"Детское экспериментирование как метод развития познавательной активности"
статья на тему

Светцова Юлия Владимировна

Материал для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eksperimentirovanie_statya.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Детское экспериментирование как метод развития познавательной активности.

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Одной из центральных задач дошкольного образования становится не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации и дальнейшему образованию и самообразованию. Особенно актуальным представляется формирование естественнонаучных представлений, т.к. они закладывают у дошкольников основу миропонимания.

  Эффективное развитие дошкольника происходит благодаря познавательной активности - природа щедро наградила ею ребенка. Очень важно, чтобы содержание учебного материала не оставалось для ребенка невостребованным грузом. Поэтому на протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, познавательной активности, эвристического мышления, интереса к поисковой и экспериментальной деятельности. От отношения окружающих взрослых к познавательной активности ребенка, от того, насколько правильно они смогут создать на каждом возрастном этапе развивающую среду, отвечающую возможностям и потребностям ребенка, зависит его познавательное и интеллектуальное развитие.

        И так для формирования элементарных естественнонаучных представлений развивающей средой может быть: уголок экспериментирования, лаборатория. Здесь собраны пособия для ознакомления с неживой природой, свойствами веществ, физическими явлениями - дети могут установить простые закономерности, выявить свойства песка, воды, воздуха: увидеть, как приспосабливаются к этим свойствам растения, животные, птицы. Здесь размещены различные материалы для исследований:

  • образцы песка, глины;
  • камни (галька, гравий, керамзит);
  • железо, уголь, магнит;
  • смола, мел, резина;
  • шишки, желуди, орехи, пшеница, рожь, овес, рис, греча.
  • гербарий (растения, произрастающие в нашей местности и в парке);
  • хлопок, лен, шерсть, мех, кожа, перья;

Очень важно, чтобы дети исследовали объекты, которые находятся в местности, где они живут. Для активизации детской исследовательской деятельности необходимо использовать оборудование:

  • разнообразные ёмкости (колбы, тарелочки, пробирки, стаканчики, песочные формочки и т.д.);
  • шприцы (без иголок), трубочки (резиновые, пластмассовые), воронки, сито;
  • увеличительные стекла, лупы;
  • измерительные приборы (весы, часы, линейки, термометр и пр.);
  • губка, пенопласт, поролон, вата и т.д.;

Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопрос «как?» и «почему?». На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом как поиск знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Цель и задачи работы

Цель: развитие у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний и навыков и умения применять их на практике через использование экспериментирования как эффективного метода познания. 

Задачи:

  • расширить представления детей об окружающем мире через экспериментальную деятельность;
  • формировать проектно-исследовательские умения и навыки, предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развивать умения находить возможные способы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  •  обогатить память ребенка, активизировать его мыслительные процессы  анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции;
  • развивать эмоциональную сферу ребенка, творческие способности, формировать трудовые навыки.

Несомненно, что развитие любой детской деятельности происходит не само собой, а под руководством взрослого. Таким образом, и развитие деятельности детского экспериментирования  имеет свои особенности руководства со стороны взрослого.

Рассмотрим некоторые особенности руководства экспериментальной деятельностью дошкольника.

Алгоритм подготовки экспериментирования.

  1. Выбор объекта исследования.
  2. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов, и пр.) по изучению предмета эксперимента.
  3. Определение типа, вида и тематики экспериментирования.
  4. Выбор цели, задач работы с детьми ( как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
  5. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики, мышления.
  6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста детей, изучаемой темы.
  7. Определение продолжительности эксперимента (кратковременный, средней продолжительности,  долговременный).
  8. Прогнозирование результата.
  9. Закрепление последовательности действий.
  10. Закрепление правил безопасности.

Структура детского экспериментирования.

  1. Постановка исследовательской задачи (при педагогической поддержке в раннем, младшем, среднем дошкольном возрасте, самостоятельно в старшем дошкольном возрасте).
  2. Прогнозирование результата (старший дошкольный возраст).
  3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования
  4. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих капитанов (лидеров группы), помогающих организовать работу сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах (старший дошкольный возраст).
  5. Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя).
  6. Наблюдение результатов эксперимента.
  7. Постановка исследовательской задачи (при педагогической поддержке в раннем, Фиксирование результатов эксперимента.
  8. Формулировка выводов (при педагогической поддержке в раннем и младшем дошкольном возрасте, самостоятельно в среднем и старшем дошкольном возрасте).

Постановка проблемной задачи.

Признаки проблемной задачи:

  1. Должна быть понятой, следовательно, она должна вызвать интерес, определенные эмоциональные переживания и содержать новизну.
  2. Должна быть представлена в виде проблемной, осмысленной ситуации с опорой на обобщённый или непосредственно жизненный опыт детей.
  3. Должна быть направлена на поиск смысла происходящих изменений: означает побуждение ребенка к исследовательско-познавательной деятельности.
  4. Роль педагога в экспериментировании является ведущей в любом возрасте. Воспитатель организует познавательную, коммуникативную деятельность детей по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме беседы с элементами дискуссии, развивает соответствующие мыслительные операции, выявляет отношение ребенка к происходящему.

Особенности детско-взрослого диалога:

  1. Подводить воспитанников к открытию новых представлений в поиске ответа на вопрос:  воспитатель сначала предлагает подумать, делает паузу, задает вопросы об изменении внешнего вида, возможно питания, состояния наблюдаемого объекта (в зависимости от возможностей ребенка).
  2. Побуждать устанавливать связь наблюдаемых изменений при появлении новых жизненных сезонных условий, ассоциации с подобными изменениями у человека (ребенка) и других объектов природы (понимание взаимосвязей в природе).
  3. Создавать ситуации партнерского общения взрослого и ребенка , проявляющих живой интерес к познаваемому объекту. В своей речи воспитатель использует выражения: «Подумаем вместе», «Посмотрите на наших гостей», «Найдите, чем похожи и отличаются?», ««Думаю так, как ты», «Я с тобой согласна» или «Я думаю иначе, меня волнует такая мысль» и т.д. Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей. Воспитатель побуждает самостоятельно находить соответствующие предположения. Он дает возможность каждому высказаться, не оценивает ответы, а комментирует разные варианты их ответов.

Таким образом, педагог непосредственно участвует в эксперименте, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия.

Воспитатель постоянно должен стимулировать детское любопытство, быть готовым к вопросам детей, не сообщать знания в готовом виде, а помочь в ответе на вопрос ребенка получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт.

 

Этапы исследовательской детской проектной деятельности в экспериментировании.

Исследовательские проекты чаще всего носят индивидуальный характер и способствуют вовлечению ближайшего окружения ребенка (родителей, друзей, братьев и сестер) в сферу его интересов.

В исследовательской проектной деятельности можно выделить следующие этапы.

Первый этап предполагает создание ситуации, в ходе которой ребенок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи. На этом этапе можно выделить несколько возможных стратегий поведения педагога. Первая из них заключается в том, что педагог создает одну и ту же проблемную ситуацию для всех детей, и в итоге формулируется общий исследовательский вопрос. Так, вопрос о том, откуда берется электричество, может обсуждаться всей группой. Вторая стратегия предполагает внимательное наблюдение за деятельностью детей и выявление сферы интересов каждого ребенка.

Затем создается особая ситуация, которая помогает ребенку сформулировать исследовательскую задачу. Третья стратегия связана с привлечением родителей, которые совместно с ребенком формулируют исследовательскую задачу для проекта. Со временем дети начинают самостоятельно формулировать исследовательскую задачу, исходя из понимания реальных ситуаций, в которых они оказываются.

Таким образом, первый этап заканчивается формулировкой вопроса.

На втором этапе ребенок оформляет проект. Родители помогают дошкольнику, но организатором проекта является ребенок, поэтому взрослые выполняют вспомогательную функцию, следуя его замыслу и наблюдая за тем, чтобы он полноценно реализовывал каждый этап проекта.

Первая страница проекта посвящается формулировке основного вопроса исследования и, как правило, представляет собой красочный заголовок, создаваемый общими усилиями: родители пишут надпись: ребенок помогает украсить страницу.

Вторая страница раскрывает важность поставленного вопроса, с точки зрения ребенка, сверстников, родителей и знакомых. Ребенок должен самостоятельно провести опрос и нарисовать иллюстрации, изображающие содержание ответов, данных сверстниками, родителями, знакомыми и им самим. Важно, чтобы в проекте было представлено несколько разных точек зрения (одна из них должна принадлежать  ребенку).

Третья страница посвящается выбору наиболее правильного ответа с точки зрения ребенка. Ребенок должен не только выбрать и зафиксировать ответ, но и объяснить свой выбор.

Последующие страницы посвящаются возможным способам проверки предложенного ребенком ответа. Проводятся всевозможные опыты, фиксируются (фотографии, рисунки). Взрослый записывает рассказ, который составляет ребенок, проведя опыт.

На последней странице ребенок делает вывод: изображается результат проверки правильности ответа. Ребенок показывает, удалось ли произвести проверку и насколько трудным оказался выбранный способ. Показывает, где можно применить проект: он может рассказать о проекте в группе, организовать игру и т.п. (возможные сферы применения зависят от содержания проекта).

Третий этап – защита проекта. Воспитатель помогает ребенку подготовить рассказ о проделанной работе.

Перед началом своего выступления ребенок вывешивает на стенде страницы своего проекта. Воспитатель помогает ему закрепить листы и расположить их в правильной последовательности. Затем ребенок рассказывает о проделанной работе, показывая указкой на соответствующие изображения, записи и т.п.

На четвертом этапе педагог организует выставку проектов и придумывает различные задания и интеллектуальные игры для закрепления и систематизации материала, представленного в детских проектах. По окончании выставки проекты включаются в библиотеку группы, сшиваются в книжку и находятся в свободном доступе.

В процессе работы над исследовательскими проектами обогащаются знания детей, дошкольники начинают добывать их самостоятельно, привлекая все доступные средства.

Условия безопасной экспериментальной деятельности.

  • Поскольку в подавляющем большинстве природоведческих экспериментов в качестве объектов наблюдений выступают живые организмы, ведущим принципом работы является принцип: «Не навреди». Категорически запрещаются эксперименты, наносящие вред растениям, животным и человеку. В эксперименте с растениями следует избегать воздействий, наносящих вред, а именно: не поливать длительное время, выносить на мороз, вызвать солнечные ожоги или иными способами доводить растения до гибели. Детей часто тревожит вопрос, не больно ли деревьям и траве, поэтому при осуществлении агротехнических мероприятий необходимо постоянно подчеркивать: нет, не больно. Растения боли не чувствуют, но не смотря на это, они тоже болеют. Их можно подрезать, тогда они хоть немного и поболеют, но потом будут расти лучше, но нельзя ломать и рвать бездумно и бессмысленно.
  • Во время опытов любые, на первый взгляд самые безобидные, процедуры могут явиться причиной травм детей. В связи с этим необходимо уделять очень большое внимание соблюдению правил безопасности, усилить контроль за поведением детей. Если возникает хотя бы минимальная опасность для здоровья детей, опыты лучше проводить индивидуально или небольшими группами.
  • Совершенно недопустимы опыты, в которых создается реальная угроза жизни и здоровью детей - работа на высоте, использование удобрений и ядохимикатов, прямой контакт с ядовитыми растениями и грибами.
  • Привести в порядок рабочее место — почистить и спрятать оборудование, протереть столы.
  • Убрать мусор и вымыть руки с мылом.

Незнакомые сложные процедуры осваиваются в определенной последовательности:

  • действие показывает педагог;
  • действие повторяет или показывает кто-нибудь из детей, причем тот, который заведомо совершит его неверно, что даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке;
  • иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность совершения которой велика;
  • действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки;
  • действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка;
  • действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе,  признак выражен ярче.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детское экспериментирование как метод развития познавательной активности.

Эффективное развитие дошкольника происходит благодаря познавательной активности - природа щедро наградила ею ребенка. Очень важно, чтобы содержание учебного материала не оставалось для ребенка н...

«Детское экспериментирование, как метод развития познавательной активности дошкольника»

Современное общество нуждается в активной личности, способной к  познавательно-деятельной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем....

презентация Детское экспериментирование как метод развития познавательной активности

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимаетс...

Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...

Мастер - класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ» Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании, как средство развития познавательной активности дошкольников»

Мастер - класс для педагогов ДОУ«Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ»Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании...

Мастер класс для педагогов "Детское экспериментирование как метод развития познавательной активности дошкольников"

quot;Детское экспериментирование как метод развития познавательной активности дошкольников"...