Интегрированное занятие с использованием универсальных средств обучения- блоков Дьенеша для детей средней группы компенсирующей направленности с ТНР
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)
Занятие разработано для детей с тяжелым нарушением речи в группе компенсирующей направленности. Проводится совмесно учителем-логопедом и воспитателем.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия с использованием универсальных средств обучения- блоков Дьенеша для детей средней группы компенсирующей направленности с ТНР
Учитель-логопед: Селиванова О.В.
Воспитатель: Виноградова М.А.
Цель: развитие речи, познавательных и творческих способностей детей с помощью универсальных средств обучения – блоков Дьенеша.
Программное содержание:
1. Формировать у детей умения кодировать и декодировать (считывать) информацию о блоках с помощью карточек символов.
2. Развивать умение выделять свойства предметов, абстрагировать эти свойства от других, следовать правилам при решении практических задач
3. Упражнять в составление изображения предмета с помощью блоков, закодированными образно-ассоциативными кодами. Развивать конструктивные навыки.
4. Развивать умение разбивать множество по двум совместимым свойствам.
5. Развивать индуктивное и дедуктивное мышление, дать представление о симметрии, трансформации размера, формы.
6. Развитие у детей фразовой речи, умение согласовывать существительные с прилагательными, числительные с существительными.
7. Развитие умения образовывать относительные прилагательные, сложные прилагательные (из двух основ)
8. Формировать у детей элементарные знания об опасности с огнём, об опасных последствиях пожара.
Материал: мультимедийное оборудование, логические блоки Дьенеша, карточки символы по 1 шт. (форма, цвет, размер, толщина), картинки для самостоятельной работы: лев, птичка, мотоцикл, машина, 2 обруча, три домика для поросят, 6 маленьких контейнеров с блоками, верёвка, , костюм феи с атрибутами («волшебная палочка», «сказочные ворота»), математический планшет.
Ход занятия:
Педагог: ребята, а вы любите сказки, в которых есть добрые волшебники и феи?
Дети: варианты ответов детей
Педагог: сегодня мы с вами отправимся в сказочную страну. Это удивительная страна, где вы станете маленькими волшебниками и сможете увидеть чудеса волшебной палочки. А живёт в этой волшебной стране Лесная Фея. И эта фея – не простая, она добрая волшебница, которая любит детей и очень хочет с вами познакомиться. Вы готовы отправиться на встречу с волшебницей? Тогда в путь.
Чтобы в сказку нам попасть
Всем ребятам нужно встать
Хлопнуть, топнуть и нагнуться
покружиться, улыбнуться,
Тихо сесть, глаза закрыть,
Обо всем на миг забыть,
Дружно встать сказать слова:
«Здравствуй, сказка и игра!»
В это время появляются фея, руках которой «волшебные ворота».
Фея: здравствуйте, дети, я так рада, что вы пришли ко мне в гости.
Ну, чтобы попасть в мою волшебную страну, нужно пройти через сказочные ворота. Вот вам пригласительные билеты.
Педагог: ребята, выберите карточку, на которой условно обозначены свойства блоков. С помощью символов, найдите геометрическую фигуру. Это будет ваш пропуск в волшебную страну, покажите его фее. (дети выполняют)
Фея: Ребята, мне очень нужна ваша помощь. В моём сказочном лесу живёт добрый маленький гном, но с ним приключилась неприятная история. Вот только послушайте:
(На экране электронная презентация «Гномик и домик»)
Под горой построил дом,
Сам себе весёлый гном.
В нём устроил он камин
И трубу, чтоб вился дым.
Счастлив был весёлый гном
В милом домике своём.
Он трудился целый день,
И при этом песни пел,
Сам на дудочке играл,
Сам себя он развлекал.
Как-то раз весёлый гном
За дровами в лес пошёл.
Вдруг увидел домик свой
Весь охваченный огнём.
Был в камине сильный жар –
От него возник пожар.
Дилли- дилли, дилли-бом,
стал печальным добрый гном. На экране появляется печальный гном.
Фея: какая неприятная история произошла с гномиком? Как вы думаете почему сгорел дом. (ответы детей)
Фея: ребята, давайте поможем гномику построить дом.
Педагог: ребята построим гномику новый дом?
Фея: Спасибо, ребята. Поможет вам, моя волшебная палочка. Она загорается только тогда, когда дети выполняют задание. За каждое правильно выполненное задание, вы получите детали, из которых и построите гномику дом. Я уверена, что вы сумеете справиться.
Фея: С чего начинается строительство дома? (строительство зданий начинается с проекта. Что такое проект? Проект дома – это специальный рисунок – чертёж. Чертежи создаёт архитектор. Архитектор – это художник-строитель, он придумывает проект дома, даёт его руководителю стройки, он знакомит строителей, а они точно по проекту возводят дома.
Педагог: сегодня мы с вами будем и архитекторами, и строителями. Наш гномик живёт в лесу, поэтому мы построим ему домик маленький — с одним этажом. Если домик с одним этажом, он какой? (ОДНОЭТАЖНЫЙ). Возьмите математический планшет, на нём мы будем рисовать резиночками чертёж дома. Постарайтесь, чтобы домики получились у вас разные. Давайте вспомним, как работать с резиночками. Найдите нижний левый угол. Подсказка будет буква -А. Поставьте пальчик на букву А. Резиночку закрепите за штырёк. Левой рукой придерживаем резиночку, а правой рукой тянем снизу-вверх или слева на право. Как вы думаете, что первое надо нарисовать? (стены).
Педагог во время работы обсуждает рисунки домов детей, обращая внимание на геометрические формы, стен, окон, крыши.
Фея: какие вы молодцы, домики получились красивые, я думаю гномику понравиться.
Фея: (дотрагивается до экрана)
Я палочкой волшебной
Тихонько проведу
По белому и чистому
Экранному окну.
появляется силуэт дома.
Фея: что нам нужно нарисовать? (окно, трубу, дверь)
Фея: ребята, давайте подумаем, из какого материала будет строить дом?
Из какого материала строят дома? (из кирпича-кирпичные, дерева-деревянные, блоков -блочные ). У гномика был деревянный домик, а мы построим ему дом из блоков, то есть блочный. Давайте превратимся с вами в строителей и начнём строить. Гномик живёт в волшебном лесу, значит, домик будет волшебный.
Педагог: а у нас есть блоки. Вот сколько! (педагог показывает блоки).
Фея: вот вам первое задание:
Рано утром на лугу,
Заяц начал здесь игру.
Все фигуры перепутал,
Разобрать я не могу
Педагог: ребята, поможем феи разобрать фигуры? (проводиться игра с блоками с тремя обручами). Ребята, перед вами два обруча. Какого цвета обручи? В зелёный обруч мы положим все круги. (Кладётся карточка-подсказка, обозначающая круги, в зелёном обруче). В красный обруч положим все фигуры жёлтого цвета. (Кладётся карточка-подсказка, обозначающая все фигуры жёлтого цвета, в красном обруче). А какие фигуры мы положим в область пересечения красного и зелёного обруча? (круги жёлтого цвета).
Вопрос: какие блоки лежат внутри зелёного обруча, но вне красного? (все круги).
Какие блоки лежат внутри красного обруча, но вне зелёного? (фигуры жёлтого цвета).
Какие фигуры лежат в обручи пересечения красного и зелёного обруча? (Жёлтые круги).
Какие фигуры оказались вне обоих обручей? (Вне обруча лежат все не жёлтые фигуры).
Фея: молодцы, получайте первый блок. (Фея дотрагивается палочкой до экрана).
Второе задание
Фея: (даёт листки с изображением педагогу). Вот вам следующее задание.
Педагог: предлагает детям самостоятельно выбрать карточку.
Педагог: ребята, посмотрите какие у вас есть интересные картинки. Я предлагаю вам с помощью блоков раскрасить их. (на листках изображение из геометрических форм. Педагог уточняет у детей, что у них изображено).
Педагог: в рисунке каждая геометрическая фигура обладает тремя заданными символами, чтобы вам не ошибиться и правильно выполнить задание, давайте все вместе вспомним, что обозначает каждый символ.
На экране появляется изображение геометрических форм.
Педагог: что обозначают эти символы? (форму геометрических фигур. На экране появляются три разноцветные тучки).
Педагог: что обозначают эти символы? (цвет блоков. На экране появляется два домика большой и маленький).
Педагог: что обозначают эти символы? (размер фигур)
На экране появляется толстый и тонкий человечек.
Педагог: что обозначают эти символы? (толщина фигуры).
Педагог: ребята, вам, нужно ориентируясь на контурное изображение рисунка, отобрать блоки по четырём свойствам (форме, размеру, цвету и толщине) наложить их на соответствующее изображение. (Ориентируясь на символы геометрических фигур, дети выбирают блоки и накладывают блоки на соответствующее контурное изображение).
Педагог: молодцы, все были очень внимательны, посмотрите какие разноцветные у вас получились картинки.
Педагог: уберите конструктор в контейнеры. Все справились с заданием. Безупречная работа! Посмотрите появился ещё один блок (левая стена дома).
Третье задание
Фея: ребята, а вы любите загадки?
Носик круглый пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек- копытца.
Трое их и до чего же,
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки.
Кто герои этой сказки? (три поросёнка)
Игра «Построй дорожку»: на полу построено три домика- Ниф-Нифа, Нуф-Нуфа, Наф-Нафа. Между ними нужно построить дорожку, чтобы поросятам было удобно бегать друг к другу. Ну дорожку нужно строить по правилу.
Педагог предлагает детям выбрать необходимые карточки, закрепить их на домиках.
Педагог: ребята, расскажите по какому правилу вы будете строить дорожку Ниф-Нифа к Нуф-Нуфу ? (чтобы рядом не было фигур одного размера).
Педагог: какой блок за каким должен идти? С какого блока вы начнёте строить дорожку?
Педагог: молодцы, дорожку между домиками построили. Теперь они могут ходить друг к другу в гости.
Фея: блестяще! На экране появляется очередной блок (правая стенка домика).
Четвёртое задание.
Фея: ребята, а вы любите ходить в гости. Я тоже люблю ходить в гости. Сегодня я хочу рассказать вам про одного известного героя, который тоже любил ходить в гости.
У этого героя дружок есть Пятачок,
Он ослику в подарок
Нёс пустой горшок.
Лез в дупло за мёдом,
Пчёл гонял и мух.
Имя медвежонка, конечно,…. (Винни-Пух)
Однажды Винни отправился в город геометрических фигур. Зашёл он в первый дом. Какие же фигуры живут в этом доме.
Дети: круг, квадрат и прямоугольник черного цвета.
Педагог: посмотрите, какие фигуры живут на первом этаже дома? (квадрат, прямоугольник, круг).
Педагог: теперь давайте посмотрим какие фигуры живут на втором этаже? (квадрат, прямоугольник и круг, только в другом порядке).
Педагог: да, все правильно: на втором этаже живут точно такие же фигуры, как и на первом, только они живут в других подъездах. Давайте внимательно посмотрим на третий этаж. Какие фигуры должны быть на третьем этаже? Точно такие же или другие? (Точно такие же). Посмотрите, на этом этаже живут прямоугольник и круг, а вместо третьей фигуры мы видим в окошке Винни. Как вы думаете какая фигура должна быть нарисована вместо Винни? (квадратик). У кого был в гостях Винни? (у квадратика).
Так же рассматриваем все домики.
Фея: игра с домиками сложная работа, вы были внимательные. Молодцы получайте ещё один блок (окно).
Пятое задание
Игра «Волшебники».
Педагог: фея, хочешь посмотреть, как мы сейчас с ребятами станем маленькими волшебниками и превратим треугольник в прямоугольник, прямоугольник в квадрат, квадрат в круг?
Дети встают в центр комнаты. Они получают верёвку со связанными концами, берутся за неё обеими руками и по сигналу педагога образуют различные геометрические фигуры, При этом, повторяя особенности геометрических форм: у овала и круга нет углов. У треугольника три угла, и три стороны, а у квадрата и прямоугольника четыре угла и четыре стороны: у квадрата все стороны равны, а у прямоугольника только противоположные.
Фея: какие вы молодцы! Настоящие волшебники (даёт им блок- крыша). Ребята посмотрите какой красивый домик вы построили.
Чтобы у гнома было хорошее настроение, и в его доме было тепло и светло, я добавлю солнышко. (На экране появляется солнышко с лучиками).
Я держу в ладошках солнце!
Я дарю его друзьям!
Улыбайтесь - это просто!
Лучик солнца – это Вам!!!
Фея: вы мне очень понравились и на прощание на память о нашем путешествии я подарю вам волшебную палочку.
Педагог: спасибо тебе, милая Фея (фея уходит). Ребята, вам понравилось наше путешествие в волшебную страну? Что мы помогли гномику построить домик? Как вы думаете, какое у него сейчас настроение?
Педагог: мы с вами побывали в сказке. Вы были сегодня добрыми волшебниками. Но у каждой сказки есть конец, вот и наша сказка окончилась.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывной образовательной деятельности по ФЭМП с использованием блоков Дьенеша для детей средней группы, «Подарки для Барбоскиных».
Логические блоки Дьенеша - игра, которая ненавязчиво, но серьезно развивает математические способности ребенка....
Призентация занятия с использованием здоровьесберегающих и игровых, ИКТ технологий для детей старшей группы компенсирующей направленности с ТНР « Осенние дары»
Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе....
Конспект комплексного занятия по логико-математическому развитию на основе развивающих игр «Палочки Кюизенера», «Блоки Дьенеша» для детей средней группы (4-5 лет)
Конспект занятия по познавательному развитию. На основе примерной образовательной программы дошкольного образования "Детство"....
Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития. Основные направления коррекционно-развивающей работы в средней группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.
Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития. Основные направления коррекционно-развивающей работы в средней групп...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по ФЭМП с использованием блоков Дьенеша для детей средней группы, «Подарки для Барбоскиных».
Цель: Способствовать развитию математических представлений на основе использования блоков Дьенеша.Задачи:формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельност...
Интегрированное занятие для детей средней группы компенсирующей направленности с родителями. Тема: "Семена. Украшаем рукавичку".
Интегрированное занятие для детей средней группы компенсирующей направленности с родителями. Тема:" Семена. Украшаем рукавичку"....
Конспект открытого интегрированного занятия по конструированию на тему: «Улица нашего района» с использованием палочек Кьюзенера и блоков Дьенеша для детей старшей группы
Цель: развитие умения работать в плоскостном конструировании, используя палочки Кьюзенера и блоки Дьенеша.Задачи:Образовательные: Формировать у детей умения анализировать схему постройки, пл...