Рабочая программа по приоритетному направлению группы для детей от 3 до 5 лет "Неизведанной рядом"
рабочая программа (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 48 «Ручеек»
города Рубцовска
«Неизведанное рядом»
по развитию элементарных естественнонаучных представлений
рабочая программа по приоритетному направлению группы
для детей от 3 до 5 лет
срок реализации программы: 1 год
Автор-составитель:
Воспитатель
первой квалификационной
категории Дороженова Т.В.
г. Рубцовск 2019
Список детей:
- Аверкин Артем
- Бороданева Ника
- Девятков Дима
- Кашанская Варвара
- Максименко София
- Кобзарь Иван
- Семибратов Илья
- Синицына Екатерина
- Шевчик Артем
- Чурсин Иван
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.
Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как опыты представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того, используемый материал обеспечивает развитие двух типов детской активности:
1. собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим;
2. активность ребенка, стимулированной взрослым.
Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде.
Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные. Выделенные два типа детской активности лежат в основе двух взаимосвязанных и вместе с тем принципиально различных линий психического развития ребенка-дошкольника: развитие личности, психическое развитие.
Тип проекта: групповой, познавательно — исследовательский.
Продолжительность проекта: долгосрочный 9 месяцев.
Сроки реализации проекта: сентябрь -май.
Вид проекта: групповой «Неизведанное рядом».
Участники проекта: дети разновозрастной группы, родители, воспитатели.
Цель проекта: Создание условий для развития элементарных
естественнонаучных представлений о не живой природе.
Задачи проекта:
1. Развивать у детей представление о единстве окружающего мира.
2. Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.
3. Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.
4. Воспитывать любовь к природе и стремление защищать ее.
5. Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.
6. Учить объяснять, наблюдать и фиксировать результаты доступными методами.
Актуальность разработки и реализации
педагогического проекта
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щечки… Собирают камни, рисуют на асфальте мелом , играют с песком и водой — предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы. Более того это просто необходимо.
В природе все взаимосвязано: растения, животные, почва, реки, воздух и др. находятся в неразрывном единстве — живая природа не может обходиться без неживой. Растение существует только благодаря тому, что корнями пронизывает землю и впитывает из нее влагу и питательные вещества, стеблем тянется вверх, а листьями разворачивается к солнцу, поглощая его свет и тепло. Растению нужны воздух, нужны влага и тепло в таких благоприятных условиях оно хорошо себя чувствует: растет, цветет, дает плоды и радует глаз человека.
То же можно сказать и о животных: они, как и растения, обладают жизненными потребностями, многие из которых можно удовлетворить лишь с помощью неживой природы. Таким образом, у животных как части живой природы свои особые взаимоотношения с неживой природой.
У человека связь с неживой природой еще сильнее, чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, для жизни и хозяйства им необходима вода, но не любая, а только чистая — природная или специально очищенная. Человечество и достигло потому таких высот в развитии цивилизации, что научилось использовать природные ресурсы: добывать уголь, нефть, руду, использовать глину и песок в строительстве, изготовлении предметов быта…
Таким образом, все явления неживой природы, которые окружают дошкольника, являются предметом единой системы экологического воспитания.
Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.
Пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.
Этапы проекта:
I Подготовительный этап.
- Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
- Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
II Основной этап реализации проекта.
- Выполнение плана работы по всем видам деятельности с детьми;
- Взаимодействие с родителями для решения поставленных задач.
- Создание информационного пространства (информационный стенд; оформление папки — передвижки).
- Подборка художественных произведений, дидактических игр по данной теме
III. Заключительный этап.
- Диагностика и подведение результатов работы.
- подведение итогов работы над проектом;
- анкетирование родителей по теме: «Чему научился Ваш ребёнок?»;
- мониторинг качества освоения материала детьми;
- презентация проекта для педагогов ДОУ, сообщение из опыта работы по проекту.
Предварительная работа:
- Приобретение оборудования для проведения опытно-экспериментальной деятельности детей
- Выявление уровня знаний детей по теме проекта.
- Беседа с родителями детей о целях проекта, их роли в успешном осуществлении проекта.
- Изучение методической литературы по теме проекта.
Методы работы:
- исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
- наглядные
- словесные: беседы, чтение литературы, объяснения, указания, словесные инструкции;
- технология моделирования
- релаксация;
- игровой: (сюрпризный момент, игры)
- творческие
Формы работы:
1. Проведение с родителями бесед, консультаций о необходимости формирования представлений у детей о ценности природы.
2. Проведение занятий по ознакомлению с окружающим миром, художественному творчеству.
3. Целевые прогулки, экскурсии с детьми.
4. Игры — занятия в опытно — экспериментальном уголке и уголке природы.
5. Проведение занятий-опытов.
Взаимодействие с родителями
Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование.
Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.
Формы работы с родителями
В совместной работе с родителями мы широко используем: консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы, анкетирование, развлечения, праздники, конкурсы.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ «НЕИЗВЕДАННОЕ РЯДОМ»
Сентябрь 2019 г. Родительское собрание по теме: экспериментируем, познаем, творим!
Содержание: Информирование родителей о том, что лавное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации,
обобщения.
Январь 2020 г. Консультация «Развитие наблюдательности и
Любознательности ребенка-дошкольника посредством опытно — экспериментальных игр в домашних условиях».
Содержание: Информирование родителей, как правильно обеспечить полноценное экологическое воспитание ребенка среднего дошкольного возраста. Продолжать знакомить с играми для изучения свойств объектов и явлений неживой природы, которые будут использоваться родителями в домашних условиях.
Апрель 2020 г. Открытое игра — занятие «Путешествие к Песочной фее»
Содержание: Дети совместно с родителями продолжают знакомиться с некоторыми явлениями неживой природы осенью: ветром; учатся устанавливать причинные связи по приметам; учатся использовать свойства песка с целью развития интереса к природным явлениям, логического мышления, внимания, чувства цвета и мелкой моторики ребенка
Формы работы с детьми.
Опираясь на концептуальные подходы и, принимая во внимание особенности детей, нами был разработан и апробирован цикл развивающих мероприятий. Практическая значимость заключается в использовании разработанного материала в различных видах и образовательных областях детской деятельности.
Содержание проекта предполагает комплексный подход к развитию ребенка на эмоциональном, психофизиологическом и интеллектуальном уровнях через знакомство с природой в различных видах работы с детьми (например, наблюдения, труд в природе, занятия и праздники интегрированного характера, развлечения, опытно — экспериментальная деятельность).
Выбор приоритетной формы работы с детьми зависит от сезонности, интереса детей к предлагаемой деятельности, их возрастных особенностей, условий.
План работы с детьми:
Сентябрь. Разработка проекта. Подбор методов. Литературы.
Октябрь. Тема «Какая вода?»
Цель: выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес, не имеет цвета и запаха.
Предполагаемый результат: Дети усвоят свойства воды такие как: прозрачная, текучая, является растворителем, не имеет цвета и запаха, имеет вес.
Тема «Что в пакете?»
Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве.
Предполагаемый результат: Дети узнают, что воздух занимает всё окружающее пространство.
Ноябрь.
Тема: Легкий – тяжелый.
Цель: познакомить, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые).
Предполагаемый результат: научатся определять вес предметов и
группировать предметы по весу (легкие – тяжелые).
Тема: Мы – фокусники.
Цель: выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.
Предполагаемый результат: познакомятся со свойствами магнита и с предметами, которые вступают во взаимодействие с ним.
Декабрь.
Тема «Как согреть руки?»
Цель: выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение; сохранение тепла).
Предполагаемый результат: научатся нагревать предметы при помощи трения, движения и выявят условия сохранения тепла.
Январь.
Тема: Стекло, его качества и свойства.
Цель: узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, плавление, теплопроводность).
Предполагаемый результат: познакомятся со стеклом, его свойствами. Научатся определять его качества.
Февраль.
Тема: Металл, его качества и свойства.
Цель: узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск).
Предполагаемый результат: познакомятся с металлом, его свойствами. Научатся определять его качества.
Тема: Волшебная рукавичка.
Цель: выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.
Предполагаемый результат: закрепить свойства магнита и выявить с какими предметами он вступает во взаимодействие.
Март.
Тема: Резина, его качества и свойства.
Цель: узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность).
Предполагаемый результат: познакомятся с резиной, её свойствами. Научатся определять её качества.
Тема «Из чего птицы строят гнезда?»
Цель: выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной.
Предполагаемый результат: узнают некоторые особенности образа жизни птиц весной.
Апрель.
Тема: Пластмасса, его качества и свойства.
Цель: узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность).
Предполагаемый результат: Познакомятся о пластмассой, её свойствами. Научатся определять её качества.
Тема: Прозрачность воды.
Цель: подвести к обобщению «чистая вода – прозрачная», «грязная – непрозрачная».
Предполагаемый результат: познакомятся со свойством воды
«прозрачность», научатся определять прозрачная вода.
Май.
Тема: «Бумажные комочки».
Цель: познакомить детей с новым свойством бумаги — скатыванием Воспитатель учит детей делать из бумаги комочки, а потом из них коллективную аппликацию.
Предполагаемый результат: познакомятся с новым свойством бумаги — скатыванием Воспитатель учит детей делать из бумаги комочки, а потом из них коллективную аппликацию.
Мониторинг.
В ходе работы над проектом мы стараемся обобщать и обогащать опыт детей в сфере экологического воспитания.
В период работы над проектом особое внимание уделяем обогащению словаря и пополнению словарного запаса, а так же развитию познавательной активности детей, их творческого потенциала.
В ходе экспериментальной деятельности у детей развивается воображение, мышление, формируются навыки элементарной исследовательской деятельности.
Методическое обеспечение проектной деятельности:
1.Веракса Н., Галимов О. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет;
2 Крашенинников Е., Холодова О. Развитие познавательных способностей дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет;
3.Дыбина О. В., Рахманова Н. П. и др. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: Творческий центр, 2004.
4. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных; экологических представлений средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008;
5. Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа подготовительной к школе группы для детей с ТНР
Данная рабочая программа составлена с учетом ФГОС ДО, на основе адаптированной образовательной программы детского сада, "Примерной образовательной программы дошкольного образования «Истоки...
рабочая программа подготовительной к школе группы для детей с ТНР
рабочая программа составлена с учетом ФГОС ДО.Основной базой рабочей программы являются: "Адаптированная образовательная программа детского сада"; "Примерная образовательная программа дошк...
Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда старшей группы для детей с ТНР (ОНР)
Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда старшей группы для детей с ТНР (ОНР)...
Рабочая программа учителя-логопеда средней группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (Общим недоразвитием речи)
Рабочая программа учителя-логопеда средней группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (Общим недоразвитием речи)...
Рабочая программа средней реабилитационно-речевой группы для детей с ТНР
Рабочая программа по развитию детей средней группы (Далее - Программа) разработана в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «Программа воспитани...
Рабочая программа художественно-эстетической направленности «Хореография» для детей 5-6 лет
Рабочая программа художественно-эстетической направленности «Хореография» для детей 5-6 лет...
Рабочая программа художественно-эстетической направленности «Хореография» для детей 5-8 лет
Рабочая программа художественно-эстетической направленности «Хореография» для детей 5-8 лет...