Шахматы- 8. Ферзь. « Могучая фигура».
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Джебраилова Севиль Ага кызы

 

                           Ферзь. « Могучая фигура».

      Цель: Знакомство с фигурой «Ферзь», его значимостью, особенностями и способами действия. Закрепление знаний детей о пешке, «Ладье» и «Слоне». Развивать  внимание и логическое мышление.

           Материал: шахматные доски, большая шахматная доска, шахматные фигуры, шахматная шкатулка, призы.

                                               Методика проведения.

         Воспитатель:

Представляю вам ферзя –

Он помощник короля.

У него своя игра:

 Под контролем вся доска.

 Но вступать в бой не спешит-

 За позицией следит.

               После конницы, слонов

               Он начать войну готов.

 

         Ребята  устроились поудобнее и приготовились наблюдать за действиями Ферзя. И вот Ферзь начал вышагивать по шахматной доске. Вначале он сделал крохотный шажок по прямой. Наступил на соседнюю клеточку, потом шагнул сразу через две. Немного поразмыслив, вернулся на исходное место и вдруг совершил такой гигантский ход – прыжок, что сразу очутился в противоположном конце доски. Дела в том, что Ферзь может ходить и как Ладья, и как Слон - объяснил воспитатель. Поэтому Ферзь самая сильная фигура и помощник короля. Ферзь любит свой цвет – это означает, что до начала  игры он располагается на поле своего цвета и может перемещаться и по полям другого цвета, а точнее, как ладья. Помощник короля берет пешки и фигуры противника так же, как и ходит. Ферзя очень трудно поймать и уничтожить. Не случайно ферзь оценивается так высоко, дороже всех других фигур. В игре его можно обменять на две ладьи; на ладью, слона и пешку; на ладью и четыре пешки; на двух слонов и одного коня; на двух коней и одного слона; на одного коня и шесть пешек; на одного слона и шесть пешек; на ладью, коня и пешку.

 

Ферзь в шахматах, можно сказать, чемпион,

и шаг у ферзя широк.

Ферзь может ходить, как ладья и как слон — и прямо и наискосок.

Направо, налево, вперед и назад…

А бьёт он и вдаль и в упор.

            И кажется, будто ферзю тесноват

            доски чёрно-белой простор.

            Ферзь очень опасен вблизи и вдали —

            ты больше вниманья ферзю удели.

 

     Пальчиковая гимнастика:

 

Раз, два, три, четыре, пять!         (сжимаем – разжимаем кулаки)

Вышли пешки погулять!            (пальчики шагают по столу)

Король на месте, по привычке, (сжатые кулаки на столе)

А куда ему спешить?                   (разводят руки, пожимают плечами)

Прыгнет конь! Подковы звяк!    (ладони вперёд и хлопок)

Необычен каждый шаг!               (указательный палец)

А ладья упряма,                            (раскрытые ладошки скользят по столу

Ходит только прямо!                     вперёд)

Все фигуры встали стеной,        (выпрямленные ладони перед собой на столе)

Им начинать этот сказочный бой.

 

А сейчас поставьте ферзей на «свои» места - обращается воспитатель к детям – и ответьте мне на несколько вопросов. (Воспитатель организовывает соревнование между детьми).

 

Вопросы:

1.На сколько разных сторон может пойти ферзь со своего первоначального места ?

2.На какое поле нужно поставить черного (белого) ферзя, чтобы он мог своим ходом уничтожить любую из восьми фигур противника?

3.Сколько полей вместе контролируют ладья и слон?

4.Что особенно любить ладья? Может ли ладья побить сразу две пешки или две ладьи?

5.Является ли пешка фигурой? Может ли стать когда-нибудь другой фигурой, превратиться в нее, в каких случаях?

6.Какие слоны никогда не столкнутся?

 Воспитатель: Вы хорошо справились со всеми заданиями, а теперь немного отдохнём

 

Физкультминутка:

- А сейчас мы с вами превратимся в пешек:

Ну- ка, пешки, поиграем.

Головой мы повращаем

Вправо – влево, а потом              (вращение головой)

3- 4, приседаем,

Наши ножки разомнём.               (приседания)

1,2,3 – на месте шаг.

Встали пешки дружно в ряд.

Мы размялись от души,

За столы мы вновь спешим.        (садятся за столы)

 

              Воспитатель раздаёт детям  нарисованный на бумаге план и обращает внимание детей на то, что в группе, где то спрятана «Шахматная шкатулка».  В ней находится сюрприз. Кто шкатулку найдет, тот и заберёт, что внутри лежит.  Дети действуют по плану.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmaty_8.docx21.93 КБ

Предварительный просмотр:

Шахматы 8.

                           Ферзь. « Могучая фигура».

      Цель: Знакомство с фигурой «Ферзь», его значимостью, особенностями и способами действия. Закрепление знаний детей о пешке, «Ладье» и «Слоне». Развивать  внимание и логическое мышление.

           Материал: шахматные доски, большая шахматная доска, шахматные фигуры, шахматная шкатулка, призы.

                                               Методика проведения. 

         Воспитатель:

Представляю вам ферзя –

Он помощник короля.

У него своя игра:

 Под контролем вся доска.

 Но вступать в бой не спешит-

 За позицией следит.

               После конницы, слонов

               Он начать войну готов.

         Ребята  устроились поудобнее и приготовились наблюдать за действиями Ферзя. И вот Ферзь начал вышагивать по шахматной доске. Вначале он сделал крохотный шажок по прямой. Наступил на соседнюю клеточку, потом шагнул сразу через две. Немного поразмыслив, вернулся на исходное место и вдруг совершил такой гигантский ход – прыжок, что сразу очутился в противоположном конце доски. Дела в том, что Ферзь может ходить и как Ладья, и как Слон - объяснил воспитатель. Поэтому Ферзь самая сильная фигура и помощник короля. Ферзь любит свой цвет – это означает, что до начала  игры он располагается на поле своего цвета и может перемещаться и по полям другого цвета, а точнее, как ладья. Помощник короля берет пешки и фигуры противника так же, как и ходит. Ферзя очень трудно поймать и уничтожить. Не случайно ферзь оценивается так высоко, дороже всех других фигур. В игре его можно обменять на две ладьи; на ладью, слона и пешку; на ладью и четыре пешки; на двух слонов и одного коня; на двух коней и одного слона; на одного коня и шесть пешек; на одного слона и шесть пешек; на ладью, коня и пешку.

Ферзь в шахматах, можно сказать, чемпион,

и шаг у ферзя широк.

Ферзь может ходить, как ладья и как слон — и прямо и наискосок.

Направо, налево, вперед и назад…

А бьёт он и вдаль и в упор.

            И кажется, будто ферзю тесноват

            доски чёрно-белой простор.

            Ферзь очень опасен вблизи и вдали —

            ты больше вниманья ферзю удели.

     Пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять!         (сжимаем – разжимаем кулаки)

Вышли пешки погулять!            (пальчики шагают по столу)

Король на месте, по привычке, (сжатые кулаки на столе)

А куда ему спешить?                   (разводят руки, пожимают плечами)

Прыгнет конь! Подковы звяк!    (ладони вперёд и хлопок)

Необычен каждый шаг!               (указательный палец)

А ладья упряма,                            (раскрытые ладошки скользят по столу

Ходит только прямо!                     вперёд)

Все фигуры встали стеной,        (выпрямленные ладони перед собой на столе)

Им начинать этот сказочный бой.

А сейчас поставьте ферзей на «свои» места - обращается воспитатель к детям – и ответьте мне на несколько вопросов. (Воспитатель организовывает соревнование между детьми).

Вопросы:

1.На сколько разных сторон может пойти ферзь со своего первоначального места ?

2.На какое поле нужно поставить черного (белого) ферзя, чтобы он мог своим ходом уничтожить любую из восьми фигур противника?

3.Сколько полей вместе контролируют ладья и слон?

4.Что особенно любить ладья? Может ли ладья побить сразу две пешки или две ладьи?

5.Является ли пешка фигурой? Может ли стать когда-нибудь другой фигурой, превратиться в нее, в каких случаях?

6.Какие слоны никогда не столкнутся?

 Воспитатель: Вы хорошо справились со всеми заданиями, а теперь немного отдохнём

Физкультминутка:

- А сейчас мы с вами превратимся в пешек:

Ну- ка, пешки, поиграем.

Головой мы повращаем

Вправо – влево, а потом              (вращение головой)

3- 4, приседаем,

Наши ножки разомнём.               (приседания)

1,2,3 – на месте шаг.

Встали пешки дружно в ряд.

Мы размялись от души,

За столы мы вновь спешим.        (садятся за столы)

              Воспитатель раздаёт детям  нарисованный на бумаге план и обращает внимание детей на то, что в группе, где то спрятана «Шахматная шкатулка».  В ней находится сюрприз. Кто шкатулку найдет, тот и заберёт, что внутри лежит.  Дети действуют по плану.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шахматы - 7 Вежливые слоны - «Фигуры быстрые и дальнобойные».

Шахматы - 7            Вежливые слоны -  «Фигуры быстрые и дальнобойные».Цель: Знакомство с фигурой «Слон...

Шахматы № 21. «Позиция – размещение фигур и пешек».

                                      «Позиция – размещение фигур и пешек».Цель:...

Конспект по шахматам Тема: Знакомство с шахматной фигурой «Ферзь»

Цель: познакомить детей с шахматной фигурой «ферзь». Показать место ферзя в начальной позиции.Задачи: познакомить детей с шахматной фигурой «ферзь», развивать воображение,...

Могучий ферзь

Цель занятия: познакомить с шахматной фигурой «Ферзь», его значимостью, особенностями и способами действия. Задачи: - Научить детей ходить и нападать ферзём.   - Развивать н...

Конспект занятия по шахматам. Ферзь против слона и ладьи

Конспект НОД по шахматамПодготовила: Сидорова Д.АДата проведения: 18.02.22Тема: Ферзь против слона и ладьиЦель: Закрепление знаний и отработка практических навыков игры ферзем.Ход занятия:1.Введение в...

открытое занятие в старшей группе по шахматам "Могучая фигура Ферзь"

Тема :Могучая фигура Ферзь .Цель: знакомить с местом ферзя в начальном положении . Ход ферзя, взятие. Ферзь- тяжелая фигура . Задачи: познакомить детей с шахматной фигурой «ферзь»...