СТАТЬЯ для педагогов детского сада на тему «Дышим диафрагмально – говорим без заикания»
статья по логопедии по теме
Все знают, какую важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма выполняет дыхание. Кроме своей основной физиологической функции – осуществление газообмена – дыхание обеспечивает еще и такую функцию, как речевое дыхание. Речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Речь, как известно, является составляющей общего здоровья.
Так как у многих детей отмечаются заболевания верхних дыхательных путей, то естественно наблюдаются и несовершенства физиологического дыхания, вследствие чего нарушается речевое дыхание.
Несовершенства речевого дыхания у дошкольников:
- очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных.
- неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого он не договаривает, “заглатывает” конец слова или фразы.
- неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой – (вдох) – дем гулять).
- торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с “захлебыванием”.
Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.
- слабый выдох или не правильно направленная выдыхаемая воздушная струя в свою очередь приводит к искажению звуков.
Все знают, что дыхание представляет собой сложный и непрерывный биологический процесс.
Различают 3 главных способа дыхания: 1) верхнее дыхание (ключичное); 2) среднее дыхание(грудное и реберное; или межреберное); 3) нижнее дыхание (брюшное или глубокое, или диафрагмальное).
Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмальное или его еще называют диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными.
Для того, чтобы научить детей правильно дышать, взрослым самим необходимо владеть навыком диафрагмального дыхания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dyshim_diafragmalno_-_govorim_bez_zaikaniya.docx | 385.69 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ ДС КВ № 2 «Россияночка»
Статья
для педагогов детского сада на тему
Дышим диафрагмально –
говорим без заикания
Логопед Синькова Вера Константиновна
Смоленск, 2014
Все знают, какую важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма выполняет дыхание. Кроме своей основной физиологической функции – осуществление газообмена – дыхание обеспечивает еще и такую функцию, как речевое дыхание. Речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Речь, как известно, является составляющей общего здоровья.
Так как у многих детей отмечаются заболевания верхних дыхательных путей, то естественно наблюдаются и несовершенства физиологического дыхания, вследствие чего нарушается речевое дыхание.
Несовершенства речевого дыхания у дошкольников:
- очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных.
- неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого он не договаривает, “заглатывает” конец слова или фразы.
- неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой – (вдох) – дем гулять).
- торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с “захлебыванием”.
Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.
- слабый выдох или не правильно направленная выдыхаемая воздушная струя в свою очередь приводит к искажению звуков.
Все знают, что дыхание представляет собой сложный и непрерывный биологический процесс.
Различают 3 главных способа дыхания: 1) верхнее дыхание (ключичное); 2) среднее дыхание(грудное и реберное; или межреберное); 3) нижнее дыхание (брюшное или глубокое, или диафрагмальное).
Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмальное или его еще называют диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными.
Для того, чтобы научить детей правильно дышать, взрослым самим необходимо владеть навыком диафрагмального дыхания.
Диафрагмально-релаксационный тип дыхания или дыхание животом – наиболее физиологичный тип дыхания. Он осуществляется диафрагмой и нижними отделами легких.
Сформированный тип диафрагмального дыхания используется далее для работы над речью. В логопедии он направлен, прежде всего, на преодоление заикания. Диафрагмальный тип дыхания очень эффективен, дает быстрый положительный результат:
- Купирование речевых судорог, нежелательных вспомогательных сопутствующих движений во время речи.
- Устранение тревожных состояний, обшеневротических и логоневротических проявлений (звукофобий, логофобий, речевой тревоги, речевой неуверенности, фиксации на дефекте речи).
- Формирование адекватного отношения к своему дефекту речи.
- Развитие уверенного речевого поведения.
- Функциональный тренинг.
- Социальная адаптация личности пациента.
- Профилактика рецидивов и возникновения заикания.
Прежде чем начать практические занятия, нужно запомнить, семь важных правил, которые помогут раскрыть резервы собственного здоровья.
- Правило первое. В освоении диафрагмально – релаксационного дыхания неспособных людей нет! Любой сумеет освоить приемы активизации резервов собственного организма и встать на путь восстановления, сохранения и укрепления здоровья.
- Правило второе. Начинать никогда не поздно (и не рано)! Здесь, правда, есть оговорка – диафрагмальному дыханию можно обучать детей (под руководством взрослых) с 4-5 лет.
- Правило третье. Придерживаемся принципа «от простого к сложному». Не стремитесь достичь мгновенно высокого результата, он сам проявит себя и гораздо быстрее, чем Вам покажется.
- Правило четвертое. Самое главное – выдох! Осваивая навык лечебно-оздоровительного дыхания, помните об этом всегда. Выработав в себе автоматизм правильного выдоха, Вы непременно достигните желаемого эффекта.
- Правило пятое. Регулярность проводимых Вами сеансов. Рекомендация может быть следующая: два сеанса (утром и вечером) и не реже трех раз в неделю. Самый оптимальный режим – ежедневные сеансы. В те дни, когда Вы остро заболели или обострилось хроническое заболевание, следует воздержаться от сеансов.
- Правило шестое. Не старайтесь чрезмерно! Чем меньше усилий, тем лучше и быстрее Вы наработаете в себе навык нового лечебно-оздоровительного типа дыхания.
- Правило седьмое. Комфортность проведения занятий. Ничто не должно Вас раздражать, беспокоить и отвлекать от проведения сеанса.
Основная мышца, которая приводит этот тип дыхания в действие – диафрагма. Она разделяет брюшную и грудную полости. При вдохе диафрагма расслабляется и, опускаясь, давит на брюшные органы, которые в свою очередь прижимаются в брюшной стенке, заставляя ее выпячиваться и округляться. На выдохе диафрагма сокращается, поджимает легкие, а брюшная стенка втягивается. При этом верхняя часть грудной клетки остаются без движения. Внешне это выглядит как дыхание животом.
Техника диафрагмально-релаксационного дыхания
1. Сядьте удобно в кресло или диван. Ничто не должно доставлять Вам неудобства и дискомфорта. Одежда должна быть свободной, сидение – мягкое, со спинкой, так чтобы не испытывать дополнительное напряжение мышц спины и плечевого пояса, внешние раздражители: звуки радио, телевизор и т.п. следует исключить. Вот простые и необходимые условия для начала занятий.
2. Закройте глаза и расслабьте мышцы лица и плеч. Почувствуйте, как разглаживается кожа лба, опустились плечи, дыхание выровнялось, мысли перестали путаться и потекли ровно. Посидите в таком положении одну-две минуты. Успокойтесь.
3. Положите одну руку на живот выше пупка, а другую руку - на грудь. Это Вам необходимо для контроля правильности освоения техники дыхания животом. Перемещение руки на животе и отсутствие видимого движения грудной клетки вместе с рукой будет говорить о том, что дыхание осваивается правильно.
4. Делаете вдох через нос без напряжения и усилий. Ни в коем случае не форсируйте естественного движения. При этом живот должен округлиться, как будто бы воздух проник не только в легкие, но и в живот, наполнив его собой, как воздушный шарик.
5. Плавно, без паузы переходите к выдоху. Его делайте ртом, через чуть приоткрытые губы. Выдох должен быть с некоторым сопротивлением. При этом живот медленно втягивается, помогая легким освободиться от выдыхаемого воздуха. Не следует форсировать движение брюшной стенки. Ее перемещение должны быть спокойны и естественны.
6. Выдох делайте длиннее вдоха в 2-4 раза. Это важно. Обращайте на это особое внимание. Правильный выдох - существенное продвижение в овладении диафрагмальным типом дыхания.
7. За выдохом без задержек и паузы наступает фаза вдоха. Дыхательный цикл повторяется.
8. При правильном выполнении упражнения частота дыхания должна составлять 5 - 8 дыханий в минуту.
9. Диафрагмальное дыхание станет для Вас привычным при условии постоянных тренировок. Тренируйтесь 3-4 раза в день по 10-15 минут.
Методика позволяет более полно вовлечь в процесс дыхания диафрагму и удалить остаточный воздух из нижних отделов легких.
Предупреждение! Во время обучения диафрагмальному дыханию, пациенты могут испытывать легкое головокружение из-за слишком быстрого выдыхания. Следует напомнить, что дышать и особенно выдыхать нужно медленнее.
При выполнении специально подобранных постепенно усложняющихся упражнений развиваются и корректируются навыки диафрагмального дыхания.
Большое внимание уделяют воспитанию активности диафрагмы и нижних ребер, развитию носового дыхания. Упражнения направлены на формирование навыка координированной работы мышц, участвующих в осуществлении вдоха и выдоха, тренировку носового дыхания, выработку длительного и экономного выдоха.
Игровые упражнения помогут Вам и Вашим детям быстрее усвоить совсем непростые правила диафрагмального дыхания.
Формирование диафрагмального дыхания
Упражнение 1.
«Задуть воображаемую свечу». Положить ладони рук на ребра. Вдохнуть и «подуть на свечу». Воздух из легких выходит плавно и постепенно, ребра опадают не мгновенно, а постепенно, по мере выдувания.
«Теплый выдох»
Сделать вдох через нос, поднести руки ко рту, медленно выдохнуть через открытый рот. Затем, вдохнув через нос, продолжить выдох. Проделать упражнение 5-6 раз подряд, непрерывно ощущая на руках тепло выдыхаемого воздуха.
Вдох полезно делать с полуприседанием или с полупоклоном, разводя руки в стороны, поднимая их вверх, закладывая ладони на затылок и сохраняя прямую линию спины, а также прохаживаясь по комнате, быстро поднимая во время вдоха колено согнутой ноги до уровня пояса.
Дифференциация носового и ротового дыхания
Упражнение «Вдох-выдох» (стоя)
Для контроля над речевым дыханием руку положить на диафрагму.
1. Вдох ртом, выдох ртом.
2. Вдох и выдох через нос.
3. Вдох ртом, выдох носом.
4. Вдох носом, выдох ртом.
5. Вдох и выдох через левую ноздрю. Затем — через правую.
6. Вдох через левую ноздрю, выдох через правую.
7. Наоборот.
8. Вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы.
Упражнение 1.
Широко открыть рот и подышать носом.
Упражнение 2.
Закрыть одну ноздрю средним пальцем – вдох, выдох. Упражнение выполнять, чередуя левую и правую ноздрю.
Упражнение 5.
«Свеча»
Пальцы левой руки – горящие свечки:
- выдох на каждый пальчик,
- выдох распределить на пять пальчиков.
«Пастушок»
Подуть ртом в небольшую дудочку как можно громче, чтобы созвать коров, показать, что необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в дудочку.
Развитие силы диафрагмального дыхания
Упражнение 1. «Надуй шарик» (лежа, сидя, стоя)
Ладонь на животе, контролируем вдох и выдох.
«Вот мы шарик надуваем, а рукою проверяем:
Шарик лопнул – выдыхаем, наши мышцы расслабляем».
Упражнение 2.
«Снежинки» (стоя)
Вдохнуть, подуть на снежинки – кусочки ваты. Струя длительная и холодная:
«С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые снежинки».
Упражнение 3.
Возьмите любой карандаш. Положите его на ровную поверхность. Предложите ребёнку сделать вдох носом, затем плавно подуть на карандаш. Карандаш покатится по направлению воздушной струи.
Упражнение 4. «Задуй свечу»
Предложите ребёнку задуть горящую свечу. Во время выполнения им упражнения необходимо следить за плавностью выдоха и вместе с тем его достаточной интенсивностью.
Упражнения для воспитания навыков фиксированного выдоха со звуком
Упражнение 1.Быстрым, плавным движением развести прямые руки в стороны, развернув их ладонями вверх на уровне плеч, слегка прогнувшись назад. Одновременно сделать быстрый глубокий вдох носом.
Медленно и плавно выдохнуть через рот. На выдохе сдавить ладонями грудную клетку в среднем и нижнем отделе, одновременно опустить голову вниз, слегка наклонить туловище вперед. Произносить с-с-с.
Упражнение 2.
Вдохнуть через нос, наклонить туловище вправо, правой рукой дотянуться до пола. При этом ладонью левой руки скользить вдоль туловища вверх до подмышечной впадины. На выдохе через рот медленно произносить ш-ш-ш.
Принять исходное положение, сделать глубокий вдох носом и повторить упражнение в противоположную сторону.
Упражнение 3.
Поворачивать голову вправо-влево и одновременно с каждым поворотом делать вдох носом равными порциями. Медленно и плавно выдохнуть через рот, произнося пффф.
Выполнить это упражнение, покачивая головой из стороны в сторону, вперед-назад.
Упражнения для воспитания навыков фиксированного выдоха со слогом
Упражнение 1
«Ворона»
Сесть прямо, быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить руки – выдох, на выдохе произнести: «кар».
Упражнение 2
«Гуси летят»
Медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая руками, как гуси, руки – крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося: «Га-а-а»
Упражнение 3
«Паровоз гудит»
Стоя, спокойно вдохнуть, на длительном выдохе произнести: «у-у-у»
Мчится поезд во весь дух: «Чух-чух, чух-чух!»
Ритмично выполнять круговые движения руками.
Упражнение 4
«Петушок кричит»
Спокойно вдохнуть, на выдохе протяжно произнести: «ку-ка-ре-ку».
Тихо-тихо все кругом, ------ присесть на корточки;
Все уснули крепким сном,
Петушок один вскочил ------ встать, руки вверх;
Всех ребяток разбудил: ------ подняться на носки;
Ку-ка-ре-ку.
Упражнение 5.
Сделать вдох носом, как в предыдущем упражнении, разводя руки в стороны и прогибаясь немного назад.
Наклонить туловище вперед, стараясь достать руками пальцы ног. На медленном выдохе через рот произносить: «ф-ф-ф-у-у-у».
Упражнения для воспитания навыков фиксированного выдоха со словами
Упражнение 1
Сделав полный вдох, посчитать на выдохе. Счет прямой, обратный, порядковый, десятками и т. д.
Числовые последовательности тщательно проговаривать, следить за равномерностью и длительностью выдоха.
По аналогии: перечисление дней недели, названий месяцев, времён года.
Упражнение 2 «Назови пять»
Сделав полный вдох, предложить детям назвать пять: имён девочек; имён мальчиков; городов; любимых игрушек и т.д.
Упражнения для воспитания навыков фиксированного выдоха с предложениями
Упражнение 1.
«Зайка скачет»
Руки на поясе, прыжки на месте, ритмичные, легкие. Дыхание свободное, темп средний:
Прыг-скок, прыг-скок,
Зайки скачут: скок-поскок
На зелененький лужок.
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыг – зайчонок под кусток.
Упражнение 2.
«Музыкант»
Глубоко вдохнуть и прижать к губам воображаемый мундштук горна или трубы. Без звука одним воздухом нужно «выдыхать» мелодию на одном выдохе:
Закаляйся! Если хочешь быть здоров,
Постарайся обойтись без докторов,
Водой холодной обливайся,
Если хочешь быть здоров!
В дальнейшем произносите возрастающее количество слов на одном выдохе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для педагогов детских садов
Предлагается статья для педагогов дошкольного учреждение. Хочется поделиться опытом, как в нашем дошкольном учреждении воспитатели осуществляют нравственно - патриотическое воспитание детей....
Занятие – практикум для педагогов детского сада на тему: «Профилактика профессионального выгорания педагогов»
Цели:Познакомить педагогов с понятием «профессиональное выгорание», симптомами его проявления и причинами возникновения;Освоить методы профилактики синдрома «профессионального выгорания»....
Семинар-практикум для педагогов детского сада на тему «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»
Семинар-практикум для педагогов детского сада на тему «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»...
Статья для педагогов детского сада на тему: «Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой в соответствии с ФГОС ДОУ».
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, с нашей точки зрения, предполагает:· воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспита...
Статья для педагогов детского сада «Сон и пробуждение ребенка в условиях детского сада»
Статья для педагогов детского сада "Сон и пробуждение ребенка в условиях детского сада"...
Статья для педагогов и родителей на тему: «Первые шаги в устранении заикания у дошкольников». Автор статьи: Учитель-логопед высшей категории Перцева И. А.
Статья для педагогов и родителей на тему: «Первые шагив устранении за...
Семинар- тренинг для педагогов детского сада на тему: «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»
семинар- тренинг для педагогов...