Мастер-класс «Играя – развиваем речь» (приоритетные направления работы использование мнемотехники на занятиях по развитию речи)
консультация по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

Данилова Ольга Владимировна

 Занятия по развитию речи можно сделать увлекательным для дошкольников. Детям интересно быть артистами и музыкантами, режиссерами они даже могут самостоятельно придумать игру сами. Дети включаются в процесс игры быстро с интересом и целиком внедряются в процесс. В процессе игры, а игра это ведущий вид деятельности у детей, происходит развитие их творческих способностей и познавательного интереса. Это широкий процесс, который интегрирует в себе разнообразные виды детской деятельности: речевую, игровую, познавательную, изобразительную, музыкальную. В своей работе воспитатель должен делать акцент на развитие приоритетных, а именно речевых, коммуникативных, творческих и познавательных навыков с использованием на занятиях инфографических иконок, для создания сюжета, рассказа, описания и т.д. Это дает возможность ребенку развивать фантазию, воображение и речь дошкольников, что позволяет решать задачи по развитию и обучению детей в соответствии с ФГОС ДО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска

«Новосибирская классическая гимназия № 17»

630108, г. Новосибирск, ул. Котовского, 38,

тел. 353-63-41, e-mail: 17classgim@nios.ru

Мастер-класс «Играя – развиваем речь»

(приоритетные направления работы использование мнемотехники на занятиях по развитию речи)

Подготовила и провела

воспитатель: Данилова О.В.

гр. «Угадайки»

Новосибирск 2022г.

Актуальность

Актуальность процесса развития речи для детей дошкольного возраста очень велика. Занятия по развитию речи можно сделать увлекательным для дошкольников. Детям интересно быть артистами и музыкантами, режиссерами они даже могут самостоятельно придумать игру сами. Дети включаются в процесс игры быстро с интересом и целиком внедряются в процесс. В процессе игры, а игра это ведущий вид деятельности у детей, происходит развитие их творческих способностей и познавательного интереса. Это широкий процесс, который интегрирует в себе разнообразные виды детской деятельности: речевую, игровую, познавательную, изобразительную, музыкальную. В своей работе воспитатель должен делать акцент на развитие приоритетных, а именно речевых, коммуникативных, творческих и познавательных навыков с использованием на занятиях инфографических иконок, для создания сюжета, рассказа, описания и т.д. Это дает возможность ребенку развивать фантазию, воображение и речь дошкольников, что позволяет решать задачи по развитию и обучению детей в соответствии с ФГОС ДО.

Цель: развиваем речь детей по средствам игровых моментов.

Задачи:

-Выяснить проблемные стороны речи детей и разработать занятия – игры с учетом детской заинтересованности.

-Организовать игру так, чтобы ребенок смог в игровой деятельности закрепить навыки правильного произношения слов, понимания обобщающих слов и др.

-Воспитывать в детях уверенность в собственных силах и доброжелательном отношении друг к другу.

Ход мастер – класса.

Уважаемые коллеги, готова Вам предложить сегодня поиграть в речевые игры, как мы играем с детьми в свободное время второй половины дня.

Воспитатель объясняет правила игры для воспитателей

«Живые слова»

Цель: Упражнять в составлении предложений по структурной схеме.

Организация. Каждый ребёнок изображает слово. Воспитатель: - Пусть Слава изображает слово «медвежонок»; Аня – слово «любит». Какое третье слово выберем? (Мёд) Прочитали предложение: «Медвежонок любит мёд». Поменяем местами второе и третье слово. Что получилось? (Медвежонок мёд любит). Пусть теперь первое слово станет последним. Что получится? (Мёд любит медвежонок). Заменим слово «мёд» другим. Катя будет теперь словом «кувыркаться». Прочитайте предложение (Кувыркаться любит медвежонок). А теперь? (Медвежонок любит кувыркаться).

Составьте свои предложения со словом «медвежонок». (Медвежонок косолапый, Медвежонок любит малину, Медвежонок спит...)

«Придумай предложение»

Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

 Игровое правило. Передавать камешек (либо инфографический символ

1-2шт.) другому играющему можно только после того, как придумал предложение с названным ведущим словом.

Ход игры. Дети и Воспитатель садятся в круг. Воспитатель объясняет правила игры:

- Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое-либо слово, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. Например, я скажу слово «близко» и передам Даше камешек. Она возьмет камешек и быстро ответит «Я живу близко от детского сада». Затем она назовёт свое слово и передает камешек рядом сидящему. Слово в предложении должно употребляться в той форме, в какой его предлагает загадывающий. Так по очереди по кругу камешек переходит от одного играющего к другому. Если дети затрудняются при ответе, воспитатель помогает им.

«Где начало рассказа?»

Цель: Учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью схем-описаний с элементами мнемотехники.

Ход игры. Ребенку предлагается составить рассказ. Опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.

После каждой игры обязательно проводится обратная связь от педагогов – воспитателей.

Как вы считаете, эта игра поможет ребенку в развитии речевых навыков?

Для какого возраста, по вашему мнению подходит данная игра?

Понравилась ли Вам игра и сможете ее применить на своих занятиях?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мнемотехники на занятиях по развитию речи.

Использование метода мнемотехники на занятиях по развитию речи для заучивания стихов, загадок, составлению рассказов....

План по самообразованию воспитателя детского сада по развитию речи на тему: "Эффективность использования устного народного творчества для развития речи дошкольников"( в рамках реализации программы " Мозаичный парк")

Актуальность темыВажнейшим источником развития речи ребенка дошкольного возраста являются произведения устного народного творчества. Они имеют небольшой объем, позволяют создавать в воображении малыша...

Специальные игры и занятия по развитию речи у детей раннего возраста учебно-методическое пособие по развитию речи (младшая группа)

Большую роль в развитии речи детей играют специальные игры, упражнения и занятия, преимущество которых заключается в том, что при их организации целенаправленно создаются условия для развития у малыше...

Использование мнемотехники на занятиях по развитию речи

Мнемоника, или мнемотехника, - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкол...

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепке

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепке...

занятие по развитию речи "Красна - Весна" с использованием мнемотехники

Закрепить знания детей по теме "Весна", помочь детям заучить стихотворение, ориентируясь на мнемотаблицу, закрепить характерные признаки весны; развивать связную речь.закреплять навыки рисов...

Мастер класс для родителей 1 средней группы для родителей. «Использование набора «Дары Фрёбеля» в развитии речи детей дошкольного возраста».

Цель: развитие речи  дошкольников с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля».Задачи: знакомство родителей с игровым набором «Дары Фрёбеля» через выполнение ...