Работа с одарёнными детьми.Инновационные подходы к развитию одаренного ребенка в условиях образовательной среды ДОУ.
презентация
Огромные возможности открываются перед человеком в случае максимального использования и развития заложенных в нем природных данных. Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развиты интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее.
Скачать:
Предварительный просмотр:
1 слайд. Инновационные подходы к развитию одаренного ребенка в условиях образовательной среды ДОУ.
2 слайд. Эпиграф. Ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка сделали актуальным организацию работы по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. На государственном уровне выдвигаются задачи выявления и развития одаренных детей, создание различных типов учебных заведений, учитывающих разные потребности, подготовки научных кадров для работы с одаренными детьми.
3 слайд. Сегодня разработана и действует президентская программа "Дети России", где есть раздел "Одаренные дети".
4 слайд. Характерные отличия одаренных детей (на слайде).
Огромные возможности открываются перед человеком в случае максимального использования и развития заложенных в нем природных данных. Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развиты интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее.
5 слайд. Цель.
Как же сделать так, чтобы высокая восприимчивость и искры интереса не гасли, а разгорались всё сильнее и сильнее? Всё, что нужно для того, чтобы дети могли проявлять свои дарования – это умное руководство со стороны взрослых. И просто не нужно пугаться изменений в привычных образовательных подходах, ведь их подсказывает сама жизнь и здравый смысл. Поэтому инновационные подходы к развитию одарённого ребёнка должны стать основным средством работы с талантливыми детьми.
6 слайд. При организации работы с одаренными детьми речь идет о создании такой среды, которая обеспечила бы возможность развития и проявления творческой активности, как одарённых детей, так и детей со скрытыми формами одарённости. В окружающей среде должны быть выделены и представлены в выгодном свете каждый результат деятельности (исследовательской, экспериментальной, игровой).
7 слайд. Главным мерилом успешности развития одарённости является личность педагога. Эффективность взаимодействия взрослого и ребёнка зависит от умения увлечь его, вызвать интерес, поверить в свои силы, создать ситуацию успеха. И надо помнить о том, что только в контексте личностно-ориентированного обучения и воспитания личность ребёнка рассматривается, как общечеловеческая, где и развиваются его способности.
Работая с одарёнными детьми, педагог должен изначально признать ребёнка как индивидуальность, имеющую право быть личностью со своими сложившимися особенностями. Это означает, что отношение воспитатель – ребёнок уже не может строиться на логике объект – объективного взаимодействия, потому что ребёнок и воспитатель выступают по отношению друг к другу в роли равноправных партнёров, сотоварищей совместной деятельности в образовательном и воспитательном процессе. Благодаря этому взаимодействию происходит превращение «знаний – умений – навыков» из цели образования в средство развития способностей.
8 слайд. Особое значение приобретает внедрение в образовательный процесс форм и методов обучения, при которых активны воспитатель и дети, когда педагог умеет активизировать все способности ребёнка. При этом очень важен креативный принцип обучения, т.е. максимальная ориентация на творческое начало в регламентированной и нерегламентированной деятельности. Разрабатывая содержание и методику занятий, необходимо учитывать ряд условий:
- развитию одарённости способствует такая организация воспитания и обучения, при которой ребёнок вовлекается в процесс самостоятельного поиска;
- интеллектуальная деятельность должна быть разнообразной;
- следует менять формы вопросов, заданий, стимулировать поисковую и исследовательскую деятельность.
Формы работы с одарёнными детьми: - групповые занятия с одаренными детьми; - индивидуальные занятия; - конкурсы, викторины, интеллектуальные олимпиады, спортивные игры; - дополнительные образовательные услуги в кружках по направлениям; - исследовательская деятельность.
9 слайд. Педагог не должен давать готовые задания детям. Для этого в практической работе необходимо использовать следующие приёмы:
- проблемно-игровых ситуаций;
- дидактических игр;
- моделирования;
- осуществление обучения на высоком уровне трудности;
- оценивание деятельности ребёнка с точки зрения его субъективных возможностей.
Решение задачи одарённости детей обеспечивает и дифференциация по индивидуально-психологическим особенностям, по содержанию работы обучения (задания: разной степени трудности, разные по содержанию, гибкие вариативные).Такие подходы к развитию одарённого ребёнка дают возможность заложить уже в дошкольном возрасте основы развития способностей детей. Наличие высокого творческого потенциала не исключает возможности слабого развития тонкой моторики рук, недостаточного развития моторной координации, а это значит, что не следует ожидать успехов ребенка во всех занятиях. Чуткое отношение взрослых к трудностям ребенка, а они могут возникнуть при раскрашивании внутри контура, при письме, выполнении аппликаций, физических упражнений и т.п., поможет быстрее их преодолеть.
10 слайд. Сегодня, в связи с бурным развитием современной компьютерной техники возникает потребность ее использования для развития дошкольников. Производители планшетных компьютеров предлагают обучающие и развивающие игры для дошкольников, просмотр мультфильмов и электронных книг, появляются возможности диалогового взаимодействия ребенка и машины. Раннее развитие компьютерной грамотности у дошкольников – это объективное явление. Уже появились дети, у которых становление клавиатурной грамотности опередило по времени рукописную, и в ближайшем будущем эта тенденция только будет нарастать.
Здесь можно порекомендовать взвешенное отношение родителей и педагогов дошкольных образовательных учреждений к взаимодействию ребенка и компьютера. С одной стороны, неправильно будет ограждать ребенка от реально существующей информационной цивилизации. И если у дошкольного образовательного учреждения есть возможности организовывать занятия с детьми с использованием современной ИКТ-техники, то в этом нет ничего плохого. С другой стороны, время нахождения ребенка у компьютера должно быть строго регламентировано – не более 15 минут в день в младшем дошкольном возрасте и доводя до максимальных значений 30-45 минут в день в старшем дошкольном возрасте. Следует понимать, что занятия с компьютером не замещают, а дополняют другие формы развития ребенка.
11слайд. Неравномерность развития как обычных детей, так и одаренных часто проявляется в более быстрых темпах развития интеллектуальной сферы по сравнению с эмоциональной, социальной. Существует риск эмоциональной тупости и социальной отсталости интеллектуально одаренного ребенка. Поэтому с такими детьми необходимо использовать специальные компенсирующие эмоционально-значимые и социально-развивающие упражнения. Одаренный ребенок очень чувствителен к мнениям, оценкам окружающих. Он предъявляет высокие требования к себе и другим. Иногда нужно защитить одаренного ребенка от него самого, т.к. его излишняя требовательность может действовать и разрушительно.
12 слайд. Заключительное слово.
Организация работы с одаренными и талантливыми детьми в рамках образовательного процесса:
- групповые занятия;
- работа по индивидуальным планам.
2.Организация работы с одаренными и талантливыми детьми во второй половине дня:
- индивидуальные занятия;
- проектная деятельность;
- организация выставок;
- организация праздников и развлечений;
- создание театрализованных, спортивных уголков, уголков изодеятельности;
- организация конкурсов, соревнований;
- организация кружков, секций.
Работа с педагогами:
- педагогические советы;
- педагогическое проектирование;
- взаимопросмотры;
- выступления из опыта работы;
- презентации;
- семинары – практикумы;
- консультации, рекомендации.
Работа с родителями:
- анкетирование;
- родительское собрание;
- памятки – рекомендации, папки – передвижки, консультации,
рекомендации;
- презентации;
- совместные праздники, соревнования, конкурсы;
- помощь в создании развивающей среды.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
• наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов дополнительного образования и воспитателей;
• наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;
• создание атмосферы доброжелательности и заботливого отношения к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;
• наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы, включающей в себя развивающие программы по различным направлениям детской одаренности, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка;
• введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление особых способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития;
• использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий;
• занятие детей в свободной деятельности развивающими играми;
• работа кружков и секции, развивающих творческую направленность ребенка;
• участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых играх, выставках детского творчества.
II. В своей работе педагоги нашего ДОУ используют как традиционные, так и нетрадиционные методы и технологии. В качестве примера хочу вам продемонстрировать РАЗВИТИЕ ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ(характеризуется творческим подходом в решении задач, поиском необычных решений и отказом от известных алгоритмов и шаблонов).
Предлагаю вам поиграть (игра «Рыбалка»). Развивает сенсомоторную и познавательную сферу, воображение.
III.Нетрадиционные формы организации детей дошкольного возраста по Н.А.Коротковой.
Сейчас вы станете участниками небольшого опыта с водой (провожу опыт).
На этом моё выступление окончено. Спасибо за внимание. Успехов вам и побольше одарённых и талантливых детей!
Развитие дивергентного мышления детей дошкольного возраста. (характеризуется творческим подходом в решении задач, поиском необычных решений и отказом от известных алгоритмов и шаблонов).
ПРИМЕР ИГР.
Методы и приемы технологии ТРИЗ Г.С. Альтшулера, А.М. Страунинг – абстракционизм в рамках ТРИЗ-технологии.
Агглютинация – наиболее элементарная форма синтезирования образов – предполагает «склеивание» различных, в повседневной жизни не соединяемых, качеств, свойств, частей (например, такие сказочные образы, как русалка, кентавр, избушка на курьих ножках, предметы технического творчества – танк-амфибия, аккордеон, появились в результате агглютинации).
Гиперболизация – преобразование предметов (увеличение или уменьшение), изменение количества частей предмета и их смешение (многорукие богини, драконы с семью головами и т.д.).
Акцентирование – заострение внимания, подчеркивание каких-либо признаков предмета или субъекта. При помощи этого приема создаются дружеские шаржи или карикатуры (например, рассказать о самых характерных особенностях образов сказочных героев: Деда Мороза, Бабы Яги, Ивана-царевича и др.).
Схематизация – черты сходства предмета или субъекта сливаются, различия сглаживаются (хороший пример схематизации – создание художником орнамента, элементы которого взяты из растительного мира).
Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе.
Аналогия – поиск сходства объекта с реальным предметом (по форме, звуку, цвету, ритму и т.д.). Разнообразные предметы, не имеющие строго заданной формы (облака, падающие тени, пятна краски), пройдя через наше сознание, часто ассоциируются со сходными реальными предметами; используя их, воображение создает определенные соотношения и связи.
Нетрадиционные формы организации обучения детей дошкольного возраста (по Н.А.Коротковой).
Игры-путешествия. Позволяют детям «прожить» интересный для них материал, узнать новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт. В игре дети учатся выражать свое отношение к происходящему, погружаются в организованную взрослыми ситуацию: превращаются в «путешественников», «индейцев», «обитателей подводного царства» и т.д.
Занятия-сказки. Ребенок живет в мире фантазии, сказки. Для большинства детей метафора – это знакомая реальность, так как детство наполнено сказками, анимационными фильмами, сказочными героями.
Воображение – это внутренний мир детей, врожденный естественный процесс, при помощи которого они учатся понимать окружающий их мир, толковать его смысл. Контакт с глубинным уровнем сказки не простой. Образы в сказках воздействуют одновременно на сознание и на подсознание, что предоставляет дополнительные возможности во время общения. Дошкольное образование наполнено сказками, а «Праздник сказки» в детском саду является великолепным средством для снятия психоэмоционального напряжения и психогигиены ребенка.
Занятия-сюрпризы. В содержание данного вида занятий включается информация, освоенная детьми в процессе учебной работы и обновленная введением неожиданных условий, необычных пособий и способов организации.
Детское экспериментирование. Активная преобразующая деятельность детей, существенно изменяющая исследуемые объекты, позволяет успешно развивать у них любознательность, активность, стремление к самостоятельному решению проблем. Детям интересны разные виды экспериментов. Мыслительный эксперимент подразумевает действия в уме. Но самыми интересными экспериментами являются реальные опыты с настоящими предметами и их свойствами (вода, лед, снег, воздух и т.п.), что помогает ребенку освоить существенные признаки неживой природы, растительного мира.
А теперь вы станете участниками эксперимента.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные подходы к развитию одаренного ребенка в условиях образовательной среды
Инновационные подходы к развитию одарённого ребёнка должны стать основным средством работы с талантливыми детьми. Чтобы помочь каждому ребёнку стать многогранно одарённым, необходимо, создать все возм...
Создание условий для развития одаренности ребенка в детском саду
Что такое “одаренные дети”. В чем проявляется одаренность? В современной науке, отмечает Е.И.Щебланова, одаренность не рассматривается как раз и навсегда заданная единая характеристика ребенка, ...
Модель развития патриотического воспитания в условиях образовательной среды дошкольной организации с опорой на современные практики
Модель развития патриотического воспитания в условиях образовательной среды дошкольной организации с опорой на современные практики...
«Личностноориентированный подход как условие образовательной среды дошкольника»
Приоритетными направлением деятельности любого дошкольного образовательного учреждения является: создание условий для сохранения психического и физического здоровья каждого ребенка, обеспечение эмоцио...
Возможности среды для комплексного развития одаренного ребёнка в условиях спортивного зала и бассейна.
Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей...
План работы по самообразованию Значение развивающей среды на развитие личности ребенка в условиях реализации программы ФГОС ДО.
МесяцРабота с детьмиРабота с педагогамиРабота с родителямиСентябрьСбор растений для гербария.Рекомендации воспитателям по содержанию детских игровых центров.Привлечение родителей к организации предмет...