План самообразования "Детская йога для детей 4-5 лет"
материал (средняя группа) по теме
Детская йога – это различные упражнения (асаны), дыхательные гимнастики, игры, которые позволяют укрепить здоровье детей.
Занятия йогой помогут построить прочный фундамент для успехов в учебе, спорте, искусстве и отношениях с семьей, ровесниками и педагогами. Кроме того, занятия прибавят детям физического здоровья и помогут избежать таких частых проблем, как нарушение осанки, плоскостопие, мышечная слабость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskaya_yoga_2016-2017.docx | 32.49 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 1387»
Управления делами Президента Российской Федерации
План самообразования
Детская Йога для детей 4-5лет
Воспитатель
Гайнанова Айгуль Ильдусовна
2015-2016 учебный год
Детская йога – это различные упражнения (асаны), дыхательные гимнастики, игры, которые позволяют укрепить здоровье детей.
Занятия йогой помогут построить прочный фундамент для успехов в учебе, спорте, искусстве и отношениях с семьей, ровесниками и педагогами. Кроме того, занятия прибавят детям физического здоровья и помогут избежать таких частых проблем, как нарушение осанки, плоскостопие, мышечная слабость.
Помимо очевидного развития силы, гибкости, равновесия, пространственной ориентации и ловкости, есть еще один интересный пласт – развитие психических процессов, свойств и качеств.
Поскольку доминирующей компонентой занятия по йоге для детей является выполнение различных асан (положений) и разминочных упражнений, рассмотрим пока именно их влияние с точки зрения науки психологии.
Само по себе выполнение асан дает:
- опыт познания своих телесных способностей;
- опыт нового движения, который существенно расширяет детское восприятие себя;
- разнообразные тактильные ощущения;
- понимание того, как тело работает.
То есть ребенок учится, как минимум, на все это обращать внимание. Выполнение асан достаточно непростая задача для ребенка. И даже не ввиду их физической сложности и внешней витиеватости, а как раз в силу новой, непривычной работы со вниманием.
Ранее ребенок совершал простые действия, зачастую направленные во вне, а во время занятий йогой – сложные действия, с направлением внимания вовнутрь. Попросту говоря, ребенку нужно соотносить инструкции преподавателя со своими действиями, а в частности находить у себя предложенные для входа в асану части тела, и проделывать какие-то манипуляции с ними.
Посредством телесных действий ребенок тренирует такие свойства внимания как: сосредоточенность или концентрация, устойчивость, переключение, распределение и объем. Эти свойства внимания, когда они полноценно развиты, являются главным предусловием для продуктивного труда, обучения, спортивной и другой деятельности ребенка.
Углубляясь в правильное выполнение той или иной асаны, ребенок тренируется сосредотачивать внимание на чем-то одном и игнорировать другие раздражители. Ярким примером этого процесса является выполнение асан в которых нужно удержать равновесие. В детском возрасте равновесие физическое, тесно связано с равновесием психическим. Но по мере того как ребенок взрослеет, уже лишь одних асан на равновесие становится недостаточно. И начиная с подросткового возраста, более актуальной является практика асан и разминочных упражнений с координацией движения и дыхания.
Концентрация внимания непосредственно связана с его устойчивостью.
Степень владения своим вниманием можно определить по такому свойству, как переключение. Осознание последовательности действий для выполнения асаны, а значит и управление своим вниманием, как навык, — переносится и на другие сферы жизнедеятельности ребенка. Возможность гибко и быстро реагировать на те или иные стимулы также связана с переключением внимания.
Устойчивость – продолжительность сосредоточения на объекте деятельности. Во время занятия ребенку приходится чередовать разновидности зрительного, слухового и двигательного восприятия, что в свою очередь ведет к повышению устойчивости внимания. А это значит, что в условиях школьного обучения, при нынешнем возросшем количестве учебной информации – ребенку будет проще ее усваивать и выполнять школьные задания.
Ну и еще одна весомая, в процессе любого обучения, характеристика внимания – объем. То есть количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием и восприняты в самый короткий промежуток времени. Когда дети выполняют асаны, спектр телесных проявлений увеличивается: кто-то обнаруживает физическую сложность выполнения, кто-то – непривычные тянущие ощущения и т.д. Но, не выпуская это из внимания, дети продолжают стараться, слушают преподавателя, смотрят, как фигура выглядит в его исполнении.
Объем внимания ребенка обычно составляет 2-3 объекта, на занятии по йоге количество объектов возрастает до 4-5. Таким образом, в процессе тренировки, объекты внимания нанизываются как бусины. Систематические занятия развивают это свойство до состояния жизненной нормы.
И как подтверждает практика, те дети, которые ловко манипулируют вниманием, показывают более быстрый физкультурный прогресс.
Конечно же, все эти свойства внимания можно тренировать и по-другому. Мне представляется, что навыки такого рода, усвоенные с помощью телесных практик «приживаются» наиболее сильно. Тем более что двигательная активность в детском возрасте является одной из основных тенденций в развитии.
Физическая культура посредством йоги укрепляет не только тело (улучшает кровообращение, дыхание, пищеварение, увеличивает кровоснабжение мозга, укрепляет нервную систему), она также способствует проявлению и укреплению эстетических чувств, тренировке мышления и воображения.
Многократное выполнение сложных двигательных действий дает детям понимание правил и определенных требований.
Когда сложные фигуры начинают получаться — дети чувствуют, что их компетентность возрастает, в результате этого им становится интересно снова и снова экспериментировать, у них развивается самостоятельность. Выполненная сложная фигура также дает состояние радости, особенное наслаждение двигательными действиями.
Усилия, необходимые для улучшения выполнения асан, дают эффективную тренировку для развития силы воли.
А именно в волевых действиях человек реализует свои цели.
Воля – одно из самых важных условий человеческой деятельности.
Воля проявляется в усилии, во внутреннем напряжении, которое преодолевает ребенок, справляясь с внутренними и внешними трудностями. В процессе осознанного выполнения фигур движения контролируются, а значит, становятся волевыми. И по мере того как они становятся волевыми, ребенок постепенно, незаметно для себя, открывает такое явление как волевое действие. То есть умение контролируемо что-то начинать, продолжать и заканчивать. Таким образом, ребенок учится регулировать свое поведение.
Систематические занятия со своим телом, чувствами и умом развивают наблюдательность за собой и за другими, учат расслабляться и справляться со стрессом.
Физическое воспитание с помощью йоги способствует развитию активности, самостоятельности, умению овладевать собой, а также выдержке, инициативности и сильной воле.
Цель:
Сохранение и укрепление здоровья, повышение иммунитета организма
Задачи:
Образовательные:
Изучение техники выполнения асан, дыхательных упражнений, гимнастики для глаз
Развивающие:
- совершенствование двигательных навыков, координации движений
- вырабатывать устойчивость и равновесие
- укрепление мышц тела
- развитие гибкости и подвижности позвоночника и суставов
- развитие морально-волевых качеств
- развитие воображения, внимания, памяти
Воспитательные:
- воспитание морально-волевых качеств
- воспитание потребности в ежедневных занятиях
- воспитание доброжелательного отношения со сверстниками
Ожидаемый результат:
Знание способов укрепления здоровья с помощью детской йоги (асаны, дыхательные упражнения, расслабление), желание ежедневного применения данной практики.
План самообразования
месяц | Литература | Видео |
Сентябрь-ноябрь |
ПРЕДСТАВЬТЕ ЭТО! РУКОВОДСТВО ПО ЙОГЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ Дети Йогавилля. ХАТХА ЙОГА для детей от детей! | 1.Липень А.А. Детская оздоровительная йога 2. Н. Мурзина Сказки для Йожиков 3. Детская йога |
Интернет рассылка для родителей «Оздоровительная детская йога» | ||
Беседа с родителями на родительском собрании во 2 группе | ||
Обучение на курсах по детской йоге |
Утренняя гимнастика - выполнение комплекса «Приветствие солнцу» по методике Н. Мурзиной | ||||||||
Месяц | Гимнастика под приговорки | Само массаж | Асаны | Дыхательная гимнастика | Гимнастика для глаз | Пальчиковая гимнастика | Расслабление | Игра |
Сентябрь | «Кошкина зарядка» Иванова Т.А. Йога для детей, стр71 | «Колобок, Сказка для Йожиков по методике Н.Мурзиной | «Удивимся», Иванова Т.А. Йога для детей, стр94 | «Ветер», Иванова Т.А. Йога для детей, стр103 | «Пироги», Иванова Т.А. Йога для детей, стр109 | «Репка», Иванова Т.А. Йога для детей, стр130 | ||
Октябрь | «Желтая песенка», Иванова Т.А. Йога для детей, стр71 | «Массаж ушей», Иванова Т.А. Йога для детей, стр90 | «Кто сказал «Мяу», Сказка для Йожиков по методике Н. Мурзиной | «Петушок», Иванова Т.А. Йога для детей, стр94 | «Комарик», Иванова Т.А. Йога для детей, стр104 | «Сидит белка», Иванова Т.А. Йога для детей, стр109 | «Замедленное движение», Иванова Т.А. Йога для детей, стр117 | «Догони колобка», Иванова Т.А. Йога для детей, стр130 |
Ноябрь | «Муравьи», Иванова Т.А. Йога для детей, стр72 | «Лисонька», Иванова Т.А. Йога для детей, стр82 | «Серая шейка», Сказка для Йожиков по методике Н. Мурзиной | «Маятник», Иванова Т.А. Йога для детей, стр94 | «Медведь», Иванова Т.А. Йога для детей, стр104 | «Замок», Иванова Т.А. Йога для детей, стр110 | «Тишина» Иванова Т.А. Йога для детей Стр.118 | «Поиграем с мишкой», Иванова Т.А. Йога для детей, стр131 |
Декабрь | «Белый снег», Иванова Т.А. Йога для детей, стр72 | «Снеговик», Иванова Т.А. Йога для детей, стр82 | Комплекс 2, Иванова Т.А. Йога для детей, стр 20 | «Сдуем с ладошки снежинку», Иванова Т.А. Йога для детей, стр94 | «Тише, тише», Иванова Т.А. Йога для детей, стр103 | «Ладушки», Иванова Т.А. Йога для детей, стр111 | «Птички» Иванова Т.А. Йога для детей Стр.117 | «Идет коза по лесу», Иванова Т.А. Йога для детей, стр131 |
Январь | «Весело в лесу» Иванова Т.А. Йога для детей, стр72 | «Блины», Иванова Т.А. Йога для детей, стр83 | Комплекс 3, Иванова Т.А. Йога для детей, стр 21 | «Погладь бочок», Иванова Т.А. Йога для детей, стр95 | «Зайка», Иванова Т.А. Йога для детей, стр105 | «Мяч», Иванова Т.А. Йога для детей, стр112 | «Волшебный сон 1» Иванова Т.А. Йога для детей Стр.127 | «Прятки», Иванова Т.А. Йога для детей, стр133 |
Февраль | «Три медведя» Иванова Т.А. Йога для детей, стр73 | «Строим дом», Иванова Т.А. Йога для детей, стр83 | Комплекс 4, Иванова Т.А. Йога для детей, стр 21 | «Лодочка на волнах», Иванова Т.А. Йога для детей, стр100 | «Угощение больного», Иванова Т.А. Йога для детей, стр105 | «Пальчики», Иванова Т.А. Йога для детей, стр115 | «Волшебный сон 2» Иванова Т.А. Йога для детей Стр.128 | «Домовитый хомячок», Иванова Т.А. Йога для детей, стр134 |
Март | «Мишка» Иванова Т.А. Йога для детей, стр73 | «Рукавицы», Иванова Т.А. Йога для детей, стр84 | Комплекс 5, Иванова Т.А. Йога для детей, стр 21 | «Насос», Иванова Т.А. Йога для детей, стр95 | «Самолет», Иванова Т.А. Йога для детей, стр106 | «Маляры», Иванова Т.А. Йога для детей, стр115 | «Звери и птицы спят», Иванова Т.А. Йога для детей, стр126 | «Поймай белочку», Иванова Т.А. Йога для детей, стр135 |
Апрель | «Мартышки» Иванова Т.А. Йога для детей, стр74 | «Труба», Иванова Т.А. Йога для детей, стр84 | Комплекс 6, Иванова Т.А. Йога для детей, стр 22 | «Радуга, обними меня», Иванова Т.А. Йога для детей, стр95 | «Дождик» Иванова Т.А. Йога для детей, стр106 | «Бабочка», Иванова Т.А. Йога для детей, стр115 | «Океан», Иванова Т.А. Йога для детей, стр126 | «Совушка-сова», Иванова Т.А. Йога для детей, стр136 |
Май | «Слон» Иванова Т.А. Йога для детей, стр73 | «Ежик», Иванова Т.А. Йога для детей, стр84 | Комплекс 7, Иванова Т.А. Йога для детей, стр 22 | «Воздушный шар», Иванова Т.А. Йога для детей, стр96 | «Паучок», Иванова Т.А. Йога для детей, стр108 | «Жук», Иванова Т.А. Йога для детей, стр116 | «Прогулка на велосипеде», Иванова Т.А. Йога для детей, стр129 | «Блинчики», Иванова Т.А. Йога для детей, стр138 |
Открытое занятие Отчет по самообразованию. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Карлсон в гостях у детей» - оздоровительное итоговое занятие кружка «Веселая Йога» для детей 5-6 лет с использованием ИКТ
Цель:- закрепить умение детей расслабляться и контролировать дыхание (грудное, диафрагмальное);- .закрепить умение выполнять упражнение "Цапля";- развивать координацию движений, гибкос...
Занятие кружка «Хатха-йога» для детей 6-7 лет Тема: сказка-йога «Терешечка»
Задачи:Образовательные:- продолжать формировать правильную осанку и равномерное дыхание;-закрепить умение детей чувствовать свое тело (во время выполнения упражнений хатха-йоги);Развивающие:- продолжа...
Фрагмент занятия по физической культуре с использованием элементов хатха-йоги для детей подготовительной к школе группы. "Обезьянка Йога"
конспект адресован педагогам, инструкторам по физической культуре, родителям...
Сказка-йога «Муха-цокотуха» Конспект оздоровительного занятия с использованием нетрадиционной формы хатха – йога для детей 4-5 лет
Цель: развитие физических качеств детей 4-5 лет через нетрадиционную гимнастику хатха-йогу.Задачи:- закреплять и обобщать представление детей о насекомых, их основных признаков;- формировать дальнейше...
Мастер-класс для родителей по хатха-йоге с элементами игрового стретчинга, танцевального фитнеса «Йога для детей» Цель: формировать у родителей и детей привычку ЗОЖ.
Мастер-класс для родителей по хатха-йоге с элементами игрового стретчинга, танцевального фитнеса«Йога для детей»...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЙОГЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ЙОГИ»
Прививать у детей интерес к занятию физической культурой и спортом....
Особые указания для занятий йогой для детей Структура занятия хатха-йогой
Подготовительная часть занятия (3-5 минут)Вариации ходьбы, бега по кругу или подвижная игра, или ритмическая гимнастика и обязательно самомассаж.Задача – подготовить организм ребенка к предстоящ...
- Мне нравится (5)
Комментарии
Очень интересно!!!! Желаю
Очень интересно!!!! Желаю успехов в реализации!!!
Благодарю!
Благодарю!