Проблемы семейного чтения в детском саду
консультация на тему
В статье рассказано проблемы семейного чтения и пути решения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_semeynogo_chteniya_dou.docx | 20.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Волкова Наталья Анатольевна,
старший воспитатель,
АУДОМОЗГО «Центр развития ребёнка – детский сад «Алёнушка»
г. Заводоуковск
Проблемы семейного чтения в детском саду
Ни для кого не секрет, что проблема приобщения ребенка к книге, семейное чтение в современном обществе стоит очень остро. Как известно, современные дети все чаще проводят большую часть своего времени у телевизора и компьютера и все реже с книгой. Они пассивно поглощают все то, что негативно воздействует на них с голубого экрана: агрессия, насилие, жестокость. Актуальность проблемы состоит в том, что без чтения нет человека, нет личности. Именно книга является тем незаменимым инструментом, который помогает сформировать нравственные принципы, моральные устои и культурные ценности, овладеть информацией, накопленной веками, развить фантазию, научить думать, анализировать, оценивать собственные и чужие поступки.
Современные статистические данные говорят о том, что положение изменилось, и отнюдь не к лучшему. По данным социологических исследований, 37% россиян не читают книг вообще, а 52% не покупают газет и журналов. Международное исследование показало, что Россия по грамотности и уровню чтения занимает 43 место среди 65 развитых стран мира. Учёные Канзасского университета (США) установили прямую пользу для детей от совместного чтения.
На основании выше сказанного делаем вывод о том, что проблема семейного чтения и воспитания через чтение в нашей стране является одной из самых серьёзных и актуальных. Поэтому перед нами встаёт двойная задача – воспитание и детей, и родителей.
Педагоги А. И. Герцен и Я. А. Коменский говорили о необходимости семейного чтения «если возродить утраченную в большинстве семей детей традицию семейного чтения, то у ребенка повысится интеллектуальный уровень, уровень воспитанности, ребенок сможет лучше адаптироваться в социуме».
Для решения выявленных проблем необходимо создать модель по оптимизации семейного чтения. Которая состоит из трех блоков:
1 блок Диагностический
- уровень речевого развития детей;
- анкета «семейное чтение»;
- анализ ресурсов по семейному чтению;
- анализ уголка книги в группе детского сада.
2 блок Деятельностный
- формы организации работы по семейному чтению;
- обогащение речевой среды детей;
- взаимосвязь с родителями и библиотекой;
- методы и приемы работы по семейному чтению.
3 блок Итоговый:
- мониторинг детей;
- создание авторской программы по руководству семейным чтением и развитием речи детей дошкольного возраста.
Мониторинг семейного чтения с родителями показал, что недостаточно количество семей имеет дома специализированную детскую литературу, а услугами детской библиотеки пользуется очень мало семей.
Анкета «Семейное чтение»:
1. Имеется в домашней библиотеке вся литература (научно-популярная, публицистическая, фантастика, детективы, романы, энциклопедии, поэзия, историческая литература)
2.В домашней библиотеке преобладает литература:
- детская литература;
- развивающая литература;
- романы;
- научно – популярная (историческая) литература;
- художественная литература;
- публицистическая литература.
- Создана дома библиотека для детей
- Предпочтение детей в выборе детской литературы:
- сказки;
- детская поэзия;
- развивающая литература.
- Совместное посещение родителей и детей городской библиотеки.
Также необходимо провести мониторинг, который включит в себя диагностические задания, по выявлению уровня развития речи детей. Они взяты из методики развития речи детей дошкольного возраста О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной.
Работу по приобщению детей к книге нужно начать с создания материальной базы в группе: оформить книжный уголок, где происходит личностное общение ребенка с произведением искусства – книгой и иллюстрациями. Создать групповую библиотека для формирования у дошкольников интереса и любви к художественной литературе. Создать уголок для театрализованной деятельности, где ребенок в работе над образом учится умению встать на позицию исполняемого персонажа, более тонко чувствовать чужие беды и радости, умению сопереживать.
Использовать следующие формы работы с детьми:
-использование фольклора в разных режимных моментах;
-праздники, досуги, развлечения;
-чтение художественной литературы;
-использование художественных произведений в театрализованной деятельности «Театр юного актёра»;
-викторины «Собери сказку»;
-выставки «Галерея замечательных художников»;
-конкурсы «Книжка-малышка»;
-решение ситуаций с использованием литературных персонажей;
-экскурсии в библиотеку.
Всеобуч родителей по семейному чтению детей проводится через следующие формы работы:
-родительские встречи;
-консультации «Читайте, играйте… и подрастайте»;
-беседы «Книги для пап и мам»;
-совместные досуги, праздники;
-семинары-практикумы «Радость общения в семейном кругу»;
-выставки детской литературы;
-дискуссии;
- «дни открытых дверей»;
-анкетирование;
-литературные гостиные.
Совместно с родителями создать в группе:
- библиотеку семейного чтения «Мир сказок», в которой собраны книжные иллюстрации сказочных персонажей, иллюстраций к сказкам, коллекция сказок, детские рисунки к сказкам, которые оформляются в небольшие книжки, сказочные загадки»
- мини – музей «Сказочная страна», в нём собраны игры и лото по сказкам. В музее находится сказочный домик, волшебный сундучок – в нём собраны сказочные вещи,
- сделать дидактические игры: «Сказочные сказки с новыми предметами», «Спасатели», «В стране сказок», «Помоги герою сказки»,
- «Галерея замечательных художников» (где выставляются рисунки и поделки из различных природных материалов детей совместно с родителями на те или иные сказочные темы,
- организовать фотовыставку «Мы играем в сказку»,
- некоторые сказки представить для родителей в виде спектаклей, исполняя роли дети передавали настроение героев, отражали их поступки.
После проделанной работы показания семейного чтения с родителями улучшилось. Проделанная работа не могла не отразиться на успехах детей. Проведенный мониторинг уровня развития дошкольников показал, что более 85% детей имеют высокий и средний уровень приобщение к художественной литературе.
Благодаря целенаправленному использованию семейного чтения в воспитании детей, отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности дошкольников. Дети стали добрее, сострадательнее, внимательнее, ответственные. У детей сформировалось позитивное отношение к окружающему миру, другим людям.
Такая работа поможет наладить тесный контакт с семьями воспитанников, организовать работу по укреплению духовного, психического и физического здоровья семьи, найти пути оптимизации взаимодействия педагог-ребенок-семья. Созданная модель повысит уровень познавательной активности, речевой активности и эмоционального благополучия детей и разрешит проблему семейного чтения.
Список литературы:
1. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. [Текст]/ Т.Н. Доронова, М.: Сфера, 2012, С. 114
2. Козлова, А. В Работа ДОУ с семьей [Текст] / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. М.: ТЦ. Сфера, 2010 г. – 63 с.
3. Короткова, Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного
4. Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой [Текст] / Л.В. Фесюкова. – Харьков: Фолио, 2007. – 464 с. возраста [Текст] / Н.А. Короткова. - М.: Перспектива, 2007. С.40-69.
5.Современные формы работы с родителями [Электронный ресурс]/ http://www.vseodetishkax.ru/rabotnikam-doshkolnogo-obrazovaniya/112-sotrudnichestvo-pedagogov-i-roditelej-/798-sovremennye-formy-raboty-s-roditelyami-v-doshkolnom-uchrezhdenii
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы педагогов ДОУ с родителями по проблеме семейного чтения, у детей с речевыми дефектами
Организация работы педагогов ДОУ с родителями по проблеме семейного чтения, у детей с речевыми дефектами....
Организация работы с родителями по проблеме семейного чтения
Методические рекомендации...
Организация работы с родителями по проблеме семейного чтения
консультация об организации работы с родителями по проблеме семейного чтения...
Проблемы чтения в детском саду
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи....
Проблемы чтения в детском саду
Проблемы чтения в детском саду...
Доклад на педсовет «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОБЛЕМЕ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ».
laquo;Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг». А.П. Чехов....
Проблемы семейного чтения в саду
Современные дети все чаще проводят большую часть своего времени у телевизора и компьютера и все реже с книгой. Они пассивно поглощают все то, что негативно воздействует на них с голубого экрана: агрес...