План работы в старшей группе по теме «Культура питания»
методическая разработка (старшая группа) на тему
Планирование работы в старшей группе по культуре питания (беседы, занятия, дидактические игры...).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_kgn_v_starshey_gruppe.docx | 150.59 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы в старшей группе
по теме
«Культура питания»
Подготовила:
воспитатель старшей группы Михеева Г. А.
Москва 2016 г.
Планирование работы в старшей группе
Сроки | № | Тема | Цель | Предполагаемый результат |
Сентябрь | 1. | Занятие - беседа «Здоровая пища». | Развить представления детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формировать готовность заботиться и укреплять собственное здоровье; | Уметь ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные; |
2. | Экскурсия на кухонный блок с целью показа места приготовления пищи. | |||
3. | Дидактическая игра «Съедобное-несъедобное». | - уметь отличать съедобные продукты от несъедобных. | ||
4. | Беседа «Где найти витамины» | Познакомить со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека. Закрепить понятие о пользе фруктов и овощей. Воспитывать культуру еды. | Уметь различать фрукты и овощи. Знать, что такое минеральные вещества. | |
5. | Чтение сказки Н. Ю. Чуприной «Маша и фруктовый сад» | На примере сказки показать пользу фруктов, ягод, о необходимости пить различные фруктовые напитки. | Знать о пользе фруктовых напитков | |
Октябрь | 1. | Занятие: «Лепка из соленого теста «Корзина с фруктами и овощами» | Знать полезные фрукты и овощи, уметь их отличать по форме и цвету; развивать у детей творческие способности, их интересы, познавательную деятельность. | - знать, какие фрукты и овощи являются полезными, уметь давать им названия; - самостоятельно научиться лепить корзину, фрукты и овощи, используя пластилин или слоеное тесто. |
2. | Беседа «Кто живет в Молочной стране?» | Формирование основ здорового образа жизни у детей, стремления активно применять на практике полученные знания и умения. Закрепить понятие о пользе молока и молочных продуктов. Воспитывать культуру еды. | Знать, что все молочные продукт ы нужно употреблять, так как они полезны. | |
3. | Чтение Н.Ю. Чуприной «Молоко, Йогурт, Кефир». | Показать на примере сказки, что все молочные продукты полезны для здоровья. | Знать, что все молочные продукт ы нужно употреблять, так как они полезны | |
4. | Занятие «Самые полезные продукты». | Дать детям представления о полезных продуктах и их жизненно важное значение. Закрепить обобщающие понятия овощи, фрукты, продукты. | Знать, что входит в обобщающие понятия «овощи», «фрукты», «продукты». | |
5. | Дидактическая игра «Вершки и корешки» | Расширять знания детей об овощах, у которых в пищу употребляют плоды, растущие в земле и на кусте. | Знать, какую часть овоща употребляют в еду | |
Ноябрь | 1. | Конкурс рисунков «Вкусный маршрут». | Развивать у детей творческие способности, их интересы, познавательную деятельность. | - уметь отличать полезные продукты от вредных; - уметь рисовать самостоятельно на заданную тему. |
2. | Составление рассказов с использованием опорных схем «Об овощах», «Доскажи пословицу». «Венок из пословиц». | Учить детей при помощи опорных схем составлять рассказ. | Уметь составлять рассказ по предложенной опорной схеме. | |
3. | Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в магазин» | Формировать у детей умения выбирать из предложенного ассортимента нужные и полезные продукты. | Уметь выбирать полезные продукты. | |
4. | Беседа «Здоровое питание» | Рассказать детям о продуктах питания и их значении для человека, познакомить с понятиями «питательные вещества», «правильное», или «здоровое питание». Развивать любознательность, умение выделять правила здорового питания. | Иметь желание вести здоровый образ жизни. | |
5. | Чтение рассказа Н. Ю. Чуприной «Интересный разговор». | Показать на примере рассказа, о вредности сырой воды, о необходимости пить очищенную воду | Знать о вреде сырой воды | |
Декабрь | 1. | Занятие – игра «Даёт силы нам всегда витаминная еда» | Закрепить знания детей о рациональном питании; закрепить соблюдение детьми правил питания; помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания: еда должна быть не только вкусной, но и полезной; познакомить детей с понятием «витамины», их обозначением и пользе для организма человека. | - знать, что такое витамины, и в каких продуктах они содержатся; - иметь представление об их обозначении |
2. | Лепка «хлебобулочных изделий» из соленого теста. | Развивать у детей творческие способности, их интересы, познавательную деятельность. | Самостоятельно научиться лепить хлебобулочные изделия, используя пластилин или слоеное тесто. | |
3. | Составление рассказов с использованием опорных схем «О хлебе», «Колосок». | Учить детей при помощи опорных схем составлять рассказ. Рассказать о пользе хлеба, какой хлеб полезней. | Уметь пользовать опорной схемой, иметь представление о пользе хлеба. | |
4. | Дидактические игры с использованием алгоритмов «Учимся готовить бутерброд», «Что можно есть на ужин». | Закрепить знания детей о правильном питании, объяснить, что не всё можно есть на ужин – еда должна быть легкой и полезной. | Уметь ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные. | |
5. | Занятие «Что надо есть, если хочешь стать сильнее. Как правильно составить свой рацион питания». | Научить детей выбирать самые полезные продукты. Познакомить детей с рационом питания. | Знать, что такое рацион питания, для чего нужно его соблюдать | |
Январь | 1. | Занятие – практикум «Как правильно накрыть стол» | Рассказать детям об эстетических подходах и требованиях этикета в сферах питания; развивать умения использовать полученные знания на практике. | - знать, как правильно накрывать на стол; - иметь представление об эстетических подходах и требованиях этикета в сфере питания. |
2. | Беседа на тему «Можно ли вырасти из конфет». | Объяснить детям, для чего необходимы конфеты, есть ли польза от них | Осознать ценность здорового образа жизни, в частности правильного питания. | |
3. | Дидактическая игра «Приготовим суп, кашу, салат» | Учить детей правильно подбирать продукты для приготовления различных блюд, раскладывать картинки в том порядке, как продукты закладывают для приготовления тех или иных блюд. | Понимать пользу приготовляемых блюд, знать из каких ингредиентов состоит блюдо | |
4. | Чтение рассказа Н. Ю. Чуприной «День рождения» | На примере рассказа показать, что не всегда вкусная еда является полезной | Знать какая еда является полезной | |
5. | Игра «Да»-«нет». | При помощи игры закрепить правила питания | Знать правила питания | |
Февраль | 1. | Конкурс стихов о еде, о витаминах | Развивать у детей чувство ответственности за свое здоровья через творческую и познавательную деятельность. | Получить дополнительные знания в области литературы, различных сферах искусства, что будет способствовать расширению их общего кругозора. |
2. | Игра-инсценировка стихотворения «Хозяйка однажды с базара пришла…» | |||
3. | Беседа «Где и как готовят пищу». | Познакомить детей с местом, где готовят еду; рассказать о профессии повара. Познакомить детей с работой на кухне, с правилами техники безопасности. | Знать правила поведения в столовой. | |
4. | Занятие «Как правильно вести себя за столом». | Добиться уяснения детьми правил поведения за столом или в столовой; проработать правила хорошего тона за столом. | Знать правила поведения за столом или в столовой. | |
5. | Игра «Кто быстрее наполнит корзинку» | Учить различать: - продукты полезные, - полезные продукты, которые едят не каждый день; - вредные продукты. | Уметь различать: - продукты полезные, - полезные продукты, которые едят не каждый день; - вредные продукты. | |
Март | 1. | Сюжетно – ролевая игра «Накормлю себя сам» | Отработать и закрепить навыки в составлении полезного рациона. | - осознать ценность здорового образа жизни, в частности правильного питания; - иметь представление о составлении полезного рациона. |
2. | Проращивание лука в баночках, посев семян укропа, лука, петрушки | Понаблюдать за результатами посева, рассказать о пользе зелени для здоровья | Иметь представление о пользе зелени | |
3. | Художественно-творческая деятельность «Живая витаминка» (пластилинография) | Развивать у детей творческие способности, их интересы, познавательную деятельность. | Знать, что такое витамины, и в каких продуктах они содержатся | |
4. | Занятие «Дары леса» | Познакомить детей с дарами леса, что растёт в лесу съедобного. Какую пользу несут человеку «дары леса». | Уметь различать «съедобные» и «несъедобные» дары леса. Знать пользу от богатств леса. | |
5. | Чтение рассказа Н. Ю. Чуприной «Поросёнок Пончик» | На примере сказки показать: перед сном нельзя наедаться, а можно есть только «легкую» пищу. | Понимать понятие «легкий» ужин. | |
Апрель | 1. | Беседа – игра «Здоровое питание – здоровые зубы» | Сформировать у воспитанников представление о правильном питании и его важности в сохранении здоровья зубов и всего организма. | Уметь различать продукты полезные и вредные для зубов. |
2. | Посев семян на рассаду – томаты, огурцы, перец (зарисовка наблюдений за посевами) | Уточнить у детей, почему именно семена этих растений мы посадили, чем полезны данные овощи; - развивать у детей творческие способности. | Знать о пользе овощей; - как из семечка появляется растение. | |
3. | Как правильно есть. Режим питания. | Закрепить с детьми обработку продуктов. Соблюдение культурно-гигиенических правил. | Понимать значимость правильного и регулярного питания для здоровья человека | |
4. | Игра «Собери изображение». | Учить собирать из частей изображение, называть, что получилось и рассказывать, о пользе или вредности изображенного предмета | Различать вредную и полезную еду | |
5. | Чтение рассказа Н. Ю. Чуприной «Спорщицы». | На примере сказки показать, что все каши полезны | Знать о пользе каши | |
Май | 1. | Просмотр и обсуждение презентации «Кулинарное путешествие по России» | Рассказать воспитанникам о национальных традициях и социокультурных аспектах здорового питания; провести фотоэкскурсию в мир кулинарии нашей страны | Иметь представление об истории кулинарии нашей Родины. |
2. | Аппликация на тему «Корзинка с любимыми фруктами». | Развивать у детей творческие способности, их интересы, познавательную деятельность. Вспомнить с детьми, чем полезны фрукты. | Знать, какие фрукты являются полезными, уметь давать им названия. | |
3. | Выставка детских работ, посвященных правильному питанию | Выявить у детей уровень понимания понятия «правильное питание» | Правильно понимать понятие «правильное питание» | |
4. | Трудовая деятельность: работа в огороде | На собственном опыте убедиться, сколько труда требуется для того, чтобы на столе появились полезные фрукты и овощи | Уметь достигать поставленной цели | |
5. | Чтение рассказа Н. Ю. Чуприной «Весной на даче». | Показать на примере сказки, что на огороде растут только полезные продукты. | Знать, какие растения произрастают на огороде. |
РАССКАЗЫ И СКАЗКИ О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ
для детей дошкольного возраста (Н. Ю. Чуприна)
Весной на даче.
В начале мая, когда теплое весеннее солнышко уже немного пригрело землю, дедушка Вася со своим внуком Санькой отправился на дачу. Дом на даче хотя и старый, но очень теплый и уютный. В нем есть печка и камин. Саньке всегда нравилось вечерами сидеть у камина, и смотреть на огонь и слушать, как потрескивают поленья. А еще в доме есть чердак. Там хранятся разные вещи: старые игрушки, швейная машина, старинная масляная лампа. На дачном участке есть фруктовый сад, где растут яблони, сливы, груши и разные кустарники. А есть еще и огород. На нем дедушка вместе с бабушкой выращивают разные овощи. Дед Вася, как раз и взял Саньку с собой, чтобы вместе перекопать грядки и посеять разные семена.
С раннего утра принимались они за работу. Дедушка перекапывал и удобрял почву. Санька делал на грядках бороздки и проливал их водой. «Земля должна быть мягкой, как пух. Семена это любят,» - любил говорить дед.
Они посеяли семена моркови, свеклы, редиса, петрушки и укропа. Посадили томаты, огурцы, перцы, капусту, лук. «То-то будет урожай!» - радовался дед Вася.
- Дедуля, а урожай мы соберем только осенью? – поинтересовался Санька, когда они с дедом седели во дворе на лавочке.
- Нет. Зелень, огурцы, томаты, перец, лук мы будем собирать все лето. Будем из них делать витаминные салаты.
- Витаминные? Почему они так называются?
- Эти овощи летом мы едим свежими, а в них много витаминов А,В,С,Д, а если делаем из них салат, то, добавляем растительное масло с витамином Е. Вот и получается – витаминный салат.
- Здорово! Дедуля, а морковка, а капуста? – не успокаивался внук.
- Капуста созревает в разное время: ранняя – летом, поздняя – осенью. Капусту нужно обязательно кушать, так как в ней много полезных витаминов, а особенно много аскорбиновой кислоты. Морковь собирают в конце лета, но некоторые сорта созревают раньше и их едят в начале лета.
- Я люблю грызть морковку. Мама говорит, что это очень полезно для зубов. А еще, если будешь есть морковку или пить морковный сок, то вырастишь большим и сильным, - со знанием дела произнес Санька.
- Твоя мама совершенно права, - подтвердил дед. – А сейчас пойдем, н6ас ждет бабушка, она уже накрыла на стол.
Они пошли в дом. Там на столе уже дымилась вареная картошка, на тарелках лежали малосольные огурчики и хрустящая квашеная капуста, краснели томаты в собственном соку. Бабушка положила Саньке вареной картошки и посыпала ее свежей зеленью – петрушкой и укропом.
- Бабуля, а откуда ты взяла укроп и петрушку, ведь на огороде они еще не выросли? – удивился Санька.
- Я вырастила их на подоконнике, - ответила бабуля.
- Если честно, я не очень люблю укроп с петрушкой, - тихо произнес внук.
- Что ты, их надо обязательно кушать, потому что они возбуждают аппетит и улучшают пищеварение, - объяснил дед Вася.
Санька, бабушка и дедушка сидели за столом, кушали все, что приготовила бабуля и радовались, что все овощи с огорода.
И пускай они консервированные, пройдет совсем немного времени и на столе появиться свежие томаты, молодые огурчики, лук, морковка и зеленый горошек.
День рождения
- Совсем скоро придут гости. Пора ставить на стол угощения, - сказала мама.
Санька побежал на кухню и стал помогать ставить на стол салаты, закуски, различные соки и хлеб. Но вот раздался долгожданный звонок.
- Ура! Это мои гости пришли! – закричал Санька и побежал открывать дверь.
На пороге стояли нарядно одетые друзья Саньки. Ребята прошли в квартиру и поздравили своего товарища с Днем рождения. Санька был счастлив! Еще бы, ведь Петя подарил ему гоночную машину с пультом управления, Игорек со своим братиком Юрой – видеокассету, о которой он мечтал, и конструктор, а соседская девочка Леночка подарила энциклопедию про самолеты. Санька поблагодарил всех за подарки и пригласил гостей за стол.
Ребята ели сначала салаты, потом суп, затем мясо с овощным гарниром. После этого в комнате погасили свет, и мама внесла очень красивый торт с шестью свечками. Санька загадал самое заветное желание и погасил свечки. Ребята кушали торт, пили чай и разговаривали.
- Вот было бы здорово кушать только торт вместо салатов и мяча! – мечтательно произнес Санька.
- Нет, Саша, - возразила мама. – Обед должен стоять из четырех блюд. Закуска и салаты подготавливают наш организм к процессу пищеварения. Суп и второе блюдо обеспечивают нас необходимым количеством питательных веществ. Соки, компоты или чай поддерживают нужное количество жидкости в нашем организме. А торт – это десерт. В нем очень много сахара, а сахар в таких количествах не всегда полезен для нас. Поэтому торты можно кушать, но понемногу и изредка.
После застолья ребята играли в разные интересные игры, а те, кто выиграл – получили разные призы. Все были довольны. День рождения удался на славу!
Интересный разговор
В один из жарких июльских дней Санька со своими друзьями Петей, Игорьком и Юрой играли во дворе в футбол. Игра была очень интересной! Если бы в воротах стоял Санька, то, конечно же, он не пропустил бы ни одного мяча. Но в ворота поставили Юру, младшего брата Игорька, который, иногда зазевавшись, пропускал мячи. Но все равно, матч получился замечательный!
Ребята набегались, устали и пошли к Саньке домой, чтобы попить воды. У всех пересохло во рту, мучила жажда.
- Сейчас откроем кран с холодной водой и напьемся! — мечтал Санька.
- Что ты, - возразил ему Петя. — разве ты не знаешь, что можно пить только кипяченую воду?
- А почему? — поинтересовался маленький Юра.
- В сырой воде очень много микробов. Если они попадут к тебе в организм, то ты заболеешь, - объяснил Юре старший брат Игорек.
Придя к Саше домой, ребята попили кипяченой воды и присели отдохнуть. В это время с работы пришла Сашина мама.
- Ребята, не хотите попить сок? — предложила мама.
- Нет, мы уже выпили по целому стакану воды, - дружно ответили друзья.
- А вы знаете, сколько жидкости надо человеку выпивать в день? — спросила мама.
- Нет.
- Целых два литра! Но это не только вода или соки. Во всех продуктах и блюдах есть жидкость. Но особенно много жидкости в овощах и фруктах, - разъяснила мама.
- Интересно, а без воды человек может жить? — задал вопрос Юра.
- Без воды человек может прожить всего несколько дней, а без пищи — несколько недель, - разъяснила Санькина мама.
- А я очень люблю клюквенный морс. Он утоляет жажду. А если у тебя температура, то морс снижает ее, - рассказал Петя.
- А я люблю пить соки, особенно яблочный и апельсиновый, - сказал Игорек.
- А я, например, очень-очень люблю молоко. Я могу пить его и утром, и днем, и вечером.
За разговором друзья отдохнули и снова пошли на улицу играть в волейбол. Все-таки замечательное это время года — лето!
Волшебный шоколад
День был ясный- ясный, а котенок Персик хмурый-хмурый. Он еще вчера потерялся и никак не мог найти дорогу домой. Персик ничего не ел со вчерашнего дня. В животе у него что-то урчало, переливалось и булькало. В это время к Персику подлетела Мудрая Сова. Еще высоко в небе она заметила, что маленький котенок как- то странно себя ведет.
- Что случилось с тобой, - спросила Сова, приземлившись на ветку старого сухого дерева.
- Тетушка Мудрая Сова, я потерялся, - жалобно промяукал котенок, — Вчера я заигрался с сухим листочком, который летел низко над землей и шуршал. Я убежал слишком далеко от моей мамы Кошки. Весь вечер и всю ночь я пытался найти дорогу домой, но ничего у меня не вышло.
- Не печалься, Котенок, - пожалела его Мудрая Сова. Я помогу тебе, Я буду лететь по небу, а ты будешь бежать по земле.
- Спасибо тебе, Сова! Но от голода у меня совсем нет сил. Как же я побегу за тобой? - захныкал Котенок.
Да, незадача! - согласилась Сова, покачав головой. Еды то поблизости нет.
Но тут она вспомнила, что у нее между перьями спрятан маленький кусочек темного шоколада. Сова протянула уставшему Котенку лакомства:
- На, съешь этот кусочек шоколада! Он поможет тебе утолить чувство голода и придаст тебе силы, что бы смог добраться до дома.
Котенок с большим удовольствием съел лакомство. Через некоторое время у него перестало урчать в животе, и котенок ощутил в себе силы бежать домой по дороге, которая укажет Мудрая Сова.
Совсем скоро Персик оказался в объятиях мамы. Он долго благодарил Сову за то, что та выручила его из беды.
- Знаешь, мама, Мудрая Сова угостила меня волшебным шоколадом. Благодаря ему я смог добраться до дома.
- Ух, ух, ух! Рассмеялась Сова. – Вовсе это не волшебный шоколад, а самый обыкновенный. Просто шоколад очень быстро усваивается организмом, утоляет чувство голода и придает силы. Если бы у меня с собой были орехи, мед или мороженое, то они помогли бы тебе так же, как шоколад.
Еще долго кружила в небе Мудрая Сова, еще долго слушала она счастливое мурлыканье Мамы Кошки и Персика.
Поросеночек Пончик.
Шел как-то утром поросенок Пончик через лесную опушку. Увидел он пенек, сел на него и начал зевать. Недалеко стояло раскидистое дерево с большим дуплом. В этом дупле жила Мудрая Сова. Увидела она зевающего поросенка и говорит:
- Пончик, что это ты зеваешь? Ты что, ночью не спал?
- Как не спать, спал. Да вот только плохо: всю ночь крутился, вертелся, сны плохие видел.
- Так, все ясно, - ответила сова.
- Что тебе ясно, - не понял Персик.
- А то, что наверняка вчера перед сном ты очень и даже очень плотно поужинал. Верно?
- Верно, - сознался Пончик. – Я съел много, много овощей, желудей, конфет. А еще я съел тортик, но он был совсем маленький.
- А знаешь ли ты, дорогой мой поросенок, что ужин – это последняя еда перед сном. Он должен быть легким. Организм должен ночью отдыхать. А твой желудок вместо этого переваривает пищу. Запомни, Пончик, на ужин надо есть только легкую пищу.
- А легкая – это какая? – поинтересовался поросенок.
- Это запеканки, творог, простокваша, омлет, кефир, фрукты.
- Теперь мне все понятно. Спасибо тебе, Мудрая Сова! Поросенок собрался идти дальше, но сова остановила его.
- Чуть не забыла, Пончик! Запомни еще одно правило: ужинать надо за два часа до сна. Ты запомнил?
- Да! Еще раз спасибо тебе и до свидания!
Поросенок отправился дальше в лес, раздумывая над словами совы.
Молоко, Йогурт и Кефир.
В молочном магазине на соседних полках стояли разные продукты: молоко, кефир, простокваша, творог, йогурт, ряженка, сметана. Люди с большим удовольствием покупали эти молочные продукты, складывали их в пакеты, приносили домой и ставили в холодильник. А в холодильник их ставили потому, что они страсть как не любили тепло и жару. Им от тёплого воздуха плохо становилось, и они скисали. А в холоде им было хорошо, даже очень хорошо.
Однажды попали в один холодильник Молоко, Кефир и Йогурт. Стоят себе в холодильнике, охлаждаются.
Вдруг Молоко зашевелилось, засуетилось и заговорило:
- Ну — ка, Кефир и Йогурт, подвиньтесь! Не годится стоять мне, Королю всех молочных продуктов, в тесноте. Мне простор нужен.
- Что это ты молоко загордилось? Объясни - ка нам! — попросил Кефир.
- А что объяснять - то! Мало того, что в мой состав входит сто разных веществ, необходимых каждому человеку, так я еще легко усваиваюсь организмом.
- Подумаешь, легко усваивается! - возразил Йогурт. — Я тоже очень легко усваиваюсь. Зато во мне живут особые бактерии, которые, попадая в организм человека, борются с возбудителями всяких заболеваний! Вот!
- Ты что, Йогурт, думаешь один такой борец с возбудителями? Я тоже очень полезный и лечебный продукт питания. Меня дети очень любят! - не успокаивался Кефир.
- А я бываю и вишневый, и черничный, и абрикосовый. Меня можно пить, а можно ложкой есть! — гордо произнес Йогурт. долго спорили Йогурт с Кефиром. Но тут снова вмешалось
Молоко:
- Как бы там ни было, все равно, я, молоко, являюсь основой и для тебя, йогурт, и для тебя, кефир, и для ряженки, и для творога. Даже масло сливочное получается при сбивании сметаны, а сметана получается из молока.
- Да, тут уж не поспоришь! действительно ты, молоко — Король всех молочных продуктов, - сказали Йогурт и Кефир.
Выслушав все это, Молоко подобрело и сказало:
- Ладно, брат Йогурт и брат Кефир, а вы мне теперь действительно, как братья, давайте рядом стоять на одной полке. Не надо нам ссориться!
Так и стояли они рядом: Молоко, Йогурт и Кефир, пока не пришла хозяйка и не вынула их из холодильника.
Две мышки
Случилось это в полдень, когда все лесные звери спрятались от жары: кто в холодную норку забрался, кто в кустарнике густом схоронился. А двух мышек-подружек жара застала как раз в то время, когда они бежали через деревенский огород. Спрятались они под огуречным листом, отдышались и стали оглядываться: пить хочется, есть хочется. Смотрят, висит молодой огурчик, зеленый с пупырышками. Стали мышки его грызть. Огурчик хрустит, а мышки радуются.
- Какой замечательный огурчик! – сказала первая Мышь.
- Да, - подтвердила вторая, - наелись и жажду утолили. В огурце много жидкости.
- А я вообще все овощи люблю: и капусту, и картошку, а особенно морковку, потому что она сладкая, вкусная и полезная. Мне мама рассказывала, что если будешь есть морковь и пить морковный сок, то быстрее вырастишь и будешь сильным и здоровым.
- Я тоже люблю все овощи, - согласилась вторая Мышь. – Вот только не нравятся мне лук и чеснок. Посмотри вон на те грядки. Мой нос даже отсюда чувствует, что они там растут.
- Да, эти овощи имеют необычный запах. Но зато они очень полезные. В них содержится так много полезных, я даже сказала бы лечебных веществ. Если ты будешь каждый день по чуть-чуть есть чеснок или лук, то никогда не будешь болеть.
- А если это случится, то тебе снова помогут эти овощи. Их надо мелко порезать и подышать испарениями, которые идут от них. Через нос к тебе в организм попадут вещества, которые помогут излечиться от насморка. А если ты поешь чеснок или лук, то вредные микробы погибнут и болезнь отступит, - объяснила первая Мышка второй.
- Здорово! Теперь я буду кушать лук и чеснок, чтобы на болеть, - сказала вторая Мышка.
Солнце уже перестало так припекать и наши подружки, отдохнувшие и довольные, отправились дальше в путь.
Спорщицы
Однажды стоящая на столе сахарница услышала странные звуки, доносившиеся с плиты, на которой стояли кастрюли:
- Пьих-пых! — говорила одна кастрюля.
- Пых-пых-пых, - отвечала ей другая.
Сахарница прислушалась. И вот что она услышала:
- Я самая вкусная и полезная каша, - пропыхтела гречневая каша.
- Нет, нет! Самая вкусная и полезная я, - возражала ей овсяная каша.
- Меня можно варить на воде и на молоке. А если добавить сахар, то я стану еще вкуснее, - не успокаивалась гречневая.
- Подумаешь, - отвечала овсяная каша. — Зато если в меня добавить не только сахар, но и варенье или изюм, то я стану еще более полезной и вкусной!
- Зато я наиболее полезная каша, - не успокаивалась гречка. — Во мне больше всего полезных веществ, нужных для здоровья каждого человека.
- Во мне тоже есть полезные вещества и много витаминов, которые помогают детям расти здоровыми и сильными, - отвечала овсяная каша.
- А если в меня добавить сливочное масло, то я становлюсь во много раз вкуснее!
- Ну и что! Я тоже становлюсь от масла вкуснее. Зато у меня два имени: Овсяная и Геркулесовая, - хвасталась Овсянка.
Этот спор продолжался бы еще долго, если бы не вмешался Чайник — всей посуды начальник.
- Я так скажу, - произнес Чайник, - любая каша — это полезная еда, которая поможет стать человеку здоровым и сильным. В кашах много витаминов и разных веществ, которые необходимы всем людям, а особенно детям. Если в кашу добавить ягоды, варенье, изюм или орешки, то она станет еще вкуснее и полезнее. На свете существует много разных каш: рисовая, перловая...
- Манная и кукурузная, - подхватила Сахарница.
- Верно, верно! Все они являются полезными продуктами, - сказал Чайник.
Каши успокоились и перестали спорить. Вскоре пришла хозяйка и выключила под кастрюлями огонь.
Кошка в гостях у Свиньи
Однажды пригласила Свинья свою соседку Кошку на обед. Накрыла она стол, красивую скатерть постелила, еды всякой поставила: тут и мороженое, тут и пирожное, и конфеты всякие: «Марсы» со «Сникерсами», чипсы и газировка «Кока-кола». Сидит Свинья за столом, Кошку поджидает.
Пришла Кошка, поздоровалась, посмотрела на стол и говорит:
- Дорогая Свинья! Ты собираешься все это кушать?
- Да, хрю-хрю. А что? – не поняла Свинья.
- Как что? – удивилась Кошка. – Ведь это вредные для организма продукты. Если ты будешь их кушать, то у тебя будет болеть живот. Мало того, у тебя разболятся зубы и тебе их придется лечить. Может быть даже их придется вырывать. А еще твое тело может покрыться прыщами. Такое очень часто случается у тех, кто много и часто ест конфеты.
- А что же делать? – спросила испуганная Свинья. – Мы останемся голодными, а эти продукты испортятся. Я не хочу их выбрасывать.
- Не переживай, Свинья! Эти продукты убери в холодильник. Там они могут долго храниться. Ты будешь их кушать лишь иногда и по чуть-чуть. А сейчас я принесу тебе то, что можно и нужно кушать.
Кошка побежала к себе домой и через некоторое время вернулась с корзиной. Из нее выложила для Свиньи морковь, капусту, свеклу, яблоки, груши, а для себя молоко, сметану и творог.
- Вот, Свинья, угощайся!
Свинья съела овощи с большим удовольствием.
- Спасибо тебе, Кошка! Очень вкусно, а самое главное полезно! Я теперь всегда буду выбирать для себя самые полезные продукты. А конфеты, мороженое и пирожное буду кушать лишь иногда.
А вы, дети, какие еще полезные продукты знаете?
Лимончик
За горами, за лесами, далеко-далеко от наших мест есть фруктовый город. В нем живут только фрукты: сочные яблоки и груши, нежные бархатистые персики и абрикосы, ярко-желтые бананы и лимоны, круглые апельсины, грейпфрукты, мандарины. Все фрукты дружат между собой, помогают друг другу. Но иногда случаются неприятности.
Однажды маленький Лимончик шел по улице и напевал веселую песенку.
У него было прекрасное настроение. Было раннее летнее утро, щебетали птички, на небе сияло яркое теплое солнышко. Вдруг навстречу Лимончику выкатились два приятеля – Мандарин и Апельсин.
- Ха-ха-ха! – засмеялись они. – Посмотри, кто идет! Кислый Лимончик, бр-р-р! Невкусный! Некрасивый!
Услышав это, Лимончик очень расстроился. Он расплакался и побежал к маме.
- Не обижайся на них, сынок, - сказала мама. – Они не правы. Ты у меня очень красивый. Желтенький, похож на солнышко. Сочный, очень полезный. В тебе много витаминов. А то, что ты кислый – не беда! Если лимонную дольку посыпать сахаром, она становится кисло-сладкой.
Лимончик немного успокоился. Настроение у него улучшилось.
- Ты должен простить Апельсинчика и Мандаринчика, - посоветовала мама, - ведь они твои родственники. Все мы относимся к одной семье – семье цитрусовых. Все мы сочные, вкусные и очень полезные. В нас много витаминов и других веществ, необходимых для здоровья. Нам нельзя ссориться!
Лимончик, выслушав свою маму, побежал на улицу. Он встретил Апельсинчика и Мандаринчика и объяснил им, почему им нельзя ссориться. После этого друзья побежали играть в футбол и больше никогда не ссорились.
Маша и фруктовый сад
Жила-была девочка Маша. Каждое утро она приходила в свой фруктовый сад. В нем росли разные деревья и кустарники. Яблоки, вишни, сливы, черноплодная рябина, облепиха, шиповник, крыжовник, красная и черная смородина встречали маленькую хозяйку шелестом листьев. Маша ухаживала за садом, поливала и удобряла деревья и кустарники. Ей нравилось гулять в саду. В жаркие летние дни в нем было светло и прохладно.
Однажды Маша заболела. У нее поднялась температура, горло покраснело и стало больно глотать. Забеспокоились деревья и кустарники, наклонили к земле свои ветви, задумались, как помочь Машеньке. Подул тут ветерок и нашептал им, что спасти Машу может напиток из шиповника. Он поможет снизить температуру. Плоды черной и красной смородины тоже уменьшат температуру тела и обогатят организм витаминами. А еще ветерок прошептал о пользе малинового варенья, вкусного и душистого. Если выпить чай с малиновым, то уменьшатся боли в горле. И, конечно же, необходимо сварить разные компоты: яблочно-вишневый, яблочно-грушевый, сливовый. Они утолят жажду, которая часто мучает больных и улучшат аппетит. Обрадовались деревья, что смогут помочь Маше. Распрямили они свои ветви, зашелестели листочками. Поняла Машина мама, что хотят сказать ей деревья и кустарники. Напоила она дочку чаем с малиновым вареньем, настоем шиповника. Покушала девочка ягоды красной и черной смородины, выпила полезного компота.
На следующий день Маша почувствовала себя намного лучше. Она вышла в свой любимый фруктовый сад и поблагодарила деревья и кустарники за помощь. Долго шелестел зеленой листвой сад, радуясь быстрому выздоровлению девочки.
Государство Пряностей
В некотором царстве под названием Государство Пряностей жил- был царь. Звали его Лавр. Его жена, царевна Гвоздика, ласково называла царя «Лавровый листочек».
- Я царь, я главный среди пряностей, - говорил перед своими подчиненными Лавр. — Из моих листьев делают венки и водружают их на головы победителей спортивных состязаний, поэтам и героям.
- Конечно, конечно, дорогой Лавровый листочек, - соглашалась с мужем Гвоздика, - но я ценю тебя не только за это, но еще и за то, что если твои листочки добавляют в разные блюда, то они обретают необычный запах и вкус.
После этих слов Лавр с гордостью вскидывал голову и обводил взглядом своих преданных слуг: Мяту, Тмин, Хрен и Ваниль.
- Ах, если бы ты знала, как мне нравится твой запах, дорогая Гвоздика! мечтательно произносил Лавр. Выделяемые тобой эфирные масла имеют не только приятный запах, но и специальные
свойства.
- А что это за свойства? поинтересовался старик Тмин.
- О’ Еще моя бабушка рассказывала, - продолжила Гвоздика, - что в стародавние времена люди носили на шее бусы из гвоздики, клали ее в рот и жевали при посещении больных. Считалось, что выполняя все это, человек не заразиться.
Все подданные после этих слов преклонили головы, в знак уважения, перед своей королевой.
- А помнишь, Гвоздика, - добавил Лавр, - как-то на наше Государство Пряностей напали муравьи. Мы разложили твои бутоны, и гвоздичный запах смог спугнуть надоедливых муравьев и они отступили.
Однажды в Государство Пряностей приехала в гости Соль. Лавр позвал во дворец всех жителей, чтобы познакомить Соль с разными пряностями.
- Дорогие подданные! Прошу любить и жаловать -. Соль!
Наиважнейшая вкусовая добавка! Без соли человек не может жить. В год для нормального питания одному взрослому человеку необходимо семь килограммов соли.
- Не может быть! не сдержался Хрен. Это просто потрясающе!
- А сейчас, многоуважаемая Соль, разрешите Вас познакомить с жителями моего государства: Тмин дикорастущее растение. Его плоды используют при засолке овощей, их добавляют в супы, соусы
и хлеб, - с гордостью произнес Лавр.
- А еще, я возбуждаю аппетит и улучшаю пищеварение, - скромно добавил старик Тмин.
Он поклонился и отошел в сторону.
- Прошу любить и жаловать — Хрен, во всей своей красе. Хрен никогда не отличался особой скромностью и принялся сам себя расхваливать:
- Посмотрите на меня: у меня есть и вершки и корешки. Мои листья незаменимы при засолке огурцов и томатов. А блюда из моего корня — самая острая приправа к мясным, рыбным и овощным блюдам. Я — самый-самый полезный, так как во мне много витаминов С и В.
- Вовсе и не самый-самый, - возразил старик Тмин. — Не стыдно тебе. Хрен, самого себя расхваливать? Стоишь тут весь белый и не краснеешь!
- От чего же, если в меня добавляют свеклу, то я становлюсь даже очень красным.
- Ну, с Хреном мне все понятно, - сказала Соль. А что это за нежная красавица стоит в сторон
- О-о! Это неотразимая Ваниль, - с нескрываемой гордостью заявил Лавр. Ваниль подошла к гостье.
- Какой замечательный запах! -- произнесла Соль, втягивая аромат.
- Вы еще не пробовали ее на вкус, - отозвалась Гвоздика.
Нашу Ваниль используют для ароматизации печенья, бисквитов, зефира и многих других кондитерских изделий.
- Если разрешите, я добавлю, - скромно произнесла красавица Ваниль.
- Конечно, конечно! — разрешил Лавр.
- Меня применяют еще и в процессе приготовления лекарств, для придания им приятного вкуса и запаха. Ваниль раскланялась и ушла на прежнее место.
- Что-то я не вижу нашу Мяту — спросил царь.
- Я здесь! Извините, что опоздала. Я заваривала свои листья для получения мятного чая, чтобы те, кто сильно беспокоятся, выпив моего чая, успокоились, а те, кто страдает бессонницей, отведав этого напитка, заснули крепким сном.
- Это очень хорошее качество! — согласилась Соль.
- А еще Мята придает пище освежающий вкус и приятный аромат, - добавила Гвоздика.
- Какие полезные жители живут в вашем Государстве! с восторгом произнесла Соль. -. Я обязательно расскажу всем своим друзьям о пряностях, которые придают продуктам и блюдам своеобразный вкус и полезные свойства. После этого был пир на весь пряный мир.
В ожидании гостей
Санька с нетерпением ждал этот день. Сегодня у него День рождения. Ему исполняется шесть лет и к нему придут друзья: Петя, Игорек с младшим братом Юрой и соседская девочка Леночка. Ребята принесут разные подарки. «Интересно, что подарят друзья? Может быть машину или самолет, а может быть интересную книгу?» - мечтал Санька. Его раздумья прервала мама:
- Сынок, помогай мне накрывать на стол!
Мама достала белоснежную скатерть, фарфоровые тарелки с золотой каемкой, хрустальные стаканы и другую красивую посуду.
- Мама, а зачем ты взяла эту посуду? Может быть поставим посуду, которой мы пользуемся каждый день? – спросил Санька.
- Нет, сынок. Когда ты ждешь гостей к праздничному обеду, стол надо накрыть красивой скатертью и поставить по числу гостей приборы: тарелки, вилки, ложки, ножи, бокалы для напитков. Посуда, конечно, должна быть красивой. Гостям будет приятно сидеть за таким столом, - пояснила мама.
Санька стал с удовольствием помогать маме накрывать на стол.
А ты знаешь, сынок, - сказала мама, - раньше во дворцах московских государей тарелки, вилки и ложки подавали только почетным гостям, сами же хозяева брали руками заранее нарезанное кушанье. Но великий русский царь Петр решил навести порядок – обучить русских дворян хорошим манерам. Он повелел изучать книгу, в которой рассказывалось о том, как надо вести себя в обществе и как правильно вести себя за столом. С того времени еду перестали брать руками, а стали использовать вилки, ножи и ложки.
- Как интересно! – воскликнул Санька. – Я обязательно об этом расскажу ребятам.
Мама и сын расставили всю посуду. В довершении, мама умело скрутила из салфеток конусы и поставила их на пустые тарелки.
Стол получился замечательным!
- Нет у Юли аппетита?
Только вижу, что она,
Безусловно, не больна.
А тебе скажу, девица,
Все едят и зверь, и птица,
От зайчат и до котят.
Все на свете есть хотят.
С хрустом конь жует овес,
Кость грызет дворовый пес.
Воробьи зерно клюют
Там, где только достают.
Утром завтракает слон –
Обожает фрукты он.
Бурый мишка лижет мед.
В норке завтракает крот.
Обезьяна есть банан.
Ищет желуди кабан.
Ловит мошку ловкий стриж.
Сыр и масло любит мышь.
Попрощался с Юлей врач –
Глеб Сергеевич Пугач,
И сказала громко Юля:
- Накорми меня, мамуля!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию по теме: «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектно-исследовательской деятельности»
Формирование экологической культуру у детей старшего дошкольного возраста в процессе совершенствования педагогической компетентности в вопросах развития познавательного интереса и познавательной актив...
Перспективный план работы с детьми по теме "Здоровое питание"
Перспективный план...
Консультация для педагогов на тему: "Культура питания Культура питания – как одна из составляющих здоровья дошкольников."
Данная консультация содержит маиериал для развития знаний педагогов о культуре питания – как одной из составляющих здоровья дошкольников в ДОО....
Методический материал на тему: "Культура питания. Культурно - гигиенические навыки питания"
Методический материал с конспектами занятий, стихами и играми на тему....
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Культура питания» ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «Паровозик» «Культура питания»
Актуальность проекта обусловлена возросшим интересом к возрождению культуры поведения за столом, обучению правилам хорошего тона детей старшего дошкольного возраста.Проблема: В ходе наб...
Проект на тему: «Культура питания. Культурно – гигиенические навыки питания»
Проектна тему: «Культура питания. Культурно – гигиенические навыки питания»...
План работы по самообразованию по теме:«Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города»
Цель: Создание условий по формированию нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом, её историей и культурой...