"Проблемы литературного образования в детском саду"
статья по развитию речи (подготовительная группа) по теме
В данной работе отражена актуальность литературного образования детей в дошкольнолм учреждении; особенности восприятия детьми дошкольного возраста творчества Пушкина. Представлен конспект сценария-утренника "Путешествие по сказкам Пушкина."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Spec_kurs.doc | 127 КБ |
Предварительный просмотр:
17
Министерство образования и науки Российской Федерации
Саратовский государственный университет
имени Н.Г. Чернышевского
Педагогический институт
кафедра педагогики и психологии начального образования
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
Тема:
«Проблемы литературного образования в детском саду».
студентки 5 курса 1 группы факультета педагогики,
психологии и начального образования
Кирпиленко Марины Васильевны
САРАТОВ 2005
Отраженье исчезнувших лет,
Облегченье житейского ига,
Вечных истин немеркнущий свет -
Это – книга…
Т.Л. Щепкин-Куперник
1.Актуальность литературного образования детей в дошкольных учреждениях.
Жизнь человечества в XXI веке, по мнению ученых, в решающей мере зависит «от сферы образования, от направленности и результативности обучения и воспитания подрастающих поколений, от их интеллектуальных, нравственных качеств»[1]. Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.
Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала. Ценностью особого рода в этом деле является чтение, так как в процессе чтения, в процессе общения с книгою человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но, и это главное, учится думать, анализировать, развивается творчески. Таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности.
В наши дни особенно актуален вопрос, что читать и как читать детям. Необходимы не только разработанные специалистами, глубоко продуманные концепции и программы, но и признание процесса чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении человека, ребенка. Приоритет книги в человеческой жизни, уважение к ней, к человеку читающему и, как следствие, много знающему должно всячески демонстрировать и воспитывать в ребенке, начиная с дошкольного детства, а не со школьных лет, как это было ранее. Процесс чтения и понимания текста, вдумчивого к нему отношения не только способствует восприятию целостной картины мира, но и служит духовному единению людей вне наций, рас, религий, сословий и т.д., учит толерантности, взаимопониманию и взаимоуважению.
«За свою продолжительную историю общество не придумало механизма более совершенного, чем чтение, чтобы формировать сознание, духовный мир человека. Справедливо утверждение: если люди перестанут читать, они перестанут думать»[2].
Сама действительность поставила перед нами проблему объединения усилий взрослых для полноценного их участия в жизни ребенка. В контактах с малышом мы, взрослые, ищем новые принципы, новое содержание общения в том случае, если хотим стать ребенку родным человеком, другом, собеседником, опытным посредником между ним и окружающим его миром.
Первостепенная задача всех категорий взрослых – сделать ребенка грамотным читателем. Грамотный, или талантливый, как его называет С.Я. Маршак, читатель – это читатель, воспринимающий текст согласно авторскому замыслу, постигающий его смысловую и художественную сущность, видящий его как произведение искусства, это читатель, умеющий обращаться с книгой, найти нужную для себя книгу, извлечь из нее информацию.[3]
Сделать ребенка грамотным читателем в дошкольном детстве вовсе не означает научить его анализировать прочитанное по всем канонам филологической науки. Чтобы воспитать в ребенке читателя, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать те книги, которые будут важны малышу, не лениться читать и следить за новинками детской литературы, уметь интересно беседовать с малышом и быть искренним в выражении своих чувств, тогда то он и не заметит, как и когда рядом с ним вырастет содержательный и глубокий человек.
В настоящее время много говорится о качестве программ, о технологиях и методиках работы с детьми, о методах и приемах развития интереса к чему-либо. Казалось бы, ни одна дошкольная программа не пренебрегает художественной литературой. Так, например наш детский сад работает по «ПРОГРАММЕ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ» под редакцией М.А. Васильевой, В.В Гербовой, Т.С. Комаровой. Этот авторский коллектив доработал и обновил с учетом требований времени, с целью создания базового программного документа, выверенного с разных точек зрения и доступного практике - «Программу воспитания и обучения в детском саду», созданную в свое время для дошкольных учреждений в 80-х годах XX века. В обновленной программе особое место занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге. Для этого предусмотрен иной литературный репертуар, не предполагающий, как ранее, подбор произведений в тематические блоки. В соответствии с этим репертуарные списки художественной литературы в программе значительно обновлены: дополнительно в нее включены новые классические произведения из золотого литературного фонда. Литературный материал программы подобран так, чтобы обеспечить развитие художественно-творческих способностей детей, эстетического вкуса, культуры восприятия литературных произведений.
Наряду с этим программа предоставляет воспитателю право вносить определенные изменения в список рекомендуемой литературы с учетом регионального компонента содержания дошкольного образования и особенностей работы детского сада.
Занятия по литературному чтению должны служить основой для развития общения детей с героями книги, писателями и поэтами, а также для обмена мнениями друг с другом по поводу прочитанного. В процессе чтения внимание детей старшего дошкольного возраста должно быть привлечено к особенностям художественной прозы и поэтической речи, к образности и выразительности языка писателей и поэтов. С этой целью в программу введены специальные литературные произведения, отобранные с учетом их художественной ценности и доступности детям того или иного возраста.
Но вместе с тем работа с книгой несет на себе печать общих негативных тенденций, свойственных дошкольной педагогике в настоящий момент. С одной стороны, это влияние школьной системы преподавания литературы, где появилось много методических разработок, которые превращают занятия по «ознакомлению с художественной литературой» в детском саду в подобие уроков литературы в школе — с обязательным программным перечнем текстов, с разбором художественных произведений весьма формалистическим образом (анализ-препарирование стихов, заучивание формулировок-определений жанра и т.п.). Мало того, что такого рода занятия совершенно неадекватны возрасту детей, дошкольный педагог-практик, не будучи словесником, вынужден лишь механически реализовывать предложенные конспекты, содержание которых порой ставит в тупик не только детей, но и его самого.
С другой стороны, в рамках тенденции превращать развитие отдельных психических функций (способностей) в своего рода «учебные предметы» появились методические разработки, использующие художественные тексты довольно прагматично — как удобный материал для развития у детей той или иной психической функции (способности). В этих случаях подбор художественных текстов регламентирован (для развития творческого мышления, для развития способности к графическому моделированию и т.п.), а воспитатель вынужден действовать строго регламентировано, по конспектам, которые всегда ограничены определенным объемом и рассчитаны на «абстрактного» дошкольника. Например, Короткова Н. видит возможность наиболее полной реализации развивающе-образовательного потенциала художественной литературы в детском саду в свободном подборе воспитателями художественных текстов для конкретной группы детей, свободной, непринужденной форме организации чтения и через органичное соединение чтения с другими формами совместной деятельности взрослого с детьми в целостном образовательном процессе.
Принципиальным для нее является тезис: на развитие ребенка-дошкольника должна работать сама книга, а не ее специальное «препарирование» на обязательных обучающих занятиях. Для этого чтение должно быть интересным и не принудительным. Свой тезис она подкрепляет высказыванием, известного российского ученого Д.С. Лихачева: «Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание — понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми. Но это дается только тогда, когда... вы читаете с удовольствием не потому, что то или иное произведение надо прочесть (по школьной ли программе или по велению моды и тщеславия), а потому, что оно вам нравится — вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем с вами поделиться и он умеет это сделать... «Незаинтересованное», но интересное чтение — вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека».[4]
Эта цитата настолько убедительна, что дополнительные комментарии кажутся излишними. Причем рассуждения эти можно отнести в равной мере, как к взрослым людям, так и к детям.
Дошкольнику нужно не «ознакомление с художественной литературой» — ему нужна книга, чтобы увидеть многоликий мир, удивиться этому миру и понять его, пережить вместе с героем необыкновенные приключения, посмеяться вместе с ним, а иногда и поплакать над его судьбой.
Однако предоставленная воспитателю свобода выбора художественных произведений может обернуться для него растерянностью и хаосом. Действительно, хороших и интересных книг для дошкольников очень много, но чтобы подобрать их для конкретной группы детей, увлечь ими, заинтересовать и в то же время не упустить важного в развитии, воспитателю необходимы некоторые опоры для выбора. Такой опорой могут быть рекомендательные списки, которые можно взять за основу и варьировать, подбирая произведения по аналогии.
Ведь если в дошкольном возрасте ребенок не поймет, не почувствует, что читать хорошую книгу — это очень интересно, то в школе, усевшись за учебники и компьютер, он уже не сможет полюбить художественную литературу.
2. Особенности восприятия детьми дошкольного возраста творчества Пушкина.
Однажды мне довелось услышать, как молодой мужчина, отец маленькой девочки, доказывал, что на его взгляд в наше время уменьшилось, значение детской книги: «Чем читать «Мойдодыра», я включаю диск с записью этого произведения и диапозитив с иллюстрациями к нему. Звучит музыка, читает артист, дочка — в восторге». Конечно, дома полезно использовать и диапозитивы, и грамзаписи, но при этом следует иметь в виду, что заменить чтение отца и матери они не могут. Ведь процесс чтения способствует духовному общению родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости доверительности, без которых немыслимо воспитание.
Внутренний мир человека, с его гармонией и дисгармонией, его душевные переживания и внутренняя борьба всегда были предметом исследования русской литературы. Со временем акценты сместились с души человека на его социальные функции и внешние проявления, с личности на массы. Это отразилось и на детской литературе. Но, несомненно, всегда существовали писатели, которые в своих произведениях поднимали вопросы духовного воспитания. Такая литература пробуждает в ребенке лучшие чувства, стремясь уберечь его от черствости, эгоизма и равнодушия.
Лучшие детские книги, представляя собой, высокие образцы художественного слова — прозы и поэзии, воспитывают у детей чувство прекрасного и делают их жизнь полнее, интереснее. Родители читают малышу книжки не только для того, чтобы порадовать, позабавить его. Детские книги с малых лет внушают ребенку добрые чувства и благородные мысли, побуждают к хорошим поступкам, т. е. способствуют нравственному становлению.
Все знают, что дети не выносят назидательности, и даже возникло мнение, будто мораль всегда скучна ребенку. Иначе считал великий знаток человеческого сердца Л.Н. Толстой: «Я не согласен, чтобы дети не любили мораль; они любят мораль, но только умную, а не глупую». Однако не следует прямолинейно понимать воздействие книги на ребенка и всюду немедленно извлекать строгую мораль и практический смысл. Вопрос сложнее и тоньше: читая художественные произведения, ребенок накапливает в своей душе яркие впечатления и нужно постепенно знакомить его со всеми художественными произведениями, вошедшими в золотой фонд отечественной и зарубежной детской литературы.
О прочитанной книге, дошкольник выражает свои впечатления в рисунках. Полезно собирать эти рисунки в папку и время от времени рассматривать с ребенком: они напомнят о книгах, о чувствах, переживаниях, связанных с их чтением. А с семи лет, ребята уже могут вести читательский дневник.
Так на примере произведений А.С. Пушкина можно показать механизм раскрытия педагогом художественных образов героев сказок и особенности восприятия искусства слова детьми в зависимости от их возраста.
В сказках А.С. Пушкина, как и в его лирических стихах и поэмах, каждая строчка хранит частицу могучей и светлой души поэта. И чем раньше знакомить детей с произведениями А.С. Пушкина, тем лучше. Уже в 2—3 года они с наслаждением слушают отрывки из сказки «О царе Салтане» («Белочка» и «Ветер по морю гуляет…»), начиная любить их звучание прежде, чем до конца поймут смысл. В 4 года дети с восторгом быстро и легко запоминают отрывки, а также способны воспринимать сказку целиком, горячо сочувствуя героям. Например: Князь Гвидон любит своего отца и хочет, чтобы он приехал к нему на остров, да и сам царь Салтан, тоскуя о жене и сыне, сидит «с грустной думой на лице». Сюжеты всех сказок Пушкина, подобно народным, движутся с помощью повторов. В «Сказке о царе Салтане» они составляют более половины текста, давая возможность ребенку вновь и вновь переживать дивные картины и запоминать их: стихи о белочке повторяются 6 раз, о богатырях — тоже 6 раз, а о кораблике — даже 8 (а ведь дети так любят повторения). В младшем дошкольном возрасте детям предпочтительнее рассказывать сказки, а не читать их по книге: это усиливает эмоциональное воздействие, что, в свою очередь, способствует пониманию основного смысла сказки. Ведь когда воспитатель смотрит не в книгу, а на детей, он как бы разговаривает с каждым ребенком и этим воспитывает очень важное умение слушать и понимать монологическую речь. После рассказывания сказки можно повторить только самые яркие места и предложить детям вспомнить наиболее интересные моменты и повторить их словами сказки. Повторяя эти строчки, дети лучше усваивают содержание сказки и учатся интонационно передавать слова ее героев, что способствует развитию интонационной выразительности в более старшем возрасте.
В старшем дошкольном возрасте у детей воспитывается способность наслаждаться художественным образом, словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности, меткости и образности. Старшим дошкольникам по программе предлагают прочесть «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях». Ее романтические картины сильно действуют на детское воображение и трогают сердце. Нетрудно представить, как страшно детям за царевну, оставленную в темном лесу, как хотелось бы предупредить ее об отравленном яблоке и как горячо ребенок желает удачи королевичу Елисею.
В «Сказке о рыбаке и рыбке» дети жалеют старика и негодуют против старухи, т.е. верно понимают идею сказки. Правда, они порой выражают сомнение в правильности поведения старика (лучше бы попросил у рыбки новую старуху).
Основной смысл пушкинских сказок дети понимают легко, потому что в них, как и в народных сказках, добро отчетливо противопоставлено злу. И все-таки по ходу чтения нужно подчеркивать своим отношением ту или иную мысль поэта: одобрите великодушие отважного Гвидона и скромность милой царевны, посмейтесь над ее мачехой, завистливой, вздорной, пустой.
Смысл и прелесть пушкинских стихов ребенок почувствует тем сильнее, чем выразительнее их прочесть. Сказки Пушкина следует не декламировать, а читать проникновенно, донести до сознания ребенка очарование отдельных образов и картин. Поэзия Пушкина отличается благородной простотой и высокой сдержанностью. В его сказках картины природы, образы людей, зверей и волшебных существ нарисованы необычайно кратко:
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Всего несколько слов, а перед нами целая картина. Такие стихи требуют от читателя самого пристального внимания. Действительно, нарисованный несколькими словами морской пейзаж может пройти и незамеченным, но прочитанный умно и с небольшой паузой, он может вызвать яркие представления: безбрежное море и одинокая бочка на нем.
Сказки Пушкина нельзя читать монотонно: богатство содержания требует и богатства интонаций. Так, например стихи о белочке читают по-разному в зависимости от того, кто и при каких обстоятельствах их произносит. Сначала это лукавые слова поварихи, желающей отвлечь царя Салтана от поездки, потом — печальный рассказ Гвидона Царевне-Лебеди, затем — описание житья белки в княжеском саду и, наконец, — горделивая речь корабельщиков. Интонацией передают и отношения героев сказок друг к другу, например: насмешку в словах старика «Здравствуй, грозная царица! Ну теперь твоя душенька довольна?» («Сказка о рыбаке и рыбке»); приветливость милой царевны «Бабушка, постой немножко...» и лицемерно-льстивый ответ старухи («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»). Ребенок ярче увидит нарисованные поэтом картины и лучше почувствует настроение героев, если уловит музыку стихов, их ритм и звучание слов. Так в «Сказке о царе Салтане» на кораблике подняты паруса и ритм движения — быстрый, свободный: «ветер весело шумит, судно весело бежит». Совсем по-другому звучат стихи о ветре в словах царевича Елисея, где слышится тревожное завывание, протяжные вздохи: «Ветер, ветер! Ты могу-уч, ты гоняешь стаи ту-уч...». В стихах Пушкина много значит каждый звук. Когда Гвидон превращается в комара, то про него говорится: «Полетел и запищал...» или «А комар-то злится, злится...». Когда он превращается в шмеля, про него сказано: «Полетел и зажужжал...». И дальше:
Но жалеет он очей
Старой бабушки своей;
Он над ней жужжит, кружится...
Эти стихи надо прочесть так, чтобы ребенок почувствовал эти «з» и «ж», характеризующие полет комара и шмеля. Конечно, ребенок не сразу оценит и осознает эту деталь, но чувством он ее воспримет. Очень полезно снова и снова перечитывать ребенку отдельные отрывки из сказок. Скажите ему, что вам хочется перечитать то место, где Гвидон спасает от коршуна Царевну-Лебедь. А при случае вспомните вместе с ребенком, как хорошо у Пушкина сказано о месяце «Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок...» или о яблочке:
Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто медом налилось!
В результате повторных чтений у ребенка появятся отдельные любимые стихи и строчки, и он почувствует, что в произведениях Пушкина дело далеко не в одном сюжете. А это очень важно: нередко ребята следят лишь за внешними событиями, происходящими в сказке, не получая и сотой доли того удовольствия, которое им может подарить великий поэт.
Пройдут годы. В школе под руководством учителя ребенок глубже поймет и оценит поэтическое совершенство пушкинских сказок, но ничто не заменит и не умалит значения первоначального знакомства с А.С. Пушкиным в дошкольном детстве.
Заключение.
Подводя итог выше сказанного, хотелось бы отметить, что художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. И перед воспитателем стоит сложная задача – каждое художественное произведение донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам, их чувствам, поступкам или к лирическим переживаниям автора, т.е. интонационно передавать свое отношение к героям и действующим лицам. А для этого необходимо самому воспитателю, прежде чем знакомить детей с произведением, понять и прочувствовать его, суметь проанализировать со стороны содержания и художественной формы. И, конечно, педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания – четкой дикцией, средствами интонационной выразительности (правильно расставлять логические ударения, паузы, владеть темпом, умея ускорять или замедлять его, в нужных местах повышать или понижать голос). Конечно, это очень сложная задача – донести до ребенка и познавательную, и нравственную, и эстетическую сущность литературного произведения, но это необходимо. И как сказал, Лев Токмаков «Детская книга при всей ее внешней простоватости – вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослых доступны ее вершины. Удивительное искусство – детская книжка!».
КОНСПЕКТ
СЦЕНАРИЯ УТРЕННИКА
«Путешествие по сказкам Пушкина»
Оборудование: Портрет А. С. Пушкина. Костюмы персонажей из сказок: старик и старуха («Сказка о рыбаке и рыбке»), поп («Сказка о попе и о работнике его Балде»), царь Салтан, три девицы, князь Гвидон, лебедь (она же царевна Лебедь), белочка, богатыри с дядькой Черномором («Сказка о царе Салтане»), королевич Елисей, солнце, месяц («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»), царь Дадон, звездочет («Сказка о золотом петушке»), невод, трава, золотая рыбка, колокольчики, золотой орех, изумруд.
Ведущий. Дорогие ребята и взрослые! Мы собрались, чтобы отметить день рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Он родился и жил в то время, когда живы были наши пра-пра-пра-прадедушки, пра-пра-пра-прабабушки. К сожалению, у нас нет фотографий поэта, его родителей, родственников, потому что тогда еще не изобрели фотоаппарат. Но облик Пушкина в раннем детстве, в лицейскую пору, пору зрелости нам известен (показывает портреты). И благодаря не только живописным и скульптурным изображениям, но и многочисленным воспоминаниям современников. Благодарные потомки бережно их хранят. Облик поэта нашел свое воплощение и в скульптуре. Возле одного из лучших памятников Пушкину в Москве работы скульптора Опекушина каждый год в день рождения поэта — 6 июня — собирается множество народу, чтобы как мы сейчас, отметить это счастливое для России событие.
«Люди по двести лет не живут, а вот стихи живут. Пушкин писал такие стихи, сказки, повести, каких до него никто не умел писать. Все, что выходило из-под его пера, было необычно, ново, талантливо. Вместе с Пушкиным жили, писали, издавали свои стихи и другие поэты, были среди них и хорошие. Но почему нам близки именно пушкинские стихи и проза? Каким образом прожили они целых два века, продолжают жить и не умирают? Почему Пушкин — это наш с вами, сегодняшний поэт? Вот послушайте:
...Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась,
Луна, как бледное пятно,
………………………………………………………………………………….
Сквозь тучи мрачные желтела,
А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит...
А весной?
Синея, блещут небеса,
Еще прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют...
Вы, наверное, это видели все сами! А еще вы видели, как там, где успел стаять снег, первыми зацветали желтые цветочки мать-и-мачехи:
Только что на проталинах весенних
Показались ранние цветочки...
А летом — после дождя — «земля освежилась», и ветер прогнал с небес последнюю тучу и утих.
Пушкин — это наш поэт. Он говорит с каждым просто о понятном. Вы найдете в его стихотворениях то, что вы уже успели увидеть и почувствовать сами.
А эти стихи о ком?
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно-давно ты ждешь меня...
Эти стихи посвящены няне поэта, Арине Родионовне. Она преданно любила Пушкина, заботилась о нем. От своей няни, от доброй русской крестьянки, услышал поэт много народных песен и сказок. Стихи, о которых я упомянула, — это только очень малая часть того, что он написал.
Вы, ребята, будете взрослеть, и с вами всегда будет ваш Пушкин. Сначала книга стихов или сказок. Потом другая — книга поэм, потом еще одна — повестей, а потом еще и еще…
Когда станете большими, не забудьте прочитать книгу писем поэта. Это необычайно интересно. Пушкин будет с вами всю жизнь — так, как целый день с утра до вечера светит на небе солнце».
Ведущий приглашает на сцену из зала детей, одетых в костюмы героев сказок Пушкина.
Ведущий. Со всеми героями мы познакомились. Но нам предстоит совершить увлекательное путешествие по сказкам Александра Сергеевича Пушкина. С какой же мы начнем?
Каждый персонаж предлагает свою сказку, и так настойчиво, что на сцене завязывается потасовка — старуха толкает ткачиху с поварихой, царь Салтан пытается разнять дерущихся.
Ведущий. Что же делать? Эх, была не была! Отправляемся в путешествие по всем сказкам сразу!
Вперед выбегает поп.
Поп. Моя сказка первая! «Жил-был поп!» Ой! А дальше забыл!
Ведущий. Подскажите, пожалуйста, ребята!
Дети. «Толоконный лоб!»
Ведущий. Правильно! В какую же сказку мы с вами попали?
Дети. В «Сказку о попе и о работнике его Балде».
Ведущий. Верно! «Что, батька, так рано поднялся? Чего ты взыскался?»
Поп. «Нужен мне работник: Повар, конюх и...» И-и... Кто-то еще?
Ведущий. Подскажите, кто еще нужен попу?
Дети. Плотник!
Ведущий. Верно! Пусть поп пока поищет себе работника «не слишком дорогого». А мы, не теряя времени, едем дальше.
Вперед выбегает старик.
Старик. «Жил старик со своею...» (хватается за голову). Ох! Вспомнить страшно...
Ведущий. Ребята, подскажите старику пушкинский текст.
Дети. «Со своею старухой»!
Ведущий. «Они жили в ветхой землянке ровно...»
Дети. «Тридцать лет и три года».
Ведущий. В какую сказку мы с вами попали?
Дети. Это «Сказка о рыбаке и рыбке».
Ведущий. И что же делал старик все тридцать три года?
Дети. «Старик ловил неводом рыбу».
Ведущий. А старуха?
Дети. «Пряла свою пряжу».
Ведущий. «Раз он в море закинул невод...» (Старик закидывает в «море» «невод».)
Дети. «Пришел невод с одною тиной». (Старик вытаскивает и вновь закидывает «невод».)
Ведущий. «Он в другой раз закинул невод...» (Старик закидывает «невод».)
Дети. «Пришел невод с травой морскою». (Старик вытаскивает «невод».)
Ведущий. «В третий раз закинул он невод...» (Старик закидывает «невод» и вытаскивает золотую рыбку.)
Дети. «Пришел невод с одною рыбкой».
Старик. «С непростою рыбкой, — золотою».
Ведущий. Вот как повезло старику!
Старик. А я вот попрошу волшебную рыбку избавить меня от старухи...
Ведущий. Ни в коем случае! Тогда это совсем другой старик. Срочно отправляемся в путешествие за новой сказкой.
Старуха. Дурачина ты, простофиля! (На старика с кулаками набрасывается старуха.) Не сумел ребятам рассказать нашу сказку! (Прогоняет старика со сцены.)
Ведущий. Что же это выходит? Поп еще не получил щелчка, а уже забыл слова, наверное от страха. Старик, наоборот, осмелел... Знаете, что я придумала? Лучше сама возьмусь за рассказ, а вы мне поможете. Договорились?
Дети. Да!
Ведущий. «Три девицы под окном...»
Дети. «Пряли поздно вечерком».
Ведущий. «Кабы я была царица...»
Дети. «Говорит одна девица...»
Ведущий. «То на весь крещеный мир...»
Дети. «Приготовила б я пир».
Вперед выбегает ткачиха.
Ткачиха (заламывая руки, мечтательно). «Кабы я была царица...»
Ведущий (отступая и показывая на ткачиху). «Говорит ее сестрица...»
Ткачиха (решительно).
«То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
Вперед выступает царица,
Царица (тихо и нежно). «Кабы я была царица...»
Ведущий (показывая на царицу и делая упор на слово «молвила»). «Третья молвила сестрица...»
Царица. «Я б для батюшки-царя Родила богатыря».
Ведущий. Размечталась... А царь-то? К будущей царице направляется царь Салтан. Она низко кланяется ему. «Во всё время разговора Он стоял позадь забора». И все слышал. Скажите, речь которой из девиц больше понравилась царю? Первой, второй или третьей?
Дети. Третьей.
Ведущий. И не просто понравилась. Как у Пушкина сказано?
Дети. «Полюбилася».
Ведущий. Да, «речь последней по всему
Полюбилася ему».
Царь Салтан (ласково).
«Здравствуй, красная девица...
Будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября».
Ведущий. А что царь сказал сестрам?
Дети.
«Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха».
Ведущий. «В сени вышел царь-отец...» (Жестом приглашает детей продолжить.)
Дети. «Все пустились во дворец».
Царь Салтан под руку с будущей женой удаляется за ними следуют две девицы.
Ведущий. Пока они будут свадьбу играть, мы с вами побываем в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях». Начинается она так:
«Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна».
Дождалась она царя?
Дети. Да.
Ведущий. Но любящее сердце ее слишком долго страдало в разлуке. Царь вернулся, а царица в тот же день умерла. И осталась малютка без материнской любви и заботы. А когда она подросла, мачеха просто возненавидела бедняжку. Кто знает за что?
Дети. За то, что царевна была красивей.
Ведущий. Да, она завидовала царевне. И решила ее извести. В какой еще сказке рассказывает Пушкин о людской зависти?
Дети. В «Сказке о царе Салтане».
Ведущий. Кто кому завидовал?
Дети. Ткачиха с поварихой завидовали царице.
Ведущий. Сколько зла они принесли царице!.. Бедную царицу с младенцем посадили в бочку, «засмолили, покатили и пустили в Окиян...» Скажите, а в «Сказке о мертвой царевне» злая мачеха погубила царевну?
Дети. Да! Нет!
Ведущий. Да или нет?
Дети. Да! Нет!
Ведущий. Ничего не понимаю. Одни говорят «да», другие — «нет»... Но царевна ведь проглотила кусочек отравленного яблока?
Дети. Да!
Ведущий.
«И она под образа
Головой на лавку пала
И тиха, недвижна стала...»
Так написано у Пушкина. Ведь яблоко послала царевне злая и завистливая мачеха. Не так ли?
Дети. Да, но королевич спас царевну
Ведущий. Его любовь воскресила царевну! Где только не искал королевич свою невесту. Но...
«... кого ни спросит он,
Всем вопрос его мудрен,
Кто в глаза ему смеется,
Кто скорее отвернется...» А кто же помог королевичу Елисею найти царевну?
Дети. Ветер!
Ведущий. Королевич сам догадался к нему обратиться за помощью? Или кто-то ему подсказал?
Дети. Месяц.
Ведущий. А к месяцу кто послал?
Дети. Солнце.
Ведущий. Как у Пушкина сказано?
«К красну солнцу наконец
Обратился молодец».
Вперед выходит королевич Елисей.
Королевич Елисей.
«Свет наш солнышко! ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей».
Солнце.
«Свет ты мой...
Я царевны не видало.
Знать, ее в живых уж нет.
Разве месяц, мой сосед,
Где-нибудь ее да встретил
Или след ее заметил».
Королевич стремительно отходит на край сцены и взывает к месяцу.
Королевич Елисей.
«Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей».
Ведущий. Месяц, как и солнышко, сочувствовал королевичу, но и он не видел царевны.
Месяц.
«Погоди; об ней, быть может,
Ветер знает. Он поможет.
Ты к нему теперь ступай,
Не печалься же, прощай».
Королевич Елисей бросается на другой край сцены.
Королевич Елисей.
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме Бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?»
Ведущий. Оказалось, ветер видел хрустальный гроб с невестой в норе, «во тьме печальной» «на цепях между столбов». Королевич Елисей в отчаянии отправился «к пустому месту» на прекрасную невесту посмотреть.
«И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила, Глядит вокруг
Изумленными глазами.
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
«Как же долго я спала!»
Дети, кто в «Сказке о царе Салтане» помог царице с сыном.
Дети. Волна
Ведущий» Как торопил волну царевич?
Выходит царевич, герой «Сказки о царе Салтане».
Царевич.
«Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна,
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли —
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!»
Ведущий.
«И послушалась волна.
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько».
Хорошо то, что хорошо кончается. А нас теперь ждет путешествие по «Сказке о золотом петушке».
«Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве...
Жил-был славный...»
Дети. «Царь Дадон».
Ведущий.
«Смолоду был грозен он
И соседям то и дело...»
Дети. «Наносил обиды смело».
Ведущий. Но со временем все пере менилось. Дадон постарел, и соседи так стали его допекать своими набега ми, что Дадон «инда плакал», «инда забывал и сон». Спас Дадона мудрец-звездочет. Кого он подарил царю Дадону?
Дети. Золотого петушка.
Выходят царь Дадон и звездочет с золотым петушком.
Звездочет. «Посади ты эту птицу...»
Ведущий. «Молвил он царю...»
Звездочет.
«На спицу.
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой.
Коль кругом все будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной,
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенется
И в то место обернется».
Ведущий. Царь его благодарит, «горы золота сулит».
Дадон. «За такое одолженье...»
Ведущий. «Говорит он в восхищенье...»
Дадон.
«Волю первую твою
Я исполню, как мою».
Ведущий. Сдержал царь обещание?
Дети. Нет!
Ведущий. Не сдержал и поплатился за это. Увидел шамаханскую царицу и обо всем на свете забыл: и погибших сыновей, и свою ответственность за страну.
Однако в сказках порок всегда наказывается. Наказывает своих отрицательных героев и Пушкин — за злые деяния, за легкомыслие, за неумение держать слово, за...
Дети. За жадность.
Ведущий. Правильно! Кого из сказочных героев наказал за жадность поэт?
Дети. Попа в «Сказке о попе и о работнике его Балде».
Ведущий. Поп нашел себе «работника не слишком дорогого». За какую плату?
Дети. За три щелчка по лбу в год.
Ведущий. Поп сначала-то рад был... А потом так перетрусил, что и сон, и аппетит потерял: все думал о будущей расплате. Лоб у него заранее трещал. Как избавиться от Балды — подсказала попадья — к чертям послали его за оброком. Да только тот и с чертями справился. И пришлось попу расплачиваться за свою жадность.
Дети.
«Бедный поп
Подставил лоб:
С первого щелка.
Прыгнул поп до потолка.
Со второго щелка
Лишился поп языка...»
Ведущий. А кого еще наказал Пушкин за жадность?
Дети. Старуху из «Сказки о рыбаке и рыбке».
Ведущий. Старуха не только жадная, но и грубая ужасно.
Старуха (выбегая в одежде царицы). Дурачины вы, простофили...
Старик (ковыляя за старухой).
«Опять моя старуха бунтует...» (Пытается увести старуху за кулисы.)
Старуха (старику).
«Воротись, поклонися рыбке,
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне-море,
Чтобы служила мне рыбка золотая». (Набрасывается на старика и прогоняет его со сцены.)
Ведущий. На этот раз не дождался старик ответа золотой рыбки.
Дети.
«... к старухе воротился —
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто».
Ведущий. Печальный конец... А какая пушкинская сказка запомнилась вам веселым концом? Вспомним вместе!
«И садятся все за стол;
И веселый пир пошел...»
Дети.
«А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Разбежались по углам;
Их нашли насилу там.
Тут во всем они признались,
Повинились, разрыдались;
Царь для радости такой
Отпустил всех трех домой».
Ведущий. В какую сказку мы вернулись?
Дети. В «Сказку о царе Салтане»!
Ведущий. А кто исполнял все желания князя Гвидона? Кто помог ему встретиться с отцом?
Дети. Лебедь.
Ведущий. Когда мы впервые встречаемся с ней? Помните? Князь Гвидон...
«К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон...
Видно, на море не тихо;
Смотрит — видит дело лихо:
Бьется лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней...» Спас царевич лебедь-птицу от коршуна, и она стала ему верным другом.
Вперед выходят царевич и лебедь.
Лебедь.
«Ты, царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель,
Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня,
Что стрела пропала в море;
Это горе — всё не горе.
Отплачу тебе добром,
Сослужу тебе потом:
Ты не лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил;
Ты не коршуна убил,
Чародея подстрелил».
Ведущий. С тех пор в жизни царевича начались чудеса.
Дети.
«Вот открыл царевич очи;
Отрясая грезы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей».
Ведущий. И стал царевич княжить в этом городе и нарекся князем Гвцдоном. О его чудо-белке с золотыми орешками, о тридцати трех богатырях с дядькой Черномором пошла молва по всему свету. Дошла она и до царя Салтана... Кто же мешал царю Салтану навестить князя?
Дети. Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой.
Ведущий. К каким только уловкам они не прибегали! Но царь Салтан все-таки навестил князя Гвидона!
Вперед решительным шагом выходит царь Салтан. Цепляясь за него, трусливо семенят ткачиха с поварихой.
Царь Салтан.
«Что я? царь или дитя?..
Нынче ж еду!»
Топает ногой. Ткачиха с поварихой отскакивают. Слышен звук хлопнувшей двери. На другой конец сцены торопливым шагом выходит князь Гвидон.
Князь Гвидон (кричит).
«Матушка моя родная!
Ты, княгиня молодая!
Посмотрите вы туда:
Едет батюшка сюда».
Ведущий.
«Разом пушки запалили (слышна пальба);
В колокольнях зазвонили (слышен звон);
К морю сам идет Гвидон;
Там царя встречает он».
Князь встречает гостей, ведет в палаты. Им навстречу — богатыри с дядькой Черномором и белка (золотой орех грызет, изумрудец вынимает).
Дети.
«Все теперь идут в палаты:
У ворот блистают латы,
И стоят в глазах царя
Тридцать три богатыря...»
Ведущий.
«Царь ступил на двор широкой:
Там под елкою высокой
Белка песенку поет,
Золотой орех грызет,
Изумрудец вынимает
И в мешочек опускает...
Гости дале — торопливо.
Навстречу гостям идут под руку княгиня и царица.
Смотрят — что ж? княгиня — диво...»
Дети.
«Под косой луна блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава...»
Ведущий.
«И свекровь свою ведет,
Царь глядит — и узнает...»
Царь Салтан.
«Что я вижу? что такое?
Как?» (Рыдая, обнимает царицу.)
Ведущий.
«И дух в нем занялся...
Царь слезами залился,
Обнимает он царицу,
И сынка, и молодицу».
Дети.
«И садятся все за стол;
И веселый пир пошел».
Царь Салтан (обращаясь к участникам утренника и к зрителям). Прошу всех разделить мою радость. Выпьем вместе чаю с пирогами и пожелаем друг другу никогда не расставаться со сказками и стихами Александра Сергеевича Пушкина!
Ведущий. Друзья, приглашаю всех к столу. (Всеобщее праздничное чаепитие.)
Используемые источники.
1. Разумович В.Л. С книгой по жизни: О творчестве сов. дет. писателей. Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1986. – 240 с.
2. Пушкин А. С. Сказки. — Л., Дет. лит., 1983. — 135 с.: ил.
3. Тимофеева И.Н. 100 книг вашему ребенку. Беседы для родителей/ Гос. Публ. б-ка им. М.Е. Салтыкова-щедрина. – М.: Книга, 1987. – 255 с.
4. О новых актуальных программах по дошкольному образованию. Дошкольное воспитание 2003, № 1- 12 с.
5. Короткова Н. Художественная литература в образовательной работе с детьми старшего дош. возраста. Дошкольное воспитание 2001, № 8, 9 - 34 с.
6. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс, 2003. – 176 с.
7. Гриценко З. Ребенок и книга. Дошкольное воспитание 2000, № 3 – 49 с.
8. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004. – 208 с.
9. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Васильевой М.А. – М.: Просвещение, 1985.
10. Муравьева О., Михайлов М. Заглянуть внутрь себя. Дошкольное воспитание 1997, № 8 – 20 с.
11. Добрынина Н. К Пушкину – с детства. Дошкольное воспитание 1999, № 2 – 83 с.
12. Богуславская В.А., Разова В.Д. Работа с книгой в детском саду. – М.: Просвещение, 1967. – 120 с.
13. Тихеева Е.И. Развитие речи детей : Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Сохина Ф.А. – 5-е изд.- М.: Просвещение, 1981. - 159 с.
14. Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателя дет. сада. Под ред. Сохина Ф.А. – М., Просвещение, 1976.- 224 с.
15. О. Александрова Путешествие по сказкам Пушкина. Дошкольное воспитание 1999, № 4, 68 с.
[1] Гершунский Б. С Готово ли современное образование ответить на вызовы XXI в.? — Педагогика, 2001, № 10, с. 3—12.
[2] Ненашев М. Отлучат ли россиян от книги? Замечания старого книж ника. — Литературная газета, 2002, 22—28 мая, № 20-21, с. 3.
[3] Руководство чтением детей и юношества в библиотеке: под ред. Т.Д. Полозовой. – М.: МГИК, 1992, гл.У1
[4] Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М., 1989. с. 96-98.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема литературного образования детей старшего дошкольного возраста.
Проблема литературного образования детей старшего дошкольного возраста. Вопросы приобщения дошкольников к художественной литературе занимает важное место в современной отечественной п...
Выступление на муниципальной педагогической конференции "Развитие муниципальной системы образования в контексте основных стратегических ориентиров". Тема доклада "Проблемы реализации инклюзивного образования в детском саду", о.Шикотан
С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным. И если для родителей нормально ра...
Статья использование комплекта "Мате: плюс. Математика в детском саду" в образовательной деятельности как инструмент повышения качества образования в детском саду
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКТА «МАТЕ: ПЛЮС. МАТЕМАТИКА В ДЕТСКОМ САДУ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ....
Мастер - класс использование комплекта "Мате: плюс.Математика в детском саду " в образовательной деятельности как иснструмент повышения качества образования в детском саду
МАСТЕР - КЛАСС ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКТА «МАТЕ: ПЛЮС. МАТЕМАТИКА В ДЕТСКОМ САДУ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ....
Проблема литературного образования детей старшего дошкольного возраста
Вопросы приобщения дошкольников к художественной литературе занимает важное место в современной отечественной педагогике....
Проблема литературного образования
Материал пприобщению дошкольников к чтению художественной литературы....
Проблема качества образования в детском саду.
Проблема качества образования находится в постоянной динамике. Не существует пока еще методик определяющих качество образования в той или иной степени. Система оценки качества образования призвана обе...