описание методики «Игры с клейстером».

Цель – преодоление психомоторных нарушений у ребенка через игры с клейстером.

Материалы и оборудование: крахмал, электрический чайник,  вода, миска, ложка, подносы, бумажные полотенца, трафареты бумажные или пластиковые, гуашь, мелкие предметы,  клеенка  на столы.

Способ приготовления клейстера и его плотность. 

Размешанный в горячей воде крахмал (до консистенции сметаны) заливается кипящей водой из чайника, при постоянном перемешивании, до получения необходимой консистенции клейстера. Можно приготовить густой или жидкий клейстер.

Приемы работы с густым клейстером. Густой клейстер можно вымешивать, перемешивать с краской, сжимать, пропускать через пальцы, разминать комочки, формировать большую лепешку, отщипывать кусочки. Так как плотный клейстер напоминает тесто можно предложить следующие темы «Ватрушка», «Пирожки», «Пицца».

Приемы работы с жидким клейстером

1) Тренировочное рисование по клейстеру. Чередуются два приема: 1.1 Намазывание клея на поднос одновременно двумя руками: «Море волнуется раз», «Снежная поляна».

1.2 Рисование пальцем. На  гладкой поверхности дети пальцем выводят узоры:  «Дорожки», «Забор», «Волны» и т.д.

Путем  многократных повторений,  у детей вырабатываются двигательные динамические стереотипы.

2)  Игры-имитации.  «Идут медвежата»,  «Прыгают зайцы», «Ползут змейки», «Бегут лыжники»

3)  Перемешивание красок и клея

4) ) Трафареты

5)  Мелкие предметы

6)  Использование художественной литературы

7)  Массаж и само-массаж щеткой

8)  «Делаем и говорим». Учим детей заботиться о себе,  обучаем конкретным приемам и упражнениям.

Структура занятий при различных нарушениях.

Структура занятий для детей имеющих нарушения эмоционально-волевой сферы, но не имеющих тяжелых двигательных нарушений различна.

1 вариант. Структура занятия для ребенка с ДЦП. 
1) Инструкция и пальчиковая гимнастика.

2) Работа по словесной инструкции (тренировочное рисование).
3) Выбор ребенком материала для дальнейшей самостоятельной работы  (трафарет, краски, мелкие предметы).
4) Самостоятельная деятельность ребенка.

5) Массаж или самомассаж.

У детей с ДЦП необходимо вырабатывать двигательные динамические стереотипы, путем многократного повторения движений в том случае, если это позволяет состояние эмоционально-волевой сферы ребенка. В противном случае показан второй вариант занятий.

2 вариант. Структура занятия для ребенка с нарушениями эмоционально-волевой сферы.

1) Инструкция и пальчиковая гимнастика.
2) Выбор ребенком материала для работы.
3) Самостоятельная деятельность ребенка, самовыражение.
4) Массаж или самомассаж.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание и методика работы с дошкольниками, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно раст...

Использование презентаций Power Point и дидактической сказки в работе с дошкольниками, имеющими нарушенное зрение.

В статье раскрывается актуальеость использования презентаций, подготовленных в программе Power Point с детьми, имеющими нарушения зрения. Дано описание данной технологии, необходимые требования....

Нетрадиционные методы в коррекционной работе воспитателя с дошкольниками, имеющими речевые нарушения.

Передо мной встала проблема оптимизации коррекционного обучения детей с общим недоразвитием речи и формирование у них таких свойств личности как мыслительная речевая активность, на основе использовани...

Эффективность использования ИКТ в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения

Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повыша...

Использование коммуникативных игр в работе с дошкольниками, имеющими отклонения в поведении

Жизнь—самая большая ценность, какой обладает человек.А самая большая роскошь в этой жизни—«это роскошь общения»....

Использование элементов драматизации в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения

В статье раскрывается роль использования элементов драматизации при коррекции речевых нарушений у дошкольников. Описаны разнообразные формы, которые может использовать учитель - логопед в своей работе...

МАСТЕР-КЛАСС ТЕМА: « Игры и упражнения по методике Марии Монтессори, применяемые в коррекционной работе с дошкольниками, имеющие расстройства аутистического спектра»

Мастер класс знакомит с методикой Марии Монтессори и представляет  игровой набор 14 в 1, предназначенный для развивающей и коррекционной работы с детьми дошкольного возраста....