«Детское экспериментирование, как метод развития».
методическая разработка (младшая группа)
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал, потому что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением и развитием речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskoe_eksperementirovan.docx | 651.87 КБ |
Предварительный просмотр:
«Детское экспериментирование, как метод развития».
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и тесно связано с такими видами деятельности как: познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, игровая, трудовая. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Дети очень любят экспериментировать. Дошкольники – прирожденные исследователи. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего и младшего дошкольного возраста, потому что это практически единственным способом познания мира. Дети учатся активно применять полученные знания в играх. Игры с песком и водой не только приносят детям радость и эмоциональное равновесие, но и развивают моторику, речь, мышление, воображение, фантазию, координацию движений рук, тактильные чувства. Для данной возрастной группы работа направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира.
В среднем возрасте опыты усложняются. Дети уже способны найти ответы на трудные вопросы. Действия воспитанников более целенаправленные и обдуманные.
Круг явлений, с которыми экспериментируют старшие дошкольники, расширяется. Воспитанники задают вопросы и пытаются самостоятельно искать ответы.
В своей работе педагоги активно используют для развития познавательной активности у детей — опыты. Опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они не обычны, а главное – дети проделывают их сами. Опыты можно проводить как на занятиях, так и в свободной деятельности. Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что:
• бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д.
• дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д.
• пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается и т. д.
• стекло бывает прозрачным и разноцветным, хрупкое, бьется, водонепроницаемое
• ткань мнется и разглаживается, намокает и высыхает и т. д.
• вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т. д.
• воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д.
Вместе с детьми можно «превращать» воду в разноцветные льдинки,
- искать воду в овощах и фруктах, и вдруг обнаружить, что это фруктовый и овощной сок,
- делать вывод: что вода не белое как молоко, а прозрачная,
- находить воздух в пустом пакете, в баночке с водой и в комочке земли и т. д.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента - при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчёте об увиденном.
Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя, чем сильнее развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента / растворяемость красок/.
Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
Экспериментирование связано и с другими видами деятельности - чтение художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.
Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Для поддержания интереса к экспериментированию практикуются задания детям, в которые проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя-куклы. В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы, но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник ещё не знаком с элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребёнка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и с необходимостью их учёта в собственной жизнедеятельности.
Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Примером такой развивающей среды стал помимо традиционного уголка природы в группах общими усилиями педагогов оборудован и постоянно оснащается уголок опытно-экспериментальной деятельности, оснащенный разнообразным материалом и оборудованием, где дети проводят самостоятельную и совместную с взрослыми исследовательскую деятельность. Родители принимают активное участие в конкурсах уголков экспериментирования, помогают в их оборудовании и пополнением необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. Детям свойственно многократное повторение одних и тех же опытов, это дает возможность выработать у них определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе. По желанию дети продолжают проводить опыты в группе, в уголке природы, педагог уточняет у ребенка цель опыта, но в ход опыта не вмешивается. Ребенок пробует, ошибается, но сам приходит к правильному результату.
Детское экспериментирование является хорошим средством познавательного развития дошкольников. Наша задача - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными. Мы на практике убеждаемся в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. И для того, чтобы ребенок как можно лучше познал мир, мы ведем работу по экспериментальной деятельности. Наша задача - на отдельных темах, наблюдениях сформировать у детей познавательную инициативу, умение сравнивать (различать и объединять) вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними, то есть упорядочивать свои представления о мире. Главное, чтобы интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Само участие ребенка в проведении экспериментов – тайна, которую еще нужно отгадать с помощью опытов! Рассказывать об экспериментах и открытиях юных воспитанников можно бесконечно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детское экспериментирование как метод развития познавательной активности.
Эффективное развитие дошкольника происходит благодаря познавательной активности - природа щедро наградила ею ребенка. Очень важно, чтобы содержание учебного материала не оставалось для ребенка н...
«Детское экспериментирование, как метод развития познавательной активности дошкольника»
Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем....
"Детское экспериментирование как метод развития познавательной активности"
Материал для педагогов ДОУ...
«Детское экспериментирование, как метод развития исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»
Выступление на педагогическом совете...
презентация Детское экспериментирование как метод развития познавательной активности
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимаетс...
План по самообразованию «Детское экспериментирование как метод развития познавательного интереса в процессе ориентировочно-исследовательской деятельности»
Детский сад - это мой второй дом, в котором меня ждут, куда я спешу с интересными идеями, с хорошим настроением. А ведь если хочешь быть нужной и полезной детям, приходится постоянно самосоверше...
Мастер – класс по теме: «Детское экспериментирование как метод развития познавательного интереса в процессе ориентировочно-исследовательской деятельности»
Практическая значимость выбранной темы в том, что детское экспериментирование представляет возможностьнам педагогам дать дошкольнику знания в области физики и химии – самых сложных предмет...