Проблемы эмоционального выгорания педагогов детского сада
статья по теме
Проблемы эмоционального выгорания педагогов детского сада
В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в воспитательном процессе - от него требуется творческое отношение к работе, владение педагогической техникой (речью, выразительными средствами общения, педагогическим тактом), проектировочными умениями т.д.
Такая ситуация потенциально содержат в себе увеличение нервно-психическ
В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является наиболее актуальной задачей современной системы образования.
Охране и восстановлению профессиональног
Поэтому целью этой статьи является исследование проблемы профессиональног
Синдром «выгорания» определяется в отечественной и зарубежной психологии как долговременная стрессовая реакция, возникающая в связи со спецификой профессионально
Ключевую роль в возникновении синдрома «выгорания» играют эмо- ционально напряженные отношения в системе «человек - человек», на пример между руководителем и под чиненными. Синдром «выгорания» характеризуется как эмоциональное истощение и деперсонализация
При деперсонализации наблюдаются нарушения отношений с другими людьми; излишняя конформность, чувство зависимости, повышение негативизма, скепсиса, а по рой и проявление циничности по отношению к подчиненным, воспитанникам, пациентам и т.д. При синдроме «выгорания» снижается уровень самооценки, появляется негативное отношение к своей профессии, сознательное ограничение своих возможностей, манкирование служебными обязанностями, стремление найти нишу, в которой можно было бы укрыться от необходимости саморазвития. Эти психологические проявления объединяются термином «редукция личных достижений».
Синдром «выгорания» — весьма серьезное препятствие для развития в дошкольном учреждении инновационных процессов.
Состояние эмоционального выгорания характерно для педагогов со стажем работы от 5 до 10 лет, чаще всего проявляется в педагогической деятельности 1-2 раза в течение года.
У педагогов с высшим образованием сформированность синдрома эмоционального выгорания ниже, нежели чем у педагогов со средним специальным. Можно предположить, что высокая профессиональная подготовка дает специалисту широкий спектр вариантов, способов и приемов решения профессиональных задач и проблем, возникающих в процессе работы. Значит, можно рекомендовать педагогам обучаться в высших профессиональных заведениях, заниматься самообразованием
Среди основных причин, провоцирующих у педагогов синдром эмоционального выгорания, можно выделить: плохое материальное положение, незащищенность, социальная несправедливость
Также среди причин, влияющих на возникновение синдрома, педагоги ставят на одно из первых мест высокую ответственность за жизнь и здоровье воспитанников. Здесь необходимо психологу проводить работу по преодолению страха ошибок, повышению уверенности, по предупреждению возникновения неконтролируемых ситуаций. Такая причина, как профессиональная рутина, вызывает раздражение у более чем половины обследуемых нами воспитателей. Поскольку эти педагоги стремятся делать все хорошо, недостаток времени приводит их к эмоциональной и физической перегрузке. Чтобы не было слишком большой загруженности работой, можно порекомендовать ставить краткосрочные и долгосрочные цели. Достижение краткосрочных целей не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующу
Изучаемая в работе проблема представляется очень важной, так как эмоциональное выгорание оказывает негативное влияние не только на самих педагогов, на их деятельность и самочувствие, но и на тех, кто находится рядом с ними. Это и близкие родственники, и друзья, а также ученики (воспитанники), которые попросту вынуждены находиться рядом, и поэтому становятся заложниками синдрома.
Руководителю необходимо так структурировать работу и организовать рабочие места, чтобы дело стало более значимым для работника. Необходимо ввести систему поощрений педагогов: премии по итогам года и участия в методической работе; благодарность в приказе; ценный подарок; направление на престижные курсы переподготовки и повышения квалификации; представление к награждению. Удовлетворению потребности в признании, самоутверждении, самовыражении служат такие формы работы, как участие в педагогических чтениях; обобщение опыта работы педагога; смотр педагогических достижений; ежегодный конкурс "Воспитатель года" и др.
Для того чтобы изменить учебно-дисциплин
Выгорание очень инфекционно и может быстро распространяться на
сотрудников. Те, кто подвержен выгоранию, становятся циникам: негативистами и пессимистами; взаимодействуя на работе с другими людьми которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание «выгорающих».
Синдром выгорания можно своевременно предупреждать и весьма эффективно лечить.
Первый шаг к преодолению выгорания — разобраться с собой: не только понять свои цели и представить образ будущего, а ответить себе на вопрос, в чем смысл того, что вы сейчас делаете, зачем вы это делаете.
Самый распространенный способ справиться с ситуацией — попробовать подняться над ней, изменить свой угол зрения, посмотреть на свое положение и работу с более глобальной точки зрения.
Другой способ — уход в смежную область, когда прежние знания, умения, навыки находят новое применение. Человек делает так называемую горизонтальную карьеру.
Третий способ — не оставляя исполнения обязанностей, сделать их инструментом для достижения более глобальных целей.
Четвертый способ заключается в том, что человек, оставаясь в той же ситуации, начинает делать акценты не на том, что он уже хорошо знает, умеет, освоил, а на том, что является для него проблемой. Так обретается новый смысл в старой профессии, а ее превращение в инструмент саморазвития становится профилактикой выгорания.
Хотя универсального рецепта исцеления от профессиональног
Список используемой литературы:
1. Борисова М. В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. 2005. № 2.
2. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. Т. 22. 2001. № 1.
3. Семенова Е.Г. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога [Текст]: Учебное пособие. / Е.Г. Семенова. - М.: Издательство Института психотерапии, 2002.
4. Звездина Г. П. Эмоциональное выгорание у воспитателей ДОУ // Управление ДОУ. — 2004. — № 4.
5. Рогинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. Т. 23. 2002. № 3.
6. Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. № 6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы эмоционального выгорания педагогов детского сада
В статье раскрыты причины и пути решения проблемы эмоционального выгорания педагогов детского сада....
Здоровье сберегающие технологии в профилактике проблемы "эмоционального выгорания" педагогов в детском саду.
Использование здоровье сберегающих технологий в работе психолога, при разработке мероприятий. направленных на профилактику "синдрома эмоционального выгорания" в педогагическом коллективе дошколь...
Проблема эмоционального выгорания педагогов
Одной из серьезных проблем современной системы образования является эмоциональное выгорание педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35–40 лет. Получается, что к тому времени...
Опыт методической работы по проблеме предупреждения эмоционального выгорания педагогов в детском саду
В работе представлен материал по решению проблемы эмоционального выгорания педагогов ДОУ. Сформированы этапы деятельности старшего воспитателя по данной проблеме, пути взаимодействия с узкими специали...
Семинар-практикум для педагогов детского сада на тему «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»
Семинар-практикум для педагогов детского сада на тему «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»...
Семинар- тренинг для педагогов детского сада на тему: «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»
семинар- тренинг для педагогов...
Тренинг « Проблема эмоционального выгорания педагога»
Различного рода перегрузки усугубляют эмоциональное истощение педагога....