Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности Тема: "Перелетные птицы"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Агеева Елена Владимировна

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с детьми подготовительной группы "Перелетные птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект НОД28.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности

            Тема: «Перелетные птицы»

            Воспитатель:  Агеева Елена Владимировна

            Цель: Формирование представлений о перелетных птицах;

            Задачи:

             - Развивать произвольность психических процессов;

             - Учить детей рассуждать и делать выводы;

             - Развивать связную речь;

            Оборудование и демонстрационный материал: аудиозапись «Звуки улетающих птиц на юг», иллюстрации                  

            перелетных птиц, перо; иллюстрация «Части тела птиц»; видео «Перелет птиц клином», «Перелет птиц шеренгой»,

            «Перелет птиц дугой», «Беспорядочный  полет птиц», «Одиночный полет хищных птиц»; полет мелких птиц,

            Раздаточный материал:

            Разрезные картинки перелетных птиц;

Этап занятия

Содержание

Коррекционные задачи

Организационный

Игра с речевым сопровождением «Мы похлопаем в ладошки»

Дети с воспитателем заходят в группу и встают в круг. 

В круг широкий вижу я

Встали все мои друзья.

Мы похлопаем в ладошки. Раз, два, три.
И попрыгаем немножко. Раз, два, три.
Мы тихонько покружились.
И на землю опустились.
Поднялись и потянулись
И друг другу улыбнулись.
Здесь мы вместе – Ты и Я,
Потому что мы друзья.

Дети вместе с воспитателем выполняют движения в соответствии с текстом

- Развивать произвольное внимание;

- Развивать пространственное восприятие;

- Учить детей слышать и отвечать на вопрос;

- Развивать слуховое внимание;

- Развивать познавательный интерес;

-  Учить устанавливать закономерности методом рассуждения;

- Учить отвечать полным ответом;

- Развивать навыки речевого общения;

- Развивать зрительное, слуховое восприятие;

- Развивать связную речь;

- Развивать наглядно-образное внимание;

- Расширять словарный запас;

- Развивать наглядно-логическое мышление;

- Развивать наглядно-образное внимание;

- Развивать общую моторику;

-Учить детей слушать инструкцию педагога и выполнять ее;

-  Учить устанавливать закономерности методом рассуждения;

- Развивать зрительную память;

- Развивать зрительно-моторную координацию;

- Развивать навык самостоятельной деятельности;

- Развивать координацию речи с движением;

- Развивать умение анализировать;

Введение в тему

- Ребята, какое сейчас время года? А месяц?

- Сегодня утром, когда я шла на работу, вижу, на нашем участке лежит (показ пёрышка). Передайте его друг другу – рассмотрите. Интересно, кто же это нам привет оставил? Хотите узнать? Тогда послушайте загадку.

Загадка:

Тихо! Слышите?
"Ку-ку" Раздаётся наверху.
Кто живёт там на опушке?
Это умница ...
(Кукушка)

- Да, это была кукушка, она вся дрожала … Как вы думаете, почему она дрожала? (потому, что птица замерзла и ей хочется кушать)

-  Кукушка мне рассказала, что осталась для того чтобы узнать почему одни  птицы остаются тут зимовать, а другие улетают.  (иллюстрация кукушки)

- Сегодня мы  будем говорить о птицах и убедим  кукушку в том, что она должна улететь в теплые страны. 

Содержательный

Рефлексия

Дети садятся за столы 

- В природе существует большое разнообразие птиц. Где бы мы ни гуляли – в городском парке, по берегу моря, в деревне, в лесу,- повсюду мы встретим птиц. Почти все они умеют летать.

- Кто такие птицы?

- Правильно птицы – это животные с перьями и крыльями. Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску. Птицы часто охорашиваются, то есть чистят перья, втирая в них свой жир. Они также вырывают старые перья там, где растут новые.

Птицы живут в гнёздах. Обычно они строят гнёзда из листьев, травы, веточек, но некоторые птицы живут в кучках камней. Осенью некоторые птицы собираются в стаи и улетают в теплые края, чтобы перезимовать.

- Как вы думаете, как можно назвать птиц, которые улетают в теплые края?

 - А в какое время года птицы улетают?  

 - А почему перелетные птицы улетают?

 - Напомните мне ребята, какое сейчас время года?

- Назовите признаки осени?

Д/и «Части тела птиц»

- Рассмотрите изображение птиц, скажите, какие у них есть части тела.

-Для чего нужны перья?

- Для чего нужен хвост?

- У всех птиц одинаковое строение тела, но люди их называют по-разному, как, же они их различают?

Воспитатель предлагает подойти к  мольберту, на котором расположены насекомоядные птицы.

- Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы. А, как вы думаете, что означает слово насекомоядные? (При затруднении воспитатель подводит детей к определенному выводу с помощью наводящих вопросов.)

-  Правильно ребята, в слове «насекомоядные» прячутся два слова: едят насекомых. (Повторите: насекомоядные) Они едят, бабочек, стрекоз, майских жуков, ос и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают: жаворонки, трясогузки, ласточки, дрозды, скворцы…

Дети подходят к следующему мольберту с водоплавающими птицами и встают полукругом.

- Как только начнут замерзать водоемы, направляются к югу водоплавающие птицы. Ребята, а что означает слово «Водоемы», «Водоплавающие»? (При затруднении воспитатель подводит детей к определенному выводу с помощью наводящих вопросов.)

 - Правильно ребята, в слове «водоплавающие» тоже прячется два слова – плавать в воде.

(Повторите: водоплавающие)

-Каких водоплавающих птиц вы знаете?

Дыхательная гимнастика «Журавли учатся летать»

Дети изображают, как журавли учатся летать. Руки разводят в стороны и 
поднимают до уровня плеч. Вдох через нос. При опускании рук – выдох.

Дети садятся за столы

- Вы когда-нибудь видели высоко в небе, как птицы, собравшись в стаи, готовятся к отлету? Нам редко удаётся увидеть, как они улетают. Потому что они летят в основном ночью: так безопаснее. А вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строго порядка? Причём у разных птиц этот порядок свой. Воспитатель показывает видеозапись.

Клином или углом летят - журавли, гуси, лебеди;

Шеренгой крылом к крылу летят – цапли и аисты;

Дугой летят – утки, чайки;

Скворцы, ласточки и другие маленькие птицы порядка не любят: летят, как попало.

А крупные хищные птицы (орлы, ястребы, грифы, соколы) компаний не признают: летят в одиночку.

Физминутка «Осень» 

Опустел скворечник,                              Машут руками,

Улетели птицы,                                       как крыльями

Листьям на деревьях                               Приседают

Тоже не сидится.

Целый день сегодня                                Встают, идут по кругу

Все летят, летят…                                   и машут руками

Видно тоже в Африку улететь хотят     Бегут по кругу

- А теперь, посмотрите вокруг, сколько перелетных птиц сегодня у нас в группе.  (по группе развешаны иллюстрации перелетных птиц)  Я будут задавать вам вопрос о птицах, а вы будете на него отвечать, и находить  соответствующую птицу.

Д\И «Четвертый лишний»

        Ребенок, который определил какая птица лишняя, находит в группе нужную иллюстрацию и располагает ее на доске.

Воробей, ласточка, голубь, сорока.         

Кто лишний?

Утка, снегирь, дятел, воробей.

Кто лишний?

Синица, ворона, снегирь, лебедь.

Кто лишний?

Ворона, воробей, трясогузка, голубь.

Кто лишний?

Скворец, сорока, синица, воробей.

Кто лишний?

Дятел, ворона, кукушка, голубь.

Кто лишний?

Д\И «Собери картинку из частей»

- Посмотрите ребята, у вас на столах конверты. В них находятся разрезанные на части картинки. Достаньте все части и попробуйте собрать их.

Детям, которые затрудняются в выполнении данного задания, воспитатель дает зрительную опору в виде целостной картинки.

- Назовите, чьи изображения вы сложили.

- Молодцы. Вы выполнили очень сложное задание.

- Наша кукушка говорит вам спасибо за помощь. Теперь она поняла, что кукушка  перелетная птица и ей нужно как можно быстрее догнать свою стаю и улететь на юг, а весной она обязательно прилетит к нам обратно.

Пальчиковая игра «Перелетные птицы»

Птицы перелетные

В стаи собираются,

В края теплые летят,

До весны прощаются.

Стаи журавлиные,

Стаи лебединые,

Стаи соловьиные,

Гусиные, утиные –

К югу все они летят,

Здесь замерзнуть не хотят.

Как наступят холода –

Не найдется им еда.

- О чем мы сегодня говорили?

-Что  нового и интересного вы узнали на занятии о перелетных птицах?

- Ребята, мне сегодня очень понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим , развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности: « Моя семья. Родословная моей семьи».

Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии. имени и отчества родителей, своего рода и родословной, семейных традиций и обычаев - основное содержание представленного занятия....

Конспект совместной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с детьми подготовительной группы на тему "Земля - наш общий дом"

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему"Земля наш общий дом во вселенной" с использованием ИКТ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми средней группы «В мире пластмассы»

Знакомство детей средней группы  со свойствами и качествами предметов из пластмассы. Выявление свойств пластмассы....

Методическая разработка образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с детьми подготовительной группы «Необычный кусочек мела»

Конспект занятия с детьми подготовительной группы "Необычный кусочек мела" может быть использована педагогами ДОУ при работе с детьми 6-7 лет с целью формирования  представлений детей о...

Конспект занятия по познавательному развитию: ознакомлению с окружающим миром с детьми подготовительной группы (6-7 лет) Тема: «Таинственный мир океана».

Цель: Расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов. Задачи:  -Продолжать знакомить детей с морскими животными, некоторыми представителями (кит, акула, дельфин...