Проблемы семейного чтения в детском саду
консультация на тему

Волкова Наталья Анатольевна

В статье рассказано проблемы семейного чтения и пути  решения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_semeynogo_chteniya_dou.docx20.86 КБ

Предварительный просмотр:

Волкова Наталья Анатольевна,

старший воспитатель,

АУДОМОЗГО «Центр развития ребёнка – детский сад «Алёнушка»

г. Заводоуковск

Проблемы семейного чтения в детском саду

Ни для кого не секрет, что проблема приобщения ребенка к книге, семейное чтение в современном обществе стоит очень остро. Как известно, современные дети все чаще проводят большую часть своего времени у телевизора и компьютера и все реже с книгой. Они пассивно поглощают все то, что негативно воздействует на них с голубого экрана: агрессия, насилие, жестокость. Актуальность проблемы состоит в том, что   без чтения нет человека, нет личности. Именно книга является тем незаменимым инструментом, который помогает сформировать нравственные принципы, моральные устои и культурные ценности, овладеть информацией, накопленной веками, развить фантазию, научить думать, анализировать, оценивать собственные и чужие поступки.  

Современные статистические данные говорят о том, что положение изменилось, и отнюдь не к лучшему. По данным социологических исследований, 37% россиян не читают книг вообще, а 52% не покупают газет и журналов. Международное исследование показало, что Россия по грамотности и уровню чтения занимает 43 место среди 65 развитых стран мира. Учёные Канзасского университета (США) установили прямую пользу для детей от совместного чтения.

На основании выше сказанного делаем вывод о том, что проблема семейного чтения и воспитания через чтение в нашей стране является одной из самых серьёзных и актуальных. Поэтому перед нами встаёт двойная задача – воспитание и детей, и родителей.

Педагоги А. И. Герцен и Я. А. Коменский говорили о необходимости семейного чтения «если возродить утраченную в большинстве семей детей традицию семейного чтения, то у ребенка повысится интеллектуальный уровень, уровень воспитанности, ребенок сможет лучше адаптироваться в социуме». 

Для решения выявленных проблем необходимо создать модель по оптимизации семейного чтения. Которая состоит из трех блоков:

1 блок Диагностический

  • уровень речевого развития детей;
  • анкета «семейное чтение»;
  • анализ ресурсов по семейному чтению;
  • анализ уголка книги в группе детского сада.

2 блок Деятельностный

  • формы организации работы по семейному чтению;
  • обогащение речевой среды детей;
  • взаимосвязь с родителями и библиотекой;
  • методы и приемы работы по семейному чтению.

3 блок Итоговый:

  • мониторинг детей;
  • создание авторской программы по руководству семейным чтением и развитием речи детей дошкольного возраста.

Мониторинг семейного чтения с родителями показал, что недостаточно количество семей имеет дома специализированную детскую литературу, а услугами детской библиотеки пользуется очень мало семей.

Анкета «Семейное чтение»:

1. Имеется в домашней библиотеке вся литература (научно-популярная, публицистическая, фантастика, детективы, романы, энциклопедии, поэзия, историческая литература)

2.В домашней библиотеке преобладает литература:

  • детская литература;
  • развивающая литература;
  • романы;
  • научно – популярная (историческая) литература;
  • художественная литература;
  • публицистическая литература.
  1. Создана дома библиотека для детей
  2. Предпочтение детей в выборе детской литературы:
  • сказки;
  • детская поэзия;
  • развивающая литература.
  1. Совместное посещение родителей и детей городской библиотеки.

Также необходимо провести мониторинг, который включит в себя диагностические задания, по выявлению уровня развития речи детей. Они взяты из методики развития речи детей дошкольного возраста О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной.

Работу по приобщению детей к книге нужно начать с создания материальной базы в группе: оформить книжный уголок, где происходит личностное общение ребенка с произведением искусства – книгой и иллюстрациями. Создать групповую библиотека для формирования у дошкольников интереса и любви к художественной литературе. Создать уголок для театрализованной деятельности, где ребенок в работе над образом учится умению встать на позицию исполняемого персонажа, более тонко чувствовать чужие беды и радости, умению сопереживать.

 Использовать следующие формы работы с детьми:

-использование фольклора в разных режимных моментах;

-праздники, досуги, развлечения;

-чтение художественной литературы;

-использование художественных произведений в театрализованной деятельности «Театр юного актёра»;

-викторины «Собери сказку»;

-выставки «Галерея замечательных художников»;

-конкурсы «Книжка-малышка»;

-решение ситуаций с использованием литературных персонажей;

-экскурсии в библиотеку.

Всеобуч родителей по семейному чтению детей проводится через следующие формы работы:

-родительские встречи;

-консультации «Читайте, играйте… и подрастайте»;

-беседы «Книги для пап и мам»;

-совместные досуги, праздники;

-семинары-практикумы «Радость общения в семейном кругу»;

-выставки детской литературы;

-дискуссии;

- «дни открытых дверей»;

-анкетирование;

-литературные гостиные.

Совместно с родителями создать в группе:

- библиотеку семейного чтения «Мир сказок», в которой собраны книжные иллюстрации сказочных персонажей, иллюстраций к сказкам, коллекция сказок, детские рисунки к сказкам, которые оформляются в небольшие книжки, сказочные загадки»

- мини – музей «Сказочная страна», в нём собраны игры и лото по сказкам. В музее находится сказочный домик, волшебный сундучок – в нём собраны сказочные вещи,

- сделать дидактические игры: «Сказочные сказки с новыми предметами», «Спасатели», «В стране сказок», «Помоги герою сказки»,

- «Галерея замечательных художников» (где выставляются рисунки и поделки из различных природных материалов детей совместно с родителями на те или иные сказочные темы,

- организовать фотовыставку «Мы играем в сказку»,

- некоторые сказки представить для родителей в виде спектаклей, исполняя роли дети передавали настроение героев, отражали их поступки.

После проделанной работы показания семейного чтения с родителями улучшилось. Проделанная работа не могла не отразиться на успехах детей. Проведенный мониторинг уровня развития дошкольников показал, что более 85% детей имеют высокий и средний уровень приобщение к художественной литературе.

Благодаря целенаправленному использованию семейного чтения в воспитании детей, отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности дошкольников. Дети стали добрее, сострадательнее, внимательнее, ответственные. У детей сформировалось позитивное отношение к окружающему миру, другим людям.

Такая работа поможет наладить тесный контакт с семьями воспитанников, организовать работу по укреплению духовного, психического и физического здоровья семьи, найти пути оптимизации взаимодействия педагог-ребенок-семья. Созданная модель повысит уровень познавательной активности, речевой активности и эмоционального благополучия детей и разрешит проблему семейного чтения.

Список литературы:

1. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. [Текст]/ Т.Н. Доронова, М.: Сфера, 2012, С. 114

2. Козлова, А. В Работа ДОУ с семьей [Текст] / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. М.: ТЦ. Сфера, 2010 г. – 63 с.

3. Короткова, Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного

4. Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой [Текст] / Л.В. Фесюкова. – Харьков: Фолио, 2007. – 464 с. возраста [Текст] / Н.А. Короткова. - М.: Перспектива, 2007. С.40-69.

5.Современные формы работы с родителями [Электронный ресурс]/ http://www.vseodetishkax.ru/rabotnikam-doshkolnogo-obrazovaniya/112-sotrudnichestvo-pedagogov-i-roditelej-/798-sovremennye-formy-raboty-s-roditelyami-v-doshkolnom-uchrezhdenii


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы педагогов ДОУ с родителями по проблеме семейного чтения, у детей с речевыми дефектами

Организация работы педагогов ДОУ  с родителями по проблеме семейного чтения, у детей с речевыми дефектами....

Организация работы с родителями по проблеме семейного чтения

консультация об организации работы с родителями по проблеме семейного чтения...

Проблемы чтения в детском саду

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи....

Проблемы чтения в детском саду

Проблемы чтения в детском саду...

Доклад на педсовет «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОБЛЕМЕ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ».

laquo;Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг». А.П. Чехов....

Проблемы семейного чтения в саду

Современные дети все чаще проводят большую часть своего времени у телевизора и компьютера и все реже с книгой. Они пассивно поглощают все то, что негативно воздействует на них с голубого экрана: агрес...