Рабочая программа по приоритетному направлению группы для детей от 3 до 5 лет "Неизведанной рядом"
рабочая программа (средняя группа)

Дороженова Татьяна Владимировна

Кружок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 48.docx30.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 48 «Ручеек»

города Рубцовска

«Неизведанное рядом»

 по развитию элементарных естественнонаучных представлений

рабочая программа по приоритетному направлению группы

для детей от 3 до 5 лет

срок реализации программы: 1 год

Автор-составитель:

Воспитатель

первой квалификационной

категории Дороженова Т.В.

г. Рубцовск 2019

Список детей:

  1. Аверкин Артем
  2. Бороданева Ника
  3. Девятков Дима
  4. Кашанская Варвара
  5. Максименко София
  6. Кобзарь Иван
  7. Семибратов Илья
  8. Синицына Екатерина
  9. Шевчик Артем
  10. Чурсин Иван

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.

Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности.

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как опыты представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того, используемый материал обеспечивает развитие двух типов детской активности:

1. собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим;

2. активность ребенка, стимулированной взрослым.

Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде.

Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные. Выделенные два типа детской активности лежат в основе двух взаимосвязанных и вместе с тем принципиально различных линий психического развития ребенка-дошкольника: развитие личности, психическое развитие.

Тип проекта: групповой, познавательно — исследовательский.

Продолжительность проекта: долгосрочный 9 месяцев.

Сроки реализации проекта: сентябрь -май.

Вид проекта: групповой «Неизведанное рядом».           

Участники проекта: дети разновозрастной группы, родители, воспитатели.

Цель проекта: Создание условий для развития элементарных 

естественнонаучных представлений о не живой природе.
Задачи проекта:
1. Развивать у детей представление о единстве окружающего мира.
2. Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.
3. Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.
4. Воспитывать любовь к природе и стремление защищать ее.
5. Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.
6. Учить объяснять, наблюдать и фиксировать результаты доступными методами.

Актуальность разработки и реализации
педагогического проекта

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щечки… Собирают камни, рисуют на асфальте мелом , играют с песком и водой — предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы. Более того это просто необходимо.

В природе все взаимосвязано: растения, животные, почва, реки, воздух и др. находятся в неразрывном единстве — живая природа не может обходиться без неживой. Растение существует только благодаря тому, что корнями пронизывает землю и впитывает из нее влагу и питательные вещества, стеблем тянется вверх, а листьями разворачивается к солнцу, поглощая его свет и тепло. Растению нужны воздух, нужны влага и тепло в таких благоприятных условиях оно хорошо себя чувствует: растет, цветет, дает плоды и радует глаз человека.

То же можно сказать и о животных: они, как и растения, обладают жизненными потребностями, многие из которых можно удовлетворить лишь с помощью неживой природы. Таким образом, у животных как части живой природы свои особые взаимоотношения с неживой природой.

У человека связь с неживой природой еще сильнее, чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, для жизни и хозяйства им необходима вода, но не любая, а только чистая — природная или специально очищенная. Человечество и достигло потому таких высот в развитии цивилизации, что научилось использовать природные ресурсы: добывать уголь, нефть, руду, использовать глину и песок в строительстве, изготовлении предметов быта…

Таким образом, все явления неживой природы, которые окружают дошкольника, являются предметом единой системы экологического воспитания.

Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.
Пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.

Этапы проекта:
I Подготовительный этап.

  • Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
  • Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

II Основной этап реализации проекта.

  • Выполнение плана работы по всем видам деятельности с детьми;
  • Взаимодействие с родителями для решения поставленных задач.
  • Создание информационного пространства (информационный стенд; оформление папки — передвижки).
  • Подборка художественных произведений, дидактических игр по данной теме

III. Заключительный этап.

  • Диагностика и подведение результатов работы.
  • подведение итогов работы над проектом;
  • анкетирование родителей по теме: «Чему научился Ваш ребёнок?»;
  • мониторинг качества освоения материала детьми;
  • презентация проекта для педагогов ДОУ, сообщение из опыта работы по проекту.

Предварительная работа:

  • Приобретение оборудования для проведения опытно-экспериментальной деятельности детей
  • Выявление уровня знаний детей по теме проекта.
  • Беседа с родителями детей о целях проекта, их роли в успешном осуществлении проекта.
  • Изучение методической литературы по теме проекта.

Методы работы:

  • исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
  • наглядные
  • словесные: беседы, чтение литературы, объяснения, указания, словесные инструкции;
  • технология моделирования
  • релаксация;
  • игровой: (сюрпризный момент, игры)
  • творческие

Формы работы:

1. Проведение с родителями бесед, консультаций о необходимости формирования представлений у детей о ценности природы.
2. Проведение занятий по ознакомлению с окружающим миром, художественному творчеству.
3. Целевые прогулки, экскурсии с детьми.
4. Игры — занятия в опытно — экспериментальном уголке и уголке природы.
5. Проведение занятий-опытов.

Взаимодействие с родителями
Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование.

Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.

Формы работы с родителями

В совместной работе с родителями мы широко используем: консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы, анкетирование, развлечения, праздники, конкурсы.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ «НЕИЗВЕДАННОЕ РЯДОМ»

Сентябрь 2019 г. Родительское собрание по теме: экспериментируем, познаем, творим!

Содержание: Информирование родителей о том, что лавное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации,
обобщения.

Январь 2020 г. Консультация «Развитие наблюдательности и 

Любознательности ребенка-дошкольника посредством опытно — экспериментальных игр в домашних условиях».
Содержание: Информирование родителей, как правильно обеспечить полноценное экологическое воспитание ребенка среднего дошкольного возраста. Продолжать знакомить с играми для изучения свойств объектов и явлений неживой природы, которые будут использоваться родителями в домашних условиях.

Апрель 2020 г. Открытое игра — занятие «Путешествие к Песочной фее»
Содержание: Дети совместно с родителями продолжают знакомиться с некоторыми явлениями неживой природы осенью: ветром; учатся устанавливать причинные связи по приметам; учатся использовать свойства песка с целью развития интереса к природным явлениям, логического мышления, внимания, чувства цвета и мелкой моторики ребенка

Формы работы с детьми.

Опираясь на концептуальные подходы и, принимая во внимание особенности детей, нами был разработан и апробирован цикл развивающих мероприятий. Практическая значимость заключается в использовании разработанного материала в различных видах и образовательных областях детской деятельности.

Содержание проекта предполагает комплексный подход к развитию ребенка на эмоциональном, психофизиологическом и интеллектуальном уровнях через знакомство с природой в различных видах работы с детьми (например, наблюдения, труд в природе, занятия и праздники интегрированного характера, развлечения, опытно — экспериментальная деятельность).

Выбор приоритетной формы работы с детьми зависит от сезонности, интереса детей к предлагаемой деятельности, их возрастных особенностей, условий.

План работы с детьми:

Сентябрь. Разработка проекта. Подбор методов. Литературы.

Октябрь. Тема «Какая вода?» 

Цель: выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес, не имеет цвета и запаха.

Предполагаемый результат: Дети усвоят свойства воды такие как: прозрачная, текучая, является растворителем, не имеет цвета и запаха, имеет вес.

Тема «Что в пакете?»

Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве.

Предполагаемый результат: Дети узнают, что воздух занимает всё окружающее пространство.

 Ноябрь.
Тема: Легкий – тяжелый. 

Цель: познакомить, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые).
Предполагаемый результат: научатся определять вес предметов и 

группировать предметы по весу (легкие – тяжелые).

Тема: Мы – фокусники. 

Цель: выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.
Предполагаемый результат: познакомятся со свойствами магнита и с предметами, которые вступают во взаимодействие с ним.

Декабрь.
Тема «Как согреть руки?» 

Цель: выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение; сохранение тепла).
Предполагаемый результат: научатся нагревать предметы при помощи трения, движения и выявят условия сохранения тепла.

Январь. 

Тема: Стекло, его качества и свойства. 

Цель: узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, плавление, теплопроводность).

Предполагаемый результат: познакомятся со стеклом, его свойствами. Научатся определять его качества.

 

Февраль.

Тема: Металл, его качества и свойства. 

Цель: узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск).

Предполагаемый результат: познакомятся с металлом, его свойствами. Научатся определять его качества.

Тема: Волшебная рукавичка. 

Цель: выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.
Предполагаемый результат: закрепить свойства магнита и выявить с какими предметами он вступает во взаимодействие.

 Март.

Тема: Резина, его качества и свойства. 

Цель: узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность).
Предполагаемый результат: познакомятся с резиной, её свойствами. Научатся определять её качества.
Тема «Из чего птицы строят гнезда?» 

Цель: выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной.
Предполагаемый результат: узнают некоторые особенности образа жизни птиц весной.

Апрель. 

Тема: Пластмасса, его качества и свойства.

Цель: узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность).
Предполагаемый результат: Познакомятся о пластмассой, её свойствами. Научатся определять её качества.
Тема: Прозрачность воды. 

Цель: подвести к обобщению «чистая вода – прозрачная», «грязная – непрозрачная».
Предполагаемый результат: познакомятся со свойством воды 

«прозрачность», научатся определять прозрачная вода.

Май.

Тема: «Бумажные комочки». 

Цель: познакомить детей с новым свойством бумаги — скатыванием Воспитатель учит детей делать из бумаги комочки, а потом из них коллективную аппликацию.
Предполагаемый результат: познакомятся с новым свойством бумаги — скатыванием Воспитатель учит детей делать из бумаги комочки, а потом из них коллективную аппликацию.

Мониторинг.

В ходе работы над проектом мы стараемся обобщать и обогащать опыт детей в сфере экологического воспитания.
В период работы над проектом особое внимание уделяем обогащению словаря и пополнению словарного запаса, а так же развитию познавательной активности детей, их творческого потенциала.
В ходе экспериментальной деятельности у детей развивается воображение, мышление, формируются навыки элементарной исследовательской деятельности.

Методическое обеспечение проектной деятельности:

1.Веракса Н., Галимов О. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет;

2 Крашенинников Е., Холодова О. Развитие познавательных способностей дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет;

3.Дыбина О. В., Рахманова Н. П. и др. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: Творческий центр, 2004.

4. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных; экологических представлений средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008;

5. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа подготовительной к школе группы для детей с ТНР

Данная рабочая программа составлена с учетом ФГОС ДО, на основе адаптированной образовательной программы детского сада, "Примерной  образовательной  программы дошкольного образования «Истоки...

рабочая программа подготовительной к школе группы для детей с ТНР

рабочая программа составлена с учетом ФГОС ДО.Основной базой рабочей программы являются: "Адаптированная образовательная программа детского сада"; "Примерная  образовательная  программа дошк...

Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда старшей группы для детей с ТНР (ОНР)

Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда старшей группы для детей с ТНР (ОНР)...

Рабочая программа учителя-логопеда средней группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (Общим недоразвитием речи)

Рабочая программа учителя-логопеда средней группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (Общим недоразвитием речи)...

Рабочая программа средней реабилитационно-речевой группы для детей с ТНР

Рабочая программа по развитию детей средней группы (Далее - Программа) разработана в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «Программа воспитани...

Рабочая программа художественно-эстетической направленности «Хореография» для детей 5-6 лет

Рабочая программа художественно-эстетической направленности «Хореография» для детей 5-6 лет...

Рабочая программа художественно-эстетической направленности «Хореография» для детей 5-8 лет

Рабочая программа художественно-эстетической направленности «Хореография» для детей 5-8 лет...