«Говорим, как дышим!»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Терентьева Ольга Фёдоровна

Для воспитания речи необходима работа над правильным дыханием. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное про­изношение звуков, слов и фраз. Например, для того, чтобы научиться выговаривать многие звуки - «с», «з», «ш», «ж», «р», - ребёнок должен делать достаточно сильный выдох через рот. Слова же должны произноситься слитно, нельзя делать паузы между звуками, добирая воздух. Короткие фразы также должны произноситься на одном выдохе, с плав­ным переходом от одного слова к другому. Произнося длинные фразы, необходимо научиться делать осмысленные паузы, во время которых происходит вдох.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

дошкольные группы

г. Югорска

«Говорим, как дышим!»

Составитель:

Терентьева О.Ф., учитель-логопед

 первой квалификационной категории,

 МБДОУ «СОШ» № 5 г. Югорска

           Югорск

2016

Для воспитания речи необходима работа над правильным дыханием. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз. Например, для того, чтобы научиться выговаривать многие звуки - «с», «з», «ш», «ж», «р», - ребёнок должен делать достаточно сильный выдох через рот. Слова же должны произноситься слитно, нельзя делать паузы между звуками, добирая воздух. Короткие фразы также должны произноситься на одном выдохе, с плавным переходом от одного слова к другому. Произнося длинные фразы, необходимо научиться делать осмысленные паузы, во время которых происходит вдох.

Речевое дыхание - это правильное сочетание вдоха и выдоха во время произнесения звуков, слов и фраз: говорить необходимо на выдохе, нельзя добирать воздух во время произнесения слов и фраз, речь должна быть плавной.

Приступать к тренировке собственно речевого дыхания можно только после того, как у ребёнка сформирован сильный плавный выдох, то есть достаточно развито физиологическое дыхание. Тренировка речевого дыхания - это обучение плавному произношению звуков, слогов, слов и фраз на выдохе.

параметры правильного ротового выдоха:

  • выдоху предшествует сильный вдох через нос или рот - «набираем полную грудь воздуха»;
  • выдох происходит плавно, а не толчками;
  • во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
  • во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребёнок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
  • выдыхать следует, пока не закончится воздух;
  • во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

При проведении игр, направленных на развитие у ребёнка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребёнка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Перечисленные ниже игры и упражнения помогут научить ребёнка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.

Гармония внутрисемейных отношений – основа всей будущей жизни маленького человека. К сожалению, современные родители не всегда умеют найти контакт с ребёнком, забывая, что воспитание – это каждодневный напряжённый труд.

П О И Г Р А Й Т Е    С    Р Е Б Ё Н К О М !!!!

«Загнать мяч в ворота» (выработка длительной, направленной воздушной струи).

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.

«Паровозик свистит» (выработка плавной, непрерывной струи).

Взять чистый пузырек и поднести его ко рту. Кончик языка слегка высунуть так, чтобы он касался только края горлышка. Выдыхать воздух плавно в пузырек. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка.

Если свист не получился, не надо расстраиваться, значит, не выполнено какое-то правило игры. Следует начать сначала.

        «Фасолевые гонки» (выработка сильной, непрерывной струи, идущей посередине языка).

Коробка из-под конфет оборудована, как дорожки для бегунов-«фасолинок», а начинают они бег при помощи «ветра» из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее догонит своего «бегуна» до финиша.

«Горох против орехов» (чередование длительного плавного и сильного выдоха).

Проводится матч на «хоккейном поле» (коробка от конфет), «клюшки» — трубочки для коктейля. Выигрывает тот, кто быстрее задует своих «игроков» в ворота противника. «Игроки (2—3 горошины и 2—3 ореха) предварительно разбросаны по всему полю.

«Мыльные пузыри» (развитие меткости выдыхаемой струи).

Победителем конкурса становится тот, кто выдует самый большой пузырь или у кого больше всего пузырей получится. Нужно точно дунуть в колечко, иначе пузырей не будет.

Снегопад

        Сделайте снежинки из ваты (рыхлые комочки). Предложите ребёнку устроить снегопад у себя дома. Положите «снежинку» на ладошку ребёнку. Пусть он правильно сдует её.

        Снег, снег кружится,

         Белая вся улица!

        Собрались мы в кружок,

        Завертелись как снежок.

                                                    А. Барто

Шторм в стакане

Для этой игры необходимы соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине   широкого языка кладётся соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребёнок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щёки не надувались, а губы были неподвижны. 

«Солнышко – луна»

Поучите ребёнка дышать попеременно то одной, то другой ноздрёй. Ребёнок прикрывая пальчиком левую ноздрю, подышит правой. Дыхание правой ноздрёй согревает – это солнышко. Так же подышите левой ноздрёй, прикрыв правую. Дыхание левой ноздрёй охлаждает – это «луна». Если у ребёнка забита одна ноздря, начинайте с той, которая легче дышит.

«Дверца открывается – закрывается»

Прикрываем указательным пальцем левую ноздрю, делаем вдох правой. Быстро переставляем пальчик, закрывая правую ноздрю, делаем выдох и сразу за ним вдох левой ноздрёй. Так поочерёдно закрывайте то одну, то другую ноздрю, будто забавную дверцу.

«Ёжик»

Сделайте с ребёнком несколько ритмичных и коротких «колючих» - вдохов, будто бежит и пыхтит маленький ёжик.

«Ветерок»

Вдыхая носом, плавно отведите плечи назад, соединяя лопатки. Наш «ветер»  набирает силу. Затем вытяните губы трубочкой, медленно выдувайте воздух тонкой струёй через рот, расслабляя плечи.

«Тик – так»

Теперь мы – часы. «Тик» - произносим резко, чтобы живот подтянулся к спине. «Так» - выдыхаем спокойно, не спеша, чтобы мышцы живота расслабились.

«Радуга улыбается»

Поднимая через стороны руки вверх над головой, как бы рисуем дугу радуги. Одновременно делаем медленный вдох.

На выдохе широко улыбнёмся и произнесём звук «с-с-с», опуская плавно руки.

БАБОЧКА

Вырезать из бумаги бабочку и прикрепить её так, чтобы она висела на уровне лица ребёнка. Взрослый и ребёнок произносят поговорку:

Бабочка-коробочка,

Полети на облачко,

Там твои детки-

На берёзовой ветке!

Затем  делаем  длительный  плавный выдох на бабочку, чтобы она «полетела»

Кораблик

Вместе сделать кораблик, опустить в таз с водой дуть плавно и длительно. Заканчивая игру ребёнок и взрослый поют:

Ветер, ветерок,

Натяни парусок!

Кораблик гони

До волги реки!

Одуванчик

Упражнение проводится на улице вовремя цветения одуванчиков .Следить за правильностью выдоха.

Одуванчик, до чего ж

Ты на облачко похож

Страшно даже и взглянуть:

Как бы облачко не сдуть.

Рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики

  • Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать.
  • Выдох должен быть длительным, плавным.
  • Необходимо следить, чтобы не надувались щёки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями).
  • Упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя.

Не переусердствуйте! Достаточно 3-5 повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к головокружению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в старшей группе ОНР "Дышим легко,говорим красиво,болеем мало"

Проект разработан для детей дошкольного возраста сроком на учебный  год (сентябрь-май). Он  включает комплексное воздействие  на дыхательную систему ребенка.Дыхательные упрежнения , про...

Проект работы с родителями «Дышим правильно, говорим легко, болеем мало»

Цель: расширение представлений родителей о речевом и соматическом здоровье детей через изучение возможностей дыхательного аппарата....

Консультация "Дышим правильно - говорим легко".

Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз....

СТАТЬЯ для педагогов детского сада на тему «Дышим диафрагмально – говорим без заикания»

     Все знают, какую важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма выполняет дыхание. Кроме своей основной физиологической функции – осуществление газообмена – дыха...

Познавательный проект работы с родителями"Дышим правильно, говорим легко, болеем мало"

Наличие огромного количества детей, страдающих речевой патологией, с одной стороны, и немалого количества детей с заболеваниями верхних дыхательных путей, с другой, заставляет искать новые формы взаим...

"Говорить как дышать"

Как быстро освоить нормы красивой и правильной речи...