СОЗДАНИЕ LEGO - ЦЕНТРА КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья по конструированию, ручному труду
LEGO - технология является актуальной в условиях внедрения ФГОС ДОО, так как: позволяет осуществлять интеграцию всех образовательных областей, дает возможность воспитателю объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры; способствует формированию познавательных действий, становлению сознания; развитию воображения, формированию творческой активности; умению работать в коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_lego_-_tsentra_kak_innovatsionnyy_podhod.docx | 22.92 КБ |
Предварительный просмотр:
СОЗДАНИЕ LEGO - ЦЕНТРА КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Автор Пасько Елена Адамовна
В настоящее время современному обществу необходимы активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе дошкольного образования так же требуют новой организации системы воспитания. Сегодня происходит глобальный пересмотр принципов дошкольного образования. ФГОС дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная деятельность дошкольников является идеальной формой работы, которая позволяет воспитателю сочетать образование, воспитание и развитие детей в режиме игры.
Специалисты в области педагогики и психологии уделяют особое внимание детскому конструированию. Не случайно в современных программах по дошкольному воспитанию данная деятельность рассматривается как одна из ведущих. Сегодня LEGO - педагогика – одна из известных и распространенных педагогических систем, которая использует трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка. Универсальный конструктор побуждает к умственной активности и развивает моторику рук.
LEGO - технология является актуальной в условиях внедрения ФГОС ДОО, так как: позволяет осуществлять интеграцию всех образовательных областей, дает возможность воспитателю объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры; способствует формированию познавательных действий, становлению сознания; развитию воображения, формированию творческой активности; умению работать в коллективе.
В силу своей педагогической универсальности LEGO - технология является важнейшим средством развивающего обучения в дошкольных образовательных учреждениях. Конструирование из LEGO полностью отвечает интересам дошкольников, их способностям и возможностям, так как является исключительно детской деятельностью. Благодаря этой деятельности у детей дошкольного возраста совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, поскольку тонкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают детям возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.
Внедрение в практическую работу с детьми дошкольного возраста LEGO-центров позволяет в более короткие сроки достичь устойчивых положительных результатов в обучении и воспитании. LEGO- конструирование в LEGO-центре позволяет внедрить информационные технологии в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения, помогает нашим воспитанникам овладеть элементами компьютерной грамотности, умениями и навыками работы с современными техническими средствами.
Цель нашей работы - организация современной образовательной среды для всестороннего развития личности ребенка в различных видах деятельности через создание LEGO-центра с применение технологии LEGO —конструирования.
Создание LEGO – центра в формировании современной образовательной среды в ДОУ с целью воспитания социально-активной, всесторонне развитой личности ребенка является актуальной темой в системе дошкольного образования, которая неразрывно связана со всеми видами деятельности: игровой, исследовательской, трудовой, коммуникативной.
Существует несколько видов конструирования, которыми должны овладеть дети:
1. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: как сюрпризный момент можно использовать на занятии письмо-схему, которую принес сказочный герой - ребенок выполняет задания и строит постройку по схеме. Данная форма конструирования может применяться на различных этапах работы с дошкольниками.
2. Конструирование по теме: применяется на этапах автоматизации звука в словах, фразах, стихах и позволяет расширить кругозор и лексику по определенной теме.
3. Конструирование по условиям: детям не дают идеальной модели (образца) конечной постройки, а также инструкции, описывающей способы ее возведения, а лишь определяются рамочные условия, которым конечный вид постройки должен соответствовать (например, построить гараж для легковых или грузовых машин, собрать дачный дом и т.д.). Для ребенка это проблемная ситуация, которую он должен решить самостоятельно.
4. Конструирование по образцу: детям предлагается макет (образец) конечной постройки, выполненный из деталей строительного материала.
5. Конструирование по замыслу: ребенок сам вправе решать, что и каким образом он будет конструировать.
В педагогике LEGO-технология интересна тем, что, опираясь на использование интегрированных принципов, она объединяет в себе как элементы игры, так и элементы непосредственного экспериментирования. Игры LEGO здесь выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире. Основными принципами использования LEGO –технологий являются доступность и наглядность материала; систематичность и последовательность обучения и воспитания; работа по индивидуальной траектории с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей; личностно-ориентированный подход (обращение к опыту ребенка, предоставление детям широкой самостоятельности, поощрение их инициативы).
В процессе LEGO-конструирования у дошкольников развиваются математические способности, поскольку дети пересчитывают детали, блоки, крепления, вычисляют необходимое количество деталей, их форму, цвет, длину. Дети знакомятся с такими пространственными показателями, как симметричность асимметричность, ориентировкой в пространстве.
Кроме этого, LEGO-конструирование тесно связано с сенсорным и интеллектуальным развитием ребенка. В процессе игры в LEGO-центре у наших воспитанников совершенствуется острота зрения, восприятие цвета, формы, размера, успешно развиваются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).
LEGO-конструирование развивает и коммуникативные навыки, активизируя мыслительно-речевую деятельность дошкольников. Старшие дошкольники с удовольствием рассказывают о своих постройках, проговаривают последовательность своих действий, оценивают ту или иную конструктивную ситуацию. Они выполняют задания, требующие активизации мыслительной деятельности, например, достроить постройку по заданному признаку или условиям («Заполни пространство», «Угадай, чья часть?», «Оживи модель» и другие). Речевые ситуации, возникающие в процессе создания построек и игр с ними, способствуют развитию речи детей дошкольного возраста, которая служит одним из важнейших средств активной деятельности человека, а для будущего школьника является залогом успешного обучения в школе. Решаются многие задачи обучения: расширяется словарный запас, развиваются коммуникативные навыки, совершенствуется умение обобщать и делать выводы.
Следует подчеркнуть, что образовательная работа в дошкольном учреждении с применением LEGO-технологий делает воспитательный процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Все это помогает лучшему усвоению материала, предполагаемого в рамках основной образовательной программы.
Важно отметить и то, что в процессе игры с конструктором ребенок развивает: мышление: умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать; концентрацию внимания; мелкую моторику; умение следовать образцу; пространственное воображение, способность видеть разные способы создания образов и построек; добиваясь определенного результата, ребенок развивает целенаправленность собственных действий.
В нашем ДОУ LEGO – центр создан для эффективной организации образовательной и досуговой деятельности по LEGO – конструированию, Планирование мероприятий осуществляется в соответствии с календарно-тематическим планированием. В работе с детьми нами создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества педагогов, детей и родителей.
Опыт работы и наблюдения показали, что с конструктором ЛЕГО любят играть не только дети, но и взрослые. При взаимодействии с родителями мы используем такие формы работы как: консультации (по конструктивной деятельности детей, какой конструктор лучше приобрести), папки – передвижки; выставки детских работ с участием родителей, конкурсы, мастер – класс.
Семейные проекты из конструкторов LEGO, привязанные к событиям и памятным датам играют большую роль в развитии дошкольников. В процессе сотрудничества с семьями были созданы тематические конструкции «Моя малая Родина», «Мой папа-защитник Отечества», «Путешествие в сказочный мир». По результатам использования LEGO-технологии в работе с семьями воспитанников, наблюдается сплочение семей, у детей формируются навыки сотрудничества с партнером, ребята совместно решают разнообразные задачи, распределяют роли, объясняют друг другу важность данного конструктивного решения.
Таким образом, работа с детьми дошкольного возраста с применением LEGO-технологий является примером инновационного подхода в педагогике, в полной мере отвечающего требованиям современной системы образования и воспитания. Использование конструирования в образовательном процессе направлено на развитие личности ребенка в целом. Учитывая особенности современных дошкольников, создание в ДОУ LEGO-центра позволяет организовать для них, уникальное воспитательно-образовательное пространство, способствующее активному, творческому обучению, основанному на сотрудничестве и практическом подходе.
Литература
- Глубкова, Г.И, Конструкторы LEGO как полифункциональное и трансформируемое средство образовательной среды группы. Методическое сопровождение/ Г.И.Глубкова // Дошкольное образование. – 2017. - № 10. – С. 84-88
- Калимова, С.Ю., Конструктор LEGO как средство интеграции образовательных областей в процессе обучения дошкольников./ С.Ю.Калимова // Дошкольное воспитание. – 2016. - №7. – С. 95-97
- Комарова, Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). / Л.Г.Комарова // М.: ЛИНКА-ПРЕСС – 2018. – С.180-186.
- Паромонова, Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду./ Л.А.Паромонова // М.: Академия, 2014 – 97 с.
- Федина Е. В. «Лего-конструирование в детском саду» [Электронный ресурс]. – URL: https://education.lego.com/ru-ru/innovationstudio (дата обращения: 11.04.2019).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Познавательное развитие – важное направление развития дошкольного образования в системе всестороннего развития личности дошкольника».
Консультация для педагогов «Познавательное развитие – важное направление развития дошкольного образования в системе всестороннего развития личности дошкольника» представит интерес для педагогов дошкол...
Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника
план по самообразованию...
Педагогический совет на тему "Системный подход к здоровью – основа формирования всесторонне развитой личности"
Представляю вашему вниманию разработку педагогического совета в нетрадиционной форме,которая может быть использована как итог работы по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный проце...
ПРОЕКТ «Развивающая предметно-пространственная среда на прогулочном участке - как условие для всестороннего развития личности дошкольника».
Задача воспитателя — сделать комфортным пребывание ребенка в детском саду. Задача родителя — помочь воспитателю в этом. Участок детского сада — наиболее подходящее место для во...
Формирование всесторонне развитой личности дошкольников в музейном образовательном пространстве
Музейная педагогика- современная технология и музей может рассматриваться как образовательное пространство воспитания, обучения, социализации детей дошкольного возраста....