Подходы к проблеме детей с ОВЗ в детских садах
статья (старшая группа) на тему
Подходы к проблеме детей с ОВЗ.
Куликова Р.Б.
МБДОУ детский сад №47 комбинированного вида, г. Тамбов
Одной из актуальных проблем современного российского социума, является включение детей с ограниченными возможностями в общество. Актуальность этой проблемы объясняется многими обстоятельствами, сложившимися в современной России.
Полноценное развитие ребенка есть неотъемлемое право человека и одна из важнейших задач образования на современном этапе требует поиска наиболее эффективных подходов достижения этой цели.
Современное российское законодательство, формирующее определённый уровень толерантности к детям с ограниченными возможностями, отвечает общепризнанным международным стандартам и имеет гуманистическую направленность. Сейчас в России создаётся и функционирует сеть, социальной помощи семье и ребёнку с ограниченными возможностями здоровья. Реабилитационные учреждения, школы-интернаты, спортивно-адаптивные школы. Все это есть как правило в крупных городах. В населенных пунктах которые удалены от городов, как правило этого нет. А ведь формирование и развитие социального потенциала детей с ограниченными возможностями, их активное участие в жизни общества могли бы способствовать дальнейшему развитию экономики страны и её стабильному функционированию.
Работая учителем в школе на протяжении четырнадцати лет, я постоянно сталкивалась с проблемами обучения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного должного образования. Эта проблема является следствием не только физического и психического здоровья ребёнка, но и результатом недоступной для ребенка с ограниченными возможностями здоровья архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб. А ведь ребёнок, имеющий инвалидность, может быть также способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей.
Значимость заявленной проблемы, необходимость работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, и, как следствие этого – создание концепции раннего выявления таких детей определяется следующими факторами:
- ухудшение условий жизни, которые губительно начинают действовать уже в период развития плода;
- ухудшение экологической обстановки, рост различных заболеваний, обусловленных состоянием окружающей природной среды;
- рост детского травматизма, число случаев детского алкоголизма, наркомании и токсикомании как следствия социального неблагополучия и скрытой детской безнадзорности.
С недавнего момента моей работы в детском саду, я увидела эту проблему более глубоко. Если архитектура современных школ перестраивается под более доступную среду (строятся пандусы, формируется доступное передвижение по рекреациям и кабинетам, меняется техническое и методическое оснащение кабинетов). В школах создаются системы социальных, психолого-педагогических, медицинских и методических служб. Хорошо организована работа дистанционного школьного образования и доп. образования. Многие детские сады, не имеют пандусов, в них нет безопасной доступной среды. Но главное, именно в детских садах должны работать квалифицированные специалисты для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, их родителями. На мой взгляд, и детские сады должны активно вести работу в рамках реализации концепции раннего выявления детей с ограниченными возможностями здоровья. Основные подходы в диагностической работе должны быть следующими:
- своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
- раннюю диагностику отклонений в развитии;
- комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации;
- изучение развития эмоциональной сферы и личностных особенностей детей с ОВЗ;
- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;
- системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка.
Несмотря на актуальность проблемы, необходимо учитывать препятствия и трудности, возникающие в процессе работы.
1. Отсутствие тесных связей между различными службами и центрами, осуществляющих выявление, детей с ОВЗ.
2. Отсутствие системы ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии ребенка с ОВЗ.
4. Недостаточное финансирование проектов по раннему выявлению детей с ОВЗ.
5.Отсутствие дошкольных учреждений компенсирующего и комбинированного вида, в которых можно провести диагностику с последующей дифференциацией отклонений в здоровье.
6. Проблемы с получением доступного общего и профессионального образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и с их дальнейшим трудоустройством.
7. Односторонность в работе со стороны педагога и психолога. Работа психолога в специальных учреждениях сводится в настоящее время в основном к диагностической деятельности, которая не имеет тесной связи с последующей коррекцией.
8. Отсутствие системы преемственности дошкольного и школьного специального образования.
Решение проблемы социального воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья должно быть в наши дни актуальным в силу объективных сложностей социального функционирования и вхождения ребёнка в наше современное общество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 17.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Подходы к проблеме детей с ОВЗ.
Куликова Р.Б.
МБДОУ детский сад №47 комбинированного вида, г. Тамбов
Одной из актуальных проблем современного российского социума, является включение детей с ограниченными возможностями в общество. Актуальность этой проблемы объясняется многими обстоятельствами, сложившимися в современной России.
Полноценное развитие ребенка есть неотъемлемое право человека и одна из важнейших задач образования на современном этапе требует поиска наиболее эффективных подходов достижения этой цели.
Современное российское законодательство, формирующее определённый уровень толерантности к детям с ограниченными возможностями, отвечает общепризнанным международным стандартам и имеет гуманистическую направленность. Сейчас в России создаётся и функционирует сеть, социальной помощи семье и ребёнку с ограниченными возможностями здоровья. Реабилитационные учреждения, школы-интернаты, спортивно-адаптивные школы. Все это есть как правило в крупных городах. В населенных пунктах которые удалены от городов, как правило этого нет. А ведь формирование и развитие социального потенциала детей с ограниченными возможностями, их активное участие в жизни общества могли бы способствовать дальнейшему развитию экономики страны и её стабильному функционированию.
Работая учителем в школе на протяжении четырнадцати лет, я постоянно сталкивалась с проблемами обучения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного должного образования. Эта проблема является следствием не только физического и психического здоровья ребёнка, но и результатом недоступной для ребенка с ограниченными возможностями здоровья архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб. А ведь ребёнок, имеющий инвалидность, может быть также способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей.
Значимость заявленной проблемы, необходимость работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, и, как следствие этого – создание концепции раннего выявления таких детей определяется следующими факторами:
- ухудшение условий жизни, которые губительно начинают действовать уже в период развития плода;
- ухудшение экологической обстановки, рост различных заболеваний, обусловленных состоянием окружающей природной среды;
- рост детского травматизма, число случаев детского алкоголизма, наркомании и токсикомании как следствия социального неблагополучия и скрытой детской безнадзорности.
С недавнего момента моей работы в детском саду, я увидела эту проблему более глубоко. Если архитектура современных школ перестраивается под более доступную среду (строятся пандусы, формируется доступное передвижение по рекреациям и кабинетам, меняется техническое и методическое оснащение кабинетов). В школах создаются системы социальных, психолого-педагогических, медицинских и методических служб. Хорошо организована работа дистанционного школьного образования и доп. образования. Многие детские сады, не имеют пандусов, в них нет безопасной доступной среды. Но главное, именно в детских садах должны работать квалифицированные специалисты для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, их родителями. На мой взгляд, и детские сады должны активно вести работу в рамках реализации концепции раннего выявления детей с ограниченными возможностями здоровья. Основные подходы в диагностической работе должны быть следующими:
- своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
- раннюю диагностику отклонений в развитии;
- комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации;
- изучение развития эмоциональной сферы и личностных особенностей детей с ОВЗ;
- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;
- системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка.
Несмотря на актуальность проблемы, необходимо учитывать препятствия и трудности, возникающие в процессе работы.
1. Отсутствие тесных связей между различными службами и центрами, осуществляющих выявление, детей с ОВЗ.
2. Отсутствие системы ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии ребенка с ОВЗ.
4. Недостаточное финансирование проектов по раннему выявлению детей с ОВЗ.
5.Отсутствие дошкольных учреждений компенсирующего и комбинированного вида, в которых можно провести диагностику с последующей дифференциацией отклонений в здоровье.
6. Проблемы с получением доступного общего и профессионального образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и с их дальнейшим трудоустройством.
7. Односторонность в работе со стороны педагога и психолога. Работа психолога в специальных учреждениях сводится в настоящее время в основном к диагностической деятельности, которая не имеет тесной связи с последующей коррекцией.
8. Отсутствие системы преемственности дошкольного и школьного специального образования.
Решение проблемы социального воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья должно быть в наши дни актуальным в силу объективных сложностей социального функционирования и вхождения ребёнка в наше современное общество.
Ссылки на литературные источники:
Социосфера http://sociosphera.com/publication/conference/2013/171
Институт специальноцй педагогики и психологии
http: /wallenberg.ru/science/435-ot-sotcialnoi-poleznosti-k-sotcializatcii
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы эмоционального выгорания педагогов детского сада
В статье раскрыты причины и пути решения проблемы эмоционального выгорания педагогов детского сада....
"Проблемы литературного образования в детском саду"
В данной работе отражена актуальность литературного образования детей в дошкольнолм учреждении; особенности восприятия детьми дошкольного возраста творчества Пушкина. Представлен конспект сценария-утр...
Коррекционная поддержка детей с проблемами в развитии, посещающих детские сады общеразвивающего вида.
Коррекционная поддержка детей с проблемами в развитии, посещающих детские сады общеразвивающего вида....
1. Программа по ознакомлению детей 6 - 7 лет с нотной грамотой; 2. Тематические музыкальные занятия для малышей; 3. Творческая работа по проблеме слушания музыки в детском саду; 4. Сценарий "В гостях у сказки"
1. Программа рассчитана на изучение материала детьми старшего, подготовительного к школе возраста в условиях детского сада. Занятия проводятся музыкальным руководителем по подгруппам. Цель: расширение...
Проблемы эмоционального выгорания педагогов детского сада
Проблемы эмоционального выгорания педагогов детского сада В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательн...
Проблемы семейного чтения в детском саду
В статье рассказано проблемы семейного чтения и пути решения...
Проблемы адаптации детей к детскому саду 4-5 лет
Ни для кого не секрет, что новые дети в детском саду доставляют немало хлопот и воспитателям и родителям, когда вечером приходят домой. Проявление «адаптационной» болезни - это не случайность. Дети пе...