Программа по приоритетному направлению «Грамотейка» 6-7 лет.
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа)
Цель программы: формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного возраста.
Задачи:
- способствовать формированию у детей навыков межличностного общения, коммуникативных качеств личности;
- развивать психические процессы дошкольников: восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение;
- развивать творческий потенциал детей дошкольного возраста;
- способствовать сохранению здоровья, обеспечению безопасности жизнедеятельности детей;
- организовать взаимодействие с родителями воспитанников по вопросам воспитания, сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей; создать условия для участия родителей в образовательной деятельности грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop._programma_gramoteyka.docx | 57.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
МБДОУ Детский сад №48 «Ручеёк»
Программа по приоритетному направлению
«Грамотейка»
возраст обучающихся 6-7 лет,
срок реализации - 1 год
Подготовила:
Кутеляпова Ирина Михайловна
Рубцовск
2021-2022
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка…………………………………………………3
2. Тематический план……………………………………………………..7
3.Содержание программы…………………………………………………8
4.Методическое обеспечение……………………………………………..13
5.Список литературы………………………………………………………12
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время особое внимание уделяется вопросам развития, обучения и воспитания подрастающего поколения, которому предстоит жить и работать в новых условиях. Дети 6 летнего возраста уже знают достаточно большое количество букв, некоторые к школе читают по слогам. Как подготовить дошкольников к обучению грамоте, первоначальному чтению и предупредить нарушения письменной речи в школе (дисграфию), как подготовить детей без страха идти в школу, как при дальнейшем обучении помочь не разочароваться в школьной жизни? От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности - они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой.
Развитие речи ребенка - эта главная и приоритетная задача педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Дополнительная образовательная программа “Грамотейка” призвана оказать помощь педагогу в организации занятий с дошкольниками. Раннее обучение чтению - не дань моде и не прихоть амбициозных родителей. Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное основание: внедряются стандарты школьного образования, расширяется программа начальной школы, успешность освоения их зависит от подготовки, интеллектуального развития ребенка, умеющего читать. Несмотря на наличие обширной литературы по данной проблеме, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников грамоте в системе дополнительного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка. Предложенная мною образовательная программа «Грамотейка» разработана в соответствии с требованиями ФГОС и предполагает преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом, что является одним из условий непрерывного образования ребёнка и определяется степенью его готовности самостоятельно добывать и применять знания. Поэтому создание дополнительной образовательной программы обучения грамоте детей 6-7 лет является актуальным.
Новизна дополнительной образовательной программы состоит в том, каждое занятие включает практически все элементы развития, обучения и воспитания ребенка. Организованная образовательная деятельность (ООД) – это калейдоскоп игр, своеобразное путешествие в сказочную страну «Грамота», которое дошкольники проживают как единое малодифференцированное целое. Вся организованная образовательная деятельность обращена, главным образом, к чувствам детей, педагог выступает как дирижер сложного и многопланового спектакля, актерами и действующими лицами которого являются дети. Такое построение занятия позволяет наиболее гибко подстроиться под периферийное, в значительной степени распределенное внимание дошкольников, их образную память, чувственное, интуитивное и образное мышление, а также сделать практически незаметными для детей дидактические части, которые вплетены в сюжет и составляют единое целое с игровой тканью занятия. Кроме того, образовательная деятельность предполагает использование современных технологий развивающего обучения, позволяющих активизировать мыслительные процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду и формировать интерес к школьной жизни. Содержание программы по обучению грамоте планируется на принятой в русской методике аналитико-синтетическом звукобуквенном методе. Особенность данной программы:занятия происходят не в традиционной форме, а в игровой.
Цель программы: формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного возраста.
Задачи:
- способствовать формированию у детей навыков межличностного общения, коммуникативных качеств личности;
- развивать психические процессы дошкольников: восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение;
- развивать творческий потенциал детей дошкольного возраста;
- способствовать сохранению здоровья, обеспечению безопасности жизнедеятельности детей;
- организовать взаимодействие с родителями воспитанников по вопросам воспитания, сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей; создать условия для участия родителей в образовательной деятельности грамоте.
Основу дополнительной образовательной программы “Грамотейка” составляют:
- Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.);
- Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” (2012 г.);
- Концепция JI. А. Венгера о развитии способностей ребенка дошкольного возраста, содержащая утверждение, что главное в обучении грамоте - это развитие способностей, позволяющих ребенку самостоятельно анализировать, моделировать, находить решения в новых ситуациях, осознанно относиться к собственной деятельности, а не только формирование знаний, навыков и умений.
- Теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития: основной путь развития ребенка - это путь обогащения, наполнения наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности, - путь амплификации.
Данная дополнительная образовательная программа разработана на основе авторской программы «Обучение грамоте дошкольников и младших школьников», автор Л.Ю.Бондарева.
Основной целью обучения является работа над звуковой культурой речи детей, а основным содержанием - звуко-слоговой анализ слов. Проводится целенаправленная работа по развитию мышления, внимания, памяти, по усвоению зрительного образа каждой печатной буквы. Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка.
В ООД есть как задания для детей с более высоким уровнем знаний и навыков, так и общие задания для обеих групп детей, то есть дифференциация материала по степени сложности и актуальности их именно для данной подгруппы. Развитию активности и любознательности, заинтересованности и концентрации внимания способствует обширная наглядность, сюрпризные моменты, встречи со сказочными персонажами (гном по имени Играйка, гном поэт), зашифровка грамматических и лексических заданий в стихотворный текст, быстраясмена задания или упражнения, чтение и рассказывание сказок с постановкой игровой задачи, игровые упражнения «Добавлялки», «Подай голос», «Подарки», «Проведи дорожку». Для развития зрительного восприятия и зрительного предметного и буквенного узнавания (гнозиса) актуально использование букв, врисованных в изображение предметов, стилизованных и «зашумленных» букв; букв, выполненных различным наклоном и шрифтом; игр для развития зрительного внимания.
Формированию и совершенствованию навыков чтения способствует применение разнообразных способов чтения: по верёвочке, по ступенькам, по ломанной линии, по волнам.Это совершенствует плавное слоговое чтение.Предполагается, что дети ведут тетради для печатания и учатся печатать там буквы, слоги, слова, предложения, списывать печатными буквами с готового текста. Таким образом, первоначальное обучение чтению идёт через письмо, срисовыванию с образца, печатания букв, слогов.
Формирование мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья происходит за счёт проведения зрительной гимнастики, ортопедических минуток, динамических разминок, смены статических и динамических поз внутри одного занятия, подвижных игр с речевым содержанием, использованием упражнений на снятие напряжений мышц.
Развитию активности и любознательности, заинтересованности и концентрации внимания способствует яркая наглядность, сюрпризные моменты, встречи со сказочными персонажами, зашифровка грамматических и лексических заданий в стихотворный текст, быстрая (через 3-4 минуты) смена задания или упражнения, наличие кроссвордов, загадок. ООД строится на различных игровых сюжетах: " Путешествие с Алисой по стране чудес", "Путешествие на корабле загадок", " Увлекательное путешествие с Колобком и Гномом", " В гости к Мудрой Сове", «В лаборатории учёного», «Путешествие в Страну Клеток». Внутри каждого конспекта ООД есть два варианта заданий: для более подготовленных и успешных детей и для детей, которые к началу обучения показывают ещё низкий уровень знаний и умений, то есть достаточно наглядно и хорошо раскрыт принцип дифференцированного подхода.
Главная задача, решаемая данной программой обучения: формирование мотивации к обучению, к сохранению своего здоровья, желание помочь другому (сказочному персонажу), выработка волевых качеств.
Результаты к концу обучения: дети знают все буквы русского алфавита и правила их написания, овладевают слоговым и слитным способами чтения, приучены грамотно выкладывать слова и предложения из букв разрезной азбуки.
Возраст детей: 6-7лет.
Сроки реализации программы: 1год.
Режим занятий:Занятия с детьми подготовительной к школе группы проводится 1 раза в неделю (всего 36 занятий), продолжительностью 30 минут.
Основные требования к уровню подготовки.Для определения готовности детей к усвоению программы необходимо проводить мониторинг с учетом индивидуально типологических особенностей детей. Мониторинг позволяет определить уровень развития психических процессов, физических и интеллектуальных способностей, найти индивидуальный подход к каждому ребенку в ходе занятий, подбирать индивидуально для каждого ребенка уровень сложности заданий, опираясь на зону ближайшего развития. Мониторинг проводится 2 раза в год.
Формы проведения ООД: игра-путешествие.
Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: открытые занятия, соревнования, праздники, путешествия.
Принципы построения программы:
- Принцип научного подхода: подкрепление всех форм обучения научно обоснованными и практически адаптированными методиками;
- Принцип гуманизации образования, диктующий необходимость бережного отношения у каждого воспитанника;
- Принцип индивидуализации и дифференциации обучения, развития творческого потенциала всех детей и индивидуальных возможностей каждого;
- Принцип системности и последовательности, обеспечивающий взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов программ (от простого к сложному);
- Принцип демократизации, предусматривающий сотрудничество ребёнка со взрослыми;
- Здоровьесберегающий принцип: количество и продолжительностьзанятий соответствуют возрасту детей, упражнения подобраны в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами:
- Принцип наглядности;
- Принцип сочетания игровых и учебных видов деятельности и постепенный переход от игры к учебно-познавательной деятельности;
- Принцип доступности и посильности.
Организация образовательной деятельности:
В структуре ООД игровой сюжет всегда различен, но сама структура едина:
- представление звука;
- соотнесение с каким -нибудь неречевым звуком;
- знакомство с артикуляционным укладом при его применении;
- характеристика звука;
- выделение звука на слух из ряда звуков, из слов, из предложений.
Далее идёт знакомство с буквой:
- закрепление образа буквы (врисована в какой- нибудь предмет);
- сравнение образа буквы с ранее изученными, буквами, близкими по написанию;
- чтение слогов с этой буквой;
- применение разных способов чтение (чтение ступенькой, по верёвочке, по горкам).
Далее идут игры и упражнения для развития звукобуквенного анализа и синтеза, слогового анализа и синтеза, для развития фонематического слуха и фонематического восприятия, зрительного и слухового внимания и восприятия, для развития связной речи и обогащения словарного запаса.
Занятия содержат большое количество загадок, кроссвордов, стихотворных текстов, они способствуют повышению активности и заинтересованности ребёнка. Широко используются дидактические игры, поэтому, на первый взгляд, может показаться, что само занятие слишком насыщено играми и упражнениями, но всё это вполне укладывается в рамках 30 минут, так как психологическая обстановка обоснована быстрой сменой деятельности в течении занятия, что даёт детям возможность не отвлекаться, не уставать, и совместное сотрудничество на правах партнёров («общение глаза в глаза») помогает ребёнку принять, понять и легко решить учебную задачу.
Формы работы с родителями: наглядная информация, консультации, индивидуальные беседы, оформление картотеки обучающих игр, привлечение родителей к изготовлению игр, пособий, мастер –классы, семинары –практикумы.
Список детей:
- Айманова Амина
- Гилязова Елизавета
- Псариков Илья
- Бобров Макар
- Зыкова Ульяна
- Опанасенко Евгения
- Плотников Арсений
- Чудаков Сергей
- Шумилов Матвей
- Михайленко Анна
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п | Тема | Количество часов |
Сентябрь | ||
1 | Знакомство с предложением, словом | 1 |
2 | Слог, односложные слова | 1 |
3 | Дифференциация гласных, твердых и мягких согласных звуков | 1 |
4 | Мониторинг | 1 |
Октябрь | ||
5 | Гласный звука; буквы А,а | 1 |
6 | Гласная двуязычная буква Я | 1 |
7 | Гласный звук о; буквыО,о | 1 |
8 | Гласная двуязычная буква Ё | 1 |
Ноябрь | ||
9 | Гласный звук у; буквы У,у | 1 |
10 | Гласная двуязычная буква Ю | 1 |
11 | Гласный звук и; буквы И, и | 1 |
12 | Гласный звук э; буквы Э, э | 1 |
Декабрь | ||
13 | Согласные звуки м, м; буквы М, м | 1 |
14 | Согласные звуки н, н; буквы Н, н | 1 |
15 | Согласные звуки р,р; буквы Р,р | 1 |
16 | Согласные звукил,л;буквыЛ,л | 1 |
Январь | ||
17 | Согласные звукиг,г;буквыГ,г | 1 |
18 | Согласные звукик,к;буквыК,к | 1 |
19 | Согласные звуки с,с; буквы С,с | 1 |
20 | Согласные звуки з,з; буквы З,з | 1 |
Февраль | ||
21 | Согласный звук ш;буквыШ,ш | 1 |
22 | Согласный звук ж;буквыЖ,ж | 1 |
23 | Согласные звуки д,д; буквы Д,д | 1 |
24 | Согласные звуки т,т; буквы Т,т | 1 |
Март | ||
25 | Буква мягкий знак ь; разделительная функция ь | 1 |
26 | Буква твёрдый знак ъ, разделительная функция ъ | 1 |
27 | Согласные звуки п, п; буквы П, п | 1 |
28 | Согласные звуки б, б; буквы Б, б | 1 |
Апрель | ||
29 | Согласные звуки в, в;буквы В, в | 1 |
30 | Согласные звуки ф, ф;буквы Ф, ф | 1 |
31 | Звук й, буква й, дифференциация звуков и букв И,Й | 1 |
32 | Согласный звук ч; буквы Ч,ч | 1 |
Май | ||
33 | Согласный звукщ;буквыЩ,щ | 1 |
34 | Согласный звук ц; буквы ц, Ц | 1 |
35 | Согласные звуки х,х; буквыХ,х | 1 |
36 | Закрепление. Мониторинг | 1 |
ИТОГО: | 36 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел I. Членение предложения на слова
Знакомство с предложениями. Составление предложения с использованием «живой модели».
Раздел II. Звуковой анализ слова.
Определение последовательности звуков в слове, интонационное выделение каждого звука. Знакомство с гласными и согласными звуками. Знакомство с твердыми и мягкими согласными звуками. Ознакомление с йотированными гласными звуками. Вычленение ударного слога.
Раздел III. Знакомство с буквами
Ознакомление со всеми согласными буквами русского алфавита (в процессе работы по звуковому анализу слов).
Раздел IV. Обучение чтению
Обучение словоизменению. Формирование слогового чтения и формирование слитного чтения.
№ занятия | Тема занятия, задачи |
1 | Знакомство с предложением, словом. Обобщить знания детей о понятиях «слово» и «предложение», учить составлять предложение по сюжетным картинкам, увеличивать, наращивать предложение, развивать навыки выделения из предложения слов по порядку, умение их подсчитывать, знакомить со схемой составления предложения, с его структурой, развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, мышление. |
2 | Слог, односложные слова Закреплять навыки деления слов на слоги разными способами, познакомить детей со словами, состоящими из одного слога, развивать слуховое внимание, мышление, быстроту реакции. |
3 | Дифференциация гласных, твердых и мягких согласных звуков Учить дифференцировать гласные звуки от согласных производить анализ односложных слов, дать понятие основных характеристик звуков по степени участия голоса, преград, развивать фонематический слух. |
4 | Мониторинг |
5 | Гласный звук а; буквы А, Актуализация знаний детей о звуке и букве А, закрепление зрительного образа буквы, анализ гласного, выделение его из начала, середины, конца слова, развивать фонематический слух, памяти, мелкую моторику, способности концентрировать внимания. |
6 | Гласная двуязычная буква Я Уточнить роль буквы я при смягчении предыдущего согласного, представление я как буквы, слога, слова, развивать умение подбирать слова, начинающиеся на я, фонематический слух, навыков звукового анализа, слухового внимания, коррекция активности, внимания, логического мышления. |
7 | Гласный звук о; буквы О, о Актуализация знаний детей о звуке и букве о, закрепление зрительного образа буквы, анализ гласного, выделение его из начала, середины, конца слова, развивать фонематический слух, памяти, мелкую моторику, способности концентрировать внимание. |
8 | Гласная двуязычная буква Ё Уточнить роль буквы Ё при смягчении предыдущего согласного, анализ сходства и различий буквы Ё с похожими по написанию буквами, развивать умение разгадывать ребусы, звуковой анализ и синтез, фонематическое восприятие, тактильные ощущения, мелкую и общую моторику. |
9 | Гласный звук у; буквы У, у Актуализация знаний детей о звуке и букве У, закрепление зрительного образа буквы, анализ гласного, выделение его из начала, середины, конца слова, развивать фонематический слух, памяти, мелкую моторику, способности концентрировать внимание, коррекция зрительного восприятия, умение классифицировать предметы. |
10 | Гласная двуязычная буква Ю Обобщить и систематизировать знания детей о букве Ю, работать над подбором пропущенной буквы Ю в словах, совершенствовать навыки конструирования буквы Ю, умение анализировать её элементы, работать над составлением слов, врисованных друг в друга букв, из «рассыпавшихся» букв, развивать фонематический слух, памяти, мелкую моторику, способности концентрировать внимание. |
11 | Гласный звук и; буквы И, и Обобщение и расширение знаний о гласных звуках, их отличии от согласных, о звуке и букве, об её роли при смягчении предыдущего согласного, дифференциация на слух И-Ы, определение места звука И в словах, составление слов на заданный звук, коррекция зрительного восприятия, внимания, зрительной памяти, совершенствование навыков звукобуквенного анализ и синтеза, развивать логическое мышление. |
12 | Гласный звук э; буквы Э, э Актуализация знаний детей о звуке и букве Э, закрепление зрительного образа буквы, анализ гласного, выделение его из начала, середины, конца слова, развивать фонематический слух, памяти, мелкую моторику, способности концентрировать внимание, коррекция зрительного восприятия, умение классифицировать предметы. |
13 | Согласные звуки м, м; буквы М, м Обобщение и уточнение знаний о букве М и звуке м, м, совершенствование навыков звукового и слогового анализа, дифференциация гласных и согласных, подбор слов на заданный звук, выделение первого звука в словах.совершенствовать навыки чтения. |
14 | Согласные звуки н, н; буквы Н, н Актуализация знаний детей о звуке н, н, закрепление образа буквы и составление слов из изученных букв, «врисованных» в друг друга, определение места звука в слове, деление слов -отгадок на слоги, развивать фонематический слух, звуковой анализ и синтез, зрительный буквенный гнозис, буквенный анализ, совершенствовать навыки чтения, концентрация и распределение внимания при прочтении слов, написанных разным цветом. |
15 | Согласные звуки р, р; буквы Р, р Актуализация знаний детей о звуке р, р закрепление образа буквы и составление слов из изученных букв, «врисованных» в друг друга, определение места звука в слове, деление слов отгадок на слоги, развивать фонематический слух, звуковой анализ и синтез, зрительный буквенный гнозис, буквенный анализ, совершенствовать навыки чтения, концентрация и распределение внимания при прочтении слов, написанных разным цветом. |
16 | Согласные звуки л, л; буквы Л, л Актуализация знаний детей о звуке л, л, закрепление образа буквы и составление слов из изученных букв, совершенствовать навыки чтения, развитие умения выделять гласные из слов и деления слов на слоги при работе с перфокартами, составление слова по первым звукам называемых слов, развитие эмоциональности, воображения и умения преодолевать трудности. |
17 | Согласные звуки г, г; буквы Г, г Актуализация знаний детей о звуке г, г закрепление образа буквы и составление слов из изученных букв, совершенствовать навыки чтения, развитие умения выделять гласные из слов и деления слов на слоги при работе с перфокартами, составление слова по первым звукам называемых слов, развитие эмоциональности, воображения и умения преодолевать трудности. |
18 | Согласные звуки к, к; буквы К, к Актуализация знаний детей о звуке к, к, закрепление образа буквы и составление слов из изученных букв, дифференциация звуков г-к, совершенствовать навыки чтения, развитие умения выделять гласные из слов и деления слов на слоги при работе с перфокартами, составление слова по первым звукам называемых слов, развитие эмоциональности, воображения и умения преодолевать трудности. |
19 | Согласные звуки с, с; буквы С, с Актуализация знаний детей о звуке с, с, закрепление образа буквы и составление слов из изученных букв, совершенствовать навыки чтения, развитие умения выделять гласные из слов и деления слов на слоги при работе с перфокартами, составление слова по первым звукам называемых слов, увеличение словарного запаса, составление предложений. |
20 | Согласные звуки з, з; буквы З, з Систематизация знаний о звуке з, з, ориентация детей на самостоятельный и акустический анализ звука, дифференциация звуков с-з, определение места звука при помощи цифрового ряда, составление слов из рассыпанных слогов, из букв, стоящих по порядку, работа над предложением, занимательное чтение (по «верёвочке»), развитие слухового внимания, навыков плавного чтения,логического мышления, любознательности, старательности при выполнении заданий. |
21 | Согласный звук ш; буквы Ш, ш Актуализация знаний детей о звуке и букве ш, активизация детей к самостоятельному анализу звука и буквы, определение положения звука ж в словах при помощи звуковых линеек, выделение слов со звуком ж из ряда слов с акустически похожими звуками, чтение слогов и слов, написанных по спирали, развитие слухового внимания, навыков плавного чтения, логического мышления, любознательности, старательности при выполнении заданий. |
22 | Согласный звук ж; буквы Ж, ж Актуализация знаний детей о звуке и букве ж, активизация детей к самостоятельному анализу звука и буквы, дифференциация звуков ш и ж, определение положения звука ж в словах при помощи звуковых линеек, выделение слов со звуком ж из ряда слов с акустически похожими звуками, чтение слогов и слов, написанных по спирали, развитие слухового внимания, навыков плавного чтения, логического мышления, любознательности, старательности при выполнении заданий. |
23 | Согласные звуки д, д; буквы Д, д Систематизация знаний о звуке д, д, ориентация детей на самостоятельный и акустический анализ звука. Определение места звука при помощи цифрового ряда, составление слов из рассыпанных слогов, из букв, стоящих по порядку, работа над предложением, занимательное чтение ( по «верёвочке»), развитие слухового внимания, навыков плавного чтения, логического мышления, любознательности, старательности при выполнении заданий. |
24 | Согласные звуки т, т; буквы Т, т Систематизация знаний о звуке т, т, дифференциация со звуком д, д, ориентация детей на самостоятельный и акустический анализ звука. Определение места звука при помощи цифрового ряда, составление слов из рассыпанных слогов, из букв, стоящих по порядку, работа над предложением, занимательное чтение (по «верёвочке»), развитие слухового внимания, навыков плавного чтения, логического мышления, любознательности, старательности при выполнении заданий. |
25 | Буква мягкий знак ь; разделительная функция ь Познакомить детей с буквой ь (мягкий знак), о роли его при смягчении предыдущего согласного, отбор слов при наличии в них ь знак, поиск предметов, в названии которых есть ь знак, добавление буквы ь знак к концу слова, развитие слухового внимания, навыков плавного чтения, логического мышления, любознательности, старательности при выполнении заданий. |
26 | Буква твёрдый знак ъ, разделительная функция ъ Познакомить детей с буквой твёрдый знак, о роли его при твёрдости предыдущего согласного, поиск предметов в названии которых есть ъ знак, развитие слухового внимания, навыков плавного чтения, логического мышления, любознательности, старательности при выполнении заданий. |
27 | Согласные звуки п, п; буквы П, п Актуализация знаний детей о звуке п, п, закрепление образа буквы и составление слов из изученных букв, совершенствовать навыки чтения, развитие умения выделять гласные из слов и деления слов на слоги при работе с перфокартами, составление слова по первым звукам называемых слов, развитие эмоциональности, воображения и умения преодолевать трудности |
28 | Согласные звуки б, б; буквы Б, б Актуализация знаний детей о звуке б, б дифференциация со звуком п, п закрепление образа буквы и составление слов из изученных букв, совершенствовать навыки чтения, развитие умения выделять гласные из слов и деления слов на слоги при работе с перфокартами, составление слова по первым звукам называемых слов, развитие эмоциональности, воображения и умения преодолевать трудности |
29 | Согласные звуки в, в; буквы В, в Уточнение и закрепление знаний о букве в и звуке в, различение на слух звука по твёрдости- мягкости произносения, чтение слогов, дочитывание до целого слова, чтение слов, написанных буквами разного наклона, цвета, размера, деление слов на слоги в игре с движениями, подбор букв, пропущенных из слова, решение кроссворда, развитие слухового внимания, ассоциативного мышления, фонематического слуха, тактильных ощущений, коррекция зрительного восприятия, звукобуквенного анализа и синтеза. |
30 | Согласные звуки ф, ф; буквы Ф, ф Уточнение и закрепление знаний о букве в и звуке ф, различение на слух звука по твёрдости- мягкости произношения, дифференциация со звуком в,в, чтение слогов, дочитывание до целого слова, чтение слов, написанных буквами разного наклона, цвета, размера, деление слов на слоги в игре с движениями, подбор букв, пропущенных из слова, решение кроссворда, развитие слухового внимания, ассоциативного мышления, фонематического слуха, тактильных ощущений, коррекция зрительного восприятия, звукобуквенного анализа и синтеза. |
31 | Звук й, буква й, дифференциация звуков и букв И, Й Выявление сходства и различия при произношенииИ,Й, закрепление образа буквы, повторение признаков гласных звуков, составлении звуковых схем слов, сравнение пар слов, подбор слов с определённым звуком, чтение слогов, слов, написанных по спирали, коррекция звукового анализа и синтеза, фонематического слуха восприятия , навыков чтения и чувства стихотворного ритма, зрительного восприятия, внимания, речи |
32 | Согласный звук ч; буквы Ч, ч Актуализация знаний детей звуке ч и букве ч, учить вслушиваться в речевые и неречевые звуки, анализировать звук ч (всегда мягкий), упражнять детей в составлении слов путём добавления недостающей части слова, в подборе слов с заданным звуком, учить выделять звук ч из названия предметной картинки, выделять слог из состава слова со звуком ч, уметь выделять слова в предложении по порядку, закреплять зрительный образ буквы, учиться распределять внимание, развивать логическое мышление, звукобуквенный и слоговой анализ и синтез, коррекция фонематического слуха, мелкой моторики. |
33 | Согласный звук щ; буквы Щ, щ Актуализация знаний детей звуке щ и букве щ, учить вслушиваться в речевые и неречевые звуки, анализировать звук ч (всегда мягкий), упражнять детей в составлении слов путём добавления недостающей части слова, в подборе слов с заданным звуком, учить выделять звук щ из названия предметной картинки, выделять слог из состава слова со звуком щ, уметь выделять слова в предложении по порядку, закреплять зрительный образ букв, учиться распределять внимание, развивать логическое мышление, звукобуквенный и слоговой анализ и синтез, коррекция фонематического слуха, мелкой моторики. |
34 | Согласный звук ц; буквы ц, Ц Актуализация знаний детей звуке ч и букве ч, учить вслушиваться в речевые и неречевые звуки, анализировать звук упражнять детей в составлении слов путём добавления недостающей части слова, в подборе слов с заданным звуком, учить выделять звук ц из названия предметной картинки, выделять слог из состава слова со звуком ц, уметь выделять слова в предложении по порядку, закреплять зрительный образ букв, учиться распределять внимание, развивать логическое мышление, звукобуквенный и слоговой анализ и синтез, коррекция фонематического слуха, мелкой моторики. |
35 | Согласные звуки х, х; буквы Х, х Уточнение и закрепление знаний о букве в и звуке х, определение наличия звука в словах, запоминание слов с заданным звуком, работа над умением находить по звуковой линейке место звука Х в ряду других слов, составление слов из букв разрезной азбуки, совершенствование навыков чтения, слогового анализа и синтеза слов, развитие воображения, внимания, быстроты реакции, положительных эмоций, фонематического слуха, памяти, мелкой моторики, коррекция логического мышления слуховой памяти, формирование положительной самооценки своей деятельности у каждого ребёнка, умения работать в команде, воспитание волевых качеств. |
36 | Закрепление. Мониторинг |
Методическое обеспечение
дополнительной образовательной программы.
Для успешной реализации учебного процесса необходимо наличие помещения – кабинета и оснащение необходимым техническим оборудованием, наглядными и расходными материалами:
- хорошо освещенный просторный кабинет
- Столы, соответствующие росту детей, доска на магнитной основе с набором магнитных букв и цифр;
- Передвижная магнитная доска, экран;
- Шкафы для дидактического материала;
- Демонстрационный и раздаточный иллюстративный материал;
- расходные материалы (краски, карандаши, бумага)
- Компьютер, мультимедийный проектор, музыкальные инструменты (бубен, губная гармошка, дудочка) компьютерные развивающие и обучающие игры (в электронном варианте);
- Художественная литература для детей дошкольного возраста;
- Методическая литература и наглядные пособия по тематике занятия
- Образцы написания букв;
- Раздаточный счетный материал, наборы геометрических фигур на каждого ученика
- рабочие тетради –прописи воспитанников
- компьютер, мультимедийный проектор
- наборы: настольные и дидактические игры
Часть площади пола должна быть свободна от мебели для подвижных игр.
Для эффективной организации и проведения работы по данной образовательной программе в кабинете имеются:
Дидактические пособия и раздаточный материал:
- Иллюстрации сюжетных картинок,
- Дидактические игры « Слоговое лото», « Буквы-лото», « Засели домик», « Компьютер», « Домик для слова»,«Добавлялки», «Угадай слово», «Придумай слово на заданный звук», «Найди звук в словах», «Угадай, кто к нам пришёл», «Проведи дорожку», «Что изменилось», «Подбери картинку на заданный звук»;
- Картотека: «Чистоговорки, скороговорки»;
- Пособие «Разрезные картинки-слова»;
- Игрушки, квадраты красного, синего и зелёного цвета (3-4 шт);
- Кубики «Азбука»;
- Карточки «Веер» с цифрами 2,3,4,5 на каждого ребёнка;
- Настольно- печатная игра «33 сестрицы», «Умные карточки»;
- Дидактические игры «Подбери картинку на заданный звук»,
- Картотека «Пальчиковые игры»
- Картотека «Игры на развитие фонематического восприятия»;
- Звуковые схемы;
- Схемы слов и предложений;
- Тетрадь «Рисуем по линиям», «Рисуем по клеточкам» автор С. Гаврина, Н. Кутявина;
- Картотека предметных картинок «Азбука в картинках»;
- Наглядно-дидактические пособия «Грамматика в картинках»:
«Множественное число», «Антонимы», « Ударение», «Словообразование»;
- Азбука магнитная;
- Цветные счетные палочки Кюизенера ООО «Корвет», Россия, С-П;
- Набор развивающих карточек «Умные карточки»
- Домашний букварь «Подарок дошкольнику» Н. Жукова;
21..Презентации «Страна АБВГДейка»;
22.Слоговая таблица, карточки с врисованными буквами, перфокарты;
23.Зрительная гимнастика, электронный вариант;
24.Раскраски «Учим буквы»;
25.Касса букв и цифр на магнитах;
26. Сказочные герои – куклы, кукольный театр «Три медведя»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Иванова И.В. 65 уроков чтения. Методический пакет.
- Пятак С.В. «Узнаю звуки и буквы» Москва 2015 год.
- Н.В. Нищева Обучению грамоте детей дошкольного возраста. 2016г. Санкт-Петербург Детство-Пресс
- Гаврина, С. Кутявина Н. Буду грамотным. Москва: ОАО Медиа Групп», 2014.
5.С. Гаврина, Н Кутявина, « Буду грамотным» Серия « Ваш умный малыш»
6. Е. Журова, Н. В. Варенцова, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская. Обучение дошкольников грамоте. М., "Школьная пресса", 2001.
7. Л. Н. Невская. Подготовка к обучению грамоте. М., "Школа-Пресс", 1996.
8. Н. С. Варенцова,
9. "Обучение дошкольников грамоте 3-7 лет", М., "Мозаика-Синтез", 2009.
10. Н. С. Варенцова, Е. В. Колесникова. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М., "Акамес", 1995.
Диагностика начало года
Фамилия Имя | Фонетика | Грамматический строй речи | ||||
Дифференцирование гл. и согл. звуков | Дифференцирование Согл звука в начале и конце слова | Дифференцирование Согл по твёрдости и мягкости | Звуковой анализ слова | Составление рассказ по сюжетной картине | Структура предложения. | |
Критерии оценки:
Без ошибок -3
Анализ с ошибками -2
Ответ с помощью воспитателя – 1
Нет ответа-0
Вывод
Диагностика (середина года)
№ п/п | Фамилия Имя | Фонетика | Грамматический строй речи | |||
Дифференцирование звуков: гл, согл, твёрдых, мягких, звонких, глухих. | Звуковой анализ слова | Ударение | Составление рассказа по сюжетной картине | Составление схемы предложения | ||
Полная схема -3 ,
Частичное составление схемы-2,
Построение схемы с помощью-1
Отсутствие схемы -0
Вывод
Диагностика конец года
№ П/П | Фамилия Имя | Фонетика | Звуковой анализ слова | Грамматический строй речи | Лексика | |||
Дифференцирование звуков: Гл, согл, твёрлые, мягкие, звонкие глухие. | Последовательность звуков в словах, звуковая схема слова | Понимание смысла текста пересказ | Тематическая группировка слов | Значение слов | антонимы | многозначность | ||
Полный пересказ-3
Частичный пересказ (с пропусками, ошибками) -2
Пересказ с помощью -1
Отсутствие пересказа -0
Вывод:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Грамотейки"
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Грамотейки". В основе программы использована методика Т. Р. Кисловой «По дороге к Азбуке» и методика...
Программа по приоритетному направлению педагога "Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в ДОУ"
Авторская разработка на основе программы М. В. Анисимовой "Музыка здоровья" рассчитана на старший дошкольный возраст.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13131533","attri...
Дополнительнаяобщеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности " Грамотейка" для детей 6-7 лет
Программа расчитаннана детей 6-7 лет .Особое внимание в программе уделяется формированию образа буквы и развитию произвольной саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста, так как практика пока...
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Грамотейка» для детей 5-7 лет
Развитие речи ребенка – эта главная и приоритетная задача педагогов,работающих с детьми дошкольного возраста. Раннее обучение чтению – не дань моде и не прихоть амбициозныхродителей....
Программа по приоритетному направлению «Развивайка» в средней группе «Колокольчик»
Цель программы: повышение уровня развития познавательных и творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста.Основные задачи программы:·...
Программа по приоритетному направлению «Развивайка» в средней группе «Колокольчик»
Основные задачи программы:· Формировать концентрацию, переключение и распределение внимания.· Трениров...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Грамотейка»
Подготовка к школе. Программа по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников. Разработана на 2 года обучения. "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гумани...