Интегрированное занятие с использованием универсальных средств обучения- блоков Дьенеша для детей средней группы компенсирующей направленности с ТНР
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)

Селиванова Ольга Владимировна

Занятие разработано для детей с тяжелым нарушением речи в группе компенсирующей направленности. Проводится совмесно учителем-логопедом и воспитателем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия с использованием универсальных средств обучения- блоков Дьенеша для детей средней группы компенсирующей направленности с ТНР

Учитель-логопед: Селиванова О.В.

Воспитатель: Виноградова М.А.

Цель: развитие речи,  познавательных и творческих способностей  детей с помощью универсальных средств обучения – блоков  Дьенеша.

                           

Программное содержание:

 1. Формировать у   детей умения кодировать и декодировать (считывать) информацию о блоках с помощью карточек символов.

2. Развивать умение выделять свойства предметов, абстрагировать эти свойства от других, следовать правилам при решении практических задач

3. Упражнять в составление изображения предмета с помощью блоков, закодированными образно-ассоциативными кодами. Развивать конструктивные навыки.

4. Развивать умение разбивать множество по двум совместимым свойствам.

5. Развивать индуктивное и дедуктивное мышление, дать представление о симметрии, трансформации размера, формы.

6. Развитие у детей фразовой речи, умение согласовывать существительные с прилагательными, числительные с существительными.

7. Развитие умения образовывать относительные прилагательные, сложные прилагательные (из двух основ)

8. Формировать у детей элементарные знания об опасности с огнём, об опасных последствиях пожара.

Материал: мультимедийное оборудование, логические блоки Дьенеша, карточки символы по 1 шт. (форма, цвет, размер, толщина), картинки для самостоятельной работы:  лев, птичка, мотоцикл, машина, 2 обруча, три домика для поросят, 6 маленьких контейнеров с блоками, верёвка, , костюм феи с атрибутами («волшебная палочка», «сказочные ворота»), математический планшет.

Ход занятия:

Педагог: ребята, а вы любите сказки, в которых есть добрые волшебники и феи?

Дети: варианты ответов детей

Педагог: сегодня мы с вами отправимся в сказочную страну. Это удивительная страна, где вы станете маленькими волшебниками и сможете увидеть чудеса волшебной палочки. А живёт в этой волшебной стране Лесная Фея. И эта фея – не простая, она добрая волшебница, которая любит детей и очень хочет с вами познакомиться. Вы готовы отправиться на встречу с волшебницей? Тогда в путь.

Чтобы в сказку нам попасть

Всем ребятам нужно встать

Хлопнуть, топнуть и нагнуться

покружиться, улыбнуться,

Тихо сесть, глаза закрыть,

Обо всем на миг забыть,

Дружно встать сказать слова:

«Здравствуй, сказка и игра!»

В это время появляются фея, руках которой «волшебные ворота».

Фея: здравствуйте, дети, я так рада, что вы пришли ко мне в гости.

 Ну, чтобы попасть в мою волшебную страну, нужно пройти через сказочные ворота. Вот вам пригласительные билеты.

Педагог: ребята, выберите карточку, на которой условно обозначены свойства блоков. С помощью символов, найдите геометрическую фигуру. Это будет ваш пропуск в волшебную страну, покажите его фее. (дети выполняют)

Фея: Ребята, мне очень нужна ваша помощь. В моём сказочном лесу живёт добрый маленький гном, но с ним приключилась неприятная история. Вот только послушайте:

(На экране электронная презентация «Гномик и домик»)
Под горой построил дом,
Сам себе весёлый гном.
В нём устроил он камин
И трубу, чтоб вился дым.
Счастлив был весёлый гном
В милом домике своём.

Он трудился целый день,
И при этом песни пел,
Сам на дудочке играл,
Сам себя он развлекал.

Как-то раз весёлый гном
За дровами в лес пошёл.

Вдруг увидел домик свой
Весь охваченный огнём.
Был в камине сильный жар –
От него возник пожар.

Дилли- дилли, дилли-бом,
стал печальным добрый гном.
  На экране появляется печальный гном.

Фея: какая неприятная история произошла с гномиком? Как вы думаете почему сгорел дом. (ответы детей)

Фея: ребята, давайте поможем гномику построить дом.

Педагог: ребята построим гномику новый дом?

Фея: Спасибо, ребята. Поможет вам, моя волшебная палочка. Она загорается только тогда, когда дети выполняют задание. За каждое правильно выполненное задание, вы получите детали, из которых и построите гномику дом. Я уверена, что вы сумеете справиться.

Фея: С чего начинается строительство дома? (строительство зданий начинается с проекта. Что такое проект? Проект дома – это  специальный рисунок – чертёж. Чертежи создаёт архитектор. Архитектор – это  художник-строитель, он придумывает проект дома, даёт его руководителю стройки, он знакомит строителей, а они точно по проекту возводят дома.

Педагог: сегодня мы с вами будем и архитекторами, и строителями. Наш гномик живёт в лесу, поэтому мы построим ему домик маленький — с одним этажом. Если домик с одним этажом, он какой? (ОДНОЭТАЖНЫЙ).  Возьмите математический планшет, на нём мы будем рисовать резиночками чертёж дома. Постарайтесь, чтобы домики получились у вас разные.  Давайте вспомним, как работать с резиночками. Найдите нижний левый угол. Подсказка будет буква -А. Поставьте пальчик на букву А. Резиночку закрепите за штырёк. Левой рукой придерживаем резиночку, а правой рукой тянем снизу-вверх или слева на право. Как вы думаете, что первое надо нарисовать?  (стены).

Педагог во время работы обсуждает рисунки домов детей, обращая внимание на геометрические формы, стен, окон, крыши.

Фея: какие вы молодцы, домики получились красивые, я думаю гномику понравиться.

Фея: (дотрагивается до экрана)

Я палочкой волшебной
Тихонько проведу
По белому и чистому

Экранному окну.

появляется силуэт дома.

Фея: что нам нужно нарисовать? (окно, трубу, дверь)

Фея: ребята, давайте подумаем, из какого материала будет строить дом?

Из какого материала строят дома? (из кирпича-кирпичные, дерева-деревянные, блоков -блочные ). У гномика был деревянный домик, а мы построим ему дом из блоков, то есть блочный. Давайте превратимся с вами в строителей и начнём строить. Гномик живёт в волшебном лесу, значит, домик будет волшебный.  

Педагог: а у нас есть блоки. Вот сколько! (педагог показывает блоки).

Фея: вот вам первое задание:

Рано утром на лугу,

Заяц начал здесь игру.

Все фигуры перепутал,

Разобрать я не могу

Педагог: ребята, поможем феи разобрать фигуры? (проводиться игра с блоками с тремя обручами). Ребята, перед вами два обруча. Какого цвета обручи? В зелёный обруч мы положим все круги. (Кладётся карточка-подсказка, обозначающая круги, в зелёном обруче). В красный обруч положим все фигуры жёлтого цвета. (Кладётся карточка-подсказка, обозначающая все фигуры жёлтого цвета, в красном обруче). А какие фигуры мы положим в область пересечения красного и зелёного обруча? (круги жёлтого цвета).

Вопрос: какие блоки лежат внутри зелёного обруча, но вне красного? (все круги).

Какие блоки лежат внутри красного обруча, но вне зелёного? (фигуры жёлтого цвета).

Какие фигуры лежат в обручи пересечения красного и зелёного обруча? (Жёлтые круги).

Какие фигуры оказались вне обоих обручей? (Вне обруча лежат все не жёлтые фигуры).

Фея: молодцы, получайте первый блок. (Фея дотрагивается палочкой до экрана).

Второе задание

Фея: (даёт листки с изображением педагогу). Вот вам следующее задание.

Педагог: предлагает детям самостоятельно выбрать карточку.

Педагог: ребята, посмотрите какие у вас есть интересные картинки. Я предлагаю вам с помощью блоков раскрасить их. (на листках изображение из геометрических форм. Педагог уточняет у детей, что у них изображено).

Педагог: в рисунке каждая геометрическая фигура обладает тремя заданными символами, чтобы вам не ошибиться и правильно выполнить задание, давайте все вместе вспомним, что обозначает каждый символ.

На экране появляется изображение геометрических форм.

Педагог: что обозначают эти символы? (форму геометрических фигур. На экране появляются три разноцветные тучки).

Педагог: что обозначают эти символы? (цвет блоков. На экране появляется два домика большой и маленький).

Педагог: что обозначают эти символы? (размер фигур)

На экране появляется толстый и тонкий человечек.

Педагог: что обозначают эти символы? (толщина фигуры).

Педагог: ребята, вам, нужно ориентируясь на контурное изображение рисунка, отобрать блоки по четырём свойствам (форме, размеру, цвету и толщине) наложить их на соответствующее изображение. (Ориентируясь на символы геометрических фигур, дети выбирают блоки и накладывают блоки на соответствующее контурное изображение).

Педагог: молодцы, все были очень внимательны, посмотрите какие разноцветные у вас получились картинки.

Педагог: уберите конструктор в контейнеры. Все справились с заданием. Безупречная работа! Посмотрите появился ещё один блок (левая стена дома).

Третье задание

Фея: ребята, а вы любите загадки? 

Носик круглый пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек- копытца.

Трое их и до чего же,

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки.

Кто герои этой сказки? (три поросёнка)

Игра «Построй дорожку»: на полу построено три домика-  Ниф-Нифа, Нуф-Нуфа, Наф-Нафа. Между ними нужно построить дорожку, чтобы поросятам было удобно бегать друг к другу. Ну дорожку нужно строить по правилу.

Педагог предлагает детям выбрать необходимые карточки, закрепить их на домиках.

Педагог: ребята, расскажите по какому правилу вы будете строить дорожку Ниф-Нифа к Нуф-Нуфу ? (чтобы рядом не было фигур одного размера).

Педагог: какой блок за каким должен идти? С какого блока вы начнёте строить дорожку?

Педагог: молодцы, дорожку между домиками построили. Теперь они могут ходить друг к другу в гости.

Фея: блестяще! На экране появляется очередной блок (правая стенка домика).

Четвёртое задание.

Фея: ребята, а вы любите ходить в гости. Я тоже люблю ходить в гости. Сегодня я хочу рассказать вам про одного известного героя, который тоже любил ходить в гости.

У этого героя дружок есть Пятачок,

Он ослику в подарок

Нёс пустой горшок.

Лез в дупло за мёдом,

Пчёл гонял и мух.

Имя медвежонка, конечно,…. (Винни-Пух)

 

Однажды Винни отправился в город геометрических фигур. Зашёл он в первый дом. Какие же фигуры живут в  этом доме.  

Дети: круг, квадрат и прямоугольник черного цвета.

Педагог: посмотрите, какие фигуры живут на первом этаже дома? (квадрат, прямоугольник, круг).

Педагог: теперь давайте посмотрим какие фигуры живут на втором этаже? (квадрат,  прямоугольник и круг, только в другом порядке).

Педагог: да, все правильно: на втором этаже живут точно такие же фигуры, как и на первом, только они живут в других подъездах. Давайте внимательно посмотрим на третий этаж. Какие фигуры должны быть на третьем этаже? Точно такие же или другие? (Точно такие же). Посмотрите, на этом этаже живут прямоугольник и круг, а вместо третьей фигуры мы видим в окошке Винни. Как вы думаете какая фигура должна быть нарисована вместо Винни? (квадратик). У кого был в гостях Винни? (у квадратика).

Так же рассматриваем все домики.

Фея: игра с домиками сложная работа, вы были внимательные. Молодцы получайте ещё один блок (окно).

Пятое задание

Игра  «Волшебники».

Педагог: фея, хочешь посмотреть, как мы сейчас с ребятами станем маленькими волшебниками и превратим треугольник в прямоугольник, прямоугольник в квадрат,   квадрат в круг?

Дети встают в центр комнаты. Они получают верёвку со связанными концами, берутся за неё обеими руками и по сигналу педагога образуют различные геометрические фигуры, При этом, повторяя особенности геометрических форм: у овала и круга нет углов. У треугольника три угла, и три стороны, а у квадрата и прямоугольника четыре угла и четыре стороны: у квадрата все стороны равны, а у прямоугольника только противоположные.

Фея: какие вы молодцы! Настоящие волшебники (даёт им блок- крыша). Ребята посмотрите какой красивый домик вы построили.

Чтобы у гнома было хорошее настроение, и в его доме было тепло и светло, я добавлю солнышко.  (На экране появляется солнышко с лучиками).

Я держу в ладошках солнце!

Я дарю его друзьям!

Улыбайтесь - это просто!

Лучик солнца – это Вам!!!

Фея: вы мне очень понравились и на прощание на память о нашем путешествии я подарю вам волшебную палочку.

Педагог: спасибо тебе, милая Фея (фея уходит). Ребята, вам понравилось наше путешествие в волшебную страну? Что мы помогли гномику построить домик? Как вы думаете, какое у него сейчас настроение?

Педагог: мы с вами побывали в сказке. Вы были сегодня добрыми волшебниками. Но у каждой сказки есть конец, вот и наша сказка окончилась.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ФЭМП с использованием блоков Дьенеша для детей средней группы, «Подарки для Барбоскиных».

Логические блоки Дьенеша - игра, которая ненавязчиво, но серьезно развивает математические способности ребенка....

Конспект комплексного занятия по логико-математическому развитию на основе развивающих игр «Палочки Кюизенера», «Блоки Дьенеша» для детей средней группы (4-5 лет)

Конспект занятия по познавательному развитию. На основе примерной образовательной программы дошкольного образования "Детство"....

Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития. Основные направления коррекционно-развивающей работы в средней группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития.  Основные направления коррекционно-развивающей работы в средней групп...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ФЭМП с использованием блоков Дьенеша для детей средней группы, «Подарки для Барбоскиных».

Цель: Способствовать развитию математических представлений на основе использования блоков Дьенеша.Задачи:формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельност...

Интегрированное занятие для детей средней группы компенсирующей направленности с родителями. Тема: "Семена. Украшаем рукавичку".

Интегрированное занятие для детей средней группы компенсирующей направленности с родителями. Тема:" Семена. Украшаем рукавичку"....

Конспект открытого интегрированного занятия по конструированию на тему: «Улица нашего района» с использованием палочек Кьюзенера и блоков Дьенеша для детей старшей группы

Цель: развитие умения работать в плоскостном конструировании, используя палочки Кьюзенера и блоки Дьенеша.Задачи:Образовательные: Формировать у детей умения анализировать схему постройки, пл...