Проблемы адаптации детей к детскому саду 4-5 лет
статья (средняя группа)
Ни для кого не секрет, что новые дети в детском саду доставляют немало хлопот и воспитателям и родителям, когда вечером приходят домой. Проявление «адаптационной» болезни - это не случайность. Дети переживают «эмоциональный стресс» со всеми его отрицательными последствиями, только мы, взрослые, не очень - задумываемся над этим и не всегда относимся достаточно серьезно.
В то же время родители склонны приписать проявление адаптационного стресса плохой работе воспитателей. Поэтому хочется рассказать о тех мероприятиях, которые способствуют смягчению проявлений этой «болезни». Успех этих мероприятий зависит от взаимных усилий родителей и воспитателей.
Наблюдения за детьми в период адаптации показывают, что возникают сдвиги в функциональном состоянии организма ребенка, сопровождающиеся отчетливым изменением эмоционально поведенческих реакций и другими клиническими проявлениями. Почти у всех детей отмечается реакция протеста, которая выражается в виде плача, страха, агрессивных действий или общей заторможенности, негативизма. Социальные контакты и речевая активность уменьшается вплоть до их исчезновения. Дети теряют часть приобретенных ранее навыков. У них резко снижается аппетит, нарушается продолжительность и глубина сна.
В некоторых случаях отмечается задержка темпа нервно-психического и физического развития. Вот почему не следует судить об умственном развитии ребенка впервые дни пребывания в детском саду. Соматические изменения проявляются в потере массы тела, сухости слизистых оболочек, похолодании конечностей, учащении пульса.
У часто болеющих детей и у детей с пограничными состояниями период адаптации может сопровождаться проявлением расстройств виде энуреза, расстройства стула, обострения кожных высыпаний. Степень выраженности этих отклонений зависит от возраста ребенка, состояния его здоровья и его индивидуальных особенностей.
Поэтому при организации жизнедеятельности вновь поступающих детей должны соблюдаться как общепринятые правила, так и специальные мероприятия, рассчитанные на облегчение состояния в период адаптации.
Первичный осмотр ребенка при поступлении в дошкольное учреждение проводится врачом педиатром. Собираются дополнительные сведения по анамнезу жизни ребенка, состоянию здоровья и поведению, а также назначаются дополнительные мероприятия в период адаптации.
Общие правила поведения ребенка в период адаптации:
- укороченное время пребывания ребенка в ДОУ, пребывание увеличивается постепенно в зависимости от поведения ребенка на 1-2 часа в день;
- сохранение привычных для ребенка воспитательных приемов (кормление, укладывания на сон и т. д.)
- организация бодрствования вновь поступающих детей с учетом его желания (играть одному, с детьми, участвовать в занятиях);
- не применять специальных мер закаливания, обеспечить ребенку тепловой комфорт. Специальные мероприятия, рассчитанные на облегчение адаптационного периода у часто болеющих детей.
Впервые дни разрешается:
- присутствие родителей, если того требует поведение ребенка;
- чаще предлагать ребенку теплое питье;
- медицинский отвод от профилактических прививок до окончания периода адаптации (не менее, чем на 1 месяц);
- по возможности не производить в учреждении травмирующих медицинских манипуляций, которые могут вызвать отдельные реакции у ребенка;
- использовать музыкальные занятия как фактор, улучшающий эмоциональное состояние и самочувствие ребенка;
- расслабляющий массаж;
- применение лейкоцитарного интероферона - путем закапывания в нос, распыления или в виде мази;
- применение комплекса витаминов и препаратов, регулирующих метаболические процессы.
На протяжении периода адаптации можно рекомендовать ведение специального листа адаптации, в котором ежедневно отмечать знаками плюс и минус аппетит, сон, настроение, активность, контакты со взрослыми и детьми.
Данные вносятся в лист адаптации воспитателем группы, а контролируются врачом и педагогом для дачи соответствующих назначений. При положительной оценке всех параметров эмоционального состояния и поведения в течении 3 - 5 дней период острой адаптации считается законченным, а ребенку можно проводить необходимые оздоровительные мероприятия.
Дома также надо обеспечить ребенку в период адаптации щадящий режим (рациональное питание, дневной сон, более продолжительное время пребывания на свежем воздухе) с учетом врачебных и педагогических рекомендаций. Обстановка в семье должна быть спокойной, обращение родителей с ребенком особенно ласковым.
Адаптация считается завершенной, если восстановлено все,
то было нарушено. Последним, как правило, восстанавливается контакт с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема адаптации детей в детском саду
Посещение детского сада имеет свои плюсы и минусы, в статье раскрыты степени адаптации(с точки зрения наук— педагогики, медицины, психологии, социологии) и практические сове...
Проблемы адаптации детей в детском саду.
Статья собиралась мной из разных источников для родительского собрания. Думаю она будет полезна и воспитателям....
Проблема адаптации детей к детскому саду
Материал подходит для выступления на семинарах....
Проблема адаптации детей в детском саду
В статье автором рассматриваются вопросы адаптации детей в детском саду. Дается понятие адаптации, рассматриваются ее типы, биологический и психологический аспекты. Как отмечает исследователь, окончан...
Консультация для родителей "Проблемы адаптации детей в детском саду и пути их решения".
Консультация для родителей...
Проблема адаптации детей к детскому саду
Проблема адаптации детей к детскому саду остается актуальной на сегодняшний день, хотя она не является новой.Характер и длительность адаптационного периода зависят от ряда обстоятельств. в данной през...
Консультация для родителей "Проблема адаптации детей к детскому саду"
Материал будет полезен родителям детей раннего возраста...