Конспект занятия по шахматам. Ферзь против слона и ладьи
план-конспект занятия

Сидорова Диана Александровна

Конспект НОД по шахматам

Подготовила: Сидорова Д.А

Дата проведения: 18.02.22

Тема: Ферзь против слона и ладьи

Цель: Закрепление знаний и отработка практических навыков игры ферзем.

Ход занятия:

1.Введение в игровую ситуацию

-Сейчас я вам расскажу  про выдающегося шахматиста Александра Алехина.

-С шахматами Александр Алехин познакомился в возрасте семи лет, а его первым  учителем стал старший брат, с которым было сыграно огромное количество шахматных партий. С юных лет Александр Алехин увлекался шахматами и решил посвятить им всю жизнь. Он много занимался изучением теории дебютов, читал шахматную литературу.

-Самым большим впечатлением детства стал для девятилетнего мальчика сеанс одновременной игры в слепую на 22 досках знаменитого американского шахматиста Гарри Пильсбери.

-В то время в России мальчикам не разрешалось посещать шахматные кружки, но выход нашелся – в возрасте 10-12 лет Александр Алехин сыграл множество партий по переписке, зачастую с очень сильными партнерами Алехин записывал эти партии и анализы к ним в специальные тетради, все это помогло стать ему шахматистом поразительной силы.

2.Мотивационная игра

-Давайте поиграем в игру, которая называется «Волшебный мешочек». Я буду звать вас по очереди, вы будете на ощупь определять фигуру. Потом мы проверим, правильно вы угадали фигуру или нет.

3.Затруднение в игровой ситуации

-Сегодня мы продолжим наше путешествие по удивительной Шахматной стране. Но для начала проверим, как хорошо вы запомнили наши предыдущие остановки. Итак, начинается викторина. Внимательно слушайте  и правильно отвечайте!

Ребята, а сколько полей в самых коротких диагоналей? (2)

-Сколько полей в больших диагоналях? (8)

-Сколько на доске больших диагоналей? (2)

-Сколько на доске самых коротких диагоналей? (4)

-Бывают ли черно-белые диагонали? (нет)

-Сколько полей в центре?

-Какую форму имеет центр?

-Сколько белых (черных) полей в центре?

-Какие шахматные фигуры вы знаете?

-Что такое поле?

-Что такое центр?

-Что такое вертикаль?

-Что такое диагональ?

-Что такое горизонталь?

-Фигуры на шахматной доске могут располагать где угодно или на каком-то определенном месте?

4.Поиск выхода из затруднения в игровой ситуации

-Все шахматные партии тоже начинаются с одной и той же позиции.

-Все 16 белых фигур и 16 чёрных должны занять исходные места перед началом шахматного сражения.

-Самое первое, с чего партия начинается - это расстановка фигур на доске. У каждой из них есть свое место.

-Доску во время игры ставят так, чтобы ближнее правое угловое поле было белым. Для белых фигур это поле h1, а для черных - а8.

-У каждого игрока есть по одному комплекту фигур черного или белого цвета. В комплект входят: король, ферзь, две ладьи, два слона, два коня и восемь пешек. Белые фигуры занимают первый и второй горизонтальные ряды, чёрные — седьмой и восьмой. Основные фигуры располагаются на крайних горизонталях.

-Расстановку шахматных фигур на доске запомнить нетрудно:

Прежде чем игру начать,

Много правил надо знать!

Знай, что справа от тебя

Клетка белой быть должна.

Приготовь всё для игры:

По краям поставь ладьи

Рядом конница шагает,

Слон коней тех охраняет.

Вот осталось поля два

Для ферзя и короля.

Пешки – смелые натуры,

Прикрывают все фигуры.

Заняли свои места,

Начинается игра!

-Ребята, существует правило: ферзь любит свой цвет, белый ферзь располагается на поле белого цвета (белому королю достается черное поле), черный ферзь – на черном поле (черный король – на белом). (Это правило дети легко усваивают.)

-Расстановка фигур на доске называется позицией, или положением.

-Правая сторона доски (считая от играющего белыми) называется королевским флангом (независимо от того, где в дальнейшем будут находиться белый или черный короли). Левая сторона доски (считая от играющего белыми) называется ферзевым флангом (независимо от того, где в дальнейшем очутятся белый или черный ферзи). Четыре поля в середине доски называется центром. Обычно в центре и на смежных полях, очерченных на доске пунктиром, завязывается борьба в начале партии.

-Скажите, как ходит ферзь?

5.Самостоятельное применение нового

Д/И «Атака неприятельской фигуры». Нападите белым ферзем на черного слона или ладью тремя способами, но не ставьте ферзя по удар.

Д/И «Взятие». Побейте былым ферзем незащищенную фигуру.

6.Рефлексия

-Что нового узнали?

-Кому занятие показалось сложным? Кому легким?

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ferz_protiv_slona_i_ladi.docx17.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по шахматам

Подготовила: Сидорова Д.А

Дата проведения: 18.02.22

Тема: Ферзь против слона и ладьи

Цель: Закрепление знаний и отработка практических навыков игры ферзем.

Ход занятия:

1.Введение в игровую ситуацию

-Сейчас я вам расскажу  про выдающегося шахматиста Александра Алехина.

-С шахматами Александр Алехин познакомился в возрасте семи лет, а его первым  учителем стал старший брат, с которым было сыграно огромное количество шахматных партий. С юных лет Александр Алехин увлекался шахматами и решил посвятить им всю жизнь. Он много занимался изучением теории дебютов, читал шахматную литературу.

-Самым большим впечатлением детства стал для девятилетнего мальчика сеанс одновременной игры в слепую на 22 досках знаменитого американского шахматиста Гарри Пильсбери.

-В то время в России мальчикам не разрешалось посещать шахматные кружки, но выход нашелся – в возрасте 10-12 лет Александр Алехин сыграл множество партий по переписке, зачастую с очень сильными партнерами Алехин записывал эти партии и анализы к ним в специальные тетради, все это помогло стать ему шахматистом поразительной силы.

2.Мотивационная игра

-Давайте поиграем в игру, которая называется «Волшебный мешочек». Я буду звать вас по очереди, вы будете на ощупь определять фигуру. Потом мы проверим, правильно вы угадали фигуру или нет.

3.Затруднение в игровой ситуации

-Сегодня мы продолжим наше путешествие по удивительной Шахматной стране. Но для начала проверим, как хорошо вы запомнили наши предыдущие остановки. Итак, начинается викторина. Внимательно слушайте  и правильно отвечайте!

Ребята, а сколько полей в самых коротких диагоналей? (2)

-Сколько полей в больших диагоналях? (8)

-Сколько на доске больших диагоналей? (2)

-Сколько на доске самых коротких диагоналей? (4)

-Бывают ли черно-белые диагонали? (нет)

-Сколько полей в центре?

-Какую форму имеет центр?

-Сколько белых (черных) полей в центре?

-Какие шахматные фигуры вы знаете?

-Что такое поле?

-Что такое центр?

-Что такое вертикаль?

-Что такое диагональ?

-Что такое горизонталь?

-Фигуры на шахматной доске могут располагать где угодно или на каком-то определенном месте?

4.Поиск выхода из затруднения в игровой ситуации

-Все шахматные партии тоже начинаются с одной и той же позиции.

-Все 16 белых фигур и 16 чёрных должны занять исходные места перед началом шахматного сражения.

-Самое первое, с чего партия начинается - это расстановка фигур на доске. У каждой из них есть свое место.

-Доску во время игры ставят так, чтобы ближнее правое угловое поле было белым. Для белых фигур это поле h1, а для черных - а8.

-У каждого игрока есть по одному комплекту фигур черного или белого цвета. В комплект входят: король, ферзь, две ладьи, два слона, два коня и восемь пешек. Белые фигуры занимают первый и второй горизонтальные ряды, чёрные — седьмой и восьмой. Основные фигуры располагаются на крайних горизонталях.

-Расстановку шахматных фигур на доске запомнить нетрудно:

Прежде чем игру начать,

Много правил надо знать!

Знай, что справа от тебя

Клетка белой быть должна.

Приготовь всё для игры:

По краям поставь ладьи

Рядом конница шагает,

Слон коней тех охраняет.

Вот осталось поля два

Для ферзя и короля.

Пешки – смелые натуры,

Прикрывают все фигуры.

Заняли свои места,

Начинается игра!

-Ребята, существует правило: ферзь любит свой цвет, белый ферзь располагается на поле белого цвета (белому королю достается черное поле), черный ферзь – на черном поле (черный король – на белом). (Это правило дети легко усваивают.)

-Расстановка фигур на доске называется позицией, или положением.

-Правая сторона доски (считая от играющего белыми) называется королевским флангом (независимо от того, где в дальнейшем будут находиться белый или черный короли). Левая сторона доски (считая от играющего белыми) называется ферзевым флангом (независимо от того, где в дальнейшем очутятся белый или черный ферзи). Четыре поля в середине доски называется центром. Обычно в центре и на смежных полях, очерченных на доске пунктиром, завязывается борьба в начале партии.

-Скажите, как ходит ферзь?

5.Самостоятельное применение нового

Д/И «Атака неприятельской фигуры». Нападите белым ферзем на черного слона или ладью тремя способами, но не ставьте ферзя по удар.

Д/И «Взятие». Побейте былым ферзем незащищенную фигуру.

6.Рефлексия

-Что нового узнали?

-Кому занятие показалось сложным? Кому легким?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по шахматам "Как ладья похудела"

Цель занятия: Рассказать о рокировке.Зачем она нужна. Как делается рокировка. Развивать данным материалом творческое, логическое мышление, память , внимание....

План-конспект занятия по шахматам "Шахматная доска"

План-конспект занятия по шахматам "Шахматная доска"...

План-конспект занятия по шахматам «Сравнительная сила фигур»

План-конспект занятия по шахматам «Сравнительная сила фигур»...

конспект занятия по шахматам

Цель: познакомить детей с волшебным миром шахмат.     Задачи:Образовательные:Познакомить детей с понятием – шахматная доска, клетка, поле, горизонталь, вертикаль, диагон...

Конспект занятия по шахматам. Тема: «Шахматные фигуры».

Конспект занятия по шахматамТема: «Шахматные фигуры».Цель: повторение шахматных понятий (горизонталь, вертикаль, диагональ), белые и чёрные поля, знакомство с шахматными фигурами.Задачи по...

Конспект занятия по шахматам На тему: «Шахматы – пробный камень ума» для старшей группы

Цель: популяризация и развитие интереса к шахматам у детей дошкольного возраста, привлечения дошкольников к систематическим занятиям шахматами.Задачи: 1. Сформировать первоначальные представления и за...

Конспект занятия по шахматам для детей дошкольного возраста «Путешествие в Шахматную страну. Знакомство с Ладьей»

Конспект занятия по шахматам для детей дошкольного возраста «Путешествие в страну шахмат. Знакомство с ладьей»Цель: ознакомление детей с шахматной фигурой – ладья, с правилами х...