«Личностноориентированный подход как условие образовательной среды дошкольника»
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Приоритетными направлением деятельности любого дошкольного образовательного учреждения является: создание условий для сохранения психического и физического здоровья каждого ребенка, обеспечение эмоционального благополучия детей, оказание педагогической поддержки для сохранения и развития индивидуальности каждого ребенка. Все это представляет собой здоровьесберегающую среду детского сада или здоровьесберегающее пространство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Здоровьесбережение | 22.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Приоритетными направлением деятельности любого дошкольного образовательного учреждения является: создание условий для сохранения психического и физического здоровья каждого ребенка, обеспечение эмоционального благополучия детей, оказание педагогической поддержки для сохранения и развития индивидуальности каждого ребенка. Все это представляет собой здоровьесберегающую среду детского сада или здоровьесберегающее пространство.
Отдельной образовательной областью выделена область «Здоровье», содержание которой направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- воспитание культурно-гигиенических навыков;
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Содержание образовательной области «Физическая культура» направлена на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культуры, гармоничное физическое развитие через решение следующих задач:
-развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации)
-накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями)
-формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Содержание образовательной области «Безопасность» направлена на достижение целей формирования у детей основ безопасного поведения через решение следующих задач:
-формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
-приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
-передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
-формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Здоровьесберегающая среда – это гибкая, развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей.
Здоровьесберегающее пространство на современном этапе рассматривается как комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, морaльно-этических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную, морально-нравственную и бытовую среду в семье и детском саду.
Условия здоровьесберегающей среды:
-Оптимизация санитарно-гигиенических условий обучения.
-Рациональная организация учебного процесса и режима учебной нагрузки.
-Обеспечение полноценного питания детей в образовательном учреждении.
-Совершенствование системы физического воспитания.
-Обеспечение психологического комфорта всем участникам образовательного процесса.
-Использование здоровьесберегающих образовательных технологий.
-Широкое использование программ образования в сфере здоровья.
-Интеграция в учебно-воспитательный процесс оздоровительных мероприятий.
-Улучшение социальной адаптации и обеспечение семейного консультирования, ориентированного на укрепление здоровья школьников.
-Организация работы по укреплению здоровья учителей.
-Обучение педагогических кадров по вопросам охраны здоровья детей.
-Проведение мониторинга здоровья.
Проанализировав теоретические данные можно выделить следующие компоненты здоровьесберегающей среды:
- организационная культура
- социальное окружение и взаимоотношения;
- педагогические технологии;
- духовная среда;
- образовательные и учебные программы;
- информационная среда;
- физическое окружение.
Организационная культура детского сада является одним из ведущих факторов, который может как способствовать, так и препятствовать укреплению здоровья детей и взрослых. Её основными компонентами являются:
-особенности устава сада и норм повседневной жизни;
-стиль управления администрации, характер отношений по вертикали;
-психологический климат в педагогическом коллективе, характер отношений по горизонтали;
-организационно-педагогические условия учебно-воспитательного процесса;
-внешняя коммуникационная среда и место сада в ней;
-наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни.
Социальное окружение и взаимоотношения являются одним из главных компонентов образовательной среды и условий формирования здоровьесберегающей среды. От педагога в большей степени зависят психологический климат в группе, наличие эмоциональных разрядок, стиль педагогического общения, характер и процедура оценивания, особенности работы с детьми группы риска, соответствие используемых методик обучения возрастным и функциональным возможностям дошкольников, степень ограничения в свободе воспитанников. Немалую важность имеют личностные особенности педагога, его способность к психоэмоциональному переключению, состояние его здоровья и отношение к своему здоровью, готовность педагога к внедрению здоровьесберегающих технологий.
Образовательные и учебные программы возможно считать здоровьесберегающими при условии, что:
-они предполагают достижение целей и решение образовательных задач в сфере здоровьесбережения в той же мере, что и в познавательной, социальной, эмоциональной;
-они в равной степени направлены на физическое, социальное, эмоциаональное развитие ребёнка;
-они предполагают постоянство (на протяжении всего периода обучения ребёнка в детском саду), отсутствие фрагментарности и динамичность в аспекте здоровьесбережения;
-обязательным компонентом является постоянное развитие компетентности воспитателей в сфере здоровьесбережения, методических и материально-технических ресурсов.
Педагогические технологии как «система поэтапной организации учебного процесса, которая обеспечивает достижение результата, соответствующего цели, с помощью совокупности операций, средств и способов их применения, реализующих определённую модель обучения и воспитания». Моделирование результата целостного развития школьника по ступеням зрелости среди основных его компонентов выделяет сохранность физического здоровья и готовность к сохранению собственного здоровья. Отсюда вытекает необходимость использования тех форм, методов и средств обучения и воспитания, которые способствуют сохранности психического и физического здоровья дошкольников.
Физическое окружение - обеспечение необходимых материально-технических условий, которые могли бы способствовать не только сохранению здоровья, но и, возможно, его некоторому улучшению. Сюда же относятся и гигиенические факторы, которые могут представлять собой неблагоприятные условия для здоровья (шум, освещённость, воздушная среда, размер помещений, дизайн и цвет, состояние сантехнического оборудования, условия и качество питания, экологические состояние прилегающей территории и т.д.)
Таким образом, первоочередными задачами при этом становятся следующие:
1.Создание политики сада с ориентацией на здоровьесбережение.
2.Анализ положения, определение потенциальных возможностей сада и перспективы её развития, принятие решения о разработке программы по здоровьесбережению.
3.Создание инициативной группы.
4.Разработка программы, конкретного плана действий и их реализация.
Особое значение в деятельности педагогического коллектива по созданию здоровьесберегающего пространства придается:
-приоритету в воспитании ребенка общечеловеческих ценностей, культурных, национальных традиций, этнопсихологических особенностей населения;
-укреплению связей с семьей, микрорайоном, посёлком, составление совместных программ с культурно-образовательными, спортивно-оздоровительными учреждениями посёлка;
-реализации деятельского подхода в формировании ценностного потенциала личности (посильный общественно-полезный совместный труд);
-подбору здоровьесберегающих технологий для организации образовательной деятельности с дошкольниками;
-ориентированности родителей на конструктивные, партнерские взаимоотношения со специалистами, воспитателями, гармонизация взаимоотношений в социуме, использование практики социального партнерства.
Реализация данных направлений направлена на профилактику негативных проявлений в среде детей, создание условий для адаптации детей в детском саду и за его пределами, изменение позиции родителей в рамках совместной деятельности семьи и ДОУ.
Итак, современные подходы к организации здоровьесберегающей среды направлены на создание эмоционально
- комфортных условий пребывания ребенка в ДОУ и содействуют его физическому, духовному и социальному благополучию.
Таким образом, к составляющим здоровьесберегающей среды относятся: организационная культура, социальное окружение и взаимоотношения; педагогические технологии; духовная среда; образовательные и учебные программы; информационная среда; физическое окружение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные подходы к развитию одаренного ребенка в условиях образовательной среды
Инновационные подходы к развитию одарённого ребёнка должны стать основным средством работы с талантливыми детьми. Чтобы помочь каждому ребёнку стать многогранно одарённым, необходимо, создать все возм...
Авторская программа "Театрализованная деятельность как средство активизации речи дошкольников в условиях образовательной среды"
Разработчики программы: Хохлова Л.А., Власова В.С., Содатова Т.Н., Меледина Е.П., педагоги МАДОУ ЦРР д/с № 56 г.о. Самара. Данная программа представляет собой описание системы работы с детьми старшего...
СОЗДАНИЕ LEGO - ЦЕНТРА КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
LEGO - технология является актуальной в условиях внедрения ФГОС ДОО, так как: позволяет осуществлять интеграцию всех образовательных областей, дает возможность воспитателю объединять игру с исследоват...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯ ТУЗОВОЙ НАТАЛЬИ МИХАЙЛОВНЫ ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ: «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСВОМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОУ»
Возможности иностранного языка как учебного предмета в реализации стратегической направленности детского сада на развитие личности поистине уникальны. Известно, что дошкольный возр...
Работа с одарёнными детьми.Инновационные подходы к развитию одаренного ребенка в условиях образовательной среды ДОУ.
Огромные возможности открываются перед человеком в случае максимального использования и развития заложенных в нем природных данных....
«Здоровьесберегающие подходы к формированию образовательной среды в современных условиях ДОУ»
laquo;Здоровьесберегающие подходы к формированию образовательной среды в современных условиях ДОУ» Почему так актуальна на сегодняшний день тема здоровье сбережения сред...
Организация условий образовательной среды для участия родителей в образовательной деятельности ДОО в вопросах физического воспитания, охраны и укрепления здоровья детей.
Необходимым условием успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования по ФГОС ДО является создание образовательной среды, которая:— гарантирует охрану и укрепл...