Программа по приоритетному направлению педагога "Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в ДОУ"
рабочая программа (подготовительная группа) по теме
Авторская разработка на основе программы М. В. Анисимовой "Музыка здоровья" рассчитана на старший дошкольный возраст.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_zdorovesberegayushchim_tehnologiyam.docx | 38.2 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ПО ПРИОРИТЕТНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»
Музыкального руководителя
Канюковой Светланы Валерьевны
Г. ВОРОНЕЖ
2017г.
Пояснительная записка
Использование здоровьесберегающих технологий в настоящее время являются одной из наиболее актуальных тем в воспитании дошкольников.
Ведь за последние десятилетия во всем мире идет тенденция к ухудшению здоровья детей.
Способов повысить этот уровень великое множество. Но одним из наиболее интересных, творческих является музыкотерапия. Такие великие ученые как С.П. Боткин, И.П. Павлов, И. М. Сеченов доказали, что с помощью музыки можно регулировать психическое и физическое состояние человека.
Но не вся музыка одинаково благоприятно воздействует на человеческий организм.
Выявлены факты, что громкость звука свыше 65 децибел вредно воздействует на мозговую деятельность. А на массовых концертах рок музыкантов сила звука зашкаливает за 120 дБ.
Соответственно, рок, хэви-металл и даже легкая популярная музыка наносят вред здоровью. В первую очередь страдает слух человека. Начиная с 80-х годов, отмечается резкое возрастание порога слышимости. И причина тому увлечение громкой музыкой и использование наушников.
В то время как классическая музыка оказывает благоприятное влияние на нервную систему человека. Этот феномен музыки великого австрийского композитора называется «Эффектом Моцарта».
Сила воздействия его музыки на головной мозг научно доказана по двум направлениям: частоте смены ритма и частоте звука.
Именно в его музыке с ее неповторимыми нюансами, переливами и перетеканием звуков 30-секундные волны повторяются чаще, чем в любой другой, что соответствует биоритмам нашего мозга.
А также самый большой резонанс в коре мозга получают звуки высокой частоты (3 000 – 8 000 гц). А произведения Моцарта буквально насыщены звуками высокой частоты
Наряду со слушаньем музыки к здоровьесберегающим технологиям на музыкальных занятиях можно отнести дыхательную гимнастику, вокалотерапию, артикуляционную гимнастику, игровой массаж, аутотренинги и психогимнастические игры.
Дыхательная гимнастика необходима вначале занятия в хорошо проветренном помещении для активного дренажа легких. Это служит профилактикой простудных заболеваний, укрепляет мышцы грудной клетки, даёт организму пробудиться и начать активно работать. Наиболее эффективна дыхательная гимнастика по методу А. Н. Стрельниковой, в которой короткий резкий вдох носом сопровождается с движением, сжимающим грудную клетку.
Вокалотерапия - это лечение пением., при котором развивается диафрагма, межреберные мышцы, брюшной пресс.
Программа предусматривает обобщение и расширение педагогического опыта по созданию условий, способствующих укреплению здоровья детей в системе дополнительного образования с целью укрепления психического и физического здоровья дошкольников.
Цель программы
Оптимизация системы музыкально-оздоровительной работы ДОУ посредством внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательную область «Художественно-эстетическое воспитание»
Создание педагогических условий, способствующих формированию и развитию певческих и других творческих способностей для укрепления здоровья детей дошкольного возраста при использовании возможностей музыкального искусства с применением авторских разработок.
Задачи программы
Образовательные:
-стимулировать формирование основ творческого воображения, мышления;
- обучать умению использовать приобретенные навыки на практике;
- учить воспринимать, различать, сравнивать эмоционально- образное содержание музыкального репертуара.
Развивающие:
- развивать музыкально-творческие способности и активные стороны личности;
- формировать коммуникативные навыки.
Оздоровительные:
- укреплять психическое и физическое развитие детей;
- уделять внимание профилактики простудных заболеваний;
- способствовать формированию положительного эмоционального отношения к ценности здоровья.
Речевые:
- воспитывать умение изменять интонационную и тембровую окраску голоса, выражая основные чувства;
- укреплять речевой аппарат с помощью артикуляционной гимнастики;
- формировать четкую и правильную дикцию;
- пополнять словарный запас, образность речи.
Воспитательные:
- воспитывать готовность к творческому проявлению, исполнительскую зрительскую культуру и художественный вкус;
- формировать выдержку, дисциплинированность, трудолюбие.
Содержание программы
Основные разделы:
- слушанье музыкальных произведений
-пение
- музыкально-ритмические движения
- игровое творчество
-релаксация
Слушанье музыкальных произведений:
- музыкотерапия
- «Эффект Моцарта»
-сказкотерапия
Пение:
- вокалотерапия (учебно-тренировочный материал, песенное творчество)
- дыхательная гимнастика ( по методу А. Стрельниковой)
- артикуляционная гимнастика
- фонопедический метод развития голоса ( по методу В. Емельянова)
- дикционные упражнения (логоритмика, ритмодекламация)
Музыкально – ритмические упражнения:
- ритмотерапия ( игры – импровизации, упражнения)
- терапия творчеством (звучащие жесты, игра на инструментах, пантомима)
Игровое творчество:
- массаж
- пальчиковая гимнастика
-музыкальные игры
Релаксация:
-психогимнастические игры
-коммуникативные игры
- музыкальный аутотренинг ( по методу М. Давыдовой)
- улыбкотерапия
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ПРИОРИТЕТНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями |
ФЕВРАЛЬ | Коммуникативные игры "Кто спрятал клад?" " Дружный хоровод" " Жираф" | Консультация " Адаптация детей младшего дошкольного возраста" |
Подвижные игры "Солнышко и дождик" "Наседка и цыплята" " Воробушки и автомобиль" " Большие ноги, маленькие ножки" " Мой весёлый, звонкий мяч" | ||
Пальчиковая гимнастика" " Желаем здоровья" " Ладушки" " Петушиная семья" " Блины" | ||
Дыхательная гимнастика: " Шарик лопнул" " Нашли гуся" " Подуй на листик" " Едем на поезде" | ||
Артикуляционная гимнастика: " Дудочка" " Улыбка" " Вкусное варенье" " Рыбки разговаривают" | Консультация: « Активная работа над артикуляцией – залог успеха» | |
МАРТ | Коммуникативные игры " Воротца" "Кукла Катя заболела" "Варвара - краса, длинная коса" | |
Подвижные игры: " Кошечка крадется" "Догони мяч" " У медведя во бору" " Пузырь" | ||
Пальчиковая гимнастика" " Маленькие ушки" " Строим дом" "Всё умеем " "Теремок" | ||
Дыхательная гимнастика: " Часы" " Поймай мышку" " Влево-вправо" " Насос" | Консультация: " Влияние одежды на здоровье ребенка" Стенд: " Лечебные игры при простуде" | |
Артикуляционная гимнастика: " Гудок паровоза" " Горячий чай" " Очень вкусно" " Лошадка" | ||
АПРЕЛЬ | Коммуникативные игры " Ласковое имя" " Заинька, улыбнись" «Баба Яга» | |
Подвижные игры: " Поезд" " Преодолей препятствие" "Лошадки" "Шалуны" | Консультация: " Улыбка – главное оружие педагога" | |
Пальчиковая гимнастика" " Курочки" " Дом" " Рыбка", " Прогулка" | Работа по совершенствованию предметно-развивающей среды | |
Дыхательная гимнастика: " Как шипит змея" " Дудочка" " Сердитый ёж" | ||
Артикуляционная гимнастика: " Сытый хомячок" " Орешек" " Молоток" " Лопаточка" | ||
МАЙ | Коммуникативные игры " Разноцветное настроение" "Приключения в пути " "Автобус " | |
Подвижные игры: " Стой - иди" " Цветные автомобили" " Звероловы и звери" "Ищи" | Консультация: " Важное условие здоровья" | |
Пальчиковая гимнастика" "На лужок " "Цапля " "Наши верные друзья" "Где же наши ручки" | ||
Дыхательная гимнастика: "Подуй на ленточку " "Ветерок" "Обними себя покрепче " " Как дышит собачка" | Консультация «Профилактика простудных заболеваний» | |
Артикуляционная гимнастика: "Иголочка " "Красим крышу" "Трубочка - линеечка " "Хомячки" |
Диагностика эффективности использования программы
Фамилия имя ребенка | Память | Слух | Ритм | Эмоц. состояние | Исполн. культура | Само оценка | Группа здоровья |
Итого:
В – высокий балл
С – средний балл
Н – низкий балл
ПРИМЕРНЫЙ АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ – ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ | |||
Вводная часть. | Активная музыкотерапия с использованием музыкально-ритмических упражнений | 3мин | |
Приветствие. | Кинезиологические распевки | 2мин | |
Восприятие музыки | Слушание музыки с элементами музыкотерапии, дыхательной гимнастики, ритмопластики | 4мин. | |
Пение, песенное творчество | Дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, кинезиологические пальчиковые игры | 7мин. | |
Музыкально-дидактические игры | Использование ИКТ, пособий, моделирование | 2мин. | |
Танцы, танцевальное творчество | Музыкально-ритмические движения | 5-7мин. | |
Музыкальные игры, игра на ДМИ | Творческое музицирование | 4мин. | |
Заключительная часть | Психогимнастика, элементы пассивной музыкотерапии | 2мин |
Репертуар рекомендуемых произведений для старших дошкольников
Старшая группа
Слушанье
Бах И. С. «Шутка»
Бетховен Л. Финал концерта для фортепиано с оркестром № 5 (фрагмент)
Брамс И. «Колыбельная»
Гречанинов А. «Материнские ласки»
Григ Э. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»
Моцарт В. А. «Музыкальная шкатулка», увертюра из оперы «Свадьба Фигаро», Симфония № 40, Менэт ре-мажор
Прокофьев С. «Утро», «Раскаяние», произведения из сборника «Детская музыка»
Свиридов Г. «Весна. Осень»
Чайковский П. И. «Утренняя молитва», «В церкви»
Шопен Ф. Прелюдия ля-мажор, соч. 28, № 7
Пение
ПОПЕВКИ
«Скок-поскок», РНП
«Сидит ворон», РНП
«Нюша – копушка» , песенка – дразнилка,
«Кого мы встретили в лесу» логоритмическая распевка
«Барашки» логоритмическая распевка
«Ворона» логоритмическая распевка
ПЕСЕННЫЙ РЕПЕРТУАР
«Веснушки», «Тик-так» , муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной
«Хомячок», «Манная каша», муз. Г. Абеляна, сл. В. Викторова
«Антошка» Муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина
«Мир похож на цветной луг» , муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского
«Пёстрый колпачок» , муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой
«Семь дорожек» , муз. В. Шаинского, сл. М. Танича
«Про лягушек и комара» , муз. А Филлипенко, сл. Т. Волгиной
«Белые кораблики» , муз. В. Шаинского, сл. Л. Яхнина
Подготовительная группа
Слушанье
Бах И. С. Органная токката ре-минор
Бетховен Л. «Лунная соната», ода «К радости»
Вивальди А. «Маленькая симфония»
Григ Э. «В пещере горного короля» из сюиты «Пер гюнт»
Глюк К. «Мелодия»
Моцарт В. А. Менуэт ре-мажор
Лист Ф. «Кампанелла»
Чайковский П. И. «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» фрагменты из балетов, «Осенняя песнь», «Синтементальный вальс»
Шопен Ф., Мазурки и прелюдии
Шуберт Ф, «Аве Мария», «Серенада»
Пение
ПОПЕВКИ
«Антошка» - песенка-дразнилка
«Коля-Николай» - песенка-дразнилка
«А я по лугу» РНП
«Савка и Гришка» БНП
«Сел комарик на дубочек» БНП
«Барашки» логоритмическая распевка
«Кошка» логоритмическая распевка
ПЕСЕННЫЙ РЕПЕРТУАР
«Зеленые ботинки» С. Гаврилова
«Мурлыка» А. Морозова
«Ква-ква» Р. Майорова
«Оранжевая песенка» муз. К. Певзнера, сл. А. Арканова
«Эй, бабушки и дедушки» муз. А. Усачева
«Моя Россия» муз. Г. Струве, сл. Р паниной
«Первоклашка» муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина
АВТОРСКИЕ РАЗРАБОТКИ
ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
ЖАБА И ЖУК
Жаба ждёт жука большого
Жук на дереве жужжит.
Он жужжит и вниз не смотрит.
Жаба жалобно сидит.
Жук для жабы ужин,
Жабе жук так нужен!
УРОЖАЙ
Соберу грибы – грибочки,
Грузди, сыроежки.
А в орешник забреду,
Соберу орешки.
В городском саду растут
Виноград и груши,
Ароматный урожай,
Собирай и кушай!
ЖИВОТНЫЕ
Я в лесу лося увидел,
И лису у ёлки,
На лужайке ходит козлик
И боится волка.
ВОРОНА
Машет крыльями ворона
Кар-кар-кар!
И несет свою корону
На базар!
Не дадим тебе корону
Продавать
Будем черную ворону
Догонять!
БАРАШКИ
В роще бегают барашки,
У барашков есть кудряшки
Покружились, покружились.
И по парам подружились!
КОШКА
Маленькая кошка
Лапочкой помашет.
Маленькая кошка
Полечку попляшет!
Ла-ла-ла-ла,
Наша кошечка мила!
Ла-ла-ла-ла,
Кошка мышку догнала!
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
НАШИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ
Побежали по дорожке,
Раз, два, три, раз, два, три.
Побежали по дорожке,
Всех друзей собери!
Этот друг – совсем малышка,
Этот - просто шалунишка,
Вот дружочек – выше всех,
Ну а этот – любит смех.
Ну а пятый наш дружок
Милый добрый толстячок!
ВСЁ УМЕЕМ
Заплетаем мы косичку,
А потом покажем птичку.
Молоточком постучим
И тихонько помолчим…
- Что же слышишь ты дружок?
- Слышу громкий я хлопок!
ЦАПЛЯ
По болоту ходит цапля,
Ищет цапля лягушат.
Но попасться в лапы к цапле
Лягушата не хотят.
Ква, ква, ква, ква,
Не попались мы едва!
Коммуникативные игры
КТО СПРЯТАЛ КЛАД?
По дорожке мы пойдём,
Клад волшебный мы найдём.
- Кто же, кто же спрятал клад?
Спросим у своих ребят.
- Мы не скажем, не просите,
Сами вы его найдите!
Имя на ….. начинается
На …… кончается!
ДРУЖНЫЙ ХОРОВОД
Дети дружно встали в круг,
За руки возьмитесь.
Каждый в круге лучший друг,
Все вы улыбнитесь!
Если музыка звучит,
Хоровод кружится!
А как песня замолчит,
Всем остановиться!
Раз, два, три!
В пару друга ты бери!
ВОРОТЦА
Как у наших у ворот
Верба старая растёт.
Верба ветки заплела
И воротца создала.
Сквозь ворота кто пройдёт,
Кто в ловушку попадёт,
Будет с вербой танцевать!
Начинаем мы играть!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по приоритетному направлению «Развивайка» в средней группе «Колокольчик»
Цель программы: повышение уровня развития познавательных и творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста.Основные задачи программы:·...
Программа по приоритетному направлению «Развивайка» в средней группе «Колокольчик»
Основные задачи программы:· Формировать концентрацию, переключение и распределение внимания.· Трениров...
Тематическая программа по приоритетному направлению «Процесс инновационного взаимодействия детского сада и семьи по вопросам социально-личностного развития детей»2012г
Тематическая программа по приоритетному направлению«Процесс инновационного взаимодействия детского сада и семьи по вопросам социально-личностного развития детей»Пояснительная за...
Рабочая программа по приоритетному направлению группы для детей от 3 до 5 лет "Неизведанной рядом"
Кружок...
Программа по приоритетному направлению «Грамотейка» 6-7 лет.
Цель программы: формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного возраста.Задачи:- способствовать формированию у детей навыков межличнос...
Программа «ЗДОРОВОМУ – ВСЁ ЗДОРОВО!» Здоровьесберегающие технологии на музыкальном занятии.
Программа «ЗДОРОВОМУ – ВСЁ ЗДОРОВО!» Здоровьесберегающие технологии на музыкальном занятии....
Мастер-класс «Играя – развиваем речь» (приоритетные направления работы использование мнемотехники на занятиях по развитию речи)
Занятия по развитию речи можно сделать увлекательным для дошкольников. Детям интересно быть артистами и музыкантами, режиссерами они даже могут самостоятельно придумать игру сами. Дети включаютс...