Сообщение " Здоровьесбережение детей в группе компенсирующей направленности с ОНР средствами искусства"
статья (старшая группа) на тему
Проводимая работа с детьми с ОНР в группе ( из опыта работы)
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Здоровьесбережение детей в группе компенсирующей направленности
с ОНР средствами искусства»
Солодкова В.П.,
воспитатель
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 9» муниципального образования города Братска
План
1. Особенности развития детей в группе компенсирующей направленности.
2. Возможности использования средств искусства в работе с детьми.
3. Список литературы.
Речевое развитие детей является важным этапом в жизни дошкольников. И поэтому оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка и всех психических процессов.
У большинства детей с ОНР недостаточная устойчивость внимания на занятиях. В совместной и продуктивной деятельности, ограниченные возможности его распределения.
Детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, неуверенность в себе. Обидчивость, трудности в общении со сверстниками, ослабленное здоровье (у детей вторая группа здоровья). При выполнении движений по словесной инструкции возникают наибольшие трудности, встречается недостаточная координация пальцев кисти рук, недоразвитие мелкой моторики.
Работая в группе компенсирующей направленности и сталкиваясь с вышеперечисленными трудностями в развитии детей, решила выбрать направлением своей работы: использование здоровьесберегающих технологий в непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности с детьми средствами искусства:
-игровая деятельность
-изобразительное искусство
- музыка
- художественная литература
Искусство позволяет познать себя и окружающий мир. В художественном творчестве ребенок воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты. Происходит это на бессознательном уровне, и ребенок узнает о себе много нового. Через художественные образы наше бессознательное взаимодействует с сознанием. В детском саду работа с помощью средств искусства выполняет следующие функции: воспитательная, развивающая, коррекционная.
Так же в своей работе систематически используем здоровьесберегающие технологии:
- закаливание с музыкальным сопровождением
-точечный массаж
- пальчиковые игры
- суджок
- логоритмические упражнения
- массаж пальцев
- босохождение по корригирующим дорожкам
- полоскание горла
-дыхательная гимнастика и другие виды ….
Использование данных технологий позволяет достичь максимальной эффективности в коррекционной работе с детьми. При этом не теряем связь с региональной программой. Очень важно прививать детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. Раскрытие духовных ценностей, литературы и искусства, ознакомление с произведениями музыки, литературы о родном крае, через творчество поэтов, композиторов, писателей и художников. Поэтому региональный компонент использую во всех видах деятельности.
Музыкальное искусство
Музыкальное искусство представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Музыка активно используется в коррекции эмоциональных нарушений, страхов, двигательных и речевых расстройствах, при коммуникативных затруднениях (проблем в общении). Медиками установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус головы коры головного мозга, улучшают обмен веществ. Стимулируют дыхание. Музыку используем в работе с детьми совместно с музыкальным работником.
Цель занятий с использованием музыки:
- создание положительного эмоционального фона
- снятие фактора тревожности
- стимуляция двигательных функций
- развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление)
-развитие музыкальных и творческих способностей
- растормаживание речевой функции
- формирование привычки к здоровому образу жизни
На музыкальных занятиях используются:
- Музыкально – ритмические игры
-упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти
- этюды на развитие выразительности мимики
- пальчиковая гимнастика:”Рыбка плавала в пруду”,”Станем мы деревьями”,”Ежик”, “Медвежата”
- дыхательная гимнастика
- артикуляционная гимнастика
- игровой массаж:”Воробьи”, Самомассаж “Сорока”,”Пчелки”…
- речевые игры
- игровые модели:”Горностай”, “щука”, “Мать и мачеха”, “Звери”
В частности: игра с палочками – происходит развитие мелкой моторики рук, речи детей.
Игра с ленточками «волны реки Ангары» - движения, творчество детей.
Игра с камушками с берегов о. Байкал, слушание –звуки Байкала.
Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов.
Все это способствует развитию речи детей, т.к. речь, музыка и движения тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга. Благодаря этим трем компонентам укрепляется мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые данные.
Использование сказки, как средства коррекции речи
Цель: Развитие фантазии, творческих способностей, воображения, умение последовательно излагать свои мысли, рассказывая о придуманном сюжете.
Музыка используется с художественным творчеством прежде всего через музыкальные образы сказочных героев, сказочные темы и сюжеты в музыке – (задание детям: сочини и расскажи сказку. Русские народные сказки, несут в себе активизирующее воздействие – как на эмоциональную сферу ребенка, так и на речевую деятельность. Сказка находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения. И поэтому задача педагога — так окружить его игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжелой работой – исправлением недостатков речи.
-разыгрывание сценок.
-сочинение литературных произведений …
Возможности использования сказочных средств уникальны в коррекционной работе, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка.
Применение средств изобразительного искусства в работе с детьми.
Изоискусство позволяет выразить свои чувства линией, цветом, формой, почувствовать себя художником, осознать свой творческий потенциал, изменить самооценку и отношение с окружающим миром. Рисование развивает чувственно – двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических функций.
Ребенок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык. Техники и приемы рисования подбираю по принципу простоты и эффектности.
Ребенок не должен испытывать затруднений при создании изображения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку. Считаю, что изобразительные техники должны быть нетрадиционными:
- новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание
-имеет значение получение ребенком необычного опыта
-В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, возможности для высказывания о процессе деятельности.
Рисование «Марание». Значит “марать, “пачкать”“грязнить” – отсутствие сюжета. Сочетание отвлеченных форм и цветных пятен…
Работать дети могут в паре или всей группой (на общем листе) – добавляет выразительности результату, а также обогащает взаимодействие детей, мелкую моторику. В работу с детьми органично вписывается национально-культурный компонент, который реализуется в разных видах изобразительной деятельности:
- рисование пальцами
- рисование сухими листьями, сыпучими материалами и продуктами
- рисование углем и тычками: леса Прибайкалья
- вьюга в Сибирском лесу
- лепка - Байкальская нерпа, рыбки – золото Байкала
- наши бабочки
- цветы Сибири –жарки (рисование по мокрой бумаге)
- рисование предметами окружающего пространства (мятой бумагой, губкой, зубной щеткой, палочками и т.д )
- плоскостные и объемные изображения из газет (бумаги)
Во время творческих действий с газетами и скотчем создается образ, вызывающий положительный отклик у ребенка, одновременно развивается и мелкая моторика рук, что способствует развитию речи детей- (создать и рассказать).
Из ничего создается что-то, также как в процессе рисования из неуверенного, робкого, пугливого ребенка возрождается личность.
Психологические условия, необходимые для эффективности занятий:
- поддерживать в ребенке его достоинства и позитивный образ”Я”
- не применять негативных оценочных суждений, отрицательного программирования
- не навязывать способов деятельности и поведения вопреки его желанию
- принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка, не зависимо от содержания, формы, качества.
Таким образом, считаю,что разные виды искусствадают ребенку возможность проигрывать, переживать, проговаривать различные ситуации, какую – либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом.
Использование вариативных средств искусства- это творческая деятельность, в процессе которой ребенок раскрепощается, и речь становится более свободной и приобретает другие формы и краски.
Комплексное использование здоровьесберегающих технологий, в том числе средств искусства, позволяет решать задачи педагогики оздоровления.
Можно сделать вывод, что искусство обладает таким воздействием на человека, что формирует и развивает его разносторонне,влияет на его духовный мир в целом. Искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни – эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей.
Литература:
1. Арсеневская О.А. Система музыкально- оздоровительной работы в детском саду.- Издательство”Учитель”,2012.
2.Сократова Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. –М.:Т.Ц.2005.
3.Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники-М.:ТЦ Сфера, 2004.
4.Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Художественная культура. Интегрированные занятия с детьми 5 – 7 лет. –М.: АРКТИ, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект совместной деятельности педагога и детей старшей группы компенсирующей направленности (общее недоразвитие речи) по формированию лексико-грамматических средств языка Тема: «Зимующие птицы» («Предлог НА»)
План-конспект непосредственной образовательной деятельности по теме "Зимующие птицы" ("Предлог НА"), разработа для детей старшей группы (5-6 лет) компенсирующей направленности....
Конспект образовательной деятельности познавательной направленности по экспериментированию для детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи «Удивительная соль»
Конспект занятия в подготовительной группе, основанный на экспериментально-исследовательской деятельности детей....
Интегрированное занятие с использованием универсальных средств обучения- блоков Дьенеша для детей средней группы компенсирующей направленности с ТНР
Занятие разработано для детей с тяжелым нарушением речи в группе компенсирующей направленности. Проводится совмесно учителем-логопедом и воспитателем....
ПРОЕКТ «Дидактическая игра, как средство познавательно-речевой активности детей старшей группы компенсирующей направленности»
В дидактической игре на занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи дети с ОНР обучаются практическим навыкам словообразования и словоизмене...
Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития. Основные направления коррекционно-развивающей работы в средней группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.
Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития. Основные направления коррекционно-развивающей работы в средней групп...
План работы по здоровьесбережению с детьми группы компенсирующей направленности (логопедической) в детском саду
Задачи:- Способствовать становлению устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни;- Формировать представления о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о ме...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа. Лексическая тема «Почта»."
Цель: Учить согласовывать имена существительные с глаголами единственного и множественного числа.Задачи:1. Упражнять в подборе имён существительных к именам прилагательным и учить согласовывать их в р...