«Говорим, как дышим!»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Для воспитания речи необходима работа над правильным дыханием. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз. Например, для того, чтобы научиться выговаривать многие звуки - «с», «з», «ш», «ж», «р», - ребёнок должен делать достаточно сильный выдох через рот. Слова же должны произноситься слитно, нельзя делать паузы между звуками, добирая воздух. Короткие фразы также должны произноситься на одном выдохе, с плавным переходом от одного слова к другому. Произнося длинные фразы, необходимо научиться делать осмысленные паузы, во время которых происходит вдох.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
дошкольные группы
г. Югорска
«Говорим, как дышим!»
Составитель:
Терентьева О.Ф., учитель-логопед
первой квалификационной категории,
МБДОУ «СОШ» № 5 г. Югорска
Югорск
2016
Для воспитания речи необходима работа над правильным дыханием. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз. Например, для того, чтобы научиться выговаривать многие звуки - «с», «з», «ш», «ж», «р», - ребёнок должен делать достаточно сильный выдох через рот. Слова же должны произноситься слитно, нельзя делать паузы между звуками, добирая воздух. Короткие фразы также должны произноситься на одном выдохе, с плавным переходом от одного слова к другому. Произнося длинные фразы, необходимо научиться делать осмысленные паузы, во время которых происходит вдох.
Речевое дыхание - это правильное сочетание вдоха и выдоха во время произнесения звуков, слов и фраз: говорить необходимо на выдохе, нельзя добирать воздух во время произнесения слов и фраз, речь должна быть плавной.
Приступать к тренировке собственно речевого дыхания можно только после того, как у ребёнка сформирован сильный плавный выдох, то есть достаточно развито физиологическое дыхание. Тренировка речевого дыхания - это обучение плавному произношению звуков, слогов, слов и фраз на выдохе.
параметры правильного ротового выдоха:
- выдоху предшествует сильный вдох через нос или рот - «набираем полную грудь воздуха»;
- выдох происходит плавно, а не толчками;
- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребёнок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
- выдыхать следует, пока не закончится воздух;
- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
При проведении игр, направленных на развитие у ребёнка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребёнка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.
Перечисленные ниже игры и упражнения помогут научить ребёнка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.
Гармония внутрисемейных отношений – основа всей будущей жизни маленького человека. К сожалению, современные родители не всегда умеют найти контакт с ребёнком, забывая, что воспитание – это каждодневный напряжённый труд.
П О И Г Р А Й Т Е С Р Е Б Ё Н К О М !!!!
«Загнать мяч в ворота» (выработка длительной, направленной воздушной струи).
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.
«Паровозик свистит» (выработка плавной, непрерывной струи).
Взять чистый пузырек и поднести его ко рту. Кончик языка слегка высунуть так, чтобы он касался только края горлышка. Выдыхать воздух плавно в пузырек. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка.
Если свист не получился, не надо расстраиваться, значит, не выполнено какое-то правило игры. Следует начать сначала.
«Фасолевые гонки» (выработка сильной, непрерывной струи, идущей посередине языка).
Коробка из-под конфет оборудована, как дорожки для бегунов-«фасолинок», а начинают они бег при помощи «ветра» из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее догонит своего «бегуна» до финиша.
«Горох против орехов» (чередование длительного плавного и сильного выдоха).
Проводится матч на «хоккейном поле» (коробка от конфет), «клюшки» — трубочки для коктейля. Выигрывает тот, кто быстрее задует своих «игроков» в ворота противника. «Игроки (2—3 горошины и 2—3 ореха) предварительно разбросаны по всему полю.
«Мыльные пузыри» (развитие меткости выдыхаемой струи).
Победителем конкурса становится тот, кто выдует самый большой пузырь или у кого больше всего пузырей получится. Нужно точно дунуть в колечко, иначе пузырей не будет.
Снегопад
Сделайте снежинки из ваты (рыхлые комочки). Предложите ребёнку устроить снегопад у себя дома. Положите «снежинку» на ладошку ребёнку. Пусть он правильно сдует её.
Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собрались мы в кружок,
Завертелись как снежок.
А. Барто
Шторм в стакане
Для этой игры необходимы соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладётся соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребёнок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щёки не надувались, а губы были неподвижны.
«Солнышко – луна»
Поучите ребёнка дышать попеременно то одной, то другой ноздрёй. Ребёнок прикрывая пальчиком левую ноздрю, подышит правой. Дыхание правой ноздрёй согревает – это солнышко. Так же подышите левой ноздрёй, прикрыв правую. Дыхание левой ноздрёй охлаждает – это «луна». Если у ребёнка забита одна ноздря, начинайте с той, которая легче дышит.
«Дверца открывается – закрывается»
Прикрываем указательным пальцем левую ноздрю, делаем вдох правой. Быстро переставляем пальчик, закрывая правую ноздрю, делаем выдох и сразу за ним вдох левой ноздрёй. Так поочерёдно закрывайте то одну, то другую ноздрю, будто забавную дверцу.
«Ёжик»
Сделайте с ребёнком несколько ритмичных и коротких «колючих» - вдохов, будто бежит и пыхтит маленький ёжик.
«Ветерок»
Вдыхая носом, плавно отведите плечи назад, соединяя лопатки. Наш «ветер» набирает силу. Затем вытяните губы трубочкой, медленно выдувайте воздух тонкой струёй через рот, расслабляя плечи.
«Тик – так»
Теперь мы – часы. «Тик» - произносим резко, чтобы живот подтянулся к спине. «Так» - выдыхаем спокойно, не спеша, чтобы мышцы живота расслабились.
«Радуга улыбается»
Поднимая через стороны руки вверх над головой, как бы рисуем дугу радуги. Одновременно делаем медленный вдох.
На выдохе широко улыбнёмся и произнесём звук «с-с-с», опуская плавно руки.
БАБОЧКА
Вырезать из бумаги бабочку и прикрепить её так, чтобы она висела на уровне лица ребёнка. Взрослый и ребёнок произносят поговорку:
Бабочка-коробочка,
Полети на облачко,
Там твои детки-
На берёзовой ветке!
Затем делаем длительный плавный выдох на бабочку, чтобы она «полетела»
Кораблик
Вместе сделать кораблик, опустить в таз с водой дуть плавно и длительно. Заканчивая игру ребёнок и взрослый поют:
Ветер, ветерок,
Натяни парусок!
Кораблик гони
До волги реки!
Одуванчик
Упражнение проводится на улице вовремя цветения одуванчиков .Следить за правильностью выдоха.
Одуванчик, до чего ж
Ты на облачко похож
Страшно даже и взглянуть:
Как бы облачко не сдуть.
Рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики
- Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать.
- Выдох должен быть длительным, плавным.
- Необходимо следить, чтобы не надувались щёки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями).
- Упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя.
Не переусердствуйте! Достаточно 3-5 повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к головокружению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект в старшей группе ОНР "Дышим легко,говорим красиво,болеем мало"
Проект разработан для детей дошкольного возраста сроком на учебный год (сентябрь-май). Он включает комплексное воздействие на дыхательную систему ребенка.Дыхательные упрежнения , про...
Дышим правильно и говорим красиво (старшая группа)
Пособие для родителей...
Проект работы с родителями «Дышим правильно, говорим легко, болеем мало»
Цель: расширение представлений родителей о речевом и соматическом здоровье детей через изучение возможностей дыхательного аппарата....
Консультация "Дышим правильно - говорим легко".
Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз....
СТАТЬЯ для педагогов детского сада на тему «Дышим диафрагмально – говорим без заикания»
Все знают, какую важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма выполняет дыхание. Кроме своей основной физиологической функции – осуществление газообмена – дыха...
Познавательный проект работы с родителями"Дышим правильно, говорим легко, болеем мало"
Наличие огромного количества детей, страдающих речевой патологией, с одной стороны, и немалого количества детей с заболеваниями верхних дыхательных путей, с другой, заставляет искать новые формы взаим...
"Говорить как дышать"
Как быстро освоить нормы красивой и правильной речи...