открытое занятие в старшей группе по шахматам "Могучая фигура Ферзь"
план-конспект занятия (старшая группа)

Тема :Могучая фигура Ферзь .

Цель: знакомить с местом ферзя в начальном положении . Ход ферзя, взятие. Ферзь- тяжелая фигура .

 Задачи: познакомить детей с шахматной фигурой «ферзь», развивать воображение, мышление, память, воспитывать усидчивость, уважительное отношение к сопернику по игре, настойчивость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_shahmaty.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема :Могучая фигура Ферзь .

Цель: знакомить с местом ферзя в начальном положении . Ход ферзя, взятие. Ферзь- тяжелая фигура .

 Задачи: познакомить детей с шахматной фигурой «ферзь», развивать воображение, мышление, память, воспитывать усидчивость, уважительное отношение к сопернику по игре, настойчивость.

  1. Скучно было во дворе
    Ранним утром детворе.
    - Знаю я одну игру, -
    Сказал ребятам Петя –
    Где бы ни был я, везде
    В нее играют дети.
    В игре той есть Ладья и Ферзь,
    Слон, Конь и пешек ряд,
    А возглавляет всех – Король –

  2. Его хранит отряд.
    Хочу задание вам дать:
    Игры названье угадать!
    (Шахматы)

 

Беседа о шахматной доске

Давай вспомним , что мы говорили на прошлых занятиях о  шахматной доске.

Как называются восемь рядов,которые идут слева направо. Эти ряды обозначены цифрами и называются

Дети: горизонталями.

-Верно! Вы видели, как солнце заходит за край леса или моря? (ответы детей) Говорят, что солнце заходит за горизонт.

- Столбики клеток на шахматной доске, идущие снизу вверх, называются 

Дети: вертикалями.

-Правильно! Например, все деревья растут снизу вверх. Вертикали обозначаются латинскими буквами.

- Косые линии доски, проходящие через поля одного цвета, называются 

Дети: диагоналями.

-Шахматные диагонали бывают белые и чёрные. Диагонали разные по длине.

Раздается стук в дверь.

- кажется к нам кто-пришел.

-Ребята к нам приходил   почтальон Печкин и принес посылку. Давайте посмотрим что же там?  

Открываем. Здесь письмо. И фото кота Матроскина и Шарика. Вывешиваю на доску фото.

Читаем письмо.

«Здравствуйте дорогие ребята! Мы с собакой Шариком живем в деревне Простоквашино, а тут никаких развлечений , кроме фотоохоты Шарика и коровы Мурки! Вот мы и решили с Шариком купить себе шахматы и играть вечерами! Но вот беда, оказывается это непростая игра, а сложная! И мы совсем запутались в ней! Помогите нам пожалуйста разобраться с этой игрой! Выполните наши задания.

1 задание присылаем по электронной почте.

(дети выполняют задания в приложении «Сова»

А) на шахматной доске есть 2 короля -найдите их/

Б)как вы знаете название шахматных фигур

-найдите 4 ладьи

-4 коней

-4 слонов

-8 белых пешек

-8 черных пешек

-2 ферзей

-2 королей

Письмо: читаем дальше

-если вы справились с этим заданием, тогда помогите справиться с расстановкой фигур на шахматной магнитной доске. Ато мы совсем не знаем как это сделать(Достаю шахматы из посылки) А потом прочитайте стихи о шахматных фигурах, которые вы изучили. И расскажите как они ходят.

(идем с детьми к доске- расставляем все шахматы)

Слон

Он наискосок идёт,

Только прикажи.

В плен противник попадёт,

Вставший на пути.

Ладья

Видимо, ладья упряма,

Если ходит только прямо,

Не петляет – прыг да скок,

Не шагнёт наискосок.

Так от края и до края

Может двигаться она.

Эта башня боевая

Неуклюжа, но сильна.

Шаг тяжёлый у ладьи,

В бой скорей её веди. 

Дети показывают как ходит слон и как ходит ладья.

Что вы можете рассказать о фигуре Ферзь.

(Ферзь любит свой цвет, поэтому на шахматной доске всегда стоит на клеточке своего цвета. 

Белый ферзь – на белой клеточке. Чёрный ферзь – на чёрной клеточке   Проходим к шахматному столу. Шахматы расставлены.

-покажите мне самую сильную фигуру Ферзь.

Садятся на места.

  1. Знакомство с историей ферзя

-послушайте стихотворение:

Ферзь – сильнейшая фигура,

Королю всегда под стать,

Может в разных направленьях

Защищать и нападать!

Он основа для победы,

Но, порою,  возгордясь,

Попадает он в ловушку,

Сам себя тогда стыдясь.

  1. Ферзь чуть меньше короля. У него на голове небольшая шапочка-корона. (демонстрация разных вариантов изображений ферзя):

На  демонстрационной доске у ферзя красивая корона с 5 зубцами. В Индии военачальника называли визирём или ферязью. А в европейских странах эта шахматная фигура стала королевой или дамой. Но у нас в России сохранилось первоначальное индийское название этой фигуры – ферзь. В стародавние времена к этой фигуре относились уважительно, как к женщине – ферязь всяческая. А прибавку «всяческая» ферзь получил из-за умения передвигаться по шахматной доске разными способами.

-Демонстрация ходов ферзя. Прошу детей показать на доске как ходит ферзь.

А теперь давайте выполним задания Матроскина и Шарика

Игровые упражнения в приложении «Сова»

А) игра найди ферзя (белого, черного)

Б) показ как ходит Ферзь

В) соберем игрушки, которые встречаются на пути ферзя (2-3 человека)

Заглядываю в посылку. Ребята, тут еще что-то есть. Что Это? Кажется пазлы -нужно их собрать. Нужно разделиться на 2 группы.  Какая фигура получилась? (Ферзь – белый и черный)

Последнее задание от Матроскина и Шарика. Найдите фигуру Ферзя и раскрасьте ее черным цветом. (тут и карандаши есть)

- молодцы ребята! Все задания выполнили! Давайте еще раз вспомним как ходит ферзь.( Он ходит во всех направлениях – по вертикали, горизонтали и диагонали, это самая сильная фигура.)

- на каком поле стоит черный ферзь (на черном)

- белый? ( на белом) – верно, Ферзь любит свой цвет.

- может ферзь перешагивать через другие фигуры? (нет)

Теперь можете поиграть, а я напишу ответ друзьям из Простоквашино!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого занятия ФЭМП (средняя группа) Тема: "Геометрические фигуры. Счет до 5".

Интегрированное занятие.направлнное на формирование элементарных математических представлений...

Конспект открытого занятия в старшей группе по познавательному развитию «Необычное путешествие к самому себе» в старшей группе

laquo;Необычное путешествие к самому себе»  Цель: развитие любознательности и познавательной мотивации.Задачи:Образовательные задачи: формировать представления о здоровье, з...

Конспект открытого занятия в старшей группе по формированию элементарных представлений о геометрических фигурах. Тема «Геометрические фигуры»

Цель: закрепление представлений о геометрических фигурах Образовательные:закрепить названия геометрических фигур (треугольник, квадрат, прямоугольник, четырёхугольник);умение классифицировать фигуры п...

Конспект открытого занятия в старшей группе «Геометрические фигуры».

Упражнять детей в узнавании и назывании геометрических фигур по двум признакам - цвет и форма; закрепить умение детей разбивать группы предметов по цвету, форме....

Открытое занятие в средней группе "Домики для фигур"

quot;Домики для фигур" . Открытое занятие для детей средней группы с применением РНК...

Открытое занятие в средней группе "Домики для фигур"

quot;Домики для фигур" . Открытое занятие для детей средней группы с применением РНК...

Открытое занятие в средней группе "Домики для фигур"

План по самообразованию.Тема Развитие математических способностей посредством дидактических игр" старшая группа...