Шахматы- 8. Ферзь. « Могучая фигура».
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Ферзь. « Могучая фигура».
Цель: Знакомство с фигурой «Ферзь», его значимостью, особенностями и способами действия. Закрепление знаний детей о пешке, «Ладье» и «Слоне». Развивать внимание и логическое мышление.
Материал: шахматные доски, большая шахматная доска, шахматные фигуры, шахматная шкатулка, призы.
Методика проведения.
Воспитатель:
Представляю вам ферзя –
Он помощник короля.
У него своя игра:
Под контролем вся доска.
Но вступать в бой не спешит-
За позицией следит.
После конницы, слонов
Он начать войну готов.
Ребята устроились поудобнее и приготовились наблюдать за действиями Ферзя. И вот Ферзь начал вышагивать по шахматной доске. Вначале он сделал крохотный шажок по прямой. Наступил на соседнюю клеточку, потом шагнул сразу через две. Немного поразмыслив, вернулся на исходное место и вдруг совершил такой гигантский ход – прыжок, что сразу очутился в противоположном конце доски. Дела в том, что Ферзь может ходить и как Ладья, и как Слон - объяснил воспитатель. Поэтому Ферзь самая сильная фигура и помощник короля. Ферзь любит свой цвет – это означает, что до начала игры он располагается на поле своего цвета и может перемещаться и по полям другого цвета, а точнее, как ладья. Помощник короля берет пешки и фигуры противника так же, как и ходит. Ферзя очень трудно поймать и уничтожить. Не случайно ферзь оценивается так высоко, дороже всех других фигур. В игре его можно обменять на две ладьи; на ладью, слона и пешку; на ладью и четыре пешки; на двух слонов и одного коня; на двух коней и одного слона; на одного коня и шесть пешек; на одного слона и шесть пешек; на ладью, коня и пешку.
Ферзь в шахматах, можно сказать, чемпион,
и шаг у ферзя широк.
Ферзь может ходить, как ладья и как слон — и прямо и наискосок.
Направо, налево, вперед и назад…
А бьёт он и вдаль и в упор.
И кажется, будто ферзю тесноват
доски чёрно-белой простор.
Ферзь очень опасен вблизи и вдали —
ты больше вниманья ферзю удели.
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять! (сжимаем – разжимаем кулаки)
Вышли пешки погулять! (пальчики шагают по столу)
Король на месте, по привычке, (сжатые кулаки на столе)
А куда ему спешить? (разводят руки, пожимают плечами)
Прыгнет конь! Подковы звяк! (ладони вперёд и хлопок)
Необычен каждый шаг! (указательный палец)
А ладья упряма, (раскрытые ладошки скользят по столу
Ходит только прямо! вперёд)
Все фигуры встали стеной, (выпрямленные ладони перед собой на столе)
Им начинать этот сказочный бой.
А сейчас поставьте ферзей на «свои» места - обращается воспитатель к детям – и ответьте мне на несколько вопросов. (Воспитатель организовывает соревнование между детьми).
Вопросы:
1.На сколько разных сторон может пойти ферзь со своего первоначального места ?
2.На какое поле нужно поставить черного (белого) ферзя, чтобы он мог своим ходом уничтожить любую из восьми фигур противника?
3.Сколько полей вместе контролируют ладья и слон?
4.Что особенно любить ладья? Может ли ладья побить сразу две пешки или две ладьи?
5.Является ли пешка фигурой? Может ли стать когда-нибудь другой фигурой, превратиться в нее, в каких случаях?
6.Какие слоны никогда не столкнутся?
Воспитатель: Вы хорошо справились со всеми заданиями, а теперь немного отдохнём
Физкультминутка:
- А сейчас мы с вами превратимся в пешек:
Ну- ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом (вращение головой)
3- 4, приседаем,
Наши ножки разомнём. (приседания)
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
За столы мы вновь спешим. (садятся за столы)
Воспитатель раздаёт детям нарисованный на бумаге план и обращает внимание детей на то, что в группе, где то спрятана «Шахматная шкатулка». В ней находится сюрприз. Кто шкатулку найдет, тот и заберёт, что внутри лежит. Дети действуют по плану.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shahmaty_8.docx | 21.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Шахматы 8.
Ферзь. « Могучая фигура».
Цель: Знакомство с фигурой «Ферзь», его значимостью, особенностями и способами действия. Закрепление знаний детей о пешке, «Ладье» и «Слоне». Развивать внимание и логическое мышление.
Материал: шахматные доски, большая шахматная доска, шахматные фигуры, шахматная шкатулка, призы.
Методика проведения.
Воспитатель:
Представляю вам ферзя –
Он помощник короля.
У него своя игра:
Под контролем вся доска.
Но вступать в бой не спешит-
За позицией следит.
После конницы, слонов
Он начать войну готов.
Ребята устроились поудобнее и приготовились наблюдать за действиями Ферзя. И вот Ферзь начал вышагивать по шахматной доске. Вначале он сделал крохотный шажок по прямой. Наступил на соседнюю клеточку, потом шагнул сразу через две. Немного поразмыслив, вернулся на исходное место и вдруг совершил такой гигантский ход – прыжок, что сразу очутился в противоположном конце доски. Дела в том, что Ферзь может ходить и как Ладья, и как Слон - объяснил воспитатель. Поэтому Ферзь самая сильная фигура и помощник короля. Ферзь любит свой цвет – это означает, что до начала игры он располагается на поле своего цвета и может перемещаться и по полям другого цвета, а точнее, как ладья. Помощник короля берет пешки и фигуры противника так же, как и ходит. Ферзя очень трудно поймать и уничтожить. Не случайно ферзь оценивается так высоко, дороже всех других фигур. В игре его можно обменять на две ладьи; на ладью, слона и пешку; на ладью и четыре пешки; на двух слонов и одного коня; на двух коней и одного слона; на одного коня и шесть пешек; на одного слона и шесть пешек; на ладью, коня и пешку.
Ферзь в шахматах, можно сказать, чемпион,
и шаг у ферзя широк.
Ферзь может ходить, как ладья и как слон — и прямо и наискосок.
Направо, налево, вперед и назад…
А бьёт он и вдаль и в упор.
И кажется, будто ферзю тесноват
доски чёрно-белой простор.
Ферзь очень опасен вблизи и вдали —
ты больше вниманья ферзю удели.
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять! (сжимаем – разжимаем кулаки)
Вышли пешки погулять! (пальчики шагают по столу)
Король на месте, по привычке, (сжатые кулаки на столе)
А куда ему спешить? (разводят руки, пожимают плечами)
Прыгнет конь! Подковы звяк! (ладони вперёд и хлопок)
Необычен каждый шаг! (указательный палец)
А ладья упряма, (раскрытые ладошки скользят по столу
Ходит только прямо! вперёд)
Все фигуры встали стеной, (выпрямленные ладони перед собой на столе)
Им начинать этот сказочный бой.
А сейчас поставьте ферзей на «свои» места - обращается воспитатель к детям – и ответьте мне на несколько вопросов. (Воспитатель организовывает соревнование между детьми).
Вопросы:
1.На сколько разных сторон может пойти ферзь со своего первоначального места ?
2.На какое поле нужно поставить черного (белого) ферзя, чтобы он мог своим ходом уничтожить любую из восьми фигур противника?
3.Сколько полей вместе контролируют ладья и слон?
4.Что особенно любить ладья? Может ли ладья побить сразу две пешки или две ладьи?
5.Является ли пешка фигурой? Может ли стать когда-нибудь другой фигурой, превратиться в нее, в каких случаях?
6.Какие слоны никогда не столкнутся?
Воспитатель: Вы хорошо справились со всеми заданиями, а теперь немного отдохнём
Физкультминутка:
- А сейчас мы с вами превратимся в пешек:
Ну- ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом (вращение головой)
3- 4, приседаем,
Наши ножки разомнём. (приседания)
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
За столы мы вновь спешим. (садятся за столы)
Воспитатель раздаёт детям нарисованный на бумаге план и обращает внимание детей на то, что в группе, где то спрятана «Шахматная шкатулка». В ней находится сюрприз. Кто шкатулку найдет, тот и заберёт, что внутри лежит. Дети действуют по плану.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Шахматы - 7 Вежливые слоны - «Фигуры быстрые и дальнобойные».
Шахматы - 7 Вежливые слоны - «Фигуры быстрые и дальнобойные».Цель: Знакомство с фигурой «Слон...
Шахматы № 21. «Позиция – размещение фигур и пешек».
«Позиция – размещение фигур и пешек».Цель:...
Конспект по шахматам Тема: Знакомство с шахматной фигурой «Ферзь»
Цель: познакомить детей с шахматной фигурой «ферзь». Показать место ферзя в начальной позиции.Задачи: познакомить детей с шахматной фигурой «ферзь», развивать воображение,...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по обучению игре в шахматы «Знакомство с шахматной фигурой «Слон»
Конспект ООД "Знакомство с шахматной фигурой "Слон"...
Могучий ферзь
Цель занятия: познакомить с шахматной фигурой «Ферзь», его значимостью, особенностями и способами действия. Задачи: - Научить детей ходить и нападать ферзём. - Развивать н...
Конспект занятия по шахматам. Ферзь против слона и ладьи
Конспект НОД по шахматамПодготовила: Сидорова Д.АДата проведения: 18.02.22Тема: Ферзь против слона и ладьиЦель: Закрепление знаний и отработка практических навыков игры ферзем.Ход занятия:1.Введение в...
открытое занятие в старшей группе по шахматам "Могучая фигура Ферзь"
Тема :Могучая фигура Ферзь .Цель: знакомить с местом ферзя в начальном положении . Ход ферзя, взятие. Ферзь- тяжелая фигура . Задачи: познакомить детей с шахматной фигурой «ферзь»...