контроль за переносимостью физической нагрузки во время двигательной активности
консультация на тему
консультация для воспитателей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Контроль за переносимостью физической нагрузки в процессе двигательной активности».
Двигательная активность – источник здоровья детей. Следует заметить, что двигательная активность каждого ребёнка индивидуальна. Если внимательно понаблюдать и проанализировать двигательное поведение ребёнка, то можно отнести его к одной из трёх групп по двигательной активности.
Первую группу составляют дети со средней, нормальной двигательной активностью, обеспечивающей своевременное и целесообразное развитие ребёнка в целом. Такие дети характеризуются, как правило нормальной массой тела, они редко болеют, хорошо усваивают материал в детском саду и потом хорошо успевают в школе.
Ко второй группе следует отнести детей малоподвижных, т. е. с низкой двигательной активностью. Многие из них отличаются повышенной массой тела и различными отклонениями в состоянии здоровья. Избыточный вес детей является дополнительной нагрузкой и влияет на функциональное состояние органов и систем организма ребёнка. Повышенный вес снижает работоспособность, осложняет течение многих заболеваний, сокращает продолжительность жизни человека. Тучные дети отстают от своих сверстников по физическому, половому развитию, плохо владеют движениями. У них более спокойное на занятиях и уроках, однако, это не следует расценивать положительно. Сопротивление утомлению, вызванному умственной работой, осуществляется у детей за счёт движений. Уменьшение же числа движений у тучных детей в условиях умственного утомления свидетельствует о несовершенстве процессов саморегуляции. Повышенный вес отрицательно сказывается и на развитии психики. Как правило, ребёнок малоподвижный, тучный плохо владеет необходимыми движениями. Таких детей сверстники обычно игнорируют, особенно в играх, и они осознают себя в какой-то степени неполноценными. У них развивается такие нежелательные черты как замкнутость, нерешительность и даже зависть к детям, хорошо владеющим движениями. Индивидуальный подход к таким детям заключается в пересмотре и уменьшении рациона питания и увеличении двигательной активности.
К третьей группе относятся дети с большой двигательной активностью. Таких детей называют «моторными». Большая двигательная активность как и малая, имеет отрицательные последствия. Большой объём движений создаёт высокую физическую нагрузку на организм ребёнка, он, как и повышенный вес, может провести к отклонениям в деятельности сердечно-сосудистой системы. Кроме того, такие дети очень подвержены заболеваниям. Одной из причин частых заболеваний является то, что после большой физической нагрузки, которую эти дети получают на прогулках, они возвращаются вспотевшими, с влажным нижним бельём; в результате усиливается теплоотдача тела, наступает переохлаждение организма и как следствие – заболевание. По отношению к таким детям должен быть индивидуальный подход, следует ограничивать их двигательную активность. Особого внимания требует регулирование их физической нагрузки. хорошие результаты показывает дружба детей и взрослых. Полезны игры в шашки и шахматы.
Дети с разной двигательной активностью по-разному осваивают учебный материал. Дети со средней двигательной активностью, как правило, хорошо усваивают материал. Дети же с низкой и высокой активностью обнаруживают более низкие результаты.
Известно, что наилучшим средством восстановления умственной работоспособности являются движения, выполняемые на воздухе. Дети второй группы за счёт малой подвижности не восстанавливают свою умственную работоспособность. Дети третьей группы физически переутомляются, а это, в свою очередь, приводит к умственной утомляемости. Поэтому дети второй и третьей групп выполняют задания в замедленном темпе, процесс запоминания у них затруднён, внимание рассеянное, они допускают большое количество ошибок.
При подборе и использовании физических упражнений для нормирования физической нагрузки следует ориентироваться на сдвиги частоты сердечных сокращений при их выполнении. Пульс отражает влияние физической нагрузки на организм и имеет прямую связь с характером энергообеспечения мышечной деятельности.
Изменение ЧСС в процессе выполнения физических упражнений и в восстановленном периоде позволяет оценить правильность подбора содержания и соответствие мышечной нагрузки функциональным возможностям детского организма.
При нормировании физической нагрузки нужно ориентироваться на ЧСС. При нормальной физической нагрузке эти показатели увеличиваются в конце вводной части занятия на 20-25%, после общеразвивающих упражнений – на 35-40%, после основных видов движений - на 50-70% по отношению к исходному уровню. При выполнении дифференцированных игровых упражнений характер ЧСС зависит от уровня ДА ребёнка.
Тренирующий эффект во время физкультурного занятия достигается у детей 5-7 лет при среднем уровне ЧСС, равном 140-16- ударов/мин.
При правильном распределении нагрузки период восстановления заканчивается через 10-15 минут.
Во время врачебно-педагогических наблюдений в процессе физкультурных упражнений педагоги или медицинские работники регистрируют появление внешних признаков утомления у детей – покраснение или побледнение кожи, потливость, видимая отдышка, расстройство координации движений, рассеивание внимания, нарушение дисциплины и т.д. Эти признаки, если они появляются у кого-либо из детей значительно раньше, позволяют выявить индивидуальное несоответствие нагрузки возможностям данного ребёнка.
Внешние признаки утомления
(по Я.С.Вайнбауму)
Признаки | Небольшое физиологическое утомление | Значительное утомление (острое утомление) |
1 | 2 | 3 |
Окраска кожи | Небольшое покраснение | Значительное покраснение |
Потливость | Небольшая | Большая |
Дыхание | Учащённое (до 20-26 вдохов в мин., иногда доходящее до 36) | Учащённое (38-50 вдохов в мин.), поверхностное |
Общий вид | Обычный | Снижение интереса к окружающему; усталое выражение лица, нарушение осанки (сутулость, опущенные плечи) |
Внимание | Хорошее, безошибочное выполнение указаний | Неточность в выполнении команд, ошибки при перемене направления |
Пульс (уд./мин.) | 110 – 150 | 160 – 180 |
Симптомы утомления после нагрузок разной величины
(по Д.Харре)
Показатель | Средняя нагрузка | Большая нагрузка |
1 | 2 | 3 |
Окраска кожи | Лёгкое покраснение | Сильное покраснение |
Движения | Уверенное выполнение движений | Увеличение ошибок, снижение точности, появление неуверенности |
Сосредоточенность | Нормальная, корригирующие указания выполня-ются; спокойствие, полное внимание при объяснении и показе упражнений | Невнимательность при объяснении, пониженная восприимчивость при отработке технических и тактических навыков, сниженная способность к дифференции |
Общее самочувствие | Никаких жалоб, выполняются все нагрузочные задания | Слабость в мышцах, значительно затруднённое дыхание, нарастающее бессилие, явно сниженная работоспособность |
Готовность к достижениям | Стойкая, желание продолжать заниматься | Пониженная активность, стремление к более длительным паузам, снижение готовности продолжать работу |
Настроение | Приподнятое, радостное, оживлённое | Несколько «приглушённое», но радостное, если результаты занятия соответствуют ожиданию |
Таким образом, контроль за физическим воспитанием ребёнка по всем разделам должен проводиться систематически и целенаправленно. Только тогда будет достигнут основной результат – улучшение состояния здоровья детей, полноценное развитие двигательных навыков, повышение сопротивляемости детского организма к неблагоприятным внешним условиям.
Предварительный просмотр:
Тема: «Контроль за переносимостью физической нагрузки в процессе двигательной активности».
Двигательная активность – источник здоровья детей. Следует заметить, что двигательная активность каждого ребёнка индивидуальна. Если внимательно понаблюдать и проанализировать двигательное поведение ребёнка, то можно отнести его к одной из трёх групп по двигательной активности.
Первую группу составляют дети со средней, нормальной двигательной активностью, обеспечивающей своевременное и целесообразное развитие ребёнка в целом. Такие дети характеризуются, как правило нормальной массой тела, они редко болеют, хорошо усваивают материал в детском саду и потом хорошо успевают в школе.
Ко второй группе следует отнести детей малоподвижных, т. е. с низкой двигательной активностью. Многие из них отличаются повышенной массой тела и различными отклонениями в состоянии здоровья. Избыточный вес детей является дополнительной нагрузкой и влияет на функциональное состояние органов и систем организма ребёнка. Повышенный вес снижает работоспособность, осложняет течение многих заболеваний, сокращает продолжительность жизни человека. Тучные дети отстают от своих сверстников по физическому, половому развитию, плохо владеют движениями. У них более спокойное на занятиях и уроках, однако, это не следует расценивать положительно. Сопротивление утомлению, вызванному умственной работой, осуществляется у детей за счёт движений. Уменьшение же числа движений у тучных детей в условиях умственного утомления свидетельствует о несовершенстве процессов саморегуляции. Повышенный вес отрицательно сказывается и на развитии психики. Как правило, ребёнок малоподвижный, тучный плохо владеет необходимыми движениями. Таких детей сверстники обычно игнорируют, особенно в играх, и они осознают себя в какой-то степени неполноценными. У них развивается такие нежелательные черты как замкнутость, нерешительность и даже зависть к детям, хорошо владеющим движениями. Индивидуальный подход к таким детям заключается в пересмотре и уменьшении рациона питания и увеличении двигательной активности.
К третьей группе относятся дети с большой двигательной активностью. Таких детей называют «моторными». Большая двигательная активность как и малая, имеет отрицательные последствия. Большой объём движений создаёт высокую физическую нагрузку на организм ребёнка, он, как и повышенный вес, может провести к отклонениям в деятельности сердечно-сосудистой системы. Кроме того, такие дети очень подвержены заболеваниям. Одной из причин частых заболеваний является то, что после большой физической нагрузки, которую эти дети получают на прогулках, они возвращаются вспотевшими, с влажным нижним бельём; в результате усиливается теплоотдача тела, наступает переохлаждение организма и как следствие – заболевание. По отношению к таким детям должен быть индивидуальный подход, следует ограничивать их двигательную активность. Особого внимания требует регулирование их физической нагрузки. хорошие результаты показывает дружба детей и взрослых. Полезны игры в шашки и шахматы.
Дети с разной двигательной активностью по-разному осваивают учебный материал. Дети со средней двигательной активностью, как правило, хорошо усваивают материал. Дети же с низкой и высокой активностью обнаруживают более низкие результаты.
Известно, что наилучшим средством восстановления умственной работоспособности являются движения, выполняемые на воздухе. Дети второй группы за счёт малой подвижности не восстанавливают свою умственную работоспособность. Дети третьей группы физически переутомляются, а это, в свою очередь, приводит к умственной утомляемости. Поэтому дети второй и третьей групп выполняют задания в замедленном темпе, процесс запоминания у них затруднён, внимание рассеянное, они допускают большое количество ошибок.
При подборе и использовании физических упражнений для нормирования физической нагрузки следует ориентироваться на сдвиги частоты сердечных сокращений при их выполнении. Пульс отражает влияние физической нагрузки на организм и имеет прямую связь с характером энергообеспечения мышечной деятельности.
Изменение ЧСС в процессе выполнения физических упражнений и в восстановленном периоде позволяет оценить правильность подбора содержания и соответствие мышечной нагрузки функциональным возможностям детского организма.
При нормировании физической нагрузки нужно ориентироваться на ЧСС. При нормальной физической нагрузке эти показатели увеличиваются в конце вводной части занятия на 20-25%, после общеразвивающих упражнений – на 35-40%, после основных видов движений - на 50-70% по отношению к исходному уровню. При выполнении дифференцированных игровых упражнений характер ЧСС зависит от уровня ДА ребёнка.
Тренирующий эффект во время физкультурного занятия достигается у детей 5-7 лет при среднем уровне ЧСС, равном 140-16- ударов/мин.
При правильном распределении нагрузки период восстановления заканчивается через 10-15 минут.
Во время врачебно-педагогических наблюдений в процессе физкультурных упражнений педагоги или медицинские работники регистрируют появление внешних признаков утомления у детей – покраснение или побледнение кожи, потливость, видимая отдышка, расстройство координации движений, рассеивание внимания, нарушение дисциплины и т.д. Эти признаки, если они появляются у кого-либо из детей значительно раньше, позволяют выявить индивидуальное несоответствие нагрузки возможностям данного ребёнка.
Внешние признаки утомления
(по Я.С.Вайнбауму)
Признаки | Небольшое физиологическое утомление | Значительное утомление (острое утомление) |
1 | 2 | 3 |
Окраска кожи | Небольшое покраснение | Значительное покраснение |
Потливость | Небольшая | Большая |
Дыхание | Учащённое (до 20-26 вдохов в мин., иногда доходящее до 36) | Учащённое (38-50 вдохов в мин.), поверхностное |
Общий вид | Обычный | Снижение интереса к окружающему; усталое выражение лица, нарушение осанки (сутулость, опущенные плечи) |
Внимание | Хорошее, безошибочное выполнение указаний | Неточность в выполнении команд, ошибки при перемене направления |
Пульс (уд./мин.) | 110 – 150 | 160 – 180 |
Симптомы утомления после нагрузок разной величины
(по Д.Харре)
Показатель | Средняя нагрузка | Большая нагрузка |
1 | 2 | 3 |
Окраска кожи | Лёгкое покраснение | Сильное покраснение |
Движения | Уверенное выполнение движений | Увеличение ошибок, снижение точности, появление неуверенности |
Сосредоточенность | Нормальная, корригирующие указания выполня-ются; спокойствие, полное внимание при объяснении и показе упражнений | Невнимательность при объяснении, пониженная восприимчивость при отработке технических и тактических навыков, сниженная способность к дифференции |
Общее самочувствие | Никаких жалоб, выполняются все нагрузочные задания | Слабость в мышцах, значительно затруднённое дыхание, нарастающее бессилие, явно сниженная работоспособность |
Готовность к достижениям | Стойкая, желание продолжать заниматься | Пониженная активность, стремление к более длительным паузам, снижение готовности продолжать работу |
Настроение | Приподнятое, радостное, оживлённое | Несколько «приглушённое», но радостное, если результаты занятия соответствуют ожиданию |
Таким образом, контроль за физическим воспитанием ребёнка по всем разделам должен проводиться систематически и целенаправленно. Только тогда будет достигнут основной результат – улучшение состояния здоровья детей, полноценное развитие двигательных навыков, повышение сопротивляемости детского организма к неблагоприятным внешним условиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по физической культуре. Тема: Развитие двигательной активности детей с элементами ритмики и логоритмики.
ПЛАН – КОНСПЕКТНепосредственной образовательной деятельности по физическому воспитанию в соответствии с ФГТподготовительная группа Педагог: Анищук Ирина НиколаевнаТема: Развитие двигательной...
Рекомендации инструктора по физической культуре "О влиянии двигательной активности на интеллект ребенка"
Как взаимосвязаны физическое и интеллектуальное развитие детей?Далеко не все знают, как двигательная активность влияет на интеллект ребенка.К тому же, школа, где проходит большая часть обучения ...
Рекомендации инструктора по физической культуре "О влиянии двигательной активности на интеллект ребенка"
Как взаимосвязаны физическое и интеллектуальное развитие детей?Далеко не все знают, как двигательная активность влияет на интеллект ребенка.К тому же, школа, где проходит большая часть обучения ребенк...
Взаимодействие воспитателя и инструктора по физической культуре по реализации двигательной активности дошкольников в ДОУ
Мы хотим поделиться с вами нашим опытом по взаимодействию воспитателя и инструктора по физической культуре в области реализации двигательной активности дошкольников в ДОУ...
Рекомендации инструктора по физической культуре "О влиянии двигательной активности на интеллект ребенка"
Как взаимосвязаны физическое и интеллектуальное развитие детей?Далеко не все знают, как двигательная активность влияет на интеллект ребенка.К тому же, школа, где проходит большая часть обучения ребенк...
План тематического контроля «Организация и эффективность работы по обеспечению двигательной активности детей на прогулке»
В помощь старшему воспитателю ДОУ : план тематического контроля «Организация и эффективность работы по обеспечению двигательной активности детей на прогулке» и приложение к нему:1. Карта а...
«Взаимодействие воспитателя и инструктора по физической культуре по реализации двигательной активности дошкольников в ДОУ»
Современные дети испытывают «двигательный дефицит». Возникает потребность организовать двигательный режим ребенка таким образом, чтобы максимально утолить «д...