Индивидуальная программа работы с воспитанником, имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата.
проект
Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnaya_programma_raboty_s_vospitannikom.docx | 18.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальная программа работы с воспитанником,
имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата. Составитель: Воспитатель
Ларионова И.А.
Пояснительная записка
Нарушения функций опорно-двигательного аппарата (ОДА) могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Созревание психической деятельности таких детей задерживается. На этом фоне выявляются различные формы нарушений психики, и прежде всего познавательной активности.
У детей с врожденной патологией опорно-двигательного аппарата так же, как и у детей с нарушениями ЦНС, замедлено формирование пространственных представлений.
Многолетний опыт отечественных и зарубежных специалистов, работающих с детьми с церебральным параличом, показал, что чем раньше начата медико-психолого-педагогическая реабилитация этих детей, тем она эффективнее и лучше ее результаты.
Поэтому своевременно начатая коррекционная работа с больными детьми имеет важное значение в ликвидации дефектов речи, зрительно-пространственных функций, личностного развития.
Трудно переоценить значение развитого пространственного восприятия, умения ориентироваться в окружающем, сформированности пространственных, временных и квазипространственных (языковых) представлений. Их нормальный уровень говорит о гармоничном общем развитии дошкольника и его готовности к обучению в школе, т. е. успешному овладению чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности.
Но, зачастую многие дети с ограниченными возможностями здоровья, особенно в сельской местности, лишены возможности посещать ДОУ компенсирующего вида и реабилитационные центры по причине их отсутствия. Дети с церебральным параличом (при незначительных нарушениях психо-моторных функций) попадают в детские сады общеразвивающего вида.
Психологическая помощь является одной из составных частей комплексного психолого-медико-педагогического и социального сопровождения дошкольников с ДЦП. Индивидуальная психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с ДЦП.
Планирование и определение задач для индивидуальной коррекции осуществляется после комплексной диагностики. В частности психологическое обследование направлено на изучение личности ребенка. По окончании обследования составляется заключение, в котором детально описываются особенности поведения ребенка в процессе обследования, эмоционально-волевая сфера, особенности развития высших психических функций, общей и мелкой моторики, уровень развития деятельности; составляются рекомендации родителям и воспитателям, разрабатываются групповые и индивидуальные (при необходимости) коррекционно-развивающие программы.
Содержание программы
Цель программы: коррекция и развитие оптико-пространственных и познавательных процессов у дошкольника с ДЦП.
Задачи программы:
Развивать пространственно-временные представления;
Развивать познавательные процессы: восприятие, память, мыслительные операции, коррекция внимания;
Развивать общую и мелкую моторику.
Срок реализации программы:
Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение одного учебного года с сентября по май, продолжительность от 15 минут (в начале учебного года) до 20 минут (в конце учебного года), общее количество занятий – 26
Форма работы: индивидуальная.
Основные методы:
творческие задания;
логические задания;
задания на зрительное восприятие;
упражнения на развитие пространственных ориентировок и представлений.
Эффективность использования программы
В результате реализации программы у ребенка формируются пространственные, временные и квазипространственные (языковые) представления, умение ориентироваться в окружающем, развивается познавательная активность, интерес к совместной деятельности со взрослым.
Предполагаемые результаты:
1. Повышение познавательной активности и работоспособности.
2. Умение ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
3. Возможность использовать полученные знания в групповой работе.
Структура занятий.
Каждое занятие состоит из двух частей:
- формирование пространственных представлений;
- формирование психических процессов.
- I–я часть условно делится на 4 этапа формирования пространственных представлений:
- Освоение телесного пространства.
- Освоение внешнего пространства.
- Пространственные схемы и диктанты (ориентирование по схеме и на листе бумаги)
- Конструирование и копирование.
Освоение телесного пространства.
Для формирования у ребёнка пространственных представлений нужно использовать весь богатый арсенал внешних опор, маркеров, которые заставили бы его буквально убедиться в том, что существует правая и левая стороны, верх и низ – и это неизменно.
Далее происходит постепенное «сворачивание» движения, смещение внимания с внешнего на внутренний план, а также переход от совместного к самостоятельному выполнению. Так, по инструкции ребенок начинает вместо движений всем телом показывать названное направление рукой или поворотом головы, а затем – только взглядом.
Упражнения на освоение внешнего пространства
Следующий этап – освоение ребенком пространства, в котором он находится. При этом важно, чтобы он осознал двигательные возможности и расширил диапазон своих движений.
Пространственные схемы и диктанты
Понимание пространственных схем начинается с формирования ориентировки «на местности», затем – на листе бумаги: путем графического воспроизведения направлений.
Конструирование и копирование
Неотъемлемой частью формирования пространственных представлений являются упражнения, выполняя которые ребенок может творчески манипулировать разнообразными объектами. Ими могут быть предметы, конструкторы, кубики, «лего», пазлы, разрезные картинки, мозаики и т.п. Так, в частности, ребенку важно при усвоении букв и цифр самому «сваять» их из пластилина или проволоки.
II. Формирование психических процессов.
Основной задачей данной части является развитие: внимания, памяти, восприятия, мышления. На индивидуальных коррекционных занятиях уделяю большое внимание развитию зрительно-предметного восприятия, использую такие упражнения как: «Подбери по контуру», «Пиктограммы», «Лабиринты». Совершенствую произвольную память ребёнка через упражнения на запоминание, сохранение и воспроизведение материала: «Запомни-повтори», «Что изменилось?», «Отгадай по описанию» и т. д. Для развития у дошкольника способности к зрительному, слуховому непроизвольному и произвольному сосредоточению, способности к распределению, переключению, концентрации и устойчивости внимания использую игры и упражнения: «Будь внимателен», «Найди отличия». А также на индивидуальных коррекционных занятиях формирую первичные представления о причинных связях и постепенно под влиянием усложнения практической деятельности развиваю не только наглядно-действенное, но и наглядно-образное мышление. Для этого использую дидактические игры: «Парные картинки», «Какой игрушки не стало», «Продолжи узор», «Что сначала, что потом» и т. п.
Требования к помещению:
Помещение должно быть постоянным (одним и тем же на всех занятиях), светлым, проветриваемым и эстетически оформленным.
Литература
- Журнал «Логопед в детском саду» №2, 2009 год.
- Журнал «Справочник педагога-психолога» № 4, 20013 год.
- Рябцева С. В., Спиридонова И. В. Формирование психологической готовности к школе. Тренинговые занятия для детей старшего дошкольного возраста. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
- Филатова И. А. Развитие пространственных представлений у дошкольников с нарушениями речи. – М.; Национальный книжный центр, 2013. – 48 с. (- Развитие и коррекция.)
- Наглядно-дидактическое пособие «Найди различие» - материал для развития внимания, восприятия, речи.
- Наглядно-дидактическое пособие «Развиваем внимание».
- Наглядно-дидактическое пособие «Развиваем память».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная программа работы с воспитанником, имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата.
Психологическая помощь является одной из составных частей комплексного психолого-медико-педагогического и социального сопровождения дошкольников с ДЦП. Цель программы: коррекция и развитие оптико-про...
Дополнительная адаптированная образовательная программа для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Адаптированная образовательная программа для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Белый медвежонок». Програм...
Адаптированная образовательная программа для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата с 4-7 лет
Адаптированная образовательная программа для детей с нарушениям опорно-двигательного аппарата...
Адаптированная образовательная программа для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (от 4 до 7 лет)
Данная рабочая программа разработана в соответствии с основным положением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и ориентирована для работы с детьми среднего,...
Рабочая программа для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (от 4 до 7 лет с диагнозом ЗПР)
1.Целевой раздел1.1Пояснительная запискаДанная рабочая программа разработана в соответствии с основным положением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования...
Адаптированная образовательная программа для детей с нарушением опорно - двигательного аппаратадошкольного возраста
АООП НОО для обучающихся с НОДА - это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, учитывающая особенности их психофизического развития, ин...