Конспект занятия по шахматам. Ферзь против слона и ладьи
план-конспект занятия
Конспект НОД по шахматам
Подготовила: Сидорова Д.А
Дата проведения: 18.02.22
Тема: Ферзь против слона и ладьи
Цель: Закрепление знаний и отработка практических навыков игры ферзем.
Ход занятия:
1.Введение в игровую ситуацию
-Сейчас я вам расскажу про выдающегося шахматиста Александра Алехина.
-С шахматами Александр Алехин познакомился в возрасте семи лет, а его первым учителем стал старший брат, с которым было сыграно огромное количество шахматных партий. С юных лет Александр Алехин увлекался шахматами и решил посвятить им всю жизнь. Он много занимался изучением теории дебютов, читал шахматную литературу.
-Самым большим впечатлением детства стал для девятилетнего мальчика сеанс одновременной игры в слепую на 22 досках знаменитого американского шахматиста Гарри Пильсбери.
-В то время в России мальчикам не разрешалось посещать шахматные кружки, но выход нашелся – в возрасте 10-12 лет Александр Алехин сыграл множество партий по переписке, зачастую с очень сильными партнерами Алехин записывал эти партии и анализы к ним в специальные тетради, все это помогло стать ему шахматистом поразительной силы.
2.Мотивационная игра
-Давайте поиграем в игру, которая называется «Волшебный мешочек». Я буду звать вас по очереди, вы будете на ощупь определять фигуру. Потом мы проверим, правильно вы угадали фигуру или нет.
3.Затруднение в игровой ситуации
-Сегодня мы продолжим наше путешествие по удивительной Шахматной стране. Но для начала проверим, как хорошо вы запомнили наши предыдущие остановки. Итак, начинается викторина. Внимательно слушайте и правильно отвечайте!
Ребята, а сколько полей в самых коротких диагоналей? (2)
-Сколько полей в больших диагоналях? (8)
-Сколько на доске больших диагоналей? (2)
-Сколько на доске самых коротких диагоналей? (4)
-Бывают ли черно-белые диагонали? (нет)
-Сколько полей в центре?
-Какую форму имеет центр?
-Сколько белых (черных) полей в центре?
-Какие шахматные фигуры вы знаете?
-Что такое поле?
-Что такое центр?
-Что такое вертикаль?
-Что такое диагональ?
-Что такое горизонталь?
-Фигуры на шахматной доске могут располагать где угодно или на каком-то определенном месте?
4.Поиск выхода из затруднения в игровой ситуации
-Все шахматные партии тоже начинаются с одной и той же позиции.
-Все 16 белых фигур и 16 чёрных должны занять исходные места перед началом шахматного сражения.
-Самое первое, с чего партия начинается - это расстановка фигур на доске. У каждой из них есть свое место.
-Доску во время игры ставят так, чтобы ближнее правое угловое поле было белым. Для белых фигур это поле h1, а для черных - а8.
-У каждого игрока есть по одному комплекту фигур черного или белого цвета. В комплект входят: король, ферзь, две ладьи, два слона, два коня и восемь пешек. Белые фигуры занимают первый и второй горизонтальные ряды, чёрные — седьмой и восьмой. Основные фигуры располагаются на крайних горизонталях.
-Расстановку шахматных фигур на доске запомнить нетрудно:
Прежде чем игру начать,
Много правил надо знать!
Знай, что справа от тебя
Клетка белой быть должна.
Приготовь всё для игры:
По краям поставь ладьи
Рядом конница шагает,
Слон коней тех охраняет.
Вот осталось поля два
Для ферзя и короля.
Пешки – смелые натуры,
Прикрывают все фигуры.
Заняли свои места,
Начинается игра!
-Ребята, существует правило: ферзь любит свой цвет, белый ферзь располагается на поле белого цвета (белому королю достается черное поле), черный ферзь – на черном поле (черный король – на белом). (Это правило дети легко усваивают.)
-Расстановка фигур на доске называется позицией, или положением.
-Правая сторона доски (считая от играющего белыми) называется королевским флангом (независимо от того, где в дальнейшем будут находиться белый или черный короли). Левая сторона доски (считая от играющего белыми) называется ферзевым флангом (независимо от того, где в дальнейшем очутятся белый или черный ферзи). Четыре поля в середине доски называется центром. Обычно в центре и на смежных полях, очерченных на доске пунктиром, завязывается борьба в начале партии.
-Скажите, как ходит ферзь?
5.Самостоятельное применение нового
Д/И «Атака неприятельской фигуры». Нападите белым ферзем на черного слона или ладью тремя способами, но не ставьте ферзя по удар.
Д/И «Взятие». Побейте былым ферзем незащищенную фигуру.
6.Рефлексия
-Что нового узнали?
-Кому занятие показалось сложным? Кому легким?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ferz_protiv_slona_i_ladi.docx | 17.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по шахматам
Подготовила: Сидорова Д.А
Дата проведения: 18.02.22
Тема: Ферзь против слона и ладьи
Цель: Закрепление знаний и отработка практических навыков игры ферзем.
Ход занятия:
1.Введение в игровую ситуацию
-Сейчас я вам расскажу про выдающегося шахматиста Александра Алехина.
-С шахматами Александр Алехин познакомился в возрасте семи лет, а его первым учителем стал старший брат, с которым было сыграно огромное количество шахматных партий. С юных лет Александр Алехин увлекался шахматами и решил посвятить им всю жизнь. Он много занимался изучением теории дебютов, читал шахматную литературу.
-Самым большим впечатлением детства стал для девятилетнего мальчика сеанс одновременной игры в слепую на 22 досках знаменитого американского шахматиста Гарри Пильсбери.
-В то время в России мальчикам не разрешалось посещать шахматные кружки, но выход нашелся – в возрасте 10-12 лет Александр Алехин сыграл множество партий по переписке, зачастую с очень сильными партнерами Алехин записывал эти партии и анализы к ним в специальные тетради, все это помогло стать ему шахматистом поразительной силы.
2.Мотивационная игра
-Давайте поиграем в игру, которая называется «Волшебный мешочек». Я буду звать вас по очереди, вы будете на ощупь определять фигуру. Потом мы проверим, правильно вы угадали фигуру или нет.
3.Затруднение в игровой ситуации
-Сегодня мы продолжим наше путешествие по удивительной Шахматной стране. Но для начала проверим, как хорошо вы запомнили наши предыдущие остановки. Итак, начинается викторина. Внимательно слушайте и правильно отвечайте!
Ребята, а сколько полей в самых коротких диагоналей? (2)
-Сколько полей в больших диагоналях? (8)
-Сколько на доске больших диагоналей? (2)
-Сколько на доске самых коротких диагоналей? (4)
-Бывают ли черно-белые диагонали? (нет)
-Сколько полей в центре?
-Какую форму имеет центр?
-Сколько белых (черных) полей в центре?
-Какие шахматные фигуры вы знаете?
-Что такое поле?
-Что такое центр?
-Что такое вертикаль?
-Что такое диагональ?
-Что такое горизонталь?
-Фигуры на шахматной доске могут располагать где угодно или на каком-то определенном месте?
4.Поиск выхода из затруднения в игровой ситуации
-Все шахматные партии тоже начинаются с одной и той же позиции.
-Все 16 белых фигур и 16 чёрных должны занять исходные места перед началом шахматного сражения.
-Самое первое, с чего партия начинается - это расстановка фигур на доске. У каждой из них есть свое место.
-Доску во время игры ставят так, чтобы ближнее правое угловое поле было белым. Для белых фигур это поле h1, а для черных - а8.
-У каждого игрока есть по одному комплекту фигур черного или белого цвета. В комплект входят: король, ферзь, две ладьи, два слона, два коня и восемь пешек. Белые фигуры занимают первый и второй горизонтальные ряды, чёрные — седьмой и восьмой. Основные фигуры располагаются на крайних горизонталях.
-Расстановку шахматных фигур на доске запомнить нетрудно:
Прежде чем игру начать,
Много правил надо знать!
Знай, что справа от тебя
Клетка белой быть должна.
Приготовь всё для игры:
По краям поставь ладьи
Рядом конница шагает,
Слон коней тех охраняет.
Вот осталось поля два
Для ферзя и короля.
Пешки – смелые натуры,
Прикрывают все фигуры.
Заняли свои места,
Начинается игра!
-Ребята, существует правило: ферзь любит свой цвет, белый ферзь располагается на поле белого цвета (белому королю достается черное поле), черный ферзь – на черном поле (черный король – на белом). (Это правило дети легко усваивают.)
-Расстановка фигур на доске называется позицией, или положением.
-Правая сторона доски (считая от играющего белыми) называется королевским флангом (независимо от того, где в дальнейшем будут находиться белый или черный короли). Левая сторона доски (считая от играющего белыми) называется ферзевым флангом (независимо от того, где в дальнейшем очутятся белый или черный ферзи). Четыре поля в середине доски называется центром. Обычно в центре и на смежных полях, очерченных на доске пунктиром, завязывается борьба в начале партии.
-Скажите, как ходит ферзь?
5.Самостоятельное применение нового
Д/И «Атака неприятельской фигуры». Нападите белым ферзем на черного слона или ладью тремя способами, но не ставьте ферзя по удар.
Д/И «Взятие». Побейте былым ферзем незащищенную фигуру.
6.Рефлексия
-Что нового узнали?
-Кому занятие показалось сложным? Кому легким?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по шахматам "Как ладья похудела"
Цель занятия: Рассказать о рокировке.Зачем она нужна. Как делается рокировка. Развивать данным материалом творческое, логическое мышление, память , внимание....
План-конспект занятия по шахматам "Шахматная доска"
План-конспект занятия по шахматам "Шахматная доска"...
План-конспект занятия по шахматам «Сравнительная сила фигур»
План-конспект занятия по шахматам «Сравнительная сила фигур»...
конспект занятия по шахматам
Цель: познакомить детей с волшебным миром шахмат. Задачи:Образовательные:Познакомить детей с понятием – шахматная доска, клетка, поле, горизонталь, вертикаль, диагон...
Конспект занятия по шахматам. Тема: «Шахматные фигуры».
Конспект занятия по шахматамТема: «Шахматные фигуры».Цель: повторение шахматных понятий (горизонталь, вертикаль, диагональ), белые и чёрные поля, знакомство с шахматными фигурами.Задачи по...
Конспект занятия по шахматам На тему: «Шахматы – пробный камень ума» для старшей группы
Цель: популяризация и развитие интереса к шахматам у детей дошкольного возраста, привлечения дошкольников к систематическим занятиям шахматами.Задачи: 1. Сформировать первоначальные представления и за...
Конспект занятия по шахматам для детей дошкольного возраста «Путешествие в Шахматную страну. Знакомство с Ладьей»
Конспект занятия по шахматам для детей дошкольного возраста «Путешествие в страну шахмат. Знакомство с ладьей»Цель: ознакомление детей с шахматной фигурой – ладья, с правилами х...