Подходы к проблеме детей с ОВЗ в детских садах
статья (старшая группа) на тему

Куликова Римма Борисовна

Подходы к проблеме  детей с ОВЗ.  

 

Куликова Р.Б.

МБДОУ детский сад №47 комбинированного вида, г. Тамбов

 

Одной из актуальных проблем современного российского социума, является включение детей с ограниченными возможностями в общество. Актуальность этой проблемы объясняется многими обстоятельствами, сложившимися в современной России.

Полноценное развитие ребенка есть неотъемлемое право человека и одна из важнейших задач образования на современном этапе требует поиска наиболее эффективных подходов достижения этой цели.

 Современное российское законодательство, формирующее определённый уровень толерантности к детям с ограниченными возможностями, отвечает общепризнанным международным стандартам и имеет гуманистическую направленность. Сейчас в России создаётся и функционирует сеть, социальной помощи семье и ребёнку с ограниченными возможностями здоровья. Реабилитационные учреждения, школы-интернаты, спортивно-адаптивные  школы. Все это есть как правило в крупных городах.    В населенных пунктах которые удалены от городов, как правило этого нет. А ведь формирование и развитие социального потенциала детей с ограниченными возможностями, их активное участие в жизни общества могли бы способствовать дальнейшему развитию экономики страны и её стабильному функционированию.

        Работая учителем в школе на протяжении четырнадцати лет, я постоянно сталкивалась с проблемами обучения и  социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.  Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного должного образования. Эта проблема является следствием не только физического и психического здоровья ребёнка, но и результатом недоступной для ребенка с ограниченными возможностями здоровья архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб.  А ведь  ребёнок, имеющий инвалидность, может быть также способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей.

 Значимость заявленной проблемы, необходимость работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, и, как следствие этого – создание концепции раннего выявления таких детей определяется следующими факторами:

- ухудшение условий жизни, которые губительно начинают действовать уже в период развития плода;

- ухудшение экологической обстановки, рост различных заболеваний, обусловленных состоянием окружающей природной среды;

- рост детского травматизма, число случаев детского алкоголизма, наркомании и токсикомании как следствия социального неблагополучия и скрытой детской безнадзорности.

       С недавнего момента моей работы в детском саду, я увидела эту проблему более глубоко. Если архитектура современных  школ перестраивается под более доступную среду (строятся пандусы, формируется доступное передвижение по рекреациям и кабинетам,  меняется техническое и методическое оснащение кабинетов). В школах создаются системы социальных, психолого-педагогических, медицинских  и методических служб. Хорошо организована работа дистанционного школьного образования и доп. образования. Многие детские сады, не имеют пандусов, в них нет безопасной доступной среды. Но главное, именно в детских садах должны работать квалифицированные специалисты  для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, их родителями.  На мой взгляд, и  детские сады должны активно вести работу в рамках реализации концепции раннего выявления детей с ограниченными возможностями здоровья. Основные подходы в диагностической  работе должны быть следующими:

- своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;

- раннюю диагностику отклонений в развитии;

- комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации;

- изучение развития эмоциональной сферы и личностных особенностей детей с ОВЗ;

- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;

- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;

- системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка.

Несмотря на актуальность  проблемы, необходимо учитывать препятствия и трудности, возникающие в процессе работы.

 

1. Отсутствие тесных  связей между различными службами и центрами, осуществляющих выявление, детей с ОВЗ.

2. Отсутствие системы ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии ребенка с ОВЗ.

4. Недостаточное финансирование проектов по раннему выявлению детей с ОВЗ.

5.Отсутствие дошкольных учреждений компенсирующего и комбинированного вида, в которых можно провести диагностику с последующей дифференциацией отклонений в здоровье.

6. Проблемы с получением доступного общего и профессионального образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и с их дальнейшим трудоустройством.

7. Односторонность в работе со стороны педагога и психолога. Работа психолога в специальных учреждениях сводится в настоящее время в основном к диагностической деятельности, которая не имеет тесной связи с последующей коррекцией.

8. Отсутствие системы преемственности дошкольного и школьного  специального образования.

 
     Решение проблемы социального воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья должно быть в наши дни актуальным в силу объективных сложностей социального функционирования и вхождения ребёнка в наше современное общество.

                                                                    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья17.94 КБ

Предварительный просмотр:

Подходы к проблеме  детей с ОВЗ.  

Куликова Р.Б.

МБДОУ детский сад №47 комбинированного вида, г. Тамбов

Одной из актуальных проблем современного российского социума, является включение детей с ограниченными возможностями в общество. Актуальность этой проблемы объясняется многими обстоятельствами, сложившимися в современной России.

Полноценное развитие ребенка есть неотъемлемое право человека и одна из важнейших задач образования на современном этапе требует поиска наиболее эффективных подходов достижения этой цели.

 Современное российское законодательство, формирующее определённый уровень толерантности к детям с ограниченными возможностями, отвечает общепризнанным международным стандартам и имеет гуманистическую направленность. Сейчас в России создаётся и функционирует сеть, социальной помощи семье и ребёнку с ограниченными возможностями здоровья. Реабилитационные учреждения, школы-интернаты, спортивно-адаптивные  школы. Все это есть как правило в крупных городах.    В населенных пунктах которые удалены от городов, как правило этого нет. А ведь формирование и развитие социального потенциала детей с ограниченными возможностями, их активное участие в жизни общества могли бы способствовать дальнейшему развитию экономики страны и её стабильному функционированию.

        Работая учителем в школе на протяжении четырнадцати лет, я постоянно сталкивалась с проблемами обучения и  социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.  Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного должного образования. Эта проблема является следствием не только физического и психического здоровья ребёнка, но и результатом недоступной для ребенка с ограниченными возможностями здоровья архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб.  А ведь  ребёнок, имеющий инвалидность, может быть также способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей.

 Значимость заявленной проблемы, необходимость работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, и, как следствие этого – создание концепции раннего выявления таких детей определяется следующими факторами:

- ухудшение условий жизни, которые губительно начинают действовать уже в период развития плода;

- ухудшение экологической обстановки, рост различных заболеваний, обусловленных состоянием окружающей природной среды;

- рост детского травматизма, число случаев детского алкоголизма, наркомании и токсикомании как следствия социального неблагополучия и скрытой детской безнадзорности.

       С недавнего момента моей работы в детском саду, я увидела эту проблему более глубоко. Если архитектура современных  школ перестраивается под более доступную среду (строятся пандусы, формируется доступное передвижение по рекреациям и кабинетам,  меняется техническое и методическое оснащение кабинетов). В школах создаются системы социальных, психолого-педагогических, медицинских  и методических служб. Хорошо организована работа дистанционного школьного образования и доп. образования. Многие детские сады, не имеют пандусов, в них нет безопасной доступной среды. Но главное, именно в детских садах должны работать квалифицированные специалисты  для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, их родителями.  На мой взгляд, и  детские сады должны активно вести работу в рамках реализации концепции раннего выявления детей с ограниченными возможностями здоровья. Основные подходы в диагностической  работе должны быть следующими:

- своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;

- раннюю диагностику отклонений в развитии;

- комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации;

- изучение развития эмоциональной сферы и личностных особенностей детей с ОВЗ;

- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;

- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;

- системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка.

Несмотря на актуальность  проблемы, необходимо учитывать препятствия и трудности, возникающие в процессе работы.

1. Отсутствие тесных  связей между различными службами и центрами, осуществляющих выявление, детей с ОВЗ.

2. Отсутствие системы ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии ребенка с ОВЗ.

4. Недостаточное финансирование проектов по раннему выявлению детей с ОВЗ.

5.Отсутствие дошкольных учреждений компенсирующего и комбинированного вида, в которых можно провести диагностику с последующей дифференциацией отклонений в здоровье.

6. Проблемы с получением доступного общего и профессионального образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и с их дальнейшим трудоустройством.

7. Односторонность в работе со стороны педагога и психолога. Работа психолога в специальных учреждениях сводится в настоящее время в основном к диагностической деятельности, которая не имеет тесной связи с последующей коррекцией.

8. Отсутствие системы преемственности дошкольного и школьного  специального образования.

 
   
Решение проблемы социального воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья должно быть в наши дни актуальным в силу объективных сложностей социального функционирования и вхождения ребёнка в наше современное общество.

                                                                   

Ссылки на литературные источники:

Социосфера http://sociosphera.com/publication/conference/2013/171

Институт специальноцй педагогики и психологии

http: /wallenberg.ru/science/435-ot-sotcialnoi-poleznosti-k-sotcializatcii

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы эмоционального выгорания педагогов детского сада

В статье раскрыты причины и пути решения проблемы эмоционального выгорания педагогов детского сада....

"Проблемы литературного образования в детском саду"

В данной работе отражена актуальность литературного образования детей в дошкольнолм учреждении; особенности восприятия детьми дошкольного возраста творчества Пушкина. Представлен конспект сценария-утр...

Коррекционная поддержка детей с проблемами в развитии, посещающих детские сады общеразвивающего вида.

Коррекционная поддержка детей с проблемами в развитии, посещающих  детские сады общеразвивающего вида....

1. Программа по ознакомлению детей 6 - 7 лет с нотной грамотой; 2. Тематические музыкальные занятия для малышей; 3. Творческая работа по проблеме слушания музыки в детском саду; 4. Сценарий "В гостях у сказки"

1. Программа рассчитана на изучение материала детьми старшего, подготовительного к школе возраста в условиях детского сада. Занятия проводятся музыкальным руководителем по подгруппам. Цель: расширение...

Проблемы эмоционального выгорания педагогов детского сада

Проблемы эмоционального выгорания педагогов детского сада          В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательн...

Проблемы семейного чтения в детском саду

В статье рассказано проблемы семейного чтения и пути  решения...

Проблемы адаптации детей к детскому саду 4-5 лет

Ни для кого не секрет, что новые дети в детском саду доставляют немало хлопот и воспитателям и родителям, когда вечером приходят домой. Проявление «адаптационной» болезни - это не случайность. Дети пе...