«Здоровьесберегающие подходы к формированию образовательной среды в современных условиях ДОУ»
статья
«Здоровьесберегающие подходы к формированию образовательной среды в современных условиях ДОУ»
Почему так актуальна на сегодняшний день тема здоровье сбережения среди детей? Потому, что проблемой общества в целом, а особенно современного образования за последние десятилетия, является снижение уровня здоровья детей. В настоящее время приходится говорить о формировании неблагоприятных факторов окружающей образовательной среды, влияющих на состояние здоровья дошкольников: интенсификация учебного процесса, переход на новые формы обучения, длительность учебного дня, учебный стресс, снижение двигательной активности учащихся, отсутствие системной комплексной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни, недостаточная подготовка педагогов в вопросах развития и охраны здоровья детей. Мы вынуждены признать, что в школьном образовании сегодня еще недостаточно разработана технология управления развитием среды, сберегающей здоровье учащихся в образовательном процессе. И потому на сегодняшний день на педагога возлагается задача, казалось бы решение которой должны осуществлять медицинские работники — это задача заключается в заботе о здоровье учащихся. Почему же именно школа решает эту задачу? К сожалению, мы вынуждены признать, что большая часть всех воздействий на здоровье детей— желательных и нежелательных — осуществляется именно педагогами в образовательном процессе. Кроме того, современная медицина занимается болезнями, т.е. лечением, а не здоровьем, так как изменения, которые происходят в этот период в организме детей и подростков, становятся основой для формирования центрального новообразования в личности ребенка, которое выражает их объективную и субъективную готовность к полноценной жизни в обществе. Отсюда выходит, что главное действующее лицо, заботящееся о здоровье учащихся в образовательных учреждениях — педагог.
Существует целая система организации здоровье сбережения в школе, множество научно обоснованных технологий. Я хочу остановиться на том, что я делаю в своей педагогической деятельности для решения задачи здоровье сбережения детей.
В наше время учителю недостаточно получить в начале года листок здоровья класса от медицинских работников и использовать характеристики здоровья учащихся для дифференцирования учебного материала на уроках, необходимо побуждать совместно с родителями детей к выполнению назначений врача, внедрять в учебный процесс гигиенические рекомендации.
Учитывая возрастные психологические особенности школьников, я, продумываю число видов учебной деятельности на уроке, избегаю однообразия, чтобы не наступило быстрое утомление. Я стараюсь использовать в практике нестандартные занятия: экскурсии, конкурсы, театральные постановки, игры, соревнования, физминутки.
Продумываю приемы, позволяющие активизировать в процессе освоения нового материала, стараюсь прогнозировать несколько возможных вариантов развития учебных событий в зависимости от создавшейся ситуации.
Приемы с элементами соревнования, благотворно влияющие на здоровье. Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации занятий укрепляет мотивацию , помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.
Часто на занятиях организую парную и групповую работу, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче и веселее учиться вместе.
Проходит она по-разному: места размещаются так, чтобы дети могли видеть друг друга, или работать стоя. Такая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровье сберегающего обучения – избежать длительного сидения за столом. Малоподвижность во время занятия негативно влияют на здоровье детей. Учитывая это, не требуется от детей , сохранения неподвижной позы в течение занятия.
Физкультминутки – естественный элемент, он обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение. А гимнастика для глаз — снять зрительное утомление. У меня целая подборка весёлых физкультминуток, которые не только поднимают детям настроение, но и успешно решают задачу здоровье сбережения. Традиционными стали дни здоровья, веселые старты, КВНы, различные творческие конкурсы, фестивали. Они помогают нам успешно решать задачу здоровье сбережения –потому как содержат большое количество видео к урокам, песен, загадок и занимательных заданий, что позволяет детям усваивать новый материал легко и непринуждённо.
Цель таких занятий – научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Каждому педагогу нужно искать самые оптимальные пути обучения и воспитания детей, умело использовать передовые педагогические технологии для того, чтобы воспитательный процесс был радостным, доступным для всех, и здоровье сберегающим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse.doc | 19.14 КБ |
Предварительный просмотр:
«Здоровьесберегающие подходы к формированию образовательной среды в современных условиях ДОУ»
Почему так актуальна на сегодняшний день тема здоровье сбережения среди детей? Потому, что проблемой общества в целом, а особенно современного образования за последние десятилетия, является снижение уровня здоровья детей. В настоящее время приходится говорить о формировании неблагоприятных факторов окружающей образовательной среды, влияющих на состояние здоровья дошкольников: интенсификация учебного процесса, переход на новые формы обучения, длительность учебного дня, учебный стресс, снижение двигательной активности учащихся, отсутствие системной комплексной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни, недостаточная подготовка педагогов в вопросах развития и охраны здоровья детей. Мы вынуждены признать, что в школьном образовании сегодня еще недостаточно разработана технология управления развитием среды, сберегающей здоровье учащихся в образовательном процессе. И потому на сегодняшний день на педагога возлагается задача, казалось бы решение которой должны осуществлять медицинские работники — это задача заключается в заботе о здоровье учащихся. Почему же именно школа решает эту задачу? К сожалению, мы вынуждены признать, что большая часть всех воздействий на здоровье детей— желательных и нежелательных — осуществляется именно педагогами в образовательном процессе. Кроме того, современная медицина занимается болезнями, т.е. лечением, а не здоровьем, так как изменения, которые происходят в этот период в организме детей и подростков, становятся основой для формирования центрального новообразования в личности ребенка, которое выражает их объективную и субъективную готовность к полноценной жизни в обществе. Отсюда выходит, что главное действующее лицо, заботящееся о здоровье учащихся в образовательных учреждениях — педагог.
Существует целая система организации здоровье сбережения в школе, множество научно обоснованных технологий. Я хочу остановиться на том, что я делаю в своей педагогической деятельности для решения задачи здоровье сбережения детей.
В наше время учителю недостаточно получить в начале года листок здоровья класса от медицинских работников и использовать характеристики здоровья учащихся для дифференцирования учебного материала на уроках, необходимо побуждать совместно с родителями детей к выполнению назначений врача, внедрять в учебный процесс гигиенические рекомендации.
Учитывая возрастные психологические особенности школьников, я, продумываю число видов учебной деятельности на уроке, избегаю однообразия, чтобы не наступило быстрое утомление. Я стараюсь использовать в практике нестандартные занятия: экскурсии, конкурсы, театральные постановки, игры, соревнования, физминутки.
Продумываю приемы, позволяющие активизировать в процессе освоения нового материала, стараюсь прогнозировать несколько возможных вариантов развития учебных событий в зависимости от создавшейся ситуации.
Приемы с элементами соревнования, благотворно влияющие на здоровье. Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации занятий укрепляет мотивацию , помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.
Часто на занятиях организую парную и групповую работу, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче и веселее учиться вместе.
Проходит она по-разному: места размещаются так, чтобы дети могли видеть друг друга, или работать стоя. Такая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровье сберегающего обучения – избежать длительного сидения за столом. Малоподвижность во время занятия негативно влияют на здоровье детей. Учитывая это, не требуется от детей , сохранения неподвижной позы в течение занятия.
Физкультминутки – естественный элемент, он обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение. А гимнастика для глаз — снять зрительное утомление. У меня целая подборка весёлых физкультминуток, которые не только поднимают детям настроение, но и успешно решают задачу здоровье сбережения. Традиционными стали дни здоровья, веселые старты, КВНы, различные творческие конкурсы, фестивали. Они помогают нам успешно решать задачу здоровье сбережения –потому как содержат большое количество видео к урокам, песен, загадок и занимательных заданий, что позволяет детям усваивать новый материал легко и непринуждённо.
Цель таких занятий – научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Каждому педагогу нужно искать самые оптимальные пути обучения и воспитания детей, умело использовать передовые педагогические технологии для того, чтобы воспитательный процесс был радостным, доступным для всех, и здоровье сберегающим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов ДОУ «Современные подходы к планированию образовательного процесса в условиях ФГОС ДО»
Консультация для педагогов ДОУ«Современные подходы к планированию образовательного процесса в условиях ФГОС ДО»...
Итоговая работа по экспериментальной деятельности в МБДОУ «Детский сад №2 «Чулпан» п.г.т. Кукмор» по теме «Создание здоровьесберегающей образовательной среды в условиях образовательного учреждения»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №2 « Чулпан» п.г.т. Кукмор»Кукморского муниципального района Республ...
Консультация для педагогов ДОУ «Современные подходы к планированию образовательного процесса в условиях ФГОС ДО»
Проблема планирования является актуальной, но вместе с тем одной из сложных задач, стоящих перед дошкольными учреждениями, открывающими на своей базе новые формы дошкольного образования: группы кратко...
Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ОВЗ
ØВ целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются ФГОС.ØС 01.09.2016 года вступили в силу федеральные государственные образователь...
Мастер-класс на тему: «Обучение в движении. Игра «Медовое сражение» Восп-ль: Алексеева Людмила Васильевна Курсы повышения квалификации на программе: «Современные подходы к организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО
Обучение воспитателей ире "Медовое сражение"...
Здоровьесберегающие подходы к организации образовательной деятельности ДОУ в условиях внедрения ФГОС ДО.
Селиверстова Л.С. воспитательМБДОУЦРР детский сад №28«Жемчужинка»Республика Хакасия г. Саяногорск Здоровьесберегающие подходы к организации образовательной деятельности ДОУ в ус...
Консультация для молодых педагогов ДОУ «Современные подходы к планированию образовательного процесса в условиях ФГОС ДО»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30239106","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...