Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития. Основные направления коррекционно-развивающей работы в средней группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.
консультация (средняя группа)
Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития. Основные направления коррекционно-развивающей работы в средней группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития.
Возраст 4-5 лет.
Проблемы в психическом и физическом развитии детей в этом возрасте проявляются особенно ярко. У всех обнаруживается запаздывание в сроках овладения основными видами движений (ходьба, бег, прыжки, ползание, лазание, метание), отсутствие гибкости и плавности движений (скованность движений, их неритмичность), замедленность темпа движений, моторная неловкость, недостаточность мышечной силы и др. Вследствие несформированности самоконтроля дети не замечают неправильного выполнения действий, самостоятельно не улавливают ошибки, нуждаясь в поддержке взрослого. Однако, как правило, многократное повторение действий улучшает качество их выполнения.
Слабо развитые, замедленные и неточные тонкие дифференцированные движения ладони и пальцев рук, несогласованность движений обеих рук затрудняют процесс овладения дошкольниками с ЗПР всеми видами деятельности.
Особенности эмоциональной сферы проявляются полярно: у некоторых детей отсутствуют выраженные эмоциональные проявления (они вялы, пассивны, их лица маскообразны), у других, наоборот, отмечается выраженная неконтролируемая экспрессия, несдержанность в эмоциональных реакциях в любых ситуациях.
Побуждаемые педагогом, дети с ЗПР проявляют желание принимать участие в совместной деятельности, а иногда и непродолжительную активность, прежде всего, на музыкальных занятиях и занятиях физкультурой.
Относительно сформированными, по сравнению с другими, являются навыки самообслуживания, однако практически все дети четвертого года жизни самостоятельно ими не владеют. При этом к пяти годам многие способны ими овладеть.
Младший дошкольник с ЗПР не проявляет интерес к игрушкам или на короткое время его привлекает их внешний вид, а не возможность действовать с ними. Самостоятельные действия дошкольников с ЗПР с игрушками стереотипны, но преимущественно адекватны.
Лишь в начале четвертого года жизни у детей начинает появляться интерес к предметам, к игрушкам, что способствует ознакомлению с их свойствами и отношениями. Однако восприятие имеет ряд особенностей, таких как: замедленность, фрагментарность, малый объем, низкий уровень избирательности и константности, слабая дифференцированность и несамостоятельность. При поступлении в ДОУ дети с ЗПР крайне слабо информированы: не знают названия предметов, их функционального назначения, не владеют способами действий с ними и не стремятся к их познанию и использованию.
Нарушения речи у детей с ЗПР различного генеза имеют системный характер и распространяются на функции речи: коммуникативную, познавательную, регулирующую. Даже те дети, которые владеют речью, недостаточно активно ею пользуются в процессе деятельности или общения.
Мышление детей с ЗПР формируется в условиях неполноценного чувственного познания, недоразвития речи, ограниченной практической деятельности. Они не умеют решать задачи на уровне наглядно-действенного мышления, т.к. они очень часто не осознают наличия проблемной ситуации, не осуществляют поиск решения, а в тех случаях, когда понимание в целом есть, не связывают поиски решения с необходимостью использования вспомогательных средств.
Основные направления коррекционно-развивающей работы в средней группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.
Непосредственно-образовательная деятельность— одна из основных форм воспитания и обучения как в массовых, так и в специальных дошкольных учреждениях. Для них отведено место в режиме дня, определено программное содержание. В дошкольных учреждениях для детей с задержкой психического развития проводятся занятия фронтальные (с группой детей), с подгруппой детей, индивидуальные. Каждая из указанных форм занятий имеет большое общеразвивающее и коррекционное значение.
- Занятия по развитию речи на ознакомлении с окружающим миром, развитие лексико-грамматического строя и связной речи, развитие речевого (фонематического) восприятия.
- Занятия по формированию элементарных математических и сенсорных представлений.
Содержание педагогической работы с детьми с ЗПР определяется целями и задачами коррекционно – развивающего воздействия, которое организуется в три этапа, соответствующих периодизации дошкольного возраста.
Характер такого взаимодействия обусловлен содержанием работы, методами, приемами и применяемыми видами деятельности.
Особенности коррекционно – развивающей работы с детьми с ЗПР состоит в необходимости индивидуального и дифференцированного подхода, снижения темпа обучения, структурной простоты содержания знаний и умений, наглядности, возврата к уже изученному материалу, развития самостоятельности и активности детей.
В образовательной области «Познавательное развитие» выделены направления коррекционно-педагогической работы, которые способствуют решению задач поэтапного формирования способов ориентировочно-исследовательской деятельности и способов усвоения ребенком общественного опыта:
- Сенсорное воспитание,
- Формирование мышления,
- Формирование элементарных количественных представлений,
- Ознакомление с окружающим,
- Развитие речи и формирование коммуникативных способностей,
Содержание образовательной области «Познавательное развитие»
Содержание образовательной области «Познавательное развитие» обеспечивает повышение познавательной активности детей с ЗПР, обогащение их сенсомоторного и сенсорного опыта, формирование предпосылок познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности, а также представлений об окружающем мире и формирование элементарных математических представлений. В процессе разнообразных видов деятельности дети узнают о функциональных свойствах и назначении объектов, учатся анализировать их, устанавливать причинные, временные и другие связи и зависимости между внутренними и внешними пространственными свойствами. При этом широко используются методы наблюдения за объектами, демонстрации объектов, элементарные опыты, упражнения и различные игры.
Формирование социально-личностных представлений и коммуникативных навыков
Основные задачи этапа:
- формировать любознательность детей, их желание наблюдать за изменениями, происходящими в окружающем мире;
- формировать познавательные установки: «Почему это происходит?», «Почему он такой (по цвету, по форме, по величине и т.д.)?»;
- развивать диалогическую и монологическую речь детей, поддерживая инициативные диалоги между ними, стимулируя их, создавая коммуникативные ситуации, вовлекая детей в разговор, побуждая рассказывать о своих впечатлениях, высказываться по содержанию литературных произведений;
- знакомить детей с занятиями и трудом взрослых;
- закреплять у детей «Образ Я», формировать представления о собственных возможностях и
умениях («у меня – глаза – я умею смотреть», «это мои руки – я умею…» и т.д.);
- формировать у детей представления о безопасном образе жизни: о правилах поведения на улице, о правилах пожарной безопасности, о правилах здорового образа жизни, о поведении в быту с последующим выделением наиболее значимых для обучения основам безопасности жизнедеятельности ситуаций и объектов;
- привлекать внимание детей к различным видам социальных отношений, учить передавать их в сюжетно-ролевых и театрализованных играх;
- развивать способность детей выражать свое настроение, потребности с помощью различных пантомимических, мимических и других средств;
- развивать стремление детей передавать (изображать, демонстрировать) радость, огорчение, удовольствие, удивление в процессе моделирования социальных отношений;
- расширять и углублять представления о разных местах обитания и образе жизни, способах питания животных и растений;
- формировать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи между условиями жизни, с одной стороны, внешними и функциональными свойствами – с другой, в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования;
- расширять и закреплять представления детей о предметах быта, необходимых в жизни человека (одежда, обувь, мебель, посуда и др.);
- расширять и закреплять представления детей о макросоциальном окружении (двор, магазин, деятельность людей, транспорт и др.);
- углублять и расширять представления детей о явлениях природы (вода, ветер, огонь, снег,
дождь) и сезонных и суточных изменениях (лето-зима, весна-осень, день-ночь, утро-вечер), связывать их с изменениями в жизни людей, животных, растений;
- формировать экологические представления детей, знакомить их с функциями человека в природе (потребительской, природоохранной, востановительной);
- развивать у детей сенсорно-перцептивную способность, исходя из принципа целесообразности и безопасности, обучать детей выделению знакомых объектов из фона зрительно, по звучанию, на ощупь и на вкус;
- расширять представления детей о праздниках (Новый год, День рождения, Рождество, Пасха, Масленица, Проводы осени, спортивный праздник);
- знакомить детей с художественными промыслами (расписная матрешка, деревянные ложки и т.п.);
- поддерживать эмоционально положительные состояния детей и проводить профилактику эмоциональных срывов, не применяя жестких дисциплинарных требований и предупреждая утомления детей.
Формирование элементарных математических представлений
Основные задачи этапа:
- стимулировать желание детей после предварительного тактильного и зрительного обследования предметов использовать пантомимические средства для демонстрации величины, формы, протяженности, удаленности предметов;
- формировать представления детей о независимости количества элементов множества от их пространственного расположения и качественных признаков;
- формировать у детей элементарные счетные действия с множествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия;
- формировать у детей сенсорно-перцептивные способности: узнавать количество предметов, форму, величину на ощупь, зрительно, количество хлопков (ударных звуков) на слух;
- формировать у детей операционально-техническую сторону деятельности: действовать двумя руками, одной рукой (удерживать, приближать, поворачивать, расставлять игрушки или раскладывать картинки в ряд, брать их по одной, убирать счетный материал, геометрические фигуры и т. п.);
- развивать у детей зрительно-двигательную координацию, учить их прослеживать взглядом за движением руки, игрушками, расположением картинок и т. п.;
- знакомить детей с цифрами 1, 2, 3 и соотносить их соответствующим количеством пальцев и предметов, изображать эти цифры (рисовать, конструировать, лепить и т. п.);
- развивать у детей умение определять пространственное расположение предметов относительно себя (впереди – сзади, рядом со мной, надо мной, подо мной);
- формировать у детей умение соотносить плоскостные формы и пространственные объекты в процессе игр и игровых упражнений;
- формировать у детей умение образовывать множества из однородных и разнородных предметов, игрушек, их изображений; группировать предметы в множества по форме (шары, кубы, круги, квадраты), по величине (большой – маленький, широкий – узкий, высокий – низкий), по количеству (в пределах трех);
- учить детей вычленять анализируемый объект, видеть его во всем многообразии свойств, определять элементарные отношения сходства с другими объектами и отличия от них;
- формировать у детей представления о времени: на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) учить их узнавать и называть реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь).
Развитие речи и профилактика речевых нарушений
Основные задачи этапа:
- стимулировать познавательную активность детей, расширять и систематизировать их знания об окружающем мире;
- совершенствовать базисные для психического и речевого развития детей функции, межфункциональное взаимодействие;
- развивать целостное представление детей о пространстве, понимании расположения объектов во внешнем пространстве, умение определять расположения предметов по отношению к себе и применять слова, обозначающие взаимоотношения предметов в пространстве;
- активизировать и расширять словарный запас детей, в том числе на основе развития словообразовательных процессов, преодоления разрыва в объеме пассивного и активного словаря детей, уточнения понимания значения слов, преодоления неточного и недифференцированного использования слов, развития представлений об антонимических отношений между словами, увеличения в словаре количества обобщенных слов;
- развивать активное, осмысленное восприятие речи, особенности анализировать речь взрослых на основе совершенствования познавательной деятельности детей, формирования понятий и развития семантического компонента языковой способности;
- развивать способности детей к восприятию текста как смыслового и содержательного единства;
- развивать речемыслительную деятельность детей: совершенствовать усвоенные ими видовые и родовые понятия; закреплять навыки обобщения; формировать у детей способности выделять существенные детали различных предметов на наглядном уровне, сравнивать предметы, выделять различные и сходные признаки; формировать способности детей к описательному определению понятий, к установлению временных последовательностей, к пониманию причинно-следственных связей;
- совершенствовать соматогнозис: способности чувствовать части тела, умение управлять ими, называть их, развивать произвольную мимику детей;
- развивать тактильные ощущений детей, стереогноз;
- развивать произвольную регуляцию двигательной активности детей: выполнение произвольных движений частями тела в соответствии с инструкцией; выполнение серии последовательных движений (удержания двигательной программы) с подключением проговаривания;
- развивать произвольную регуляцию моторики руки с помощью статических и динамических упражнений для кистей и пальцев рук;
- формировать двигательные стереотипы в ходе развития зрительно-моторной координации, тактильной и двигательной памяти детей;
- развивать кинестетические ощущения, возникающие при движении органов артикуляции и их положении;
- формировать кинетическую и кинестетическую основу артикуляционных движений с помощью динамических и статических упражнений;
- формировать правильное использование детьми в речи продуктивных грамматических форм слов и словообразовательных моделей;
- расширять набор используемых детьми типов предложений, синтаксических конструкций, видов синтаксических связей и средств их выражения;
- формировать у детей первичные навыки осознанного анализа речи и языковых единиц;
- развивать общие речевые навыки детей, в том числе правильного произношения звуков речи, правильного воспроизведения звукослоговой структуры слов;
- стимулировать детей к общению, совершенствовать навык диалогической речи, формировать у детей первичные навыки самостоятельного развернутого высказывания на основе рассказа-описания, пересказа;
- развивать планирующую и обобщающую функции речи путем обучения детей и стимулирования их к вербальному программированию предстоящих действий, речевому сопровождению этапов деятельности и оценке ее результатов;
- совершенствовать навыки узнавания предметов (картинок) на основе восприятия слов (их наименований);
- формировать связи действий и движений детей с глаголами;
- развивать целостное и аналитическое восприятие изображенных на картинках ситуаций, понимания взаимоотношений между предметами (объектами), явлений, связанных причинно-следственными зависимостями (параллельно с развитием наглядно-образного мышления и речи);
- развивать умения детей понимать эмоции в процессе вербальной и невербальной коммуникации;
- стимулировать детей к дифференцированным эмоциональным проявлениям, связанным с преодолением собственных затруднений, с оценкой поступка или деятельности, с эмоциональным состоянием людей и сказочных животных;
- знакомить детей с литературными произведениями (простейшими рассказами, историями, сказками, стихотворениями), обучая разыгрыванию их содержания по ролям;
- развивать понимание детьми интонации;
- развивать навыки детей слушания художественных произведений (стихов, сказок, рассказов), понимания вопросов по прослушанному тексту;
- развивать слухоречевую память детей на материале текстов художественных произведений;
- развивать слуховое внимание и слуховой гнозис детей, способности дифференцировать звучания по силе, высоте, тембру, развивать чувства ритма и темпа;
- формировать фонематическое восприятие детей;
- развивать межмодальное взаимодействие: ритмическое, двигательное, тактильное, зрительное, слухоречевое;
- формировать ориентировочно-исследовательскую деятельность детей, умения работать по образцу и осуществлять перенос способа действия из одной ситуации в другую;
- развивать интерес и эмоциональное отношение детей к процессу познавательно-речевой деятельности, его результату;
- формировать навыки программирования детьми предстоящих действий с помощью вербализации этапов деятельности;
- развивать у детей навыки самооценки в деятельности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературной викторины по русским народным сказкам для детей старшей группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития.
Развивать речь детей, расширять активный словарь, активизировать устную речь. Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию произведения. Совершенствовать артикуляцию и дикцию, в...
Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы в подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи
Планирование работы на год по программе Н.В. Нищевой...
Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) I период обучения(сентябрь, октябрь, ноябрь)...
ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЫВ СРЕДНЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕН...
План-программа коррекционно-развивающей работы в средней группе компенсирующей направленности (для детей с ТНР)
План-программа коррекционно-развивающей работы в средней группе компенсирующей направленности (для детей с ТНР)...
Перспективное планирование коррекционно- развивающей работы в средней группе компенсирующей направленности
Перспективное планирование коррекционно- развивающей работы в средней группе компенсирующей направленности...
ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата на 2021-2022 учебный год
Рабочая программа учителя-дефектолога в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением ОДА...
- Мне нравится (1)