Могучий ферзь
план-конспект урока (подготовительная группа)
Цель занятия: познакомить с шахматной фигурой «Ферзь», его значимостью, особенностями и способами действия.
Задачи: - Научить детей ходить и нападать ферзём.
- Развивать навыки игры с новой фигурой. Развивать память, внимание,
усидчивость.
- Воспитывать уважительное отношение к сопернику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moguchiy_ferz.docx | 1018.74 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ НШ «Прогимназия»
МОГУЧИЙ ФЕРЗЬ
Мамедова М.Г
Цель занятия: познакомить с шахматной фигурой «Ферзь», его значимостью, особенностями и способами действия.
Задачи: - Научить детей ходить и нападать ферзём.
- Развивать навыки игры с новой фигурой. Развивать память, внимание,
усидчивость.
- Воспитывать уважительное отношение к сопернику.
Дидактические материалы и оборудование: шахматная фигура ферзь, интерактивная доска, шахматная наглядная доска, стихи о ферзе.
Тип занятия: изучение нового материала.
Организационный момент:
1. Приветствие.
2. Знакомство с целью и планом занятия.
Ход занятия.
Педагог: -Здравствуйте ребята, рада вас видеть на занятии!
Дети: - Здравствуйте!
Закрепление изученного материала.
Педагог: -Ребята, давайте вспомним с вами как ходит ладья и слон.
Использую демонстрационную шахматную доску
Педагог: - Стих про ладью.
Видимо, ладья упряма, если ходит только прямо,
Не петляет — прыг да скок, не шагнёт наискосок.
Так от края и до края может двигаться она.
Эта башня боевая неуклюжа, но сильна.
Шаг тяжёлый у ладьи, в бой её скорей веди.
Дети поочерёдно показывают передвижение ладьи на демонстрационной шахматной доске. ( по горизонтали и по вертикали)
Педагог: - Стих про слона.
Белопольный, чернопольный,
В связке нет слона прикольней.
Слона зовут фигурой легкой
Он ведь легок на подъем,
Все отлично со сноровкой —
Для Ферзя помощник ловкий.
Дети поочерёдно показывают передвижение ладьи на демонстрационной шахматной доске. (по диагонали)
Изучение нового материала
Могучая фигура.
Педагог: - Стих про ферзя.
Ферзь в шахматах, можно сказать, чемпион,
И шаг у ферзя широк.
Ферзь может ходить как ладья и как слон-
И прямо и наискосок.
Направо, налево, вперёд и назад…
А бьёт он и вдаль и в упор.
И кажется, будто ферзю тесноват
Доски чёрно-белый простор.
Ферзь очень опасен вблизи и вдали -
Ты больше вниманья ферзю удели.
Сила ферзя.
Педагог: - Ферзь – самая сильная фигура на шахматной доске. Ферзь – это генерал шахматного войска. Поэтому его нужно беречь, чтобы просто так не побили. Относится к классу тяжелых и дальнобойных фигур. Сила ферзя равна силе девяти пешек. (Положение 1)
Начальное положение ферзя.
Педагог: - Исходное положение белого ферзя – поле d1, черного ферзя – поле d8. Запомните дети правило ферзя! Ферзь любит свой цвет. Давайте повторим все вместе.
Дети: - Ферзь любит свой цвет!
Педагог: - Поэтому ферзь на шахматной доске всегда стоит на клеточке своего цвета: белый ферзь – на белой клеточке, а чёрный ферзь – на чёрной клетке. (Положение2)
Ход ферзя.
Педагог: - Ребята, вы уже знаете, как ходит ладья и слон. А вот наш ферзь умеет ходить как ладья и как слон. Ферзь может ходить в любом направлении по вертикали, по горизонтали и по диагонали. И на любое количество клеток. А что не умеет делать ферзь? Ферзь не может перепрыгивать через фигуры, как свои, так и соперника. Перепрыгивать через фигуры может только конь, но это уже другая история. (Положение 3)
Как бьёт ферзь?
Педагог: - Ферзь бьёт так же, как и ходит: в любом направлении, по горизонтали, вертикали и диагонали, становясь на место той фигуры, которую взял.
(Положение 4)
Педагог:
Дети, вы наверное устали уже сидеть. Давайте подвигаем руками и ногами. Встали все красиво из-за стола. Начинаем нашу физ.минутку.
Физ.минутка.
Педагог с детьми говорит и показывает движениями рук и ног фигуры шахматные.
Педагог: - Границы королевства охраняют ?
Дети: - Ладьи.
Педагог: - Рядом с ладьями пасутся ?
Дети: - Кони.
Педагог: - Коней защищают?
Дети: - Слоны.
Педагог: - Правит в королевстве?
Дети: - Король.
Педагог: - Во всём ему помогает?
Дети: - Ферзь.
Педагог: - И всё королевство защищают?
Дети: - Пешки.
Закрепление нового материала.
Педагог: - Ребята, сейчас мы закрепить те знания, которые вы получили сегодня на занятии. Ой, посмотрите, кто пришёл к нам в гости?
Дети: - Ферзь!
Педагог: - Молодцы, правильно! Но ферзь пришёл к нам не просто так, он хочет поиграть с вами в разные игры. Поиграем с ферзём?
Дети: - Да!
Педагог:- Первая игра «Собери флажки». Ферзю нужно собрать все флажки, делая по одному ходу. . Дети поочерёдно выходят к демонстрационной доске и делают ходы ферзём, забирая по одному флажку. И так до последнего флажка. Участвуют все дети. (Положение 5)
Педагог: - Ферзю очень понравилось с вами играть, он хочет, чтоб вы помогли ему ещё в одной игре. Поможем!?
Дети: - Да!
Педагог: - Вторая игра «Победа». В сторону ферзя направляется вражеская фигура. Нам нужно немедленно взять эту фигуру в плен. Помогите ферзю дойти до вражеской фигуры (в данном случае это пешка) и взять в плен. Дети поочерёдно выходят к демонстрационной доске и делают ходы ферзём. (Положение 6)
Педагог: - Ну что, отправимся в бой ребята?
Дети: - Да!
Педагог: - Третья игра «Яблоко». Ребята, посмотрите, в какой лабиринт попал наш ферзь. Он очень хочет съесть зелёное яблоко, но не знает, как дойти до него. Ведь кругом гусеницы, и нужно дойти до яблока, не попав в домик к гусеницам. Давайте поможем ему это сделать. Дети поочерёдно выходят к демонстрационной доске и делают ходы ферзём. (Положение 7)
Педагог: - Ну что, ребята, понравилась вам играть с ферзём?
Дети: - Да!
Педагог: - Ребята, ферзь очень благодарен вам за то, что вы помогли ему справиться со всеми заданиями. А так же, он был рад познакомиться с умными, смелыми и замечательными детьми. Ферзь с вами не прощается, он будет помогать вам в шахматной игре одерживать победу.
Итог занятия:
Педагог: - Сегодня мы с вами на занятии узнали новую шахматную фигуру. Научились ходить и бить ферзём. Закрепили нашу новую тему игрой и у вас это замечательно получилось.
Педагог: - На сегодня я с вами прощаюсь. До свидания ребята, жду вас на следующем занятии!
Дети: - До свидания!
Презентация.
Положение 1. Положение 2.
Положение 3. Положение 4.
Положение 5. Положение 6.
Положение 7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Музыка – одно из могучих средств эстетического воспитания детей»
Из опыта работы музыкального руководителя. Статья о слушании музыки, о воздействии звука на психоэмоциональное состояние....
Непосредственно-образовательная деятельность ОО "Познание" Тема:"Ход шахматной фигуры Ферзь"
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению дошкольников игре в шахматы (подготовительная к школе группа)...
Шахматы- 8. Ферзь. « Могучая фигура».
Ферзь. « Могучая фигура»....
Презентация-игра "Ферзь в темнице"
Во время шахматного сражения белый Ферзь был взят в плен и посажен в темницу. Чтобы его освободить, нужно открыть 5 дверей. К каждой двери предлагается 2 ключа. Подбери верный ключ, не забывая о силе ...
Конспект по шахматам Тема: Знакомство с шахматной фигурой «Ферзь»
Цель: познакомить детей с шахматной фигурой «ферзь». Показать место ферзя в начальной позиции.Задачи: познакомить детей с шахматной фигурой «ферзь», развивать воображение,...
Конспект занятия по шахматам. Ферзь против слона и ладьи
Конспект НОД по шахматамПодготовила: Сидорова Д.АДата проведения: 18.02.22Тема: Ферзь против слона и ладьиЦель: Закрепление знаний и отработка практических навыков игры ферзем.Ход занятия:1.Введение в...
открытое занятие в старшей группе по шахматам "Могучая фигура Ферзь"
Тема :Могучая фигура Ферзь .Цель: знакомить с местом ферзя в начальном положении . Ход ферзя, взятие. Ферзь- тяжелая фигура . Задачи: познакомить детей с шахматной фигурой «ферзь»...