Проблемы эмоционального выгорания педагогов детского сада
статья (подготовительная группа) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Staya_Vygoranie_Stashkova_T.N..doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы эмоционального выгорания педагогов детского сада
В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в воспитательном процессе - от него требуется творческое отношение к работе, владение педагогической техникой (речью, выразительными средствами общения, педагогическим тактом), проектировочными умениями т.д.
Такая ситуация потенциально содержат в себе увеличение нервно-психического напряжения личности, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной дезадаптации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные (часто неосознаваемые) психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении.
В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является наиболее актуальной задачей современной системы образования.
Охране и восстановлению профессионального здоровья педагога в значительной степени способствует повышение уровня его эмоциональной устойчивости.
Поэтому целью этой статьи является исследование проблемы профессионального выгорания и его динамики после проведения коррекционно-профилактических мероприятий в рамках семинара «Как сохранить психическое здоровье педагога».
Синдром «выгорания» определяется в отечественной и зарубежной психологии как долговременная стрессовая реакция, возникающая в связи со спецификой профессиональной деятельности, и поэтому рассматривается в аспекте личностной деформации сотрудника под влиянием длительного профессионального стажа, неблагоприятного психологического климата в трудовом коллективе.
Ключевую роль в возникновении синдрома «выгорания» играют эмоционально напряженные отношения в системе «человек - человек», например между руководителем и подчиненными. Синдром «выгорания» характеризуется как эмоциональное истощение и деперсонализация. Истощение проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении.
При деперсонализации наблюдаются нарушения отношений с другими людьми; излишняя конформность, чувство зависимости, повышение негативизма, скепсиса, а порой и проявление циничности по отношению к подчиненным, воспитанникам, пациентам и т.д. При синдроме «выгорания» снижается уровень самооценки, появляется негативное отношение к своей профессии, сознательное ограничение своих возможностей, манкирование служебными обязанностями, стремление найти нишу, в которой можно было бы укрыться от необходимости саморазвития. Эти психологические проявления объединяются термином «редукция личных достижений».
Синдром «выгорания» — весьма серьезное препятствие для развития в дошкольном учреждении инновационных процессов.
Данное исследование было проедено на базе детских садов № 47 и № 34 Александровского района. Участвовало 24 педагога детского сада (воспитатели и специалисты).
Этапы деятельности педагога-психолога по сохранению психического здоровья педагогов детского сада:
1. Диагностический.
3. Коррекционно-профилактический.
4. Консультационный.
На первом этапе было проведено исследование с использованием диагностики профессионального выгорания (К. Маслач, С.Джексон в адаптации Н. Водопьяновой). Кроме того, были выявлены причины, вызывающие профессиональное выгорание воспитателей и специалистов.
Было выявлено, что факторами, влияющими на эмоциональное выгорание, являются:
1. Стаж педагогической деятельности.
Чаще всего состояние эмоционального выгорания проявляется у педагогов со стажем от 5 до 7 и от 7 до 10 лет. У молодых специалистов, как и у специалистов с 10-летним стажем проявления эмоционального выгорания является невысокой (7-10%). В первом случае, сказывается продолжающийся процесс адаптации. Деятельность педагога в данный период, скорее всего, направлена на совершенствование воспитательной работы, оттачивание педагогического мастерства, а результаты деятельности пока не оказывают существенного влияния на его психоэмоциональное состояние.
У профессионалов со стажем 10 лет, возможно, уже выработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты, которые позволяют им более спокойно реагировать на педагогическую ситуацию. Однако в период от 15 до 20 лет частота проявление состояний эмоционального выгорания вновь повышается до 21%.
2. Частота проявления эмоционального выгорания в течение года:
-56% педагогов испытывают данное состояние 1-2 раза в год;
-21%-3-4 раза в год;
-15%- более 5 раз;
-8%- не испытывают вообще.
Таким образом, можно сделать вывод, что состояние эмоционального выгорания характерно для педагогов со стажем работы от 5 до 10 лет, чаще всего проявляется в педагогической деятельности 1-2 раза в течение года.
По длительности протекания состояний «эмоционального выгорания» большинство педагогов (69%) определяют срок от 3 до 5 и от 5 до 7 дней.
Среди ситуаций в педагогической деятельности, влияющих на возникновение состояний эмоционального выгорания, большинство педагогов (89%) ставят на первое место начало своей деятельности после отпуска, каникул, курсов, то есть после того, как педагог был временно выключен из собственно педагогической деятельности. Это подтверждает вывод о том, что одна из главных функций состояний эмоционального выгорания — адаптационная, помогающая организму приспособиться к стрессогенным для него условиям.
3. Ситуации эмоционально неадекватного общения с субъектами образовательного процесса, особенно с администрацией и родителями (ситуацию общения с родителями особенно часто выделяют педагоги детского сада в последние годы) -37%.
Наибольший процент педагогов (68%) выделяют следующие ситуации эмоционального выгорания: проведение открытых занятий; мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения; окончание учебного года.
Таким образом, причинами возникновения состояний эмоционального выгорания в педагогической деятельности являются:
-высокая эмоциональная включенность в деятельность — эмоциональная перегрузка (30%);
-отсутствие четкой связи между процессом воспитания и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам (25%);
-жесткие временные рамки деятельности (занятие, окончание года);
-ограниченность времени занятия для реализации поставленных целей (16%);
-неумение регулировать собственные эмоциональные состояния (31%);
-организационные моменты педагогической деятельности: нагрузка, моральное и материальное стимулирование (42%);
-ответственность перед администрацией, родителями, обществом в целом за результат своего труда (37%);
-отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией (15%).
Таким образом, в педагогической деятельности целесообразно выделить три основных фактора, влияющих на возникновение эмоционального выгорания: личностный, коммуникативный и организационный.
Педагоги отмечают, что эмоциональное выгорание отрицательно сказывается на выполнении человеком своей деятельности, так как приводит к эмоциональной и личностной отстраненности, неудовлетворенности собой, за которыми следуют тревога, депрессия и всевозможные психосоматические нарушения, неадекватное эмоциональное реагирование.
С педагогами, которые определили степень эмоционального истощения, деперсонализацию и редукцию личностных достижений выше нормы, проводились следующие коррекционно-профилактические мероприятия в рамках семинара «Как сохранить психическое здоровье педагога».
Перечень занятий:
1. Влияние психоэмоционального состояния воспитателя детского сада на педагогическую деятельность и результаты его труда.
2. Понятие и критерии психического здоровья.
3. Основные причины и факторы педагогического труда, ведущие к возникновению состояния эмоционального выгорания.
4. Механизмы психологической защиты.
5. Эмоциональное выгорание как психологическая защита организма.
6. Фазы и периоды развития эмоционального выгорания в деятельности педагога.
Таблица 1. Динамика диагностики профессионального выгорания
(К. Маслач, С.Джексон в адаптации Н. Водопьяновой).
Участвовало 24 педагога д/с № 34 г. Струнино и д/с № 47г. Александрова
Субшкала | ниже нормы | в норме | выше нормы | |||
в начале учебного года | в конце учебного года | в начале учебного года | в конце учебного года | в начале учебного года | в конце учебного года | |
Степень эмоционального истощения | 8 – 33,3% | 9 -37,5% | 7 -29,2% | 8 – 33,3% | 9 – 37,5% | 7- 29,2% |
Деперсонализа- ция | 8- 33,3% | 8- 33,3% | 9- 37,5% | 11-45,8% | 7 -29,2% | 5- 20,9% |
Редукция личностных достижений | 6- 25% | 7 -29,2% | 11-45,8% | 11-45,8% | 7-29,2% | 6 - 25% |
Выводы: прослеживается уменьшение высокой степени эмоционального истощения, деперсонализации и редукции личностных достижений, т.е. положительная динамика эмоционального состояния специалистов и воспитателей детского сада, после поведения с ними занятий семинара «Как сохранить психическое здоровье педагога».
Список используемой литературы:
1. Борисова М. В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. 2005. № 2.
2. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. Т. 22. 2001. № 1.
3. Семенова Е.Г. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога [Текст]: Учебное пособие. / Е.Г. Семенова. - М.: Издательство Института психотерапии, 2002.
4. Звездина Г. П. Эмоциональное выгорание у воспитателей ДОУ // Управление ДОУ. — 2004. — № 4.
5. Рогинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. Т. 23. 2002. № 3.
6. Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. № 6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровье сберегающие технологии в профилактике проблемы "эмоционального выгорания" педагогов в детском саду.
Использование здоровье сберегающих технологий в работе психолога, при разработке мероприятий. направленных на профилактику "синдрома эмоционального выгорания" в педогагическом коллективе дошколь...
Проблема эмоционального выгорания педагогов
Одной из серьезных проблем современной системы образования является эмоциональное выгорание педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35–40 лет. Получается, что к тому времени...
Проблемы эмоционального выгорания педагогов детского сада
Проблемы эмоционального выгорания педагогов детского сада В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательн...
Опыт методической работы по проблеме предупреждения эмоционального выгорания педагогов в детском саду
В работе представлен материал по решению проблемы эмоционального выгорания педагогов ДОУ. Сформированы этапы деятельности старшего воспитателя по данной проблеме, пути взаимодействия с узкими специали...
Семинар-практикум для педагогов детского сада на тему «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»
Семинар-практикум для педагогов детского сада на тему «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»...
Семинар- тренинг для педагогов детского сада на тему: «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»
семинар- тренинг для педагогов...
Тренинг « Проблема эмоционального выгорания педагога»
Различного рода перегрузки усугубляют эмоциональное истощение педагога....
Комментарии
Проблемы эмоционального выгорания педагогов детского сада.
Проблемы эмоционального выгорания педагогов детского сада