Индивидуальная программа работы с воспитанником, имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата.
проект

Ларионова Ирина Александровна

Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnaya_programma_raboty_s_vospitannikom.docx18.84 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальная программа работы с воспитанником,

 имеющим  нарушения опорно-двигательного аппарата.                             Составитель: Воспитатель

Ларионова И.А.

Пояснительная записка

Нарушения функций опорно-двигательного аппарата (ОДА) могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Созревание психической деятельности таких детей задерживается. На этом фоне выявляются различные формы нарушений психики, и прежде всего познавательной активности.

        У детей с врожденной патологией опорно-двигательного аппарата так же, как и у детей с нарушениями ЦНС, замедлено формирование пространственных представлений.

Многолетний опыт отечественных и зарубежных специалистов, работающих с детьми с церебральным параличом, показал, что чем раньше начата медико-психолого-педагогическая реабилитация этих детей, тем она эффективнее и лучше ее результаты.

Поэтому своевременно начатая коррекционная работа с больными детьми имеет важное значение в ликвидации дефектов речи, зрительно-пространственных функций, личностного развития.

Трудно переоценить значение развитого пространственного восприятия, умения ориентироваться в окружающем, сформированности пространственных, временных и квазипространственных (языковых) представлений. Их нормальный уровень говорит о гармоничном общем развитии дошкольника и его готовности к обучению в школе, т. е. успешному овладению чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности.

Но, зачастую многие дети с ограниченными возможностями здоровья, особенно в сельской местности, лишены возможности посещать ДОУ компенсирующего вида и реабилитационные центры по причине их отсутствия. Дети с церебральным параличом (при незначительных нарушениях психо-моторных функций) попадают в детские сады общеразвивающего вида.

Психологическая помощь является одной из составных частей комплексного психолого-медико-педагогического и социального сопровождения дошкольников с ДЦП. Индивидуальная психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с ДЦП.

Планирование и определение задач для индивидуальной коррекции осуществляется после комплексной диагностики. В частности психологическое обследование направлено на изучение личности ребенка. По окончании обследования составляется заключение, в котором детально описываются особенности поведения ребенка в процессе обследования, эмоционально-волевая сфера, особенности развития высших психических функций, общей и мелкой моторики, уровень развития деятельности; составляются рекомендации родителям и воспитателям, разрабатываются групповые и индивидуальные (при необходимости) коррекционно-развивающие программы.

Содержание программы

Цель программы: коррекция и развитие оптико-пространственных и познавательных процессов у дошкольника с ДЦП.

Задачи программы:

Развивать пространственно-временные представления;

Развивать познавательные процессы: восприятие, память, мыслительные операции, коррекция внимания;

Развивать общую и мелкую моторику.

Срок реализации программы:

Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение одного учебного года с сентября по май, продолжительность от 15 минут (в начале учебного года) до 20 минут (в конце учебного года), общее количество занятий – 26

Форма работы: индивидуальная.

Основные методы:

творческие задания;

логические задания;

задания на зрительное восприятие;

упражнения на развитие пространственных ориентировок и представлений.

Эффективность использования программы

В результате реализации программы у ребенка формируются пространственные, временные и квазипространственные (языковые) представления, умение ориентироваться в окружающем, развивается   познавательная активность, интерес к совместной деятельности со взрослым.

Предполагаемые результаты:

1. Повышение познавательной активности и  работоспособности.

2. Умение ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

3. Возможность использовать полученные знания в групповой работе.

Структура занятий.

Каждое занятие состоит из двух частей:

  1. формирование пространственных представлений;
  2. формирование  психических процессов.
  3. I–я часть условно делится на 4 этапа формирования пространственных представлений:
  1. Освоение телесного пространства.
  2. Освоение внешнего пространства.
  3. Пространственные схемы и диктанты (ориентирование по схеме и на листе бумаги)
  4. Конструирование и копирование.

Освоение телесного пространства.

Для формирования у ребёнка пространственных представлений нужно использовать весь богатый арсенал внешних опор, маркеров, которые заставили бы его буквально убедиться в том, что существует правая и левая стороны, верх и низ – и это неизменно.

        Далее происходит постепенное «сворачивание» движения, смещение внимания с внешнего на внутренний план, а также переход от совместного к самостоятельному выполнению. Так, по инструкции ребенок начинает вместо движений всем телом показывать названное направление рукой или поворотом головы, а затем – только взглядом.

        Упражнения на освоение внешнего пространства

Следующий этап – освоение ребенком пространства, в котором он находится. При этом важно, чтобы он осознал двигательные возможности и расширил диапазон своих движений.

Пространственные схемы и диктанты

Понимание пространственных схем начинается с формирования ориентировки «на местности», затем – на листе бумаги: путем графического воспроизведения направлений.

Конструирование и копирование

Неотъемлемой частью формирования пространственных представлений являются упражнения, выполняя которые ребенок может творчески манипулировать разнообразными объектами. Ими могут быть предметы, конструкторы, кубики, «лего», пазлы, разрезные картинки, мозаики и т.п. Так, в частности, ребенку важно при усвоении букв и цифр самому «сваять» их из пластилина или проволоки.

II. Формирование психических процессов.

Основной задачей данной части является развитие: внимания, памяти, восприятия, мышления. На индивидуальных коррекционных занятиях уделяю большое  внимание развитию зрительно-предметного восприятия, использую такие упражнения как: «Подбери по контуру», «Пиктограммы», «Лабиринты». Совершенствую произвольную память ребёнка через упражнения на запоминание, сохранение и воспроизведение материала: «Запомни-повтори», «Что изменилось?», «Отгадай по описанию» и т. д. Для  развития у дошкольника способности к зрительному, слуховому непроизвольному и произвольному сосредоточению, способности к распределению, переключению, концентрации и устойчивости внимания использую игры и упражнения: «Будь внимателен», «Найди отличия».  А также на индивидуальных коррекционных занятиях формирую первичные представления о причинных связях и постепенно под влиянием усложнения практической деятельности  развиваю не только  наглядно-действенное, но и наглядно-образное мышление. Для этого использую дидактические игры: «Парные картинки», «Какой игрушки не стало», «Продолжи узор», «Что сначала, что потом» и т. п.

Требования к помещению:

Помещение должно быть постоянным (одним и тем же на всех занятиях), светлым, проветриваемым и эстетически оформленным.

Литература

  1. Журнал  «Логопед в детском саду» №2, 2009 год.
  2. Журнал «Справочник педагога-психолога» № 4, 20013 год.
  3. Рябцева С. В., Спиридонова И. В. Формирование психологической готовности к школе. Тренинговые занятия для детей старшего дошкольного возраста. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
  4. Филатова И. А. Развитие пространственных представлений у дошкольников с нарушениями речи. – М.; Национальный книжный центр, 2013. – 48 с. (- Развитие и коррекция.)
  5. Наглядно-дидактическое пособие «Найди различие» - материал для развития внимания, восприятия, речи.
  6. Наглядно-дидактическое пособие «Развиваем внимание».
  7. Наглядно-дидактическое пособие «Развиваем память».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа работы с воспитанником, имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата.

Психологическая помощь является одной из составных частей комплексного психолого-медико-педагогического и социального сопровождения дошкольников с ДЦП. Цель программы: коррекция и развитие оптико-про...

Дополнительная адаптированная образовательная программа для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Адаптированная образовательная программа для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Белый медвежонок». Програм...

Адаптированная образовательная программа для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата с 4-7 лет

Адаптированная образовательная программа для детей с нарушениям опорно-двигательного аппарата...

Адаптированная образовательная программа для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (от 4 до 7 лет)

Данная рабочая программа разработана в соответствии с основным положением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и ориентирована для работы с детьми среднего,...

Рабочая программа для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (от 4 до 7 лет с диагнозом ЗПР)

1.Целевой раздел1.1Пояснительная запискаДанная рабочая программа разработана в соответствии с основным положением Федерального  государственного образовательного стандарта дошкольного образования...

Адаптированная образовательная программа для детей с нарушением опорно - двигательного аппарата дошкольного возраста

АООП НОО для обучающихся с НОДА - это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, учитывающая особенности их психофизического развития, ин...