Шахматы № 21. «Позиция – размещение фигур и пешек».
план-конспект занятия (старшая группа)
«Позиция – размещение фигур и пешек».
Цель: Закрепление знаний детей о размещении фигур и пешек на шахматной доске. Упражнение в развитии пешек и фигур для занятия позиций в центре доски. Развивать наблюдательность, внимание, умение находить ошибку и её исправлять.
Материал: шахматные доски с комплектами фигур, настенная шахматная доска.
Методика проведения.
Воспитатель: Добрый день, ребята, мы с вами вновь отправляемся в сказочную шахматную страну.
Игры:
«Путаница». Воспитатель расставляет в начальную позицию на шахматной доске, перепутав фигуры местами. Дети должны проверить правильность расстановки фигур в начальной позиции и расставить фигуры так, чтобы начальное положение оказалось правильным.
«Что пропало?». Воспитатель в начальной позиции все фигуры ставит по порядку. Она просит детей закрыт глаза, а сама меняет шахматные фигуры местами или убирает одну фигуру или пешку, оставляя остальные фигуры и пешки без изменения. По команде воспитателя, дети открывают глаза. Они обнаруживают ошибку и исправляют ее. Необходимо определить, каких фигур недостает в начальной позиции, найти эти фигуры и расставить по своим местам. Ребенку, исправившему ошибку, воспитатель предлагает стать ведущим.
«Разыгрывание позиций». Воспитатель ставит на доску одну из игровых позиций с участием изучаемых фигур. Сначала один ребенок играет одними фигурами, а второй – другими, затем дети меняются фигурами и снова разыгрывают данную позицию. В процессе этой игры, дети упражняются в маневрировании фигурами на шахматной доске таким образом, чтобы не попасть под удар неприятельской фигуры, и, в свою очередь, уметь нападать на фигуры противника, а также предвидеть события на шахматной доске на один-два хода вперед.
В ходе игр, дети повторяют знания, о размещении фигур и пешек на шахматной доске, как приготовить к игре шахматную доску, что такое начальная позиция.
Воспитатель: Ребята, мы видим на доске начальную позицию, именно такая позиция должна получиться на вашей шахматной доске. С начальной позиции начинается шахматная партия. Шахматная партия складывается из ходов. Начинает партию тот, кто играет белыми. Ребята, перед каждой шахматной игрой шахматные фигуры на доске занимают одни и те же места. А теперь садитесь на свои места начинаем шахматную игру.
После игры воспитатель подробно разбирает с детьми их типичные ошибки. Ребята должны научиться из множества возможных ходов выбирать оптимальный в данной ситуации.
Я смотрю на первый ряд,
По краям ладьи стоят.
Рядом вижу я коней,
Нет фигуры их хитрей.
Меж коней заключены
Наши славные слоны.
И еще два поля есть,
А на них король и ферзь.
А теперь без спешки
Идут на место пешки.
Физкультминутка: «Самолёт»
Руки в стороны — в полёт
Отправляем самолёт,
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре —
Полетел наш самолёт.
«Смелые солдатики»
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий,
Ногу левую - к груди,
Да смотри – не упади.
А теперь постой на левой,
Будто ты солдатик смелый.
Загадки:
Я спросил подругу Майю,
Ту, с кем в шахматы играю:
- Что с королём здесь может быть,
Когда не может он ходить?
(пат)
Здесь войско выстроилось в ряд:
Слоны и кони, и ладьи,
И пешки чинно все стоят!
Скорей игру мне назови!
(шахматы)
Иногда король с ладьёй
Ходят вместе очень ловко,
Шахматисты ход такой
Называют…
(Рокировкой)
Воспитатель: Вы правильно отгадали все загадки и отлично все справились с заданием. Спасибо вам, за интересную игру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shahmaty_21.docx | 15.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Шахматы № 21.
«Позиция – размещение фигур и пешек».
Цель: Закрепление знаний детей о размещении фигур и пешек на шахматной доске. Упражнение в развитии пешек и фигур для занятия позиций в центре доски. Развивать наблюдательность, внимание, умение находить ошибку и её исправлять.
Материал: шахматные доски с комплектами фигур, настенная шахматная доска.
Методика проведения.
Воспитатель: Добрый день, ребята, мы с вами вновь отправляемся в сказочную шахматную страну.
Игры:
«Путаница». Воспитатель расставляет в начальную позицию на шахматной доске, перепутав фигуры местами. Дети должны проверить правильность расстановки фигур в начальной позиции и расставить фигуры так, чтобы начальное положение оказалось правильным.
«Что пропало?». Воспитатель в начальной позиции все фигуры ставит по порядку. Она просит детей закрыт глаза, а сама меняет шахматные фигуры местами или убирает одну фигуру или пешку, оставляя остальные фигуры и пешки без изменения. По команде воспитателя, дети открывают глаза. Они обнаруживают ошибку и исправляют ее. Необходимо определить, каких фигур недостает в начальной позиции, найти эти фигуры и расставить по своим местам. Ребенку, исправившему ошибку, воспитатель предлагает стать ведущим.
«Разыгрывание позиций». Воспитатель ставит на доску одну из игровых позиций с участием изучаемых фигур. Сначала один ребенок играет одними фигурами, а второй – другими, затем дети меняются фигурами и снова разыгрывают данную позицию. В процессе этой игры, дети упражняются в маневрировании фигурами на шахматной доске таким образом, чтобы не попасть под удар неприятельской фигуры, и, в свою очередь, уметь нападать на фигуры противника, а также предвидеть события на шахматной доске на один-два хода вперед.
В ходе игр, дети повторяют знания, о размещении фигур и пешек на шахматной доске, как приготовить к игре шахматную доску, что такое начальная позиция.
Воспитатель: Ребята, мы видим на доске начальную позицию, именно такая позиция должна получиться на вашей шахматной доске. С начальной позиции начинается шахматная партия. Шахматная партия складывается из ходов. Начинает партию тот, кто играет белыми. Ребята, перед каждой шахматной игрой шахматные фигуры на доске занимают одни и те же места. А теперь садитесь на свои места начинаем шахматную игру.
После игры воспитатель подробно разбирает с детьми их типичные ошибки. Ребята должны научиться из множества возможных ходов выбирать оптимальный в данной ситуации.
Я смотрю на первый ряд,
По краям ладьи стоят.
Рядом вижу я коней,
Нет фигуры их хитрей.
Меж коней заключены
Наши славные слоны.
И еще два поля есть,
А на них король и ферзь.
А теперь без спешки
Идут на место пешки.
Физкультминутка: «Самолёт»
Руки в стороны — в полёт
Отправляем самолёт,
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре —
Полетел наш самолёт.
«Смелые солдатики»
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий,
Ногу левую - к груди,
Да смотри – не упади.
А теперь постой на левой,
Будто ты солдатик смелый.
Загадки:
Я спросил подругу Майю,
Ту, с кем в шахматы играю:
- Что с королём здесь может быть,
Когда не может он ходить?
(пат)
Здесь войско выстроилось в ряд:
Слоны и кони, и ладьи,
И пешки чинно все стоят!
Скорей игру мне назови!
(шахматы)
Иногда король с ладьёй
Ходят вместе очень ловко,
Шахматисты ход такой
Называют…
(Рокировкой)
Воспитатель: Вы правильно отгадали все загадки и отлично все справились с заданием. Спасибо вам, за интересную игру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по шахматам «Сравнительная сила фигур»
План-конспект занятия по шахматам «Сравнительная сила фигур»...
Шахматы - 7 Вежливые слоны - «Фигуры быстрые и дальнобойные».
Шахматы - 7 Вежливые слоны - «Фигуры быстрые и дальнобойные».Цель: Знакомство с фигурой «Слон...
Шахматы- 8. Ферзь. « Могучая фигура».
Ферзь. « Могучая фигура»....
Конспект занятия по шахматам. Тема: «Шахматные фигуры».
Конспект занятия по шахматамТема: «Шахматные фигуры».Цель: повторение шахматных понятий (горизонталь, вертикаль, диагональ), белые и чёрные поля, знакомство с шахматными фигурами.Задачи по...
Конспект по обучению шахматам в старшей группе. Тема: «Шахматные фигуры».
Воспитательные: воспитывать навыки работы в коллективе; вырабатывать уверенность в своих силах; повышать шахматную культуру....
Воспитание единства позиций. Как избежать игр в "тиранов" и "пешек"
Главный секрет в воспитании единства позиций....
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по обучению игре в шахматы «Знакомство с шахматной фигурой «Слон»
Конспект ООД "Знакомство с шахматной фигурой "Слон"...