Консультация "Дышим правильно - говорим легко".
консультация по логопедии по теме

Середина Елена Валерьевна

Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_po_razvitiyu_rechevrgo_dykhaniya.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Дышим правильно - говорим легко.

Дыхание – это жизнь.

Аристотель

Работа по развитию речевого дыхания.

              

        Источником образования звуков речи являются воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.

  • Речевое дыхание, в отличии от неречевого, автоматического, является произвольным.
  • При речевом дыхании вдох и выдох осуществляются через нос, вдох по продолжительности почти равен выдоху.
  • Речевое дыхание осуществляется через рот, вдох совершается быстро, выдох замедлен.
  • При неречевом дыхании за вдохом сразу следует выдох, затем пауза.
  • При речевом дыхании, наоборот, за вдохом следует пауза, а затем плавный выдох.

Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально-рёберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межрёберных мышц. Активная нижняя, самая ёмкая часть лёгких. Верхние отделы грудной клетки, также плечи практически остаются неподвижными.

Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если её положить на область диафрагмы, то есть между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя  часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

   Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т.д.

   Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на выдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным  воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей.

   Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены  добирать воздух. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечёткой, судорожной, с захлёбыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

   Речевое  дыхание считается неправильным, если выявляются следующие ошибки:

  • подъём грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе;
  • слишком большой вдох;
  • учащённость дыхания;
  • укороченность выдоха;
  • неумение делать незаметный для окружающих добор воздуха;
  • неправильная осанка;

Основные задачи в работе над развитием речевого дыхания. 

  1. Вырабатывать свободный плавный удлинённый выдох, используя специальные упражнения.
  2. Путём подражания речи взрослого воспитывать умение произносить небольшие фразы или смысловые отрезки на одном выдохе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект работы с родителями «Дышим правильно, говорим легко, болеем мало»

Цель: расширение представлений родителей о речевом и соматическом здоровье детей через изучение возможностей дыхательного аппарата....

Познавательный проект работы с родителями"Дышим правильно, говорим легко, болеем мало"

Наличие огромного количества детей, страдающих речевой патологией, с одной стороны, и немалого количества детей с заболеваниями верхних дыхательных путей, с другой, заставляет искать новые формы взаим...

презентация "Дышим правильно - говорим легко"

В презентации раскрыты теоретические аспекты формирования правильного речевого дыхания у детей с заиканием...

Рекомендации для родителей (буклет) "Дышим правильно - говорим легко".

В буклете представленны дыхательные упражнения и игры для развития речевого дыхания....

Дышим правильно - говорим легко и красиво!

Это консультация для педагогов и родителей о правильном речевом дыхании. Предлагается практический материал для развития диафрагмального дыхания....

Игровое полифункциональное пособие «Учимся правильно говорить – легко» для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Игра «Учимся правильно говорить – легко» является является полифункциональным игровым пособием т.к. не только способствует автоматизации поставленных звуков в игре, развитию фонемати...

Проект работы с родителями «Дышим правильно, говорим легко».

Дети, страдающие серьезными нарушениями речи очень часто имеют сопутствующие расстройства, в том числе нарушения восприятия, внимания, памяти.   Кроме того, общее недоразвитие речи (ОНР) соп...