Мастер – класс по теме: «Детское экспериментирование как метод развития познавательного интереса в процессе ориентировочно-исследовательской деятельности»
методическая разработка на тему
Практическая значимость выбранной темы в том, что детское экспериментирование представляет возможностьнам педагогам дать дошкольнику знания в области физики и химии – самых сложных предметов школьной программы. И я думаю, коллеги, вы согласны со мной. У кого из сидящих в зале, эти предметы были любимыми?
Думаю, причина в том, что современной школе дети начинают знакомиться физическими явлениями и химическими процессами в старших классах, причем сразу на абстрактном уровне. К этому времени естественный интерес и любознательность у большинства детей утрачиваются.
Я считаю, начинать надо в дошкольном возрасте-возрасте «Почемучек» когда «познавательная дерзость» ребенка требует от взрослых – педагогов и родителей – активного включения в процесс познания мира ответов на множество вопросов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, уважаемые коллеги и члены жюри!
Слайд 1 . Гайсина Альбина Ильшатовна, воспитатель детского сада № 30.
Рада приветствовать Вас на мастер- классе по теме:
Слайд 2 «Детское экспериментирование как метод развития познавательного интереса в процессе ориентировочно-исследовательской деятельности»
Слайд 3 Н.С. Лейтес: «Детская любознательность, если ее удается сохранить, дает постоянный стимул к развитию»
- именно это утверждение отечественного психолога Натан СеменовичЛейтес заставило меня задуматься:
Слайд 3
- Как сохранить детскую любознательность?
- Как способствовать развитию познавательного интереса и творческого начала ребенка?
- Как максимально использовать пытливость «детского ума» и подтолкнуть к познанию мира?
И вот я нахожу в методике дошкольного воспитания совет:
Экспериментировать с детьми,
лучшего и нет.
Пусть тот, кто ставит свои вопросы,
сам и находит на них ответы.
Поэтому и выбрано мною детское экспериментирование?
Мы знаем:
Слайд 4
*дошкольный возраст – это возраст интенсивного развития познавательного интереса*
*творческих способностей
* период неиссякаемых вопросов, неистощимой фантазии, разнообразия игровых замыслов.
Исследовательская активность – это естественное состояние ребенка – дошкольника, он настроен на познание окружающего мира.
Его основа – наблюдение. Ведь недаром экспериментирование известно еще с древнегреческих времен История гласит:
Слайд 5 Аристотель – земля круглая
Архимед – выталкивающая сила воды равна по модулю веса, вытесненной им воды, объем которой равен объему погруженного в нее тела
Ньютон – закон всемирного тяготения
Когда-то Аристотель просто бродил по древнегреческому парку, просто наблюдал за тенями, которые отбрасывают деревья в солнечный день. Каждая тень отражала форму своего дерева. Потом он ночью просто посмотрел на луну и увидел: на серебряном диске тень от землион была круглой, а все считали, что Земля плоская.
Архимед совершил свое основное открытие, когда погрузился в ванну наполненную до краев, а часть воды пролилась на пол.
Ньютон под яблоней, а, с ветки ему на голову упало яблоко. Так был открыт закон всемирного тяготения. Вот так ученые открывали свои законы.
Использование экспериментирования пропагандировали такие классики, педагоги как:
Слайд 6. Ян Амос Каменский, Иоганн Генрих Песталоцци, Константи́н Дми́триевичУшинский, Николай Николаевич Поддъяков, Никола́й Евге́ньевич Вераксы, Надежда Александровна Короткова, Александр Ильич Савенков
По мнению Николая Николаевича Поддъякова:
Слайд 7 «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую».
Детское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности остается актуальным и на сегодняшний день.
Слайд 8 Согласно ФГОС дошкольного образования стандарт рекомендует реализацию образовательной программы дошкольного образования в процессе общения, игры и познавательно-исследовательской деятельности как сквозных механизмах развития ребенка.
Слайд 9ФГОС ДО
Общение Игра Познавательно-исследовательская
деятельностьСКВОЗНЫЕ МЕХИНИЗМЫ РАЗВИТИЯ
Практическая значимость выбранной темы в том, что детское экспериментирование представляет возможностьнам педагогам дать дошкольнику знания в области физики и химии – самых сложных предметов школьной программы. И я думаю, коллеги, вы согласны со мной. У кого из сидящих в зале, эти предметы были любимыми?
Думаю, причина в том, что современной школе дети начинают знакомиться физическими явлениями и химическими процессами в старших классах, причем сразу на абстрактном уровне. К этому времени естественный интерес и любознательность у большинства детей утрачиваются.
Я считаю, начинать надо в дошкольном возрасте-возрасте «Почемучек» когда «познавательная дерзость» ребенка требует от взрослых – педагогов и родителей – активного включения в процесс познания мира ответов на множество вопросов.
Главное – сформировать убеждениечто мир изучаем, и его законы, в том числе и физические, и химические- интереснейшие явления, познание которых доставляет радость.
- Прежде, чем приступить к практической части, давайте вспомним, что такое эксперимент?
Уважаемая аудитория: как вы понимаете термин «экспериментирование»? (ответы взрослых). (после ответов выходит слайд)
Слайд 10
* Термин «экспериментирование» понимается нами как особый способ духовно- практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.
* Экспериментирование является методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установление взаимозависимостей, закономерностей.
* Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
В самом общем виде:
Слайд 11 Эксперимент-это способ материально воздействия человека на объект с целью исследования этого объекта, познания его свойств, связей
- В чем важнейшая особенность эксперимента?
Ответ участника: Важнейшая особенность эксперимента состоит в том, что в процессе его осуществления ребенок приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или прекращать его, изменять это явление в том или ином направлении.
Для достижения новых целей поставленным самим ребенком, требуются новые способы преобразования объекта. Их поиск идет путем апробирования старых способов, их комбинирования, перестройки, поэтому:
Слайд 12
Пробы и ошибки – обязательный и важнейший компонент детского экспериментирования
Другой важный компонент:
Формируются обобщенные умения опробовать новые объекты с целью обнаружения их скрытых сторон и свойств
- В чем главное его достоинства?
(Ответы участников): Главное достоинство метода экспериментирования – заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Детское экспериментирование – это метод позволяющий строить педагогический процесс на основе развивающего обучения, где ведущим является деятельностный подход: новые знания не даются в готовом виде, а добываются в процессе поиска, «открытий».
Детское экспериментирование, как и любая деятельность, имеет свою структуру, посмотрим на экран:
Слайд 13
*Постановка, формулировка познавательной задачи
*Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента
* Идеал, содержание (информация об объектах и явлениях) предметах
* Выдвижение предположения, отбор способов проверки – предвидение способов его достижения, экспериментально-поисковая деятельность, опыты, эксперименты
* Контроль процесса деятельности (использование проблемных ситуаций), проверка гипотезы, проверка итогов, вывод
*Фиксация результатов (виде мини-докладов, создание детских научно-популярных фильмов, мультфильмов, презентации, фестивали детских исследовательских работ
*Вопросы детей
Учитывая принцип интеграции образовательных областей, свою практическую часть я посвятила познавательно–художественному экспериментированию.
Я очень люблю удивляться, поэтому часто провожу опыты и экспериментирую. А ещё задаю всем вопросы. Что будет, например, если добавить краску в стакан с водой? Правильно, получится цветная вода. Оказывается, не всегда так бывает.
Краски могут плавать по поверхности воды и, растекаясь, создавать фантастически красивые рисунки. Изображения на воде называются эбру, в переводе с древнего языка - «облака». Знаете ли вы, почему краски не тонут, а красиво растекаются? Я не знала. И ребята из группы не знали. Узнать это и рассказать всем стало моей целью. Мне захотелось объяснить с точки зрения физики механизм создания этих рисунков.
Слайд 14 Целью данной работы является экспериментальное изучение техники создания рисунка на воде.
Задачи: экспериментально выявить плавание слоев жидкостей на воде, ознакомиться со смешивающими и несмешивающимися жидкостями, явлением смачивания поверхностей.
Гипотеза: если мы изучим физические законы плавания, смешивания веществ, то смогу освоить технику создания рисунков на воде.
Итак, мы приступим к работе. Мне нужно будет фокус – группа из 4 человек.
У Вас на столах есть лотки, с разной жидкостью, краски на акриловой основе, и различные инструменты для рисования, мы должны выяснить какая жидкость нам подойдет для техники Эбру.
- У кого из вас лоток с водой попробуйте смешать акриловую краску с водой. Что у Вас получилось? (ответ) Это говорит о плотности воды.
- У кого из вас в лотке молоко, попробуйте смешать акриловую краску с молоком. Что у Вас получилось? (ответ) Это говорит о текучести молока.
- У кого в лотках крахмальный раствор? Также попробуйте нарисовать акриловыми красками. Что у Вас получилось? Здесь мы можем сказать, о вязкости жидкости, но плотность здесь меньшая.
- Теперь у кого лотки с клеем ПВА с водой, попробуйте нанести рисунок. Что у Вас получается? Что мы можем здесь сказать, что такой состав вязкий, плотный это значит что, он нам подходит для рисования в технике ЭБРУ.
Итак, мы выяснили, что нам необходим состав имеющий плотность и вязкость.
Сейчас мы приступим к рисованию, но для этого я вам покажу несколько приемов в технике эбру.
Для началаберем лоток с подготовленной жидкостью кистью делаем фон (набираем на кончик краску и стряхиваем ее тихонько на воду, постукивая кистью о палец левой руки на высоте 5-6 см от поверхности). Теперь с помощью кисточки экспериментируйте с узором. Вы можете использовать палочки, пипетки, шило.
Как вы уже поняли, в процессе работы, предугадать, как растекутся краски, очень сложно. Поэтому здесь нет определенных рамок и ограничений, а только личный полет фантазии и идеи безграничны. И каждый рисунок будет, в своем роде, единственным и неповторимым.
Слайд 15 ( Во время рисования) Эбру – древнейший способ создания узоров на воде. Рисование на воде – это не просто искусство, которое приносит удовольствие. Во время рисования Эбру у вас всегда будут получаться гармоничные рисунки и картины, так как вода будет помогать получать красивые изображения. Вам иногда достаточно во время рисования просто водить иглой по воде, и на ваших глазах будут получаться замечательные формы. Вы никогда не устанете от Эбру, потому, что оно прекрасно и неповторимо. Оно может стать отличным увлечением для всей семьи.
Слайд 16 Ребенок дошкольник в процессе экспериментирования овладевает основными культурными способами деятельности; проявляет любознательность, задает вопросы, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать и экспериментировать. У него формируется предпосылки учебной деятельности.
И наша, уважаемые коллеги, цель пробудить познавательный интерес ребенка к исследованию объектов окружающего мира и экспериментированию с ними через исследовательскую деятельность.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №30 г. Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан
Мастер – класс по теме:
«Детское экспериментирование как метод развития познавательного интереса в процессе ориентировочно-исследовательской деятельности»
(II тур конкурса «Воспитатель года)
Подготовила: Гайсина Альбина Ильшатовна
Лениногорск, 2017г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов «Детское экспериментирование, как средство развития познавательно - исследовательской деятельности дошкольника»
Мастер-класс для педагогов...
Мастер- класс для педагогов "Детское экспериментирование как средство развития познавательной исследовательской деятельности дошкольника»
Цель мастер – класса: представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность. Задачи: - повысить уровень...
Мастер класс для педагогов «Детское экспериментирование, как средство развития познавательно - исследовательской деятельности дошкольника»
Конспек мастер класса...
План по самообразованию «Детское экспериментирование как метод развития познавательного интереса в процессе ориентировочно-исследовательской деятельности»
Детский сад - это мой второй дом, в котором меня ждут, куда я спешу с интересными идеями, с хорошим настроением. А ведь если хочешь быть нужной и полезной детям, приходится постоянно самосоверше...
Экспериментирование как метод развития познавательного интереса старших дошкольников
Прoблeмa рaзвития у детей пoзнаватeльного интереcа – oднa из aктyaльных проблем дошкольного образования. Познавательный интереc – избирательная направленноcть личноcти на предметы и явлени...
Мастер-класс для педагогов "Детское экспериментирование как метод развития познавательной активности дошкольников"
Мастер-класс сопровождается презентацией...
Мастер класс для педагогов "Детское экспериментирование как метод развития познавательной активности дошкольников"
quot;Детское экспериментирование как метод развития познавательной активности дошкольников"...