План по самообразованию «Детское экспериментирование как метод развития познавательного интереса в процессе ориентировочно-исследовательской деятельности»
материал на тему
Детский сад - это мой второй дом, в котором меня ждут, куда я спешу с интересными идеями, с хорошим настроением. А ведь если хочешь быть нужной и полезной детям, приходится постоянно самосовершенствоваться, расти в профессии. Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать, это прописано в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Задача педагогов ДОУ, используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методик и образовательных технологий, не насыщать ребёнка информацией, а развивать у него познавательный интерес, умения добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_na_5_let.docx | 42.53 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПО ТЕМЕ:
«Детское экспериментирование как метод развития познавательного интереса в процессе ориентировочно-исследовательской деятельности»
Детский сад - это мой второй дом, в котором меня ждут, куда я спешу с интересными идеями, с хорошим настроением. А ведь если хочешь быть нужной и полезной детям, приходится постоянно самосовершенствоваться, расти в профессии. Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать, это прописано в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Задача педагогов ДОУ, используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методик и образовательных технологий, не насыщать ребёнка информацией, а развивать у него познавательный интерес, умения добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях.
Актуальность и перспективность выбранной темы.
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Воспитателями делается все больший акцент на создании условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»
Творчество в экспериментирование обуславливает создание новых проявлений способностей ребёнка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний с этическими правилами в жизни общества.
Поэтому цель моей работы заключается развитие исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования.
Основными задачами являются:
- развитие интереса к исследовательскому поиску;
- создание проблемной ситуации, которая инициирует детское любопытство, стимулирует стремление к исследованию;
- организация работы с родителями по развитию проектной деятельности дошкольника;
- организация предметно-развивающей среды.
Теоретической базой этой работы являются исследования Н. Н. Поддъякова, который, в качестве основного вида ориентировочно-поисковой деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста.
Потребность ребенка в новых впечатлениях, по мнению автора, лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.
В работах многих отечественных педагогов (Г. М. Ляминой, А. П. Усовой, Е. А. Панько и других) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов. Их сходство и различия. О предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.
Новизна.
Новизной моей темы является грамотная систематизация и распределение экспериментальной деятельности в рамках планирования в соответствии с ФГОС, что дает положительные результаты и способствует целостному восприятию картины мира у дошкольников. Детское экспериментирование – это активная деятельность, в которой дети становятся субъектами – носителями предметно-практической деятельности и познания, «активными делателями», это источник осознанной, целенаправленной активности. В деятельности есть субъект отношений, который характеризуется активностью, уникальностью, сознательной и творческой свободой, то есть ребенку предоставляется возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой.
Технология опыта.
По мнению академика Н.Н. Поддьякова, «...в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». Процесс познания — творческий процесс, и наша задача — поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Технологию экспериментальной деятельности я разработала по месяцам: ее особенность - максимально эффективно использовать в работе с детьми по ознакомлению с явлениями природы благоприятные периоды каждого сезона. Например, познание свойств снега проводим в зимний период, а изучение песка - теплые месяца, в него можно играть; ознакомление же с луной, звездами, ночным небом организовывается в ноябре, декабре, январе - в это время самый короткий день, и поэтому возможны наблюдения на прогулке и т.д.
Для реализации всего объема работы была создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность, проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками групп. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности, помимо традиционных уголков природы в группе общими усилиями оборудована и постоянно оснащается детская лаборатория, где представлены различные материалы для исследования.
Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ. Например, при ознакомлении детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни человека были использованы следующие методические приемы:
- наблюдение на прогулке за движением облаков; эксперимент «Какая сила у ветра?»;
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую - опыты. Опытническую деятельность провожу:
в непосредственной образовательной деятельности,
в совместной деятельности,
в свободной самостоятельной.
Дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия. Случается, что исследование, начатое на НОД, требует продолжение в свободное время. Особое значение экспериментальной деятельности заключается в том, что в ее процессе дети приобретают социальную практику за пределами учреждения, адаптируются к современном условиям жизни. Экспериментальная деятельность способствует развитию качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.
Дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам, что способствует пробуждению детской любознательности, вовлечению ребенка в активное освоение окружающего мира. Каждый раз даю детям возможность проявить фантазию и высвободить творческую энергию, развивать наблюдательность, умение делать выводы.
Воспитатель и родители должны стать единомышленниками в решении поставленных задач развития экспериментальной деятельности детей.
Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в следующих формах: разработаны и проведены родительские собрания, оформлена серия наглядной информации для родителей, проведены индивидуальные и групповые консультации.
Достоинство выбранной темы:
Главное достоинство метода экспериментирования – заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование – это метод позволяющий строить педагогический процесс на основе развивающего обучения, где ведущим является деятельностный подход: новые знания не даются в готовом виде, а добываются в процессе поиска, «открытий».
Реализация данной темы рассчитана на пять лет
(2015– 2021 учебный год)
2015-2016 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки |
1. | Проанализировать свои профессиональные затруднения. | Сентябрь |
2. | Составление плана работы по самообразованию. | Сентябрь 2016г. |
3. | Изучить ФГОС дошкольного образования. | Сентябрь |
4. | Посетить занятия опытных педагогов, занимающихся данной проблемой. | В течение года |
5. | Изучение работы педагогов региона: (через публикации в периодической печати, сайты). | В течение года |
6. | Собрать банк данных по теме ««Детское экспериментирование как метод развития познавательного интереса в процессе ориентировочно-исследовательской деятельности». | В течение года |
7. | Провести вводную диагностику детей с учетом темы по самообразованию. | Сентябрь-октябрь |
8. | Систематизировать накопленные и последующие материалы по теме « Экспериментирование в детьми в дошкольном учреждении» | В течение года |
9. | Разработать игровые занятия с учетом ФГОС | В течение года |
10. | Изучить литературу «Людмила Рыжова: Методика детского экспериментирования. | Январь |
11. | Ведение персонального сайта http://nsportal.ru/gayzina.albina | В течение года |
12. | Консультации для родителей «Роль семьи в развитии интереса к экспериментальной деятельности» | Апрель |
13 | Публикации статьи на сайте «Продленка» «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» | Май |
14. | Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка». | Апрель |
17. | Создание копилки опытов и экспериментов. | В течение года |
18. | Изучение методики: Иванова А. и. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Москва. ТЦ «Сфера», 2003г. | Апрель |
19. | Отчет о проделанной работе на совете педагогов по теме самообразования. | По плану старшего воспитателя |
2016-2017 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки |
1. | Корректировка плана работы по теме самообразования. | Сентябрь |
2. | Изучить литературу по темам: возможности организации экспериментирования в дошкольном образовательном учреждении (О.В. Дыбина, Л.Н. Прохорова, И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир); Развивающиеся возможности мышления (А.Н. Поддьяков, И.С. Фрейдкин, О.М. Дьяченко). | Сентябрь |
3. | Выступление на педагогических и медико-педагогических советах, семинарах, педагогическом часе, проведение мастер-классов по теме. | По плану старшего воспитателя |
4. | Составление картотеки публикаций по теме. | В течение года |
5. | Организация для родителей дней открытых дверей, посещение игровых занятий, консультаций. | В течение года |
6. | Участие в конкурсе «Воспитатель года». Открытое занятие «Невидимка, которая нужна всем» (I тур- базе ДОУ № 24) | Декабрь |
7. | Посещение курсов повышения квалификации по теме самообразования. | Декабрь |
8. | Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково - иследовательской деятельности в развитие ребенка». | Январь |
9. | Проведение «Мастер-класса для воспитателей» (II-тур конкурса «Воспитатель года» на базе Тимяшевского детского сада) | Январь |
10. | Пополнение мини-лаборатории «Почемучки». | Сентябрь-октябрь |
Создание презентации: «Опыты с водой»; «Мои открытия». | Январь-апрель | |
Изучение литературы Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. | Февраль | |
11. | Деловая игра «Аукцион идей». | Март |
12. | Подготовка доклада на педагогическом совете на тему «Выявление познавательных интересов у детей в разных возрастных группах». | |
13. | Подготовка консультации для родителей по теме самообразования «Экспериментирование дома» | В течение года |
14. | Обмен опытом на сайтах «Самообразование в поисково-исследовательской деятельности» | Май |
15. | Ведение персонального сайта http://nsportal.ru/gayzina.albina | В течение года |
16. | Медиатека по опытно - экспериментальной деятельности в образовательном пространстве. Подбор DVD дисков по изучаемым темам. | В течение года |
17. | Диагностика динамики за два года по своей теме: - входной контроль; - промежуточный контроль; - итоговый контроль. | Октябрь Февраль Май |
2017-2018 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки |
1. | Корректировка плана работы по теме. | Сентябрь |
2. | Изучение опыта работы педагогов региона (через публикации в периодической печати, сайты). | В течение года |
3. | Консультация для воспитателей «Содержание зон экспериментальной деятельности» | Сентябрь |
4. | Разработка проектов по теме, в рамках реализации международной программы. | В течение года |
5. | Выступление на педагогических и медико-педагогических советах, семинарах, педагогическом часе, проведение мастер-классов по теме. | В течение года |
6. | Памятка для педагогов «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию» | Октябрь |
7. | Изучить статью Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Автор Нищева Н.В. | Ноябрь |
8. | Консультация для молодых специалистов «Экспериментирование при ознакомлении дошкольников с окружающим миром» | Декабрь |
9. | Оформление выставки картотека «Занимательные опыты в разных возрастных группах» | Январь |
10. | Анкетирование родителей на тему «Изучение проблемы проведения экспериментов родителей с детьми в домашних условиях» | Февраль |
11. | Ведение персонального сайта http://nsportal.ru/gayzina.albina | В течение года |
12. | Медиатека по опытно - экспериментальной деятельности в образовательном пространстве. Подбор DVD дисков по изучаемым темам. | В течение года |
13. | Памятки для педагогов «Примерная структура занятия-экспериментирования», «Планирование работы с детьми по экспериментированию» | Март Апрель |
14. | Размещение разработок занятий и работ детей в сетевых образовательных пространствах. | В течение года |
15. | Самоанализ по теме самообразования. | Май |
2018-2019 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки |
1. | Корректировка плана работы по теме. | Сентябрь |
2. | Подготовка статей для публикации в педагогических изданиях. | В течение года |
3. | Изучить литературу Александра Иванова: Человек. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. | Сентябрь-октябрь |
4. | Публикации в Социальной сети работников образования разработок занятий и внеклассных мероприятий, выступлений, творческих и практических работ, в том числе воспитанников. | В течение года |
5. | Проведение тематических родительских собраний, консультаций, оформление уголков для родителей. | В течение года |
6. | Участие в конкурсах: районных, городских всероссийских. | В течение года |
7. | Изучение методической литературы и новинок методической литературы по данной теме | Январь |
8. | Посещение открытых занятий коллег и участвовать в обмене опытом на разных уровнях. | В течение года |
9. | Принимать активное участие в работе педсовета, медико-педсовета в дошкольном учреждение. | В течение года |
10. | Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. | В течение года |
11. | Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка». | Февраль |
12. | Оформление выставок литературы, дидактического материала. | Март Апрель |
13. | Повысить знания в области ИКТ и внедрять их в образовательный процесс. | В течение года |
14. | Подвести сравнительный итог по теме реализации плана за 2 года. | Май |
2019-2020 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки |
1. | Корректировка плана работы по теме. | Сентябрь |
2. | Открытое занятие, организованное для педагогов дошкольного учреждения и для студентов педагогического колледжа. | декабрь |
3. | Размещение своих работ на веб-сайте. | В течение года |
4. | Продолжить работу над выбранной методической темой. | В течение года |
5. | Пройти курсы повышения квалификации. | Декабрь |
6. | Подготовка к аттестации. Изучение нормативной базы. 1. Изучение «Положения о порядке педагогической аттестации» | Сентябрь - январь |
7. | Изучать опыт работы лучших воспитателей района, города, по результатам конкурсов «Воспитатель года», через Интернет. | В течение года |
8. | Знакомиться с новыми формами, методами и приемами в воспитании обучении детей дошкольного возраста в соответствии с методической темой. | В течение года |
9. | Медиатека по опытно-экпериментальной деятельности в образовательном пространстве. Подбор DVD дисков по изучаемой теме. | Январь февраль |
10. | Консультация для воспитателей «Содержание зон экспериментальной деятельности». | Март |
11. | Участие в Дне открытых дверей (проведение открытых занятий, круглого стола для родителей). | Ноябрь, март |
12. | Распространение педагогического опыта работы через организацию и проведение регионального семинара на базе МБДОУ | По плану образовательного учреждения |
13. | Отчет о проделанной работе на педагогическом совете по теме самообразования: «Детское экспериментирование как метод развития познавательного интереса в процессе ориентировочно-исследовательской деятельности». | По плану старшего воспитателя. |
2020-2021 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки |
1. | Корректировка плана работы по теме. | Сентябрь |
2. | Подготовка статей для публикации в педагогических изданиях. | В течение года |
3. | Использование методики «Выбор деятельности» Л.Н. Прохоровой, направленная на изучение мотивации детского экспериментирования. | Сентябрь-октябрь |
4. | Публикации в Социальной сети работников образования разработок занятий и внеклассных мероприятий, выступлений, творческих и практических работ, в том числе воспитанников. | В течение года |
5. | Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-иследовательской деятельности в развитие ребенка». | Ноябрь |
6. | Участие в конкурсах: районных, городских всероссийских. | В течение года |
7. | Изучение методической литературы и новинок методической литературы по данной теме | Январь |
8. | Посещение открытых занятий коллег и участвовать в обмене опытом на разных уровнях. | В течение года |
9. | Обмен опытом на сайтах «Самообразование в поисково-исследовательской деятельности». | В течение года |
10. | Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. | В течение года |
11. | Повысить знания в области ИКТ и внедрять их в образовательный процесс. | В течение года |
12. | Подвести сравнительный итог по теме реализации плана за 2 года. | Май |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад общеразвивающего вида №30 г. Лениногорска"
муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" Республики Татарстан
План по самообразованию
«Детское экспериментирование как метод развития познавательного интереса в процессе ориентировочно-исследовательской деятельности»
(с 2015г.-2021г.)
Подготовила: воспитатель
Гайсина Альбина Ильшатовна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста».
- Тема мастер-класса “Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста ”.- Как максимально и...
Мастер-класс "Применение на практике воспитателями ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой"
Мастер класс с педагогами ДОУ...
Мастер-класс "Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой"
· передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;·...
Самообразование "Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса дошкольников"
Развитие позновательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, т к благодаря развитию позновательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любозна...
Мастер – класс по теме: «Детское экспериментирование как метод развития познавательного интереса в процессе ориентировочно-исследовательской деятельности»
Практическая значимость выбранной темы в том, что детское экспериментирование представляет возможностьнам педагогам дать дошкольнику знания в области физики и химии – самых сложных предмет...
План работы по самообразованию на 2018-2022 год. Тема «Развитие познавательного интереса в процессе экспериментальной деятельности».
План работы по самообразованию на 2018-2022 годТема «Развитие познавательного интереса в процессе экспериментальной деятельности».Цель самообразования:Расширение знаний детей об окружающем...
Экспериментирование как метод развития познавательного интереса старших дошкольников
Прoблeмa рaзвития у детей пoзнаватeльного интереcа – oднa из aктyaльных проблем дошкольного образования. Познавательный интереc – избирательная направленноcть личноcти на предметы и явлени...