Проект по физическому воспитанию "Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр"
проект (старшая группа) на тему

Одним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой  пальцевой моторики. В последнее время отмечена такая закономерность: у большинства современных детей наблюдается общее моторное отставание и отставание в развитиии тонких движений пальцев. Следствием слабого развития общей моторики, и в частности - руки, является общая неготовность большинства детей к письму или проблемы с речевым развитием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt1_po_palchikovym_igram.docx34.88 КБ

Предварительный просмотр:

                      МБДОУ № 1 «Росинка»

 Ресурсный центр по физическому воспитанию.

«Проектная деятельность по физическому воспитанию»

Дата проведения:  январь 2016 г.

Проект «. Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр.»


Название проекта:  «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр».

Тип проекта: ролево-игровой, групповой

Продолжительность проекта: долгосрочный (октябрь 2013-май 2016г.) Проект рассчитан на 3 года, прописаны цели и задачи для реализации данного проекта.

Предмет исследования: мелкая моторика рук детей.

Руководитель проекта: Воспитатель Николаева Наталья Станиславна.

Участники проекта: Воспитатели,  дети группы «Паровозик», родители и другие члены семьи. 

Проблема - низкий уровень развития общей и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

Актуальность: В последнее время выявляется такая закономерность: у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев. Выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у детей слабые, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут ее удержать, не говоря уже о том, что большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как застегивание и расстегивание пуговиц, молний и т. п.

Следствием слабого развития общей моторики, и в частности – руки, является общая неготовность большинства детей к письму или проблемы с речевым развитием. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

.Мелкая моторика —  это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой,  в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. К области мелкой моторики относится большое  количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе.

 Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания. Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться».

 Главная цель пальчиковых игр — переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. 
Любые приемы — постукивания подушечками пальцев, растирание, поглаживание основания пальцев, круговые движения по ладоням, легкий массаж предплечья — несут
ребенку только здоровье. Массажные движения создают благоприятные условия для мышечной деятельности, ускоряя передачу нервного возбуждения от одних элементов к другим.

Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. Поэтому в устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известные всем «Сорока–Ворона», «Ладушки, ладушки…».

Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, настраивая детей на игру. Пальчиковые игры  развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Кроме того, пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.

Цель проекта: Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.

Задачи проекта:

подготовить методический материал по данной теме, картотеки пальчиковых игр;

развивать мышцы пальцев рук с помощью различных игр;

для родителей показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики;

развивать речь детей, расширять словарный запас. Развивать творческое воображение.

 

Предполагаемый результат:

1.Дети проявляют интерес к пальчиковой гимнастике, увеличивается словарный запас, возрастает  речевая активность детей в различных видах деятельности .

Кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

2.Родители получают необходимые знания по данной теме, становятся более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома.

 

Первый этап: . Подготовительный этап

1.Разработка проекта.

2. Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративный материал по данной теме.

3. Приглашение родителей с целью донесения до участников проекта важности данной проблемы.

4.Подбор материала , составление картотеки по пальчиковым играм.

5. Составление плана перспективной работы.

Второй этап – основной (реализация проекта) 

  • составление перспективного плана проведения пальчиковой гимнастики с ребенком;
  • разработка рекомендаций по проведению пальчиковой гимнастики;
  • обучение родителей проведению пальчиковой гимнастики с ребенком;
  • включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий, комплексы утренней гимнастики, в сценарии утренников, в утренние и вечерние отрезки времени
  • использование пальчиковой гимнастики во время досуга детей;
  • использование пальчиковой гимнастики на занятиях, на прогулке и т. д. ;
  • информационные листы для родителей;
  • разучивание стихов, потешек;
  • использование атрибутов к играм по развитию мелкой моторики рук.

Работа с родителями:

  • консультации индивидуальные и групповые «Речь и пальчики», «Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры», «Пальчиковые шаги»;
  • мастер-класс для родителей «Волшебные пальчики»;
  • беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук»;
  • родительское собрание «Ладушки ладошки»
  • Дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы;
  • семинар – практикум «Чтобы чётко говорить – надо с пальцами дружить».

                                   План выполнения проекта

Виды деятельности

Цели и задачи

11

 Изучение тематики, формулировка проблемы

Стимулировать речевое развитие, психические процессы через тренинг движения пальцев рук детей.

22

2

 Составление перспективного плана проведения пальчиковых игр для родителей (название, срок)

Систематизировать использование пальчиковых игр в работе с детьми, направленное на поиск креативных путей повышения качества работы на уровне современных дошкольных требований. 

 3.

 

 Включение воспитателем пальчиковых игр  в НОД ,в утреннюю гимнастику, физкультминутки, в свободную деятельность детей Развитие мелкой моторики рук.

 

Способствовать снятию напряжения рук и губ, снятию умственной усталости, а также дать ощутить детям радость телесного контакта.

 4.

 Консультации для родителей на тему: «Пальчиковые шаги», «Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры». Мастер-класс для родителей: «Волшебные пальчики». ( 2-я младшая группа.) 

Консультация для родителей «Речь и пальчики». (средняя группа)

Беседа с родителями «Дети и мелкая моторика рук».

Семинар-практикум «Чтобы четко говорить –надо с пальцами дружить»(старшая группа)

Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта.  Рассказать родителям о системе работы, ответить на все интересующие их вопросы.

Обучить родителей правильному проведению дома пальчиковых игр.

 Консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры? »,

 «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры».

 Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей.

Выпуск стенгазеты совместно с родителями «Веселые помощники» (старшая группа)

 

Анализ проделанной работы по проекту «Время подводить итоги» с родителями.

Пополнить педагогические знания родителей, помочь им стать более информированными.

Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми пальчиковыми играми.

Совместно с родителями выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки.

III. Заключительный этап

Выводы:

По итогам работы было отмечено:

1. Повышение интереса у детей к пальчиковым играм.

2. Улучшение координации движений, общей и тонкой произвольной моторики.

3 Формирование  правильного темпа речи, ритма  дыхания.

 Развитие речевого слуха, речевой памяти.

4.Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.

Заключение:

Пальчиковые игры детям нравятся,  дети занимаются с желанием, они стали более внимательными, с удовольствием выразительно повторяют слова потешек, стихов.
У детей улучшилась речь.
Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают детей  и приносят им радость.

 Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста при тесном взаимодействии с родителями, а также слаженная и умелая работа пальцев ребенка помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит руку к письму.

 Считаю, что работа в данном направлении будет продолжена, ведь она является частью моего педагогического мастерства.

Перечень используемой литературы:

1) Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем пальчиками - развиваем речь. Москва: «Рипол плассик», 2008;

2) Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие под-сказки для родителей. Москва: «Сова», 2006;

3) Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008;

4) Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;

5) Хвастовцев А. Умные ручки. Пальчиковые потешки для детей от 3 месяцев до 7 лет. Новосибирск: «Сибирское университетское издание», 2008;

6) Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов. Вла-димир: «Астрель», 2006;

- Е. Краузе «Логопедия»; Энциклопедия развития и обучения дошкольника;

- конспекты непосредственно-образовательной деятельности       по развитию мелкой моторики руки;

- В.Цвынтарный «Играем и развиваем речь»;

- Е. Косинова «У солнышка в гостях (пальчиковые игры для самых маленьких)»;

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через пальчиковые игры»

Известно, в раннем возрасте у ребенка закладываются такие важные качества, как моторная ловкость, сенсомоторная координация, чувство равновесия, развиваются структуры и функции головного мозга, что ра...

Проект на тему: ««Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредствам применения здоровьесберегающих технологий»

Задачи:Максимально использовать разные виды здровьесберегающих технологий, создать развивающую предметно-пространственную среду для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста Развивать...

ГМО творческой группы воспитателя раннего возраста «Карапус» «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковой гимнастики».

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо всё хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого по...

Проект "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством разных видов продуктивной деятельности" .

quot;В чем больше уверенности в движениях детской руки,тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее движения,ярче творческая стихия детского разума.А чем больше мастерства в детской руке, т...

Консультация для воспитателей«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр»

У большинства детей раннего возраста, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и ...

Конспект открытого занятия по ФЭМП во второе группе раннего возраста Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.

Цель: Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через игровой вид деятельности.Задачи:1) Обогащать сенсорный опыт детей;2) Обогащать пассивный словарь: «нанизывать»...

Конспект открытого занятия по ФЭМП в первой группе раннего возраста Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через игровой вид деятельности,  обобщить  умение  детей различать и называть свойства предметов – цвет, форма,...