Конспект НОД "Путешествие в осенний лес" в группе компенсирующей направленности - ТНР, подготовительная группа
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Шумихина Юлия Валерьевна

В занятии показано взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_s_logopedom_puteshestvie_v_osenniy_les.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности – ТНР

ОО «Физическая культура», «Коммуникация», «Познание», «Здоровье».

Тема: «Путешествие в осенний лес».

Цель: Обобщение и закрепление знаний детей о характерных признаках осени через двигательную активность.

Задачи: 

ОО «Познание»

Коррекционно – образовательные:

1. Уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в  природе.

2. Закреплять знания детей о деревьях, листьях и плодах; о лесных грибах и ягодах.

3.Закреплять умение образовывать относительные прилагательные.

ОО «Коммуникация»

Коррекционно – развивающие:

1.Развивать внимание, речь и словарный запас детей.

2.Активизировать в деятельности диалогическую и пояснительную речь.

Коррекционно – воспитательные:

1. Воспитывать любознательность, аккуратность, бережное отношение к природе.

ОО «Физическая культура»:

1. Обогащать двигательный опыт детей и закреплять умение выполнять знакомые движения под музыкальное сопровождение (фонограмму).

2.Упражнять детей в разных видах ходьбы с выполнением заданий по сигналу воспитателя и при смене музыки; в беге и ходьбе «змейкой» между предметами.

3.Упражнять детей в прыжках на батуте. Закреплять умение лазать по гимнастической стенке, переходя с пролёта на пролёт приставным шагом; сохранять равновесие при ходьбе по наклонной поверхности. Совершенствовать умение метать в вертикальную цель правой рукой.

4.В игровой форме развивать у детей физические качества: скорость, ловкость, меткость и глазомер.

ОО «Здоровье»:

1. Укреплять опорно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечнососудистую системы, формировать правильную осанку.

2. Стимулировать деятельность речевых зон коры головного мозга, развивать координацию движений, общей и мелкой моторики.

Предварительная работа: 

  1. Заучивание с детьми стихов, потешек про осень, отгадывание загадок.
  2. Беседы об осени, её признаках.
  3. Наблюдения на прогулке за погодными явлениями, рассматривание деревьев, изменение окраски листьев.
  4. Дидактические игры: «Найди дерево», «С какого дерева лист?», «Четвёртый лишний» и др.
  5. Подвижные игры: «К берёзе (тополю, осине) беги», «Осень в гости к нам пришла» и др.
  6. Рассматривание картин и иллюстраций на осеннюю тематику.
  7. Разучивание массажа, пальчиковой и дыхательной гимнастик.
  8. Выполнение комплекса упражнений под музыку «Листик-листик листопад».

Оборудование и материалы: кленовые листья по два на каждого ребёнка, картинки с осенними пейзажами, грибами и ягодами, картинки с изображением деревьев (берёза, клён, рябина, дуб, осина, ель, сосна, ива, тополь) и листья, «киндеры» - контейнеры с картинками ягод и грибов внутри, корзина с мячами для сухого бассейна, еловые и сосновые шишки, мяч, батут, маты – 2 шт., стойки – 5 шт., корзинка, красное ведро, 2 мольберта, гимнастическая стенка, обруч, зонт, кассета с фонограммами.

Организация: НОД проходит в спортивном зале. Зал украшен как осенний лес.

Персонаж: Лесовичок-здоровячок – воспитатель ФК.

Ход.

Дети заходят в спортивный зал с учителем-логопедом.

Логопед:  Ребята, послушайте загадку и скажите, о каком времени года идёт речь.

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и ёлочек.

Я - …(осень)

Сегодня Лесовичок  приглашает нас в путешествие по осеннему лесу. Только где-то он задерживается, давайте его позовём. (Зовут).

В зал входит Лесовичок в спортивной форме.

Лесовик: Здравствуйте, ребята! Вы наверно ждали старичка-лесовичка? А я Лесовичок-здоровячок и бодрячок. А знаете, почему я такой? Мой секрет в том, что я живу в лесу, а там свежий воздух, родниковая вода, самые свежие и вкусные грибы да ягоды. А ещё я каждый день делаю зарядку. Хотите отправиться со мной в осенний лес за приметами осени? Тогда давайте сначала сядем на поезд, а то мой лес очень-очень далеко находится.

                 Дети выполняют массаж спины «Паровоз».

Дети стоят в колонне друг за другом и на каждое слово постукивают по спине ребёнка, который стоит впереди.

Чух-чух, пыхчу, пыхчу      (постукивание по спине пальцами рук)                               Стоять на месте не хочу.

(Дети выполняют поворот « кругом»)

Чух-чух, пыхчу, пыхчу     (постукивание по спине ребром ладони)                            Стоять на месте не хочу.

(Дети выполняют поворот « кругом»)

Стоять на месте не хочу    (постукивание по спине ладонью)                                 Колёсами стучу, стучу.

(Дети выполняют поворот « кругом»)

Колёсами стучу, стучу      (постукивание по спине кулачками)                                     Садись скорее, прокачу.

(Дети выполняют поворот « кругом»)

Паровоз везёт нас в лес,                   (поглаживание спины руками)                             Полный сказок и чудес!                                                                                             Поехали!

- Ходьба, топая ногами, руки согнуты в локтях – дети имитируют «поезд».

Лесовик: Стоп! Дальше поезд не идёт, пойдём пешком.

- Обычная ходьба.

Лесовик: По извилистой тропинке потихоньку мы пойдём.

- Ходьба «змейкой» между деревьями.

Лесовик: Посмотрите сколько кругом осенних листьев, давайте их поднимем. (Дети берут по листику в каждую руку).

Лесовик: На носочки детки встали, листья к солнышку подняли.

- Ходьба на носках, руки с листьями вверху.

Лесовик: А теперь на каблучки через лужи, ручейки.

- Ходьба на пятках, руки с листьями в стороны.

Лесовик: На носочки детки встали, по дорожкам побежали.

- Бег на носках по кругу и «змейкой».

Лесовик: Вот мы с вами и попали в осенний лес, смотрите какая здесь чудесная полянка. Давайте немного поиграем с листьями, которые мы нашли по дороге сюда. Занимайте места на полянке.

Дети встают на места.

Лесовик:

Мы в деревья превратимся:                                                                                        Руки – ветки, пальцы – листья,                                                                                 Тело ствол, а корни – ноги,                                                                                        Встанем дружно у дороги.

Комплекс ОРУ с листьями под музыку «Листик-листик листопад»               муз. С. Ранда.

Лесовик собирает у детей листья, а логопед выставляет мольберт, на котором развешаны картинки с осенними пейзажами. Пока логопед проводит беседу с детьми, воспитатель ФК расставляет спортивное оборудование для основных движений.

Логопед: Спасибо, Лесовичок-здоровячок, что привёл нас в осенний лес. Ребята, посмотрите вокруг и назовите осенние признаки. Начинать предложение нужно со слов - осенью ...(Дети составляют предложения с опорой на картинки).  Осенью небо серое, хмурое, низкое. Осенью солнце светит тускло, мало.  Осенью часто идёт дождь, и появляются лужи. Осенью листья меняют окраску и опадают. Осенью птицы улетают в тёплые края. Осенью день короткий, а ночь длинная. Осенью дует холодный ветер.  Осенью люди собирают урожай фруктов и овощей, грибов и ягод. Осенью люди надевают тёплую одежду).  

Молодцы, все приметы осени назвали.

Логопед подводит детей к стене, на которой развешаны изображения деревьев. Лесовик в это время убирает мольберт и раскладывает на полу листья с разных деревьев.

Логопед: Посмотрите сколько вокруг деревьев. Какие деревья вы видите? (берёза, осина, дуб, клён, тополь, ель). На одних деревьях вырастают листья, как мы эти деревья называем? (лиственные) А деревья  ветки, которых покрыты иголками? (хвойные)

Лесовик: А я для вас приготовил задание. Ветер подул, и все листья с деревьев облетели, давайте соберём их для гербария.

Логопед: Лесовичок-здоровячок, конечно ребята их соберут, а потом  расскажут всем, как они называются и с какого они дерева.

Игра «С какого дерева лист?».

Дети по сигналу собирают листья (берёзовые, кленовые, дубовые, рябиновые, осиновые, ивовые, тополиные).

Логопед: Лист дуба (какой?) дубовый,

Лист клёна (какой?) кленовый,

Лист берёзы (какой?) ….

Лист рябины (какой?) ….   и т.д.

Логопед: Давайте вспомним пальчиковую гимнастику про листики.

Раз, два, три, четыре, пять  (Дети загибают пальчики, начиная с большого).

Будем листья собирать.             (Сжимают и разжимают кулачки).

Листья берёзы,                     (Загибают пальцы по одному, начиная с большого).

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем. (Протягивают руки вперёд).        

Лесовик: Ребята, а вы знаете, что на деревьях растут не только листья, но и плоды. Скажите мне, что растёт на ели и на сосне? Правильно шишки. На ели какая шишка? (еловая) На сосне какая шишка? (сосновая). Давайте соберём шишки для белочек.

Во время выполнения основных движений воспитатель ФК и логопед, осуществляют страховку детей.

- Давайте попробуем допрыгнуть до шишки.

1.Дети выполняют прыжки на батуте. Во время прыжка надо стараться достать рукой шишку, которая привязана вверху.

- Молодцы, шишку достали, да сорвать её не удалось. Предлагаю забраться на ель и сорвать шишку.

2.Дети по очереди поднимаются по наклонной доске, приставленной к гимнастической стенке. Затем приставным шагом переходят к среднему пролёту гим. стенки, срывают шишку, привязанную к рейке, и бросают её вниз на мат. После этого ребёнок проходит приставным шагом к последнему пролёту лестницы, разворачивается и спускается по наклонной доске.

- Теперь шишки у нас, надо их забросить в дупло к белочкам.

3.Метание правой рукой шишек в вертикальную цель (обруч, подвешенный на верёвке).

Лесовик: Теперь белочки скажут вам спасибо за шишки. Вы так хорошо потрудились, собирая шишки, предлагаю вам немного помассировать ладошки, чтобы они отдохнули.

Массаж ладоней шишками.

Пока дети делают массаж, логопед выставляет мольберт с картинками грибов и ягод.

Логопед: Ребята, а что ещё растёт в лесу кроме деревьев? (грибы и ягоды)

Лесовик: Послушайте загадки и отгадайте, о каком грибе идёт речь.

-Я в красной шапочке расту

Под стройною осиною,

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я... (подосиновик)

-На пеньке сидят ребята

Называют их…(опята)

-Коричневые  шапочки,

Рябенькие ножки,

Под березою растут,

Как же их зовут? (подберезовики)

-На толстой белой ножке

Коричневая шапка.

Наверняка любой грибник                                                    

Найти мечтает... (боровик)

Логопед: Это грибы съедобные, а вспомните ядовитые, несъедобные грибы (мухомор, бледная поганка, ложные опята). А какие лесные ягоды вы знаете? Все лесные ягоды съедобные? (Вороний глаз, волчье лыко - несъедобные)

Игра «Один – пять» (с мячом.)

Один белый гриб – пять белых грибов

Одна лисичка –

Один подосиновик –

Один подберёзовик –

Один опёнок –

Один груздь –

Одна волнушка –

Одна малина –

Одна смородина –

Лесовик: Ребята, чтобы найти грибы или ягоды в лесу надо очень постараться, под каждый листик заглянуть. А ещё надо в корзинку складывать только съедобные грибы да ягоды. Предлагаю поиграть в игру «Съедобное – несъедобное».

Игра «Съедобное – несъедобное».

В больших корзинах насыпаны мячи для сухого бассейна, среди них лежат «киндеры» внутри которых находятся картинки съедобных и несъедобных грибов и ягод. Дети должны найти «киндер», открыть его, достать картинку, назвать, что на ней изображено и положить съедобное в корзинку, несъедобное в красное ведро – опасность.

Логопед: Ребята, скажите, какие приметы осени мы сегодня увидели в осеннем лесу?

Дети:

Если на деревьях листья пожелтели,                                                                              Если в край далекий птицы улетели,                                                                               Если небо хмурое, если дождик льется,                                                                                  Это время года осенью зовется!

Лесовик: Ой, ребята, что это капает?

Зрительная гимнастика «Дождик».

Капля первая упала – кап! (Сверху пальцем показывают траекторию                     И вторая прибежала – кап!    движения капель и прослеживают её взглядом).              Мы на небо посмотрели,  (Смотрят вверх).                                                            Капельки кап-кап запели. (Подняв руки вверх, быстро перебирают пальцами).

Логопед: И правда дождик начинается.

Ритмическое упражнение «Капли»

Капля – раз! Капля – два!      (Хлопок в ладоши, затем удар ладонями                     Капли медленно сперва.         обеих рук по коленям).
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.

Лесовик: Нам пора возвращаться в детский сад. У меня есть волшебный зонтик он нас и от дождя спасёт и быстро возвратит в детский сад.

До свиданья, лес густой!
Побежим скорей домой!

Дети берутся за руки, Лесовик открывает зонт и все дружно цепочкой бегут по кругу.

Лесовик: Понравилась вам наша прогулка по осеннему лесу? На прощанье хочу вас угостить лесными дарами.

Угощает детей печёными шишками. Дети выходят из зала.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим , развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности: « Моя семья. Родословная моей семьи».

Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии. имени и отчества родителей, своего рода и родословной, семейных традиций и обычаев - основное содержание представленного занятия....

Конспект комплексного занятия «Машины на улицах города» в старшей – подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Цель: Развивать у детей познавательный интерес к окружающему миру     Задачи:Образовательная:- закреплять умения классифицировать виды транспорта- совершенствовать диалогическую ре...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей - подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ОНР

Цель:  Расширить и обобщить знания детей о Великой Отечественной Войне, людях, защищавших Родину от врага.Программные задачи:Образовательные:- Систематизировать детские представления о ВОВ;-...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности Тема: "Перелетные птицы"

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с детьми подготовительной группы "Перелетные птицы"...

Конспект НОД по теме «Растения – живые существа» для детей подготовительной группы компенсирующей направленности с ОНР

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим, опытно - экспериментальной деятельности."Растения - живые существа"Цель: Обобщение представлений детей о растениях как о живых организмахПрограммны...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей - подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ОНР « Уроки мужества»

Цель:  Воспитывать с учетом возрастной категорий детей чувство гражданственности, любви к Родине.Программные задачи: Воспитывать чувство гордости за страну, победившую в ВОВ, за людей отстоявших ...