Шахматы - 7 Вежливые слоны - «Фигуры быстрые и дальнобойные».
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Шахматы - 7
Вежливые слоны - «Фигуры быстрые и дальнобойные».
Цель: Знакомство с фигурой «Слон» - «Офицер», значением названия, особенностями и способами действия. Активизация аналитического мышления.
Материал: шахматная доска, шахматные фигуры.
Методика проведения.
Ребята, на прошлом занятие мы очень много узнали о Ладье. Сегодня мы познакомимся со Слонами. Именно о них, индийских слонах, будет наша сказка. Раньше их называли офицерами – говорит воспитатель и читает сказку о шахматных слонах.
Воспитатель ставит на шахматную доску , совершенно одинаковых, двух белых и двух черных слонов. Слоны – близнецы начинают демонстрировать свои ходы.
Когда мы встанем в строй,
Нас спутает любой.
Но лишь начнется бой
У каждого путь свой.
Воспитатель: Ходит слон на одну клеточку – поле и может проскочить до конца всей диагонали. Слон фигура быстрая, дальнобойная, однако у нее существенный недостаток. Если в начальной позиции слон стоит на белом поле, то в течение всей партии он никогда не сможет попасть на черное поле. Ходить слон, как вы можете видеть на шахматной доске - только по косым цепочкам полей одного цвета, или по так называемым диагоналям, вперёд или назад, никуда не сворачивая. Они ходят по разным дорожкам-диагоналям и за все время игры не могут встретиться. Обратите внимание, что посредине доски у слона большой выбор, чем в углу. В углу шахматной доски , слон не может свободно передвигаться – дорога слону здесь (показывает) ограничена, а в середине он сможет пойти в любую сторону. В шахматах существует понятие «хороший» и «плохой» слон. Слон считается «плохим», если собственные пешки занимают места на диагоналях, по которым он передвигается, мешают ему. Хороший, сильный слон, должен своевременно и часто помогать своим войскам, напасть сразу на несколько пешек и фигур соперника и побить их.
Если слон на белом поле
Встал вначале (не забудь!),
Он другой не хочет доли –
Знает только белый путь.
Слон стоит, вступая бой,
Ходит, правилам покорный,
Черной тропкой слон такой.
До конца игры слоны
Цвету одному верны.
Для закрепления полученных знаний с детьми проводиться эстафета с пешками, ладьями и слонами на правильную и быструю их расстановку на исходную позицию, называя вслух поля, на которые они ставятся. В командах выбираются капитаны. Дети сами избирают их перед каждым занятием или оставляют прежних, если они удачно справляются со всеми заданиями . В ходе эстафеты дети загадывают загадки:
Не живет в зверинце,
Не берет гостинцы.
По косой он ходит,
Хоботом не водит.
Я смел, силен, достаточно высок,
Предпочитаю, и ходить и бить
Всегда по – своему: наискосок!
Воспитатель задает детям некоторые вопросы по теме:
-Где до начала игры располагаются слоны?
- Где стоят ладьи на доске до начало игры?
-Как ходит ладья, слон и чем отличается ее ход от хода пешки? Что у них общего?
Дети отвечают на вопросы.
Проводиться Пальчиковая игра: «Волк и лиса».
Серый волк бежит по лесу,
Аза ним бежит лиса.
Поднялись у них трубою,
Два пушистеньких хвоста.
Воспитатель оценивает их ответы и оглашает общие результаты. Вручает призы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shahmaty_-7.docx | 17.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Шахматы - 7
Вежливые слоны. «Фигуры быстрые и дальнобойные».
Цель: Знакомство с фигурой «Слон» - «Офицер», значением названия, особенностями и способами действия. Активизация аналитического мышления.
Материал: шахматная доска, шахматные фигуры.
Методика проведения.
Ребята, на прошлом занятие мы очень много узнали о Ладье. Сегодня мы познакомимся со Слонами. Именно о них, индийских слонах, будет наша сказка. Раньше их называли офицерами – говорит воспитатель и читает сказку о шахматных слонах.
Воспитатель ставит на шахматную доску , совершенно одинаковых, двух белых и двух черных слонов. Слоны – близнецы начинают демонстрировать свои ходы.
Когда мы встанем в строй,
Нас спутает любой.
Но лишь начнется бой
У каждого путь свой.
Воспитатель: Ходит слон на одну клеточку – поле и может проскочить до конца всей диагонали. Слон фигура быстрая, дальнобойная, однако у нее существенный недостаток. Если в начальной позиции слон стоит на белом поле, то в течение всей партии он никогда не сможет попасть на черное поле. Ходить слон, как вы можете видеть на шахматной доске - только по косым цепочкам полей одного цвета, или по так называемым диагоналям, вперёд или назад, никуда не сворачивая. Они ходят по разным дорожкам-диагоналям и за все время игры не могут встретиться. Обратите внимание, что посредине доски у слона большой выбор, чем в углу. В углу шахматной доски , слон не может свободно передвигаться – дорога слону здесь (показывает) ограничена, а в середине он сможет пойти в любую сторону. В шахматах существует понятие «хороший» и «плохой» слон. Слон считается «плохим», если собственные пешки занимают места на диагоналях, по которым он передвигается, мешают ему. Хороший, сильный слон, должен своевременно и часто помогать своим войскам, напасть сразу на несколько пешек и фигур соперника и побить их.
Если слон на белом поле
Встал вначале (не забудь!),
Он другой не хочет доли –
Знает только белый путь.
Слон стоит, вступая бой,
Ходит, правилам покорный,
Черной тропкой слон такой.
До конца игры слоны
Цвету одному верны.
Для закрепления полученных знаний с детьми проводиться эстафета с пешками, ладьями и слонами на правильную и быструю их расстановку на исходную позицию, называя вслух поля, на которые они ставятся. В командах выбираются капитаны. Дети сами избирают их перед каждым занятием или оставляют прежних, если они удачно справляются со всеми заданиями . В ходе эстафеты дети загадывают загадки:
Не живет в зверинце,
Не берет гостинцы.
По косой он ходит,
Хоботом не водит.
Я смел, силен, достаточно высок,
Предпочитаю, и ходить и бить
Всегда по – своему: наискосок!
Воспитатель задает детям некоторые вопросы по теме:
-Где до начала игры располагаются слоны?
- Где стоят ладьи на доске до начало игры?
-Как ходит ладья, слон и чем отличается ее ход от хода пешки? Что у них общего?
Дети отвечают на вопросы.
Проводиться Пальчиковая игра: «Волк и лиса».
Серый волк бежит по лесу,
Аза ним бежит лиса.
Поднялись у них трубою,
Два пушистеньких хвоста.
Воспитатель оценивает их ответы и оглашает общие результаты. Вручает призы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по шахматам «Сравнительная сила фигур»
План-конспект занятия по шахматам «Сравнительная сила фигур»...
Конспект занятия по шахматам. Тема: «Шахматные фигуры».
Конспект занятия по шахматамТема: «Шахматные фигуры».Цель: повторение шахматных понятий (горизонталь, вертикаль, диагональ), белые и чёрные поля, знакомство с шахматными фигурами.Задачи по...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по обучению детей игре в шахматы "Сравнительная сила фигур"
Конспект ООД по обучению детей игре в шахматы "Сравнительная сила фигур"...
Презентация игрового занятия по шахматам "Белый слон"
Презентация по шахматам для дошкольников. Веселые человечки знакомят с шахматной фигурой-Слон...
Конспект по обучение шахматам. Слон-Формирование представлений о шахматной фигуре «слон»; Месте слона в начальном положении; Ходом слона, взятием; Разноцветные и одноцветные слоны.
Конспект занятия по обучению шахматамПодготовила воспитатель Сидорова Диана АлександровнаДата проведения: 1.12.21Тема: СлонЦель: Формирование представлений о шахматной фигуре «слон»; Месте...
Конспект занятия по ФЭМП № 18 в средней группе Тема: «Закрепление знаний о цифре 5, сравнение чисел 4 и 5. Соотне¬сение формы предметов с геометрическими фигурами. Быстро, мед¬ленно»
Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Закрепление знаний о цифре 5, сравнение чисел 4 и 5. Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами. Быстро, медленно»...
Конспект занятия по ФЭМП № 18 в средней группе Тема: «Закрепление знаний о цифре 5, сравнение чисел 4 и 5. Соотне¬сение формы предметов с геометрическими фигурами. Быстро, мед¬ленно»
Конспект занятия в средней группе «Закрепление знаний о цифре 5, сравнение чисел 4 и 5. Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами. Быстро, медленно»...