открытое занятие в старшей группе по шахматам "Могучая фигура Ферзь"
план-конспект занятия (старшая группа)
Тема :Могучая фигура Ферзь .
Цель: знакомить с местом ферзя в начальном положении . Ход ферзя, взятие. Ферзь- тяжелая фигура .
Задачи: познакомить детей с шахматной фигурой «ферзь», развивать воображение, мышление, память, воспитывать усидчивость, уважительное отношение к сопернику по игре, настойчивость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_shahmaty.docx | 19.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема :Могучая фигура Ферзь .
Цель: знакомить с местом ферзя в начальном положении . Ход ферзя, взятие. Ферзь- тяжелая фигура .
Задачи: познакомить детей с шахматной фигурой «ферзь», развивать воображение, мышление, память, воспитывать усидчивость, уважительное отношение к сопернику по игре, настойчивость.
- Скучно было во дворе
Ранним утром детворе.
- Знаю я одну игру, -
Сказал ребятам Петя –
Где бы ни был я, везде
В нее играют дети.
В игре той есть Ладья и Ферзь,
Слон, Конь и пешек ряд,
А возглавляет всех – Король –
Его хранит отряд.
Хочу задание вам дать:
Игры названье угадать!
(Шахматы)
Беседа о шахматной доске
Давай вспомним , что мы говорили на прошлых занятиях о шахматной доске.
Как называются восемь рядов,которые идут слева направо. Эти ряды обозначены цифрами и называются
Дети: горизонталями.
-Верно! Вы видели, как солнце заходит за край леса или моря? (ответы детей) Говорят, что солнце заходит за горизонт.
- Столбики клеток на шахматной доске, идущие снизу вверх, называются
Дети: вертикалями.
-Правильно! Например, все деревья растут снизу вверх. Вертикали обозначаются латинскими буквами.
- Косые линии доски, проходящие через поля одного цвета, называются
Дети: диагоналями.
-Шахматные диагонали бывают белые и чёрные. Диагонали разные по длине.
Раздается стук в дверь.
- кажется к нам кто-пришел.
-Ребята к нам приходил почтальон Печкин и принес посылку. Давайте посмотрим что же там?
Открываем. Здесь письмо. И фото кота Матроскина и Шарика. Вывешиваю на доску фото.
Читаем письмо.
«Здравствуйте дорогие ребята! Мы с собакой Шариком живем в деревне Простоквашино, а тут никаких развлечений , кроме фотоохоты Шарика и коровы Мурки! Вот мы и решили с Шариком купить себе шахматы и играть вечерами! Но вот беда, оказывается это непростая игра, а сложная! И мы совсем запутались в ней! Помогите нам пожалуйста разобраться с этой игрой! Выполните наши задания.
1 задание присылаем по электронной почте.
(дети выполняют задания в приложении «Сова»
А) на шахматной доске есть 2 короля -найдите их/
Б)как вы знаете название шахматных фигур
-найдите 4 ладьи
-4 коней
-4 слонов
-8 белых пешек
-8 черных пешек
-2 ферзей
-2 королей
Письмо: читаем дальше
-если вы справились с этим заданием, тогда помогите справиться с расстановкой фигур на шахматной магнитной доске. Ато мы совсем не знаем как это сделать(Достаю шахматы из посылки) А потом прочитайте стихи о шахматных фигурах, которые вы изучили. И расскажите как они ходят.
(идем с детьми к доске- расставляем все шахматы)
Слон
Он наискосок идёт,
Только прикажи.
В плен противник попадёт,
Вставший на пути.
Ладья
Видимо, ладья упряма,
Если ходит только прямо,
Не петляет – прыг да скок,
Не шагнёт наискосок.
Так от края и до края
Может двигаться она.
Эта башня боевая
Неуклюжа, но сильна.
Шаг тяжёлый у ладьи,
В бой скорей её веди.
Дети показывают как ходит слон и как ходит ладья.
Что вы можете рассказать о фигуре Ферзь.
(Ферзь любит свой цвет, поэтому на шахматной доске всегда стоит на клеточке своего цвета.
Белый ферзь – на белой клеточке. Чёрный ферзь – на чёрной клеточке Проходим к шахматному столу. Шахматы расставлены.
-покажите мне самую сильную фигуру Ферзь.
Садятся на места.
- Знакомство с историей ферзя
-послушайте стихотворение:
Ферзь – сильнейшая фигура,
Королю всегда под стать,
Может в разных направленьях
Защищать и нападать!
Он основа для победы,
Но, порою, возгордясь,
Попадает он в ловушку,
Сам себя тогда стыдясь.
- Ферзь чуть меньше короля. У него на голове небольшая шапочка-корона. (демонстрация разных вариантов изображений ферзя):
На демонстрационной доске у ферзя красивая корона с 5 зубцами. В Индии военачальника называли визирём или ферязью. А в европейских странах эта шахматная фигура стала королевой или дамой. Но у нас в России сохранилось первоначальное индийское название этой фигуры – ферзь. В стародавние времена к этой фигуре относились уважительно, как к женщине – ферязь всяческая. А прибавку «всяческая» ферзь получил из-за умения передвигаться по шахматной доске разными способами.
-Демонстрация ходов ферзя. Прошу детей показать на доске как ходит ферзь.
А теперь давайте выполним задания Матроскина и Шарика
Игровые упражнения в приложении «Сова»
А) игра найди ферзя (белого, черного)
Б) показ как ходит Ферзь
В) соберем игрушки, которые встречаются на пути ферзя (2-3 человека)
Заглядываю в посылку. Ребята, тут еще что-то есть. Что Это? Кажется пазлы -нужно их собрать. Нужно разделиться на 2 группы. Какая фигура получилась? (Ферзь – белый и черный)
Последнее задание от Матроскина и Шарика. Найдите фигуру Ферзя и раскрасьте ее черным цветом. (тут и карандаши есть)
- молодцы ребята! Все задания выполнили! Давайте еще раз вспомним как ходит ферзь.( Он ходит во всех направлениях – по вертикали, горизонтали и диагонали, это самая сильная фигура.)
- на каком поле стоит черный ферзь (на черном)
- белый? ( на белом) – верно, Ферзь любит свой цвет.
- может ферзь перешагивать через другие фигуры? (нет)
Теперь можете поиграть, а я напишу ответ друзьям из Простоквашино!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого занятия ФЭМП (средняя группа) Тема: "Геометрические фигуры. Счет до 5".
Интегрированное занятие.направлнное на формирование элементарных математических представлений...
Конспект открытого занятия в старшей группе по познавательному развитию «Необычное путешествие к самому себе» в старшей группе
laquo;Необычное путешествие к самому себе» Цель: развитие любознательности и познавательной мотивации.Задачи:Образовательные задачи: формировать представления о здоровье, з...
Конспект открытого занятия в старшей группе по формированию элементарных представлений о геометрических фигурах. Тема «Геометрические фигуры»
Цель: закрепление представлений о геометрических фигурах Образовательные:закрепить названия геометрических фигур (треугольник, квадрат, прямоугольник, четырёхугольник);умение классифицировать фигуры п...
Конспект открытого занятия в старшей группе «Геометрические фигуры».
Упражнять детей в узнавании и назывании геометрических фигур по двум признакам - цвет и форма; закрепить умение детей разбивать группы предметов по цвету, форме....
Открытое занятие в средней группе "Домики для фигур"
quot;Домики для фигур" . Открытое занятие для детей средней группы с применением РНК...
Открытое занятие в средней группе "Домики для фигур"
quot;Домики для фигур" . Открытое занятие для детей средней группы с применением РНК...
Открытое занятие в средней группе "Домики для фигур"
План по самообразованию.Тема Развитие математических способностей посредством дидактических игр" старшая группа...